Разные народы мира к самоубийствам относятся по-разному. Где-то нейтрально (мол, личное дело каждого), где-то негативно, где-то — с уважением. Чаще всего самоубийства не носят ритуального характера, это просто попытка мгновенно убрать груз накопившихся проблем.
Однако порой суицид является ритуалом, вдумчивым, обстоятельным, требующим от самоубийцы огромного самообладания и силы воли. Именно о таких ритуалах — с древности и до современности — речь и пойдет в нашей статье.
Содержание
- 1 Единство сердец
- 2 Мумия при жизни
- 3 Саллекхана — выбор джайн
- 4 Вдова в петле
- 5 Не только Азия
Единство сердец
Для европейского и американского термина «одновременное самоубийство влюбленных» у японцев имеется краткое определение — «синдзю», что в переводе означает «единство сердец».
Этот ритуал связан с весьма своеобразными отношениями в средневековом японском обществе, где мужчины и девушки не могли давать волю чувствам. В юности за них все решали родители, в зрелом возрасте их любви могли помешать крайне жесткие традиции. Но сердцу, как говорится, не прикажешь. Именно поэтому в XVII веке в Японии появилось понятие «синдзю».
В начале XVIII века совместные самоубийства влюбленных, которые волей обстоятельств не могли быть вместе, уносили больше жизней, чем эпидемии! В дальнейшем японское общество стало более терпимым к любовным связям, и потому синдзю стало не столь массовым. Хотя и сейчас Япония держит лидерство по одновременным убийствам влюбленных и супругов.
В отличие от харакири, где четко прописан ритуал расставания с жизнью, синдзю не вогнан в рамки. Если мужчина в паре был самураем, то он обычно убивал возлюбленную мечом, после чего им же вскрывал себе живот. Если же речь шла о низших сословиях — крестьянах, торговцах, — то они предпочитали вместе прыгать с высоты на острые камни. В общем, способ самоубийства не важен.
Главное, считали влюбленные японцы, так они могут соединиться хотя бы после смерти, если при жизни общество отказало им в этом. К слову, в Японии до сих пор большинство самоубийств молодые люди осуществляют, взявшись за руки и прыгая с высотных зданий. Нередко на синдзю решаются и пожилые супруги, измученные болезнями и решившие одновременно уйти из жизни. Но они выбирают менее экстравагантные способы суицида.
Мумия при жизни
У японцев вообще много традиций, завязанных на суицид. Но, пожалуй, самым необычным способом самоубийства (правда, не дошедшим до наших дней) является сокушинбутсу — прижизненная мумификация. Практиковали ее буддийские монахи, жившие на севере Японии.
Ритуал этот продолжался несколько лет. В течение этого времени монах, решивший стать Буддой (именно таковым признавали человека, сокушинбутсу которого прошло успешно), придерживался строгой диеты из орехов и семян, чтобы полностью убрать из тела жир. Затем монах еще около трех лет питался корой и довольно ядовитым отваром из смолы лакового дерева, делая свое тело непригодным в пищу для червей.
В конце концов буддист укрывался в крохотном каменном склепе, взяв с собой дыхательную трубку и колокольчик. Товарищи замуровывали его. Из склепа торчал лишь кончик дыхательной трубки. Время от времени будущий Будда звонил в колокольчик, давая понять, что он жив.
После того как звон прекращался, следовало выждать еще три года, после чего склеп вскрывали. Если все проходило успешно, умершего, сидевшего в позе лотоса, переносили в храм, где объявляли Буддой и поклонялись ему. Увы, согласно воспоминаниям современников, чаще всего в склепах находили не мумии, а разложившиеся трупы, которые для поклонения, конечно, не годились.
Саллекхана — выбор джайн
Ритуальное самосожжение вдов в Индии — сати. Женщина бросается в пламя погребального костра, на котором кремируют тело ее умершего мужа. Сати существует и в наши дни, хотя и строго запрещено властями. В отличие от обряда саллекхана, который практикуется тоже в Индии последователями религиозного течения джайнизм.
Религия эта напоминает индуизм, но некоторые принципы в ней доведены до крайности. Джайны верят в реинкарнацию, им запрещено убивать любое живое существо. Поэтому они ходят в масках, чтобы ненароком не проглотить комара или муху, а передвигаясь по улице, метут перед собой тротуар веником, чтобы случайно не раздавить какого-нибудь жучка или паучка.
Стоит ли говорить, что джайны — вегетарианцы в последней степени, они не едят даже клубни и корни растений. Когда кто-нибудь из них достигает высокой степени просветления и чувствует приближение смерти, он готовится к традиционному самоубийству — саллекхане.
Он просит разрешения у своего гуру и, получив его, сообщает о решении родным и близким. После этого джайн начинает беспрерывно медитировать, отказываясь от пищи и воды. Через некоторое время наступает смерть от истощения.
Джайн должен умереть в состоянии полной умиротворенности. Если это условие не соблюдено — например, он запаниковал или его стали мучить боли, мешающие медитации, ритуал прекращается. Если же саллекхана успешно завершается, то совершается пуджа — кремация тела усопшего с особыми почестями как человека, достигшего высот духовного развития.
Вдова в петле
У многих народов мира вдовы после смерти мужа совершали ритуальное самоубийство. Но, пожалуй, нигде это не было обставлено столь пышно, как в средневековом Китае.
Надо сказать, что покончить с собой здесь дозволялось только богатым и родовитым женщинам — женам сановников. И для самоубийства вдове следовало подать письменное прошение в «совет по ритуальным обрядам».
Женщина, сгорающая на погребальном костре мужа. Первая половина XVII века
В случае положительного ответа весь город оклеивали плакатами, сообщавшими о предстоящей церемонии. К назначенному дню на центральной площади возводили богато украшенную высокую платформу с виселицей. В день церемонии у помоста собирались все жители города, включая чиновников.
Вдова, сидевшая рядом с платформой на богато украшенном кресле, прощалась с друзьями. Прощание заканчивалось, и мандарин (старший из присутствовавших чиновников) делал женщине знак, что можно начинать. Вдова поднималась на платформу, надевала на шею петлю и спрыгивала вниз.
Тело еще находилось в петле, а чиновники подходили к родственникам погибшей и тепло поздравляли их. Эта традиция существовала в Китае вплоть до XX века.
Не только Азия
Ритуальные самоубийства наиболее широко были распространены в Азии, но ими не брезговали и народы, населявшие другие регионы. Наверное, первыми их стали практиковать шумеры — примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Археологи установили, что воины из личной охраны царя после его смерти должны были выпить яд, чтобы охранять своего повелителя и на том свете. А число приближенных телохранителей порой достигало нескольких десятков человек.
Чаще всего яд для ритуального самоубийства использовали древние греки. Патриции предпочитали вскрывать вены, сидя в теплой воде. Это считалось красивой и достойной смертью.
Ритуальное самоубийство совершали и пожилые кельты. У них считалось, что после 60 лет человек уже не играет никакой роли в этом мире и лишь отягощает окружающих. Поэтому старики поднимались на «скалу предков» (таковая обязательно имелась поблизости от места обитания каждого племени) и прыгали вниз, разбиваясь насмерть.
Оригинальный ритуал самоубийства под названием «прогулка», напоминающий харакири, придумали викинги. Вспоров себе живот и вырвав кусок тонкого кишечника, воин тройным узлом приматывал его к суку священного дерева и с мечом в руке обходил ствол вокруг. В конце концов, обмотав священное дерево своими потрохами, викинг падал замертво. Увы, источники не сообщают, в каких случаях совершался этот жуткий самоубийственный ритуал.
На Руси тоже практиковались ритуальные самоубийства. Так, у древних славян знатные жены нередко всходили на погребальный костер мужа. А массовые самосожжения староверов, предпочитавших жуткую смерть отказу от своей веры, тоже, конечно, можно считать ритуальным суицидом, не имевшим аналогов в мире.
И последнее, что хочется отметить. Подобные самоубийства — с долгими церемониями, обрядами и так далее — возможны только в обществе, где человеческая жизнь практически ничего не стоит. Когда общество достигает определенной ступени развития, ритуальный суицид сходит на нет.