Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом (8 фото) - «Катаклизмы» » «Территория Заблуждений»
Меню

Катаклизмы

Добавлено: 07-дек-2018, 18:07

Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом (8 фото) - «Катаклизмы»





Прошло ровно 40 лет после авиакатастрофы на испанском острове Тенерифе. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос столкнулись два самолёта Boeing 747. В результате рокового стечения обстоятельств погибло 583 человека из 644, взошедших в тот день на борт. Масштабы трагедии говорят сами за себя. Однако особенно памятным происшествие делает череда нелепых и парадоксальных ситуаций, которые ей предшествовали. На самом деле большинство авиакатастроф – это, так или иначе, результат не единственной ошибки, а их огромного числа вкупе с чудовищным невезением. Трагедия, произошедшая 40 лет назад на Тенерифе, подтверждает это со всей очевидностью, доходящей практически до абсурда. Авиакатастрофа была признана самой страшной и крупной за всю историю авиации.




Содержание

  • 1 Катастрофа, которую никто не ждал
  • 2 Накануне происшествия
  • 3 Rhine и Clipper Victor на одной полосе
  • 4 Фатальная ошибка
  • 5 Проблемы коммуникации
  • 6 Столкновение
  • 7 После катастрофы
  • 8 Мемориал

Катастрофа, которую никто не ждал


В 1977 году самолёты Boeing 747 считались самыми крупными, значительными и эффектными коммерческими авиалайнерами в истории. Быть может, только поэтому стоило задуматься, насколько страшными и кровопролитными будут последствия столкновения этих гигантов. Но тогда никто и представить не мог, что такое может случиться, разве что сценаристы из Голливуда.


Кроме того, самолёты, прославившие таким чудовищным образом остров Тенерифе, принадлежали известным авиакомпаниям. Pan American – франшиза с очень богатой историей – даже не требует представления. KLM, основанная в 1919 году, – старейшая авиакомпания из ныне существующих, и её рейсы всегда ценились за исключительную безопасность и пунктуальность.


Командир Boeing KLM Якоб ван Зантен, чей ошибочный разбег перед взлётом убил почти 600 человек, был лучшим пилотом-инструктором голландской авиакомпании и её звездой. Пассажиры знали его, ведь лицо ван Зантена с мужественным квадратным подбородком, излучающее уверенность, смотрело на них с рекламных страниц журналов KLM. Именно к нему руководители авиакомпании решили обратиться сразу после катастрофы, чтобы отправить на Тенерифе для помощи следственной группе. Тогда они ещё не знали истинных обстоятельств трагедии.




Накануне происшествия


Вернёмся на время в 1977 год и вспомним события 27 марта. В тот день авиалайнеры KLM и Pan American, выполнявшие чартерные рейсы, совершили посадку в Лос-Родеос. Рейс Pan American прибыл туда из Лос-Анджелеса после остановки в Нью-Йорке, KLM – из Амстердама.


Примечательно, что ни тот, ни другой на Тенерифе не собирались. Оба должны были приземлиться на соседнем острове Гран-Канария, где их пассажиры собирались пересесть на круизные лайнеры. Однако в цветочном магазине аэропорта Лас-Пальмас взорвалась бомба. Теракт не повлёк за собой жертв, но из-за опасности повторных инцидентов администрация Лас-Пальмас приняла решение закрыть терминалы и прекратить приём самолётов. Таким образом, оба авиалайнера были вынуждены совершить внеплановую посадку на Тенерифе.


Лос-Родеос никогда не был оживлённым местом. Но 27 марта он был просто переполнен самолётами, которым пришлось изменить маршрут. На юго-западе перрона совсем рядом, так, что законцовки крыльев почти касались друг друга, стояли Rhine авиакомпании KLM и Clipper Victor, принадлежавший Pan American. Такие имена носили будущие участники катастрофы.


Впрочем, самолёт Pan American, зарегистрированный под номером N736PA, познал славу ещё до происшествия на Тенерифе. В 1970 году он был передан американской авиакомпании и выполнил первый коммерческий рейс из нью-йоркского аэропорта Кеннеди до лондонского Хитроу. С того случая на носу белого гиганта с синей полоской иллюминаторов осталась вмятина от бутылки шампанского.




Rhine и Clipper Victor на одной полосе


К четырём часам дня Лас-Пальмас возобновил приём самолётов. Clipper Victor подготовился к взлёту, однако недостаток свободного места на перроне и взаимное расположение самолётов не дали ему шанса начать руление первым. У Boeing KLM было больше возможностей для манёвра. От Rhine зависело время взлёта Clipper Victor, который должен был двигаться следом за ним.


Стоит отметить, что в Лос-Родеос погода была прекрасной вплоть до момента катастрофы, и если бы Rhine перед тем, как покинуть аэропорт, не запросил дополнительное топливо, оба авиалайнера взлетели бы намного раньше. Однако за время, потраченное на дозаправку, погода резко изменилась. Спустившийся с холмов туман плотной пеленой окутал аэропорт.


Его взлётно-посадочные полосы (ВПП) были перегружены, из-за чего заблокированными оказались привычные маршруты. Покидающим Лос-Родеос авиалайнерам приходилось выезжать прямо на них. Самолёты должны были добраться до конца полосы, развернуться на 180° и осуществить взлёт в противоположном направлении. Такой манёвр получил название «обратное руление». В гражданских аэропортах он выполняется крайне редко. Именно из-за него на одной полосе 27 марта оказались Clipper Victor и Rhine. Окутанные туманом, они были невидимы друг для друга, как, впрочем, и для диспетчерской вышки.




Фатальная ошибка


Boeing KLM вырулил на ВПП первым, а в 200 м от него неспешно катился Clipper Victor. Ван Зантен достиг конца полосы и развернулся. С этого момента экипаж KLM находился в ожидании разрешения на взлёт. Тем временем рейс Pan American получил приказ свернуть на рулёжную дорожку слева от ВПП, чтобы Rhine мог взлететь. Однако туман продолжал сгущаться, и из-за низкой видимости, упавшей к тому времени до 100 м, Clipper Victor пропустил нужный поворот и был вынужден задержаться на полосе.


В то же время экипаж KLM получил разрешение от диспетчера на использование маршрута. Это было ещё не разрешение на взлёт, а, скорее, процедура, обрисовывающая в общих чертах точки поворота, высоты и частоты радиосвязи на маршруте. Обычно подобную информацию пилоты получают задолго до выхода самолёта на ВПП. Место и время получения разрешения на использование маршрута ввели членов экипажа KLM в заблуждение. Оно было ошибочно принято за разрешение на взлёт, что стало основной причиной катастрофы.




Проблемы коммуникации


Командир KLM отпустил тормоза, и гигантская машина покатилась по ВПП, так и не получив на то разрешения, окутанная непроницаемым туманом и абсолютно невидимая. Второй пилот экипажа повторил инструкцию и добавил в конце: «Мы на взлёте». Диспетчер же воспринял эту реплику не буквально и интерпретировал её как готовность KLM к взлёту.


Тем временем второй пилот экипажа Pan American Боб Брэгг доложил ему, что ещё совершает руление по ВПП. В это же мгновение диспетчер сообщил экипажу KLM, что скоро даст разрешение на взлёт. Любого из двух сообщений было бы достаточно, чтобы ван Зантен понял свою ошибку и прекратил движение. Однако он просто не слышал сообщений, которые из-за интерференции наложились друг друга и превратились в треск.




Столкновение


Несколько секунд спустя произошёл последний разговор перед катастрофой. Диспетчер попросил экипаж Pan American сообщить об освобождении полосы. Ван Зантен и второй пилот, полностью сосредоточившись на взлёте, вероятно, не слышали этого. Однако бортинженер обратил на разговор внимание и выразил командиру свою обеспокоенность тем, что, возможно, Clipper Victor ещё не покинул полосу. Однако ван Зантен, полностью уверенный в обратном, ответил, что им не о чем волноваться.


В кабине экипажа Pan American также появились подозрения, что что-то идёт не так. «Пора убираться отсюда», – проговорил командир Виктор Граббс. Однако уже через несколько мгновений непроницаемый туман разрезали огни Boeing 747 KLM. Всего 600 м отделяло Clipper Victor от несущейся с невероятной скоростью гигантской машины, что не оставляло авиалайнеру ни единого шанса.


Когда ван Зантен заметил его, было уже слишком поздно. Командир Rhine резко потянул штурвал на себя и попытался взлететь. Хвост авиалайнера при этом ударился об асфальт и скрёб по нему около 20 м, выпуская столпы искр. Ван Зантену почти удалось выполнить сложнейший манёвр. К моменту столкновения Rhine уже успел оторваться от земли. Однако опоры шасси и двигатели не успели убраться и врезались в Clipper Victor, разрушив среднюю часть его фюзеляжа и спровоцировав множественные взрывы. Сыграла свою роковую роль в происшествии и злосчастная дозаправка, не давшая авиалайнерам взлететь вовремя. Ведь полностью заправленный самолёт обладает более низкой скороподъёмностью, что лишь увеличило в данной ситуации шансы на неблагополучный исход.


Авиалайнер KLM упал на ВПП в 150 м от места столкновения, проскользил по ней ещё 300 м и загорелся. Членов экипажа и пассажиров настигла внезапная и мгновенная смерть. Оставшиеся в живых люди на борту Clipper Victor были охвачены паникой и пытались выбраться. Многие из них погибли, пытаясь спастись. В тот день в аэропорту было много героев, помогавших испуганным окровавленным людям выбраться из охваченного огнём смертоносного авиалайнера, который разваливался прямо у них на глазах. После столкновения выжили 61 человек, включая 3 пилотов и 2 лётчиков.




После катастрофы


Что стало основным фактором, повлиявшим на развитие событий во время катастрофы на Тенерифе, эксперты пытались определить ещё долго. Поспособствовали ли трагедии языковой барьер между ван Зантеном и диспетчером, спешка экипажа KLM, обусловленная нежеланием командира превышать разрешённую продолжительность трудового дня, или авторитет ван Зантена, не давший остальным членам экипажа критически отнестись к ситуации, до сих пор сказать со всей определённостью сложно. Так или иначе, голландская компания приняла на себя ответственность за случившееся и выплатила пострадавшим и семьям жертв компенсацию, а сам инцидент на Тенерифе навсегда изменил отношение к безопасности в авиации.


Теперь для всех международных аэропортов действует единый стандарт фраз. Вместо кратких ответов члены экипажа должны повторять основные пункты полученных инструкций. Слово take off, переводящееся как «взлёт», произносится только в случае, если он разрешён, а разрешение подтверждено командиром. В иных ситуациях принято говорить – departure, что означает «отправление». Изменена система принятия решений. Теперь они зависят не только от командира, а от всех членов экипажа.


Мемориал


К 30-й годовщине катастрофы на острове Тенерифе был открыт мемориал в память о погибших в ней людях. Памятник выполнен в форме спирали, которая, по словам создателей, является символом бесконечности.




Однако она обладает более очевидным символизмом. Ведь самолёты Boeing 747 были известны своими винтовыми лестницами, которые соединяли кабину экипажа и основной салон. Для многих людей, путешествующих по миру, они стали своего рода эмблемой гражданской авиации. И эта ассоциация более эмоциональна и поэтически уместна для мемориала, пусть даже создатели о ней и не думали.


Прошло ровно 40 лет после авиакатастрофы на испанском острове Тенерифе. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос столкнулись два самолёта Boeing 747. В результате рокового стечения обстоятельств погибло 583 человека из 644, взошедших в тот день на борт. Масштабы трагедии говорят сами за себя. Однако особенно памятным происшествие делает череда нелепых и парадоксальных ситуаций, которые ей предшествовали. На самом деле большинство авиакатастроф – это, так или иначе, результат не единственной ошибки, а их огромного числа вкупе с чудовищным невезением. Трагедия, произошедшая 40 лет назад на Тенерифе, подтверждает это со всей очевидностью, доходящей практически до абсурда. Авиакатастрофа была признана самой страшной и крупной за всю историю авиации. Содержание 1 Катастрофа, которую никто не ждал 2 Накануне происшествия 3 Rhine и Clipper Victor на одной полосе 4 Фатальная ошибка 5 Проблемы коммуникации 6 Столкновение 7 После катастрофы 8 Мемориал Катастрофа, которую никто не ждал В 1977 году самолёты Boeing 747 считались самыми крупными, значительными и эффектными коммерческими авиалайнерами в истории. Быть может, только поэтому стоило задуматься, насколько страшными и кровопролитными будут последствия столкновения этих гигантов. Но тогда никто и представить не мог, что такое может случиться, разве что сценаристы из Голливуда. Кроме того, самолёты, прославившие таким чудовищным образом остров Тенерифе, принадлежали известным авиакомпаниям. Pan American – франшиза с очень богатой историей – даже не требует представления. KLM, основанная в 1919 году, – старейшая авиакомпания из ныне существующих, и её рейсы всегда ценились за исключительную безопасность и пунктуальность. Командир Boeing KLM Якоб ван Зантен, чей ошибочный разбег перед взлётом убил почти 600 человек, был лучшим пилотом-инструктором голландской авиакомпании и её звездой. Пассажиры знали его, ведь лицо ван Зантена с мужественным квадратным подбородком, излучающее уверенность, смотрело на них с рекламных страниц журналов KLM. Именно к нему руководители авиакомпании решили обратиться сразу после катастрофы, чтобы отправить на Тенерифе для помощи следственной группе. Тогда они ещё не знали истинных обстоятельств трагедии. Накануне происшествия Вернёмся на время в 1977 год и вспомним события 27 марта. В тот день авиалайнеры KLM и Pan American, выполнявшие чартерные рейсы, совершили посадку в Лос-Родеос. Рейс Pan American прибыл туда из Лос-Анджелеса после остановки в Нью-Йорке, KLM – из Амстердама. Примечательно, что ни тот, ни другой на Тенерифе не собирались. Оба должны были приземлиться на соседнем острове Гран-Канария, где их пассажиры собирались пересесть на круизные лайнеры. Однако в цветочном магазине аэропорта Лас-Пальмас взорвалась бомба. Теракт не повлёк за собой жертв, но из-за опасности повторных инцидентов администрация Лас-Пальмас приняла решение закрыть терминалы и прекратить приём самолётов. Таким образом, оба авиалайнера были вынуждены совершить внеплановую посадку на Тенерифе. Лос-Родеос никогда не был оживлённым местом. Но 27 марта он был просто переполнен самолётами, которым пришлось изменить маршрут. На юго-западе перрона совсем рядом, так, что законцовки крыльев почти касались друг друга, стояли Rhine авиакомпании KLM и Clipper Victor, принадлежавший Pan American. Такие имена носили будущие участники катастрофы. Впрочем, самолёт Pan American, зарегистрированный под номером N736PA, познал славу ещё до происшествия на Тенерифе. В 1970 году он был передан американской авиакомпании и выполнил первый коммерческий рейс из нью-йоркского аэропорта Кеннеди до лондонского Хитроу. С того случая на носу белого гиганта с синей полоской иллюминаторов осталась вмятина от бутылки шампанского. Rhine и Clipper Victor на одной полосе К четырём часам дня Лас-Пальмас возобновил приём самолётов. Clipper Victor подготовился к взлёту, однако недостаток свободного места на перроне и взаимное расположение самолётов не дали ему шанса начать руление первым. У Boeing KLM было больше возможностей для манёвра. От Rhine зависело время взлёта Clipper Victor, который должен был двигаться следом за ним. Стоит отметить, что в Лос-Родеос погода была прекрасной вплоть до момента катастрофы, и если бы Rhine перед тем, как покинуть аэропорт, не запросил дополнительное топливо, оба авиалайнера взлетели бы намного раньше. Однако за время, потраченное на дозаправку, погода резко изменилась. Спустившийся с холмов туман плотной пеленой окутал аэропорт. Его взлётно-посадочные полосы (ВПП) были перегружены, из-за чего заблокированными оказались привычные маршруты. Покидающим Лос-Родеос авиалайнерам приходилось выезжать прямо на них. Самолёты должны были добраться до конца полосы, развернуться на 180° и осуществить взлёт в противоположном направлении. Такой манёвр получил название «обратное руление». В гражданских аэропортах он выполняется крайне редко. Именно из-за него на одной полосе 27 марта оказались Clipper Victor и Rhine. Окутанные туманом, они были невидимы друг для друга, как, впрочем, и для диспетчерской вышки. Фатальная ошибка Boeing KLM вырулил на ВПП первым, а в 200 м от него неспешно катился Clipper Victor. Ван Зантен достиг конца полосы и развернулся. С этого момента экипаж KLM находился в ожидании разрешения на взлёт. Тем временем рейс Pan American получил приказ свернуть на рулёжную дорожку слева от ВПП, чтобы Rhine мог взлететь. Однако туман продолжал сгущаться, и из-за низкой видимости, упавшей к тому времени до 100 м, Clipper Victor пропустил нужный поворот и был вынужден задержаться на полосе. В то же время экипаж KLM получил разрешение от диспетчера на использование маршрута. Это было ещё не разрешение на взлёт, а, скорее, процедура, обрисовывающая в общих чертах точки поворота, высоты и частоты радиосвязи на маршруте. Обычно подобную информацию пилоты получают задолго до выхода самолёта на ВПП. Место и время получения разрешения на использование маршрута ввели членов экипажа KLM в заблуждение. Оно было ошибочно принято за разрешение на взлёт, что стало основной причиной катастрофы. Проблемы коммуникации Командир KLM отпустил тормоза, и гигантская машина покатилась по ВПП, так и не получив на то разрешения, окутанная непроницаемым туманом и абсолютно невидимая. Второй пилот экипажа повторил инструкцию и добавил в конце: «Мы на взлёте». Диспетчер же воспринял эту реплику не буквально и интерпретировал её как готовность KLM к взлёту. Тем временем второй пилот экипажа Pan American Боб Брэгг доложил ему, что ещё совершает руление по ВПП. В это же мгновение диспетчер сообщил экипажу KLM, что скоро даст разрешение на взлёт. Любого из двух сообщений было бы достаточно, чтобы ван Зантен понял свою ошибку и прекратил движение. Однако он просто не слышал сообщений, которые из-за интерференции наложились друг друга и превратились в треск. Столкновение Несколько секунд спустя произошёл последний разговор перед катастрофой. Диспетчер попросил экипаж Pan American сообщить об освобождении полосы. Ван Зантен и второй пилот, полностью сосредоточившись на взлёте, вероятно, не слышали этого. Однако бортинженер обратил на разговор внимание и выразил командиру свою обеспокоенность тем, что, возможно, Clipper Victor ещё не покинул полосу. Однако ван Зантен, полностью уверенный в обратном, ответил, что им не о чем волноваться. В кабине экипажа Pan American также появились подозрения, что что-то идёт не так. «Пора убираться отсюда», – проговорил командир Виктор Граббс. Однако уже через несколько мгновений непроницаемый туман разрезали огни Boeing 747 KLM. Всего 600 м отделяло Clipper Victor от несущейся с невероятной скоростью гигантской машины, что не оставляло авиалайнеру ни единого шанса. Когда ван Зантен заметил его, было уже слишком поздно. Командир Rhine резко потянул штурвал на себя и попытался взлететь. Хвост авиалайнера при этом ударился об асфальт и скрёб по нему около 20 м, выпуская столпы искр. Ван Зантену почти удалось выполнить сложнейший манёвр. К моменту столкновения Rhine уже успел оторваться от земли. Однако опоры шасси и двигатели не успели убраться и врезались в Clipper Victor, разрушив среднюю часть его фюзеляжа и спровоцировав множественные взрывы. Сыграла свою роковую роль в происшествии и злосчастная дозаправка, не давшая авиалайнерам взлететь вовремя. Ведь полностью заправленный самолёт обладает более низкой скороподъёмностью, что лишь увеличило в данной ситуации шансы на неблагополучный исход. Авиалайнер KLM упал на ВПП в 150 м от места столкновения, проскользил по ней ещё 300 м и загорелся. Членов экипажа и пассажиров настигла внезапная и мгновенная смерть. Оставшиеся в живых люди на борту Clipper Victor были охвачены паникой и пытались выбраться. Многие из них погибли, пытаясь спастись. В тот день в аэропорту было много героев, помогавших испуганным окровавленным людям выбраться из охваченного огнём смертоносного авиалайнера, который разваливался прямо у них на глазах. После столкновения выжили 61 человек, включая 3 пилотов и 2 лётчиков. После катастрофы Что стало основным фактором, повлиявшим на развитие событий во время катастрофы на Тенерифе, эксперты пытались определить ещё долго. Поспособствовали ли трагедии языковой барьер между ван Зантеном и диспетчером, спешка экипажа KLM, обусловленная нежеланием командира превышать разрешённую продолжительность трудового дня, или авторитет ван Зантена, не давший остальным членам экипажа критически отнестись к ситуации, до сих пор сказать со всей определённостью сложно. Так или иначе, голландская компания приняла на себя ответственность за случившееся и выплатила пострадавшим и семьям жертв компенсацию, а сам инцидент на Тенерифе навсегда изменил отношение к безопасности в авиации. Теперь для всех международных аэропортов действует единый стандарт фраз. Вместо кратких ответов члены экипажа должны повторять основные пункты полученных инструкций. Слово take off, переводящееся как «взлёт», произносится только в случае, если он разрешён, а разрешение подтверждено командиром. В иных ситуациях принято говорить –



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика