Полноценный запуск нового аэропорта Стамбула отложен ориентировочно до 31 декабря. Ранее он планировался на конец октября. Тем не менее небольшое количество рейсов все же будет совершаться из нового аэропорта в эти два месяца, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Авиакомпания Turkish Airlines - ключевой перевозчик в будущем аэропорту - намерена запустить оттуда несколько маршрутов с 29 октября. Это будут внутренние рейсы в крупнейшие города Турции - Анкару, Анталью, Измир, а также в Турецкую республику Северного Кипра (Эркан) и Азербайджан (Баку). Причем это будут не переведенные из старого аэропорта Ataturk, а дополнительные рейсы. Также 29 октября - в юбилей образования современного турецкого государства - состоится официальное открытие аэропорта.
Продажа билетов на эти рейсы открыта, их можно обнаружить по коду нового аэропорта - ISL. Не вполне ясно, сохранится ли этот код после полного перевода туда рейсов, или новому аэропорту перейдет код аэропорта Ataturk - IST. Цены на дополнительные рейсы в ряде случаев ниже, чем на обычные из старого аэропорта.
Таким образом, предполагается, что до конца года Turkish Airlines будет единственной летающей из нового аэропорта авиакомпанией. Ранее планировалось, что все перевозчики перейдут из старого аэропорта в новый в течение двух суток в конце октября, но теперь этот процесс отложен на новогодние дни. Не вполне пока ясно, почему выбрано именно 31 декабря - интенсивность полетов в Новый год в Турции снижается мало. Впрочем, эти планы еще могут корректироваться.
Новый аэропорт находится приблизительно в 40 километрах к северо-западу от центра Стамбула, недалеко от берега Черного моря. К нему проложена линия метро, которая позволит добираться туда за полчаса, однако она заработает не ранее лета 2019 года, возможно позднее. До тех пор добираться туда придется такси или автобусами. Предварительно назначено 18 экспрессных маршрутов из различных районов города, три из них - с азиатской стороны Стамбула. Интервалы движения составят 15-30 минут, автобусы будут оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным интернетом и портами для зарядки мобильной электроники. Поездка на такси по незагруженной трассе из центра занимает около 40-60 минут, однако после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги сильно возрастет и время в пути может увеличиться.
Гигантский новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Первоначально в работе будет три взлетно-посадочных полосы, в перспективе их число возрастет до шести. В аэропорту предполагается более 500 стоек регистрации на 13 "островах", 228 кабин паспортного контроля, 143 телетрапа (на первом этапе их может быть немного меньше), более 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны также стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты на выходах на посадку и прочие инновации.
На начальном этапе терминал будет иметь пять пирсов, один из которых предназначен для внутренних рейсов. Как и в большинстве других крупных аэропортов мира, новый аэропорт Стамбула будет "тихим": объявлений о регистрации или начале посадки не будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих из стран Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля безопасности при пересадке на другой рейс - они будут выходить из самолета сразу в чистую зону вылета.
Планируется, что в аэропорту появится отель на 451 комнату (под брендом Yotel). Парковки аэропорта будут рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. Часть сервисов, кафе и тому подобного может начать работать несколько позже открытия терминала или перевода основной массы рейсов.
Новый аэропорт позволит значительно увеличить число рейсов в Стамбул, в том числе из России. Он также радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с давно переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме того, резко снизится число рейсов, обслуживаемых на удаленных стоянках без телетрапов.
Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не будет. Во-первых, еще по крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (затем они будут также переведены в новый аэропорт). Во-вторых, там останется авиация общего назначения и деловая авиация. Наконец, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере часть терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще часть территории может стать парком.
Автор: Юрий Плохотниченко