Тибетские монахи веками изучали человека и пришли к четкому пониманию того, что такое смерть и что происходит после смерти. Согласно буддизму, смерть — это разделение ума и тела. У каждого живого существа есть разум или сознание, которое продолжает существовать после смерти тела и принимает новое перерождение.
Обычно имя Бардо используется для загробной жизни. Название Бардо означает «интервал между двумя вещами» и может использоваться для любого интервала. В контексте загробной жизни мы называем это Бардо Становления. Поскольку больше нет физического мира, в котором душа могла бы взаимодействовать, желания индивидуума переносят в значительной степени беспомощную душу через множество эмоциональных состояний. Поскольку внутреннее состояние души теперь немедленно проявляет себя, душа будет испытывать удовольствие, боль и другие эмоции в зависимости от внутренних качеств души. Ничто в Бардо не реально, все спроецировано душой, это похоже на состояние сна, в котором душа создает то, что она хочет испытать.
Тибетцы говорят, что сразу после смерти душа теряет сознание на какое-то время. Когда душа пробуждается, она сталкивается лицом к лицу с Дхармакайей, телом истины. Это всепроникающий свет, это чистое сознание. С сознательным усилием душа должна раствориться в свете и, таким образом, войти в состояние света и блаженства за пределами непрерывных циклов рождения и смерти, которым подвергается большинство душ. В этот момент все зависит от того, сможем ли мы осознать, что этот свет является истинной сущностью нашего существа. Однако немногие существа завершили необходимые приготовления, чтобы полностью осознавать это состояние. Для большинства душ сияние этого света слишком велико, и они уклоняются от него. Возможность просветления будет потеряна, хотя позже она снова появится, но более фрагментарно и мимолетно.
Душа снова пробуждается и сталкивается с ярким светом царства просветленных существ, также называемым царством Мирных и Гневных Божеств. Все Боги, Богини и мифические образы становятся живыми в сознании. Поскольку ЭГО приучено к дуалистическому восприятию, душа пытается цепляться за формы Мирных Божеств и отталкивается Гневными божествами. Когда ум воспринимает эти божества, он должен помнить, что у него все еще есть двойственное впечатление «я», переживающего «другое» (божества). Следует воспользоваться этой возможностью, чтобы преодолеть иллюзию дуальности и признать божества как проекции своего собственного разума. По сути, они не являются ни мирными, ни гневными, это всего лишь восприятие ума. Но большинство душ запутываются и упускают возможность освободиться. Привычные тенденции, такие как гнев, ненависть, привязанность, невежество и так далее, ведут душу к следующему этапу загробной жизни: шести сферам сансары, символизируемым хорошо известным Колесом Самсары или Рождением и смертью.
В нем мы видим Яму, бога смерти, держащего Колесо. В центре мы видим петуха, змею и свинью. Они символизируют «Три Яда»: невежество (свинья), которые вызывают отвращение (змея) и привязанность (петух). Змея и петух иногда принимаются за жадность и гордость. Все трое держат человека в замкнутом круге страданий. Вокруг него — существа, движущиеся вверх или вниз, символизирующие их прогресс или падение в их духовной жизни.
Когда человек умирает, он отправляется в загробную жизнь, которая делится на шесть сфер: царство богов (дэвов), царство полубогов (асуров или титанов), царство людей, царство голодных призраков, царство адских существ и царство животных. Куда душа пойдет в загробной жизни, зависит от того, как человек прожил жизнь и, следовательно, от его душевного состояния. Другими словами, это зависит от созданной им кармы. Поскольку все подсознательные вещи в душе поднимаются, и в зависимости от того, что является самой сильной тенденцией внутри нас, начинает преобладать одно из шести царств загробной жизни.
Если душа прожила жизнь, в которой она сделала много хорошего для других людей, она отправится в царство богов (дэвов). Однако многие находятся в иллюзии, что достигли самого высокого уровня. Они наполнены гордостью, снисходительностью и самодовольством. Когда ревность является сильнейшим чувством, душа отправляется в царство полубогов, поскольку они всегда сражаются за то, что имеют другие. Они связаны конкурентной обусловленностью и лежащими в основе чувствами неадекватности.
Царство людей или голодных призраков занято теми существами, чей голод ненасытен, не только для твердой пищи, но и для тонкой пищи, такой как знания и все виды стимуляции. Царство животных заполнено теми, кто настолько ограничен своими привычными тенденциями, что любая угроза их узкому и замороженному состоянию вызывает негодование. Царство существ ада отмечено катастрофической болью, паникой без отдыха. Итак, вы видите, что шесть сфер представляют собой разделение шести основных психологических характеристик, которые удерживают человеческий разум связанным с его проекциями в материальном мире.
Хотя в каждом ЭГО может преобладать определенная психологическая характеристика, и он пребывает в одном конкретном царстве в определенные периоды времени, будет происходить движение из одного царства в другое, потому что мы, как люди, заключаем в себе все эти царства.
Находясь в Бардо, человек должен проснуться от этих состояний сна или проекций души и начать медитировать, чтобы установить связь с божественным. Всегда есть возможность испытать истинную природу ума и чистое осознание. Только тогда душа может избежать царства загробной жизни.
Однако большинство душ перевоплощается снова, поскольку их желания и страсти ведут их к новому физическому телу. Говорят, что в загробной жизни душа остается сорок девять дней, прежде чем снова перевоплощаться, но это число следует воспринимать символически.