Боинг 737-29, летевший рейсом AQ 243 на Гонолулу начал разваливаться прямо в воздухе. Шансов выжить в такой ситуации у экипажа и пассажиров было один на миллион, не больше.
Содержание
- 1 28.04.1988г, 13:58, аэропорта Кахулуи о. Мауи, Гавайи
- 2 Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines
- 3 А между тем…
- 4 Авария на высоте 7.500 метров
- 5 Экстремальная посадка
28.04.1988г, 13:58, аэропорта Кахулуи о. Мауи, Гавайи
Несколько служащих аэропорта, прикрывая руками глаза от солнца, смотрели на заходящий на посадку Боинг. Этого самолета не было в расписании. «Как-то странно на посадку идет, на левое крыло заваливается», — заметил один. «И скорость почему-то не снижает – он что, ненормальный, на такой скорости садиться?», — ответил ему второй.
«Господи Исусе!» — раздался чей-то шепот: у снижающегося самолета отсутствовала часть фюзеляжа! Словно гигантский монстр вцепился зубами в тело Боинга и вырвал с мясом значительную его часть. Над летным полет раздался истошный женский крик.
Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines
Боинг с регистрационным номером N73711 был старейшим самолетом в Aloha Airlines. Выпущенный в 1969 году, он несколько раз сменил хозяина-авиакомпанию и несколько раз менял имя. Теперь он назывался Queen Liliuokalani и работал «рейсовым автобусом», летая между островами архипелага. Каждый день он совершал 8-10 рейсов, каждый длительностью не более 30-40 минут.
28 апреля борт должен был лететь по маршруту о. Гавайи-Гонолулу. Время полета – 35 минут. Командир экипажа – Роберт Шорнштаймер (10 лет стажа, 8.500 часов налета), второй пилот — Мэделин Л. Томпкинс (8 лет стажа, 8.000 часов налета) и три стюардессы. Боинг прошел предполетный досмотр (все нормально, самолет к полету готов). В 13:25 Queen Liliuokalani, имея на борту 95 человек, оторвался от взлетной полосы и взял курс на Гонолулу.
А между тем…
А между тем к апрелю 1988 года Боинг успел налетать более 35.400 часов, большая часть из которых приходилась на короткие маршруты между аэропортами Гавайских островов. Самая сложная и ответственная часть каждого полета – это взлет-посадка, когда самолет испытывает сильнейшие нагрузки. Каждый взлет и каждая посадка – это сильнейший удар по всей машине, «микро-инфаркт», который никогда не проходит бесследно.
Боинг Queen Liliuokalani, летая на внутренних рейсах, переносил по 15-20 таких «микро-инфарктов» ежедневно. За 19 лет он «напрыгал» по Гавайским островам почти 90.000 циклов взлет-посадка – абсолютный рекорд того времени для машин такого класса. Соленый морской воздух не способствовал здоровью самолета – оно было сильно подорвано. Машине давно пора было уйти на пенсию, но наступал новый день, и Queen Liliuokalani снова поднимался в воздух.
Авария на высоте 7.500 метров
В 13:48 Боинг достиг эшелона FL240 (7.500м). На этой высоте разница давлений внутри самолета и снаружи — трехкратная. Достаточно малейшей микротрещины, чтобы катастрофа стала неизбежной. В 13:48 змейка трещины побежала прямо по потолку салона первого класса и под давлением изнутри самолет начал раскрываться как консервная банка.
В доли секунды сорвало 35 кв. м. фюзеляжа вместе с проводкой, теплоизоляцией и багажными полками. Пассажиры оказались под открытым небом на высоте 7.500м, при скорости набегающего потока 500 км/ч и температуре минус 45 градусов.
В салоне бушевал натуральный ураган. Не хватало воздуха. Пассажиры не могли надеть кислородные маски – их просто не было. Стюардесса Мишель Хонда в этой ситуации оказалась одна – напарница Джейн была ранена и лежала без сознания, Клара-Белль не отзывалась. Мишель даже не знала, живы ли пилоты, но проявила мужество, действовала быстро, решительно – сгруппировала пассажиров, не допустила паники.
В кабине пилотов
— Командир, что будем делать?
— Садиться, и как можно скорее.
— Ближайший аэропорт – Кахулуи на о. Мауи
— Разворачиваемся на Кахулуи. Теперь остается только молиться, чтобы Боинг не развалился до того, как мы приземлимся.
Самолет начал снижать скорость и высоту, показался о. Мауи.
— Командир, при снижении скорости ниже 315 км/ч самолет теряет управление.
— Скорость не снижать, садиться будем на повышенной скорости. Выпускаем шасси.
— Командир, сигнала индикации выхода передней стойки шасси нет.
— Кахулуи, что скажете о нашем переднем шасси?
— Визуально наблюдаем: шасси выпущено.
Но зафиксировано ли оно в рабочем положении? Этого пилоты не знали. Если нет – садиться самолету придется на брюхо.
Экстремальная посадка
Обычно перед экстремальной посадкой самолет летает несколько часов, сжигая топливо до последнего литра. Если при посадке топливо взорвется – ни у кого из находящихся на борту не будет ни одного шанса выжить. Но сколько еще продержится в воздухе разваливающийся на части Боинг? Час? Или несколько минут? Поэтому Шорнштаймер принял решение садиться с полными баками.
— Командир, снижаемся. Левый мотор заглох.
— Закрылки не выпускать.
— А как же будем тормозить?
— Шасси и реверсом двигателя.
— Понятно. Отче наш, сущий на небесах…
В 13:58 шасси Боинга коснулись взлетно-посадочной полосы. Навстречу ему с воем неслись машины пожарной и скорой помощи.
Когда летчики выбрались наружу, они увидели, что нос самолета болтался на нескольких балках.
Благодаря действиям пилотов, все пассажиры остались живы, отделавшись травмами различной степени тяжести. Без вести пропала стюардесса Клара-Белль Лэнсинг – в момент аварии потоком воздуха ее выбросило наружу. Тело ее так и не было найдено, но вряд ли кто сомневается, что она погибла.