Почему материалистическая наука не может объяснить предсмертные переживания - «Жизнь после смерти» » «Территория Заблуждений»
Меню

Жизнь после смерти

Добавлено: 04-дек-2018, 15:36

Почему материалистическая наука не может объяснить предсмертные переживания - «Жизнь после смерти»


Почему материалистическая наука не может объяснить предсмертные переживания - «Жизнь после смерти»
В марте 1987 г. Дон Жиллотт поступила в Northampton General Hospital в Великобритании с тяжёлой формой пневмонии. Её поместили в блок интенсивной терапии, и врачи решили произвести трахеотомию, потому что она не могла дышать.


В своей книге «Истина в Свете» Питер и Элизабет Фенвик цитируют её рассказ: «В следующий момент я оказалась под потолком и смотрела на себя сверху вниз. Одна из медсестёр говорила голосом, в котором сквозило отчаяние: «Дыши, Дон, дыши». Доктор нажимал на мою грудную клетку, все вокруг суетились.



«Я не могла понять ажиотажа, мне не было больно. Затем они повезли моё тело в операционную. Я последовала за своим телом и затем отправилась в самое необыкновенное путешествие в своей жизни.


«Я летела вниз по цилиндрическому туннелю, в конце которого виднелся яркий, тёплый, влекущий свет. Похоже, я летела со значительной скоростью, но мне было хорошо, боли не было, только покой.


В конце тоннеля было прекрасное открытое поле, чудесный запах летних цветов. Справа была скамейка, где сидел мой дедушка (он умер семь лет назад). Я села рядом с ним. Он спросил, как я себя чувствую, как семья. Я ответила, что довольна и счастлива, и в семье всё хорошо.


«Он сказал, что беспокоится о моём сыне; ему нужна мать, он слишком мал, чтобы его оставлять. Я сказала дедушке, что не хочу возвращаться, хочу остаться с ним. Но дедушка настаивал, что я должна вернуться ради моих детей. Я спросила его, придёт ли он за мной, когда придёт моё время. Он проговорил: «Да, я вернусь через четыре…». Тут моё тело как бы подпрыгнуло. Я посмотрела вокруг и увидела, что снова нахожусь в БИТе.


«Я честно верю в то, что случилось, что существует жизнь после смерти. Я не боюсь смерти так, как до болезни».


Описанный выше опыт предсмертного переживания – не редкость. Сотни схожих случаев были тщательно зарегистрированы в нескольких разных странах. Люди рассказывали, что во время серьёзной болезни или травмы они оставляли свои тела, наблюдали окружающую обстановку, входили в тоннель, выходили в другом мире, где встречали умерших друзей или родственников, прежде чем вернуться в своё тело. Приведённый выше случай не особенно впечатляющий.


На первый взгляд, такие случаи означают, что в обстоятельствах, когда существует угроза для жизни, наша сознательная часть может отделиться от физического тела и путешествовать в другие миры. Подавляющее большинство тех, кто пережил такой опыт, полностью убеждены в существовании жизни за чертой смерти.


Однако есть те, кто возражает, и те, кто утверждает, что такие переживания просто не могут быть тем, чем кажутся на первый взгляд.


Душа и тело


Я начал исследование для моей недавно вышедшей книги «Наука и предсмертные переживания» с рассмотрения вопроса о том, зависит ли сознание от мозга. Были рассмотрены различные материалистические теории по этому вопросу, и я обнаружил, что все аргументы в пользу зависимости умственного от физического, такие как влияние возраста, болезней, мозговых травм и наркотических средств на сознание являются предположениями.


Все материалистические аргументы основываются на допущении, что соотношение между активностью мозга и сознанием всегда является отношением причины и следствия и никогда – следствия и причины. Но это допущение не является истинным, и оно не единственно возможное, согласно вышеупомянутым фактам.


Идея о том, что мозг является посредником между сознанием и телом, также согласуется с наблюдающимися фактами, или, другими словами, функция мозга подобна работе двухстороннего приёмника-передатчика, иногда от тела к сознанию, а иногда от сознания к телу.


Идея о том, что мозг функционирует как посредник между телом и сознанием, известна с древности, её также поддерживали современные мыслители, такие как Генри Бергсон, Уильям Джеймс и Фердинанд Шиллер.


Форма интерактивного дуализма была также подтверждена современными философами, включая Курта Дюкасса и Нила Гроссмана, а также выдающимися учёными, занимающимися изучением мозга, включая прославленного нейрохирурга Уайльдера Пенфилда и Нобелевского лауреата, сэра Джона Экклса. Современная физика также поддерживает дуалистическую модель взаимоотношения мозга и сознания.


В самом деле, гипотеза передачи может объяснить всё, что объясняет гипотеза продуцирования, например, воздействие на сознание наркотических средств и повреждений мозга, а также многие явления, которые просто невозможно объяснить продуцированием.


Самыми впечатляющими из феноменов, описанных в моей книге, являются предсмертные переживания (ПСП), при которых люди рассказывали, как, находясь на грани смерти, они выходили из тела, в деталях рассматривали окружающую обстановку, передвигались по тоннелю, иногда встречали умерших родственников и друзей или загадочное Божественное существо.


Во многих из этих случаев люди точно описывали детали окружающей обстановки, однако медперсонал, присутствующий в то время, позднее удостоверял, что пациент находился в бессознательном состоянии, при котором активность мозга незначительна или вовсе невозможна.


Было сделано много попыток объяснить эти переживания в рамках материалистической теории. В целях краткости я рассмотрю два наиболее распространённых материалистических объяснения: что ПСП представляет собой галлюцинации, вызванные недостатком кислорода в угасающем мозгу, и что ПСП является результатом височной эпилепсии.


Недостаток кислорода вызывает ОСП?


Дин Эделл хорошо известен своим отношением к этому явлению. Во время радиопередачи 20 января 1999 года он заявил: «Предсмертные переживания являются результатом кислородного голодания. Ничего больше».


Последствия кислородного голодания – аноксии – хорошо известны. Его часто испытывают альпинисты, оно воспроизведено в лабораторных условиях. При моделировании полётов во время тренировок лётчиков часто подвергают острой аноксии, чтобы убедиться, что они успеют во время надеть кислородную маску. Те, кто не успевают, не переживают ПСП: они испытывают смятение и дезориентацию, иногда пытаясь посадить самолёт-тренажёр на облака, прежде чем теряют сознание.


В книге «Истина в Свете» приводится рассказ лётчика, который пережил как аноксию, так и классическое ПСП. Когда Аллан Принг служил лётчиком RAF, он пережил аноксию при полёте на большой высоте, а годы спустя он испытал ПСП. Вот что он рассказал:



«Я чувствовал, что плыву по тёмному тоннелю, умиротворённо и спокойно, при этом в бодрствующем и осознанном состоянии. Я знаю, что ощущение пребывания в тоннеле приписывают кислородному голоданию мозга, но как бывший пилот, который пережил нехватку кислорода на большой высоте, я могу заявить, что между этими состояниями нет ничего общего. Наоборот, всё ПСП с начала до конца было кристально ясным и воспоминание о нём оставалось таким же на протяжении последних пятнадцати лет».


Височная эпилепсия вызывает ПСП?


Приступы эпилепсии случаются из-за аномальных электрических разрядов в мозгу, а височная эпилепсия может вызывать слуховые и зрительные галлюцинации, вспышки памяти, ощущение дежа вю, и реже – ощущение пребывания «вне тела».


Некоторые исследователи считают именно эти приступы первопричиной предсмертных переживаний. Было показано, что недостаточное поступление кислорода в мозг увеличивает чувствительность мозга к приступам эпилепсии, включая височную эпилепсию.


Схожие исследования других неврологов подтверждают вывод о том, что электрическая стимуляция височных долей приводит к обыденным явлениям, которые мало чем напоминают ПСП. В 1978 году Эрик Хальгрен, Ричард Вальтер, Диана Черлоу и Поль Крандалл из Reed Neurological Research Center at the UCLA School of Medicine, Лос-Анджелес, Калифорния, провели тысячи таких исследований и пришли к заключению:


«Из 3495 стимуляций медиальных височных долей у 36 психомоторных эпилептиков 267 сопровождались сообщениями о ментальных явлениях, включая галлюцинации целых сцен, дежа вю, беспокойство, различные ощущения во внутренних органах, амнезию и несформировавшиеся сенсорные ощущения. Наши данные позволяют предположить, что ментальные явления, спровоцированные стимуляцией медиальных височных долей, являются идиосинкратическими и изменчивыми и связаны с личностью стимулируемого пациента.


Не столь давно Майкл Персингер, психолог Лаврентьевского Университета в Канаде, имитировал височную эпилепсию при помощи электромагнитной стимуляции. Он посадил участников эксперимента в специальную камеру, где они находились в полной темноте (на них были светозащитные очки). Испытуемым надели специальные шлемы и через височную плоскость пропускали слабые магнитные поля. Во время 20-30-минутного воздействия участники рассказывали о своих ощущениях, которые записывались.


Наиболее распространёнными были ощущения головокружения, чего-то необычного и покалывания, хотя 55% сообщили, что «как будто находились где-то», а 39% сообщили, что как будто оставили своё тело или ощущали «отрешённость».


Другими часто встречающимися ощущениями были вибрации и чувство страха. Самые распространённые ощущения – «головокружение и покалывания» – не характерны для предсмертных переживаний. «Вибрации», «страх или ужас», «странные запахи» и «странный вкус» также редко встречаются (если вообще бывают), как часть ПСП.


Более того, участники эксперимента были в состоянии разговаривать с экспериментатором и сообщали о своих ощущениях по мере того, как они случались, другими словами, они находились «в этом мире» и не переживали чувство перехода в другую реальность.


В 2004 году шведская группа исследователей попыталась воспроизвести данные, полученные Персингером, используя оборудование из его лаборатории. В эксперименте, проведённом под руководством Пера Гранквиста на базе Университета Упсала, Швеция, участвовали 89 студентов, некоторые из них подвергались воздействию магнитного поля, а другие – нет. Шведские исследователи также пригласили в качестве консультанта Стенли Корена, соавтора Персингера, чтобы убедиться, что условия воспроизведения оптимальные.


Группа Гранквиста не обнаружила абсолютно никакого воздействия магнитных полей. Единственным характерным признаком, по которому можно было предсказать сообщение испытуемого, были его личностные свойства. Участники эксперимента, которых на основе опроса отнесли в категорию «в высокой степени внушаемые», надев шлемы, сообщили о странных переживаниях, независимо от того, пропускался электрический ток или нет. Гранквист и его группа пришли к заключению, что результаты исследований Персингера можно объяснить общеизвестной психологией внушения.


Наконец, насколько близко настоящие приступы эпилепсии напоминают ПСП? Эрнст Родин, главный врач Epilepsy Center of Michigan и профессор неврологии в Wayne State University, внёс ясность в этот вопрос в статье «Комментарии к «Нейробиологической модели предсмертных переживаний”», опубликованной в Journal of Near-Death Studies в 1989 году: «Главным критерием ПСП являются ощущение покоя и даже блаженства, знание того, что умер и, следовательно, больше не привязан к физическому телу. Наблюдая за три десятилетия профессиональной деятельности сотни пациентов с височной эпилепсией, я никогда не встречал такую совокупность симптомов во время приступов эпилепсии».


Наоборот, в отличие от радости и покоя, характерных для большинства ПСП, приступы эпилепсии сопровождаются чувством страха, одиночества и печали. Приступы и электрическая стимуляция коры головного мозга не вызывают образов общения с умершими родственниками в другом мире.


Я рассмотрел все другие попытки приписать ПСП неправильному функционированию головного мозга, и ни одна не выдержала тщательного изучения. Я окончательно пришёл к заключению, что ПСП действительно является подлинным отделением души от тела на ранних стадиях биологической смерти.


*****


Крис Картер получил образование в Оксфордском университете по специальностям философия и экономика. Является автором книги «Наука и предсмертные переживания».



Крис КАРТЕР


В марте 1987 г. Дон Жиллотт поступила в Northampton General Hospital в Великобритании с тяжёлой формой пневмонии. Её поместили в блок интенсивной терапии, и врачи решили произвести трахеотомию, потому что она не могла дышать. В своей книге «Истина в Свете» Питер и Элизабет Фенвик цитируют её рассказ: «В следующий момент я оказалась под потолком и смотрела на себя сверху вниз. Одна из медсестёр говорила голосом, в котором сквозило отчаяние: «Дыши, Дон, дыши». Доктор нажимал на мою грудную клетку, все вокруг суетились. «Я не могла понять ажиотажа, мне не было больно. Затем они повезли моё тело в операционную. Я последовала за своим телом и затем отправилась в самое необыкновенное путешествие в своей жизни. «Я летела вниз по цилиндрическому туннелю, в конце которого виднелся яркий, тёплый, влекущий свет. Похоже, я летела со значительной скоростью, но мне было хорошо, боли не было, только покой. В конце тоннеля было прекрасное открытое поле, чудесный запах летних цветов. Справа была скамейка, где сидел мой дедушка (он умер семь лет назад). Я села рядом с ним. Он спросил, как я себя чувствую, как семья. Я ответила, что довольна и счастлива, и в семье всё хорошо. «Он сказал, что беспокоится о моём сыне; ему нужна мать, он слишком мал, чтобы его оставлять. Я сказала дедушке, что не хочу возвращаться, хочу остаться с ним. Но дедушка настаивал, что я должна вернуться ради моих детей. Я спросила его, придёт ли он за мной, когда придёт моё время. Он проговорил: «Да, я вернусь через четыре…». Тут моё тело как бы подпрыгнуло. Я посмотрела вокруг и увидела, что снова нахожусь в БИТе. «Я честно верю в то, что случилось, что существует жизнь после смерти. Я не боюсь смерти так, как до болезни». Описанный выше опыт предсмертного переживания – не редкость. Сотни схожих случаев были тщательно зарегистрированы в нескольких разных странах. Люди рассказывали, что во время серьёзной болезни или травмы они оставляли свои тела, наблюдали окружающую обстановку, входили в тоннель, выходили в другом мире, где встречали умерших друзей или родственников, прежде чем вернуться в своё тело. Приведённый выше случай не особенно впечатляющий. На первый взгляд, такие случаи означают, что в обстоятельствах, когда существует угроза для жизни, наша сознательная часть может отделиться от физического тела и путешествовать в другие миры. Подавляющее большинство тех, кто пережил такой опыт, полностью убеждены в существовании жизни за чертой смерти. Однако есть те, кто возражает, и те, кто утверждает, что такие переживания просто не могут быть тем, чем кажутся на первый взгляд. Душа и тело Я начал исследование для моей недавно вышедшей книги «Наука и предсмертные переживания» с рассмотрения вопроса о том, зависит ли сознание от мозга. Были рассмотрены различные материалистические теории по этому вопросу, и я обнаружил, что все аргументы в пользу зависимости умственного от физического, такие как влияние возраста, болезней, мозговых травм и наркотических средств на сознание являются предположениями. Все материалистические аргументы основываются на допущении, что соотношение между активностью мозга и сознанием всегда является отношением причины и следствия и никогда – следствия и причины. Но это допущение не является истинным, и оно не единственно возможное, согласно вышеупомянутым фактам. Идея о том, что мозг является посредником между сознанием и телом, также согласуется с наблюдающимися фактами, или, другими словами, функция мозга подобна работе двухстороннего приёмника-передатчика, иногда от тела к сознанию, а иногда от сознания к телу. Идея о том, что мозг функционирует как посредник между телом и сознанием, известна с древности, её также поддерживали современные мыслители, такие как Генри Бергсон, Уильям Джеймс и Фердинанд Шиллер. Форма интерактивного дуализма была также подтверждена современными философами, включая Курта Дюкасса и Нила Гроссмана, а также выдающимися учёными, занимающимися изучением мозга, включая прославленного нейрохирурга Уайльдера Пенфилда и Нобелевского лауреата, сэра Джона Экклса. Современная физика также поддерживает дуалистическую модель взаимоотношения мозга и сознания. В самом деле, гипотеза передачи может объяснить всё, что объясняет гипотеза продуцирования, например, воздействие на сознание наркотических средств и повреждений мозга, а также многие явления, которые просто невозможно объяснить продуцированием. Самыми впечатляющими из феноменов, описанных в моей книге, являются предсмертные переживания (ПСП), при которых люди рассказывали, как, находясь на грани смерти, они выходили из тела, в деталях рассматривали окружающую обстановку, передвигались по тоннелю, иногда встречали умерших родственников и друзей или загадочное Божественное существо. Во многих из этих случаев люди точно описывали детали окружающей обстановки, однако медперсонал, присутствующий в то время, позднее удостоверял, что пациент находился в бессознательном состоянии, при котором активность мозга незначительна или вовсе невозможна. Было сделано много попыток объяснить эти переживания в рамках материалистической теории. В целях краткости я рассмотрю два наиболее распространённых материалистических объяснения: что ПСП представляет собой галлюцинации, вызванные недостатком кислорода в угасающем мозгу, и что ПСП является результатом височной эпилепсии. Недостаток кислорода вызывает ОСП? Дин Эделл хорошо известен своим отношением к этому явлению. Во время радиопередачи 20 января 1999 года он заявил: «Предсмертные переживания являются результатом кислородного голодания. Ничего больше». Последствия кислородного голодания – аноксии – хорошо известны. Его часто испытывают альпинисты, оно воспроизведено в лабораторных условиях. При моделировании полётов во время тренировок лётчиков часто подвергают острой аноксии, чтобы убедиться, что они успеют во время надеть кислородную маску. Те, кто не успевают, не переживают ПСП: они испытывают смятение и дезориентацию, иногда пытаясь посадить самолёт-тренажёр на облака, прежде чем теряют сознание. В книге «Истина в Свете» приводится рассказ лётчика, который пережил как аноксию, так и классическое ПСП. Когда Аллан Принг служил лётчиком RAF, он пережил аноксию при полёте на большой высоте, а годы спустя он испытал ПСП. Вот что он рассказал: «Я чувствовал, что плыву по тёмному тоннелю, умиротворённо и спокойно, при этом в бодрствующем и осознанном состоянии. Я знаю, что ощущение пребывания в тоннеле приписывают кислородному голоданию мозга, но как бывший пилот, который пережил нехватку кислорода на большой высоте, я могу заявить, что между этими состояниями нет ничего общего. Наоборот, всё ПСП с начала до конца было кристально ясным и воспоминание о нём оставалось таким же на протяжении последних пятнадцати лет». Височная эпилепсия вызывает ПСП? Приступы эпилепсии случаются из-за аномальных электрических разрядов в мозгу, а височная эпилепсия может вызывать слуховые и зрительные галлюцинации, вспышки памяти, ощущение дежа вю, и реже – ощущение пребывания «вне тела». Некоторые исследователи считают именно эти приступы первопричиной предсмертных переживаний. Было показано, что недостаточное поступление кислорода в мозг увеличивает чувствительность мозга к приступам эпилепсии, включая височную эпилепсию. Схожие исследования других неврологов подтверждают вывод о том, что электрическая стимуляция височных долей приводит к обыденным явлениям, которые мало чем напоминают ПСП. В 1978 году Эрик Хальгрен, Ричард Вальтер, Диана Черлоу и Поль Крандалл из Reed Neurological Research Center at the UCLA School of Medicine, Лос-Анджелес, Калифорния, провели тысячи таких исследований и пришли к заключению: «Из 3495 стимуляций медиальных височных долей у 36 психомоторных эпилептиков 267 сопровождались сообщениями о ментальных явлениях, включая галлюцинации целых сцен, дежа вю, беспокойство, различные ощущения во внутренних органах, амнезию и несформировавшиеся сенсорные ощущения. Наши данные позволяют предположить, что ментальные явления, спровоцированные стимуляцией медиальных височных долей, являются идиосинкратическими и изменчивыми и связаны с личностью стимулируемого пациента. Не столь давно Майкл Персингер, психолог Лаврентьевского Университета в Канаде, имитировал височную эпилепсию при помощи электромагнитной стимуляции. Он посадил участников эксперимента в специальную камеру, где они находились в полной темноте (на них были светозащитные очки). Испытуемым надели специальные шлемы и через височную плоскость пропускали слабые магнитные поля. Во время 20-30-минутного воздействия участники рассказывали о своих ощущениях, которые записывались. Наиболее распространёнными были ощущения головокружения, чего-то необычного и покалывания, хотя 55% сообщили, что «как будто находились где-то», а 39% сообщили, что как будто оставили своё тело или ощущали «отрешённость». Другими часто встречающимися ощущениями были вибрации и чувство страха. Самые распространённые ощущения – «головокружение и покалывания» – не характерны для предсмертных переживаний. «Вибрации», «страх или ужас», «странные запахи» и «странный вкус» также редко встречаются (если вообще бывают), как часть ПСП. Более того, участники эксперимента были в состоянии разговаривать с экспериментатором и сообщали о своих ощущениях по мере того, как они случались, другими словами, они находились «в этом мире» и не переживали чувство перехода в другую реальность. В 2004 году шведская группа исследователей попыталась воспроизвести данные, полученные Персингером, используя оборудование из его лаборатории. В эксперименте, проведённом под руководством Пера Гранквиста на базе Университета Упсала, Швеция, участвовали 89 студентов, некоторые из них подвергались воздействию магнитного поля, а другие – нет. Шведские исследователи также пригласили в качестве консультанта Стенли Корена, соавтора Персингера, чтобы убедиться, что условия воспроизведения оптимальные. Группа Гранквиста не обнаружила абсолютно никакого воздействия магнитных полей. Единственным характерным признаком, по которому можно было



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости