Есть такие места, оказавшись в которых чувствуешь, что топчешь пуп земли или, по крайней мере, корни мирового древа. И не потому, что здесь скрыта какая-то сверхзагадка или берет начало вся история человеческая, — тут сплетаются воедино мифы, предания, древняя и новая история, все сплавляется общим смыслом и венчается громким, именем. Таков Коринф…
Ложка правды, бочка сказки
Стоит он на Коринфском перешейке, отделяя материковую Элладу от полуострова Пелопоннес. Самые древние коринфяне, поселившиеся здесь еще в 5-3 тыс. до н. э., выбрали место с толком: выход к морю, возвышенное положение, плодородная равнина — живи без страха и в удовольствие. Так и жили. Первый из прославивших Коринф царей, сам полубог, был накоротке с олимпийцами. Посреди города, на горе Акрокоринф, он решил построить крепость; однако, приметив с вершины, как громовержец Зевс влечет на ближайший остров нимфу Эгину, о скромности позабыл: сообщил о происшествии отцу Эгины, речному богу Асолу. Разгневанный Зевс низверг царя-ябедника в Аид, где тот обречен вечно вкатывать камень на вершину горы. Имя ему Сизиф. А на Акрокоринфе построили храм, посвященный Бие (богине насилия) и Ананке (богине неизбежности)…
Отметился на Акрокоринфе и Сизифов внук, Беллерофонт. Здесь спускался на водопой Пегас. Беллерофонт, для очередного подвига нуждавшийся в пернатом коне, поймал его и укротил.
У подножия горы находится колодец, чье происхождение также овеяно мифами. Ясон, остывший со временем к Медее, забыл, чем она для него пожертвовала и как может быть опасна. Словом, влюбился в царевну Главку, сватался и даже принял от брошенной жены подарок для счастливой невесты. Роскошное покрывало на плечах Главки стало жечь ее адским пламенем — бедная девушка бросилась в колодец. И дала ему свое имя.
История властно вторгается в миф, развести их невозможно — тем более что вымысел оказывается составляющей европейской культуры. Так, Коринф упоминается в «Илиаде», в VIII в. до н. э. появляются знаменитые коринфские триеры, коринфская керамика покупается всем Средиземноморьем. В 582 г. до н. э. учреждаются Истмийские игры в честь Посейдона. Посмотреть на спортивные состязания, послушать музыкантов в Коринф раз в два года устремляется вся Греция. Среди зрителей оказался однажды… апостол Павел: свидетельство об этом сохранилось в его Посланиях.
Всюду любовь
Высоко вознесся Акрокоринф — 575 метров над уровнем моря, а Коринф у его подножия довольно низко пал. Город, потрепанный греко-персидскими войнами, битый землетрясениями, разграбленный римлянами, в 146 г. до н. э. был полностью разрушен и начал отстраиваться лишь волей Цезаря в 44 г. до н. э. Заселялся он всяким сбродом, положение усугублялось тем, что Коринф оказался «дважды» портовым городом: и на Эгейском, и на Ионическом морях шумели его гавани. Греки уже не признавали его своим, на улицах звучала разноязыкая речь, а мигранты привозили собственные верования. Процветали здесь культы Исиды, Кибелы, Сералиса, но главной достопримечательностью города стал храм Афродиты Пандемос (Всенародной) — все на тех же склонах многотерпеливого Акрокоринфа. В кельях, прикрытых кустами роз, тысячи жриц — служили богине как умели.
Ныне от храма любви не осталось и следа, но в I в. н. э. когда в Коринф пришел апостол Павел, развращенность коринфян его шокировала.
И, тем не менее, именно здесь, в Коринфе, Павел основал одну из первых христианских общин. Здесь его впервые судили за проповедь нового учения и — оправдали. Именно коринфянам адресованы четыре его Послания, из которых до нас дошли только два. В этом многоликом, интернациональном городе он принял решение выйти из синагоги и проповедовать Слово Христово всем — не только иудеям; христианство стало поистине всенародным. И наконец, именно этим разнежившимся сластолюбцам он посчитал нужным объяснить, что же такое любовь (1 Кор 13:1-8,13).
Сила есть, ума добудем
Нерон также посетил Коринф, желая осуществить давнюю мечту Средиземноморья — прорыть канал, отделяющий Пелопоннес от материка. Он даже поковырял землю золотой мотыгой. На этом дело притормозилось до 1893 года.
Последние два тысячелетия Коринф жил привычной жизнью: его трепали землетрясения, захватывали и жгли герулы, готы Аллариха, норманны, пираты, флорентийцы, турки, крестоносцы.
Последние, усвоив древнюю аксиому («кто владеет Акрокоринфом, тот господин всего Пелопоннеса»), ставят на горе неприступную крепость, ремонтируют и совершенствуют ее на протяжении Средних веков и — оставляют туркам.
В 1822 году, когда турок уже нет по всей Греции, маленький гарнизон по-прежнему удерживает Акрокоринф — в истории крепости не было ни одной сдачи. Наконец опечаленные турки, осознав, что в Акрокоринфе им грозит смерть разве что от старости, выходят из крепости с национальным флагом и беспрепятственно возвращаются на историческую родину.
Коринф, вечное поле битвы меж любовью и силой, наконец решительно отринул последнюю, Апостол Павел не ошибся в своих адресатах.
via