В каждом существе, включая человека, присутствует инстинкт самосохранения. Однако бывают случаи, когда этот инстинкт не срабатывает, и живое существо стремится к смерти…
Содержание
- 1 Синдром Вертера, или Смерть из подражания
- 2 Негативная информация
- 3 Программа самоуничтожения
- 4 Романтизация ухода
Синдром Вертера, или Смерть из подражания
После выхода в свет сентиментального романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века многие молодые люди, потерпевшие фиаско на любовном фронте, в подражание главному герою совершали акт самоубийства, стреляя себе в голову. Бестселлер имел небывалый успех — молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер и говорили как Вертер. Четверть века спустя Наполеон Бонапарт, обеспокоенный нескончаемой чередой самоубийств у себя в армии, даже запретил чтение этого романа.
Большинство современников Гете искренне полагали, что писатель совершил непростительную ошибку, внушив молодежи гибельную мысль. Пик самоубийств в подражание Вертеру закончился только с началом XIX века. Но и в последующие годы мода на суицид неоднократно возобновлялась. Поводом к этому служила добровольная смерть кого-либо из знаменитостей, причем их поклонники, пожелавшие отправиться вслед за ними на тот свет, использовали именно тот способ сведения счетов с жизнью, что и кумир.
Волна подражаний в России того времени была вызвана выходом в свет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня сводит счеты с жизнью, страдая от несчастной любви. Она бросается в пруд. Поскольку место этого печального события было указано писателем точно — Лисин пруд вблизи Симонова монастыря в Подмосковье, — вся история воспринималась как подлинная. Именно Лисин пруд и стал традиционным местом, куда приходили топиться все девицы, разочаровавшиеся в любви. Пруд вскоре переименовали в Лизин пруд, а кора окружающих его деревьев была изрезана надписями несчастных любовников, которые не нашли в себе силы для самоубийства, но реализовали эту потребность эпистолярным способом.
Негативная информация
Известно, что феномен Вертера в последующие годы повторялся, но уже в новых вариациях. Многие молодые американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь самоубийством, приняв лошадиную дозу снотворного. Копировали самоубийства не только кумиров, но и вполне обыкновенных людей. Примером является настоящая эпидемия очень мучительных способов самоубиения посредством питья уксусной кислоты, распространившаяся в начале XX века по всей Европе. Ученые считают, что подражательные самоубийства чаще всего встречаются среди молодых людей и девиц, подверженных групповому конформизму, с неустойчивой психикой.
Этот феномен был детально изучен во второй половине XX века американским социологом Д. Филипсом. Им было установлено, что широкое освещение случаев самоубийств по телевидению и в печати действует как реклама, после которого частота суицидов значительно возрастает. Более того, увеличивается и количество несчастных случаев со смертельным исходом, что поначалу было совсем уж непонятно. Казалось бы, что может быть общего между суицидом и гибелью, например, в автокатастрофе?
Д. Филипс установил, что не столько сам факт самоубийства влияет на сознание людей, сколько масштабные сообщения о нем. Аварии и несчастные случаи со стабильным постоянством происходили именно в тех регионах, где эпизоды завершенных суицидов становились известными населению. Ученый сделал вывод: навязчивые сообщения в прессе о случаях наложения на себя рук вызывают подсознательное желание подражания у всех тех, кто имел хотя бы незначительные недовольства жизнью. Д. Филипс пришел к заключению, что несчастные случаи — это тоже специфический вид самоуничтожения, когда человек стремится к смерти подсознательно.
Им установлено, что наибольший риск попасть в аварию или погибнуть во время авиакатастрофы возникает после трех-четырех суток со времени сообщения. Примерно через семь дней вновь возникает опасность подобных несчастных случаев. И только через десять дней синдром Вертера теряет силу.
Поскольку запретить прессе сообщать о самоубийствах в условиях демократического государства не представляется возможным, психологи рекомендуют после каждой такой новости быть особо внимательным в своем поведении. В дни риска, пока это не забудется, нужно быть осторожным за рулем автомобиля, не совершать воздушных путешествий, избегать рискованных поездок и экстремальных видов спорта. Идеальным было бы вообще не читать газет, не смотреть телевизор и сидеть дома, не выходя на улицу, но в современных условиях это почти невозможно.
Программа самоуничтожения
Психологи считают, что такая программа заложена в каждой живой твари. Впервые об этом заявил отец психоанализа Зигмунд Фрейд, назвав эту исподволь действующую тенденцию «инстинктом смерти». У животных она включается, когда резкий рост численности особей одного вида угрожает гибелью всему сообществу вследствие нехватки корма. Считается, что именно «зов смерти» и объясняет массовые самоубийства дельфинов, выбрасывающихся на берег, и леммингов, тысячами бросающихся в воду. Такой «зов смерти» имеется и у особей с физическими дефектами, которые уходят из стаи, чтобы сохранить выживаемость вида. В немалой степени это относится и к людям.
В этом случае программу самоуничтожения могут запустить климатические аномалии, нарушения экологии, социальные и личные потрясения, а также различного рода девиантные учения и секты, романтизирующие и приветствующие смерть. Примером последнего является массовое самоубийство членов секты «Храм народов» 18 ноября 1978 года, когда в джунглях Гайаны добровольно покончили с собой почти 1000 человек, среди которых были и 270 детей, которые вряд ли сделали это добровольно. Причиной явился религиозный фанатизм членов этой «коммуны» с беспрекословной верой своему лидеру Джиму Джонсу, инициировавшему этот беспрецедентный массовый суицид.
Романтизация ухода
В прошлые годы тема смерти у нас была под запретом, поскольку коммунистическая мораль, не принимающая идей загробного существования, считала смерть проигрышем в борьбе за существование — даже если погибал очень старый и измученный болезнью человек. В последующие годы, со снятием табу на тему смерти и рассуждений о ней, маятник качнулся в обратную сторону. Люди стали не только интересоваться предметом смерти и тем, что лежит за ней, но и активно использовать заупокойную символику как средство украшения и развлечения. Она и сегодня повсюду: на многочисленных кулонах, перстнях, шляпках, маечках и банданах, на татуировках с изображением костяков и «веселого Роджера»
и в праздновании совсем не нашего, кельтского Хеллоуина с карнавальными костюмами «забавных» скелетов. Не обошла сия мода и младшее поколение — детишек развлекают страшилки типа мультика «Воины-скелеты» или детского йогурта «Скелетоны». Своеобразным итогом всего этого является появление неформальных молодежных группировок, возводящих смерть в культ. Готы и готический стиль — субкультура, романтизирующая смерть. Несмотря на название, она не имеет ничего общего ни со средневековым германским племенем, ни с архитектурой европейских соборов. Некрофильные тенденции и подчеркнуто мрачное, депрессивное понимание действительности у готов распространяется не только на окружение, одежду и макияж, но и на самих себя -сколько молодых людей уже покончили с собой, отравленные этой идеологией…
Вся беда заключается в том, что в последние годы люди стали более чувствительными, и программа самоуничтожения активируется не только от моды или пропаганды, но и от малейших ударов судьбы. Однако были времена, когда такая программа отсутствовала полностью. Вспомним время Великой Отечественной войны, когда случаи суицида были редкостью. Более того, несмотря на голод и недостаток лекарств, люди во время войны болели мало. Военные врачи отмечали поразительные случаи живучести, когда у солдат, сутками находившихся в окопах, происходило самоизлечение от язвы желудка и других хронических болезней, которыми они страдали с довоенных пор.
Сегодня твердо установлено, что постоянная стрессовая готовность и физические нагрузки, несмотря на всю их опасность, вызывают выделение в организме эндорфинов — веществ, усиливающих жизненный тонус и смягчающих негативные переживания. Отсюда понятно, почему у молодежи, лишенной трудной романтики битв и великих строек, как у их отцов и особенно дедов, возникают угнетающие психику идеи, окрашенные кладбищенской тематикой.
По причине невостребованности и ничегонеделания многие пожилые люди тоже не живут долго, выйдя на пенсию. Вынужденная праздность с отсутствием физической и психической активности приводит их к скорой смерти от различных, чаще всего внутренних, причин. Следовательно, любой труд -это единственная защита от унылого «зова смерти».