Крестовые походы стали неотъемлемой частью истории Средневековья. В XI-XV веках европейцы предприняли серию военных походов против мусульман. Главной целью было вернуть христианам Святую землю, Иерусалим с Гробом Господним. Сегодня эта тема все еще актуальна.
Крестоносцами называют себя и религиозные фанатики, и откровенные фашисты.А одна из групп исламских террористов прямо так и именует себя — «Бригада Салах-ад-Дина», в честь знаменитого полководца мусульман. В Европе рыцарей-крестоносцев принято идеализировать.
На самом деле история Крестовых походов полна загадок, да и просто мифов. Она далеко не такая, какой мы ее знаем из кинофильмов и приключенческих романов.
Крестовые походы являлись нападением на мусульман.
Стоит воспринимать походы не агрессией, а попыткой защитить Европу от мусульман. Но удачным мероприятие назвать нельзя. Если смотреть масштабно на все войны, которые вспыхивали в Средиземноморье еще с VII века, то окажется, что сражения и не стихали, а просто велись на разных фронтах. Восток воевал с Западом на Пиренеях и Апеннинах, на юге Франции и севере Африки, на Балканах, в Малой и Передней Азии, да и в самом Средиземном море. Практически всегда наступал Арабский халифат, его союзники и наследники. Да и в средние века люди думали именно так. На западном фронте в XI веке ситуация стабилизировалась, а вот на востоке, в Византии, после сражения при Манцикерте в 1071 году, наметилась катастрофа. Тогда в ходе масштабной битвы сельджукский султан Алп-Арслан разбил войско Восточной Римской империи. Через семь лет пала Никея, которая стала столицей султаната. В конце XI века передовые части сельджуков стали появляться в окрестностях Константинополя. Тогда византийский император, Алексей I Комнин, талантливый правитель и полководец, попросил Папу Римского о помощи. Константинополь нуждался в небольшом профессиональном войске для защиты. Император и не полагал, что христианский Запад ответит так масштабно. Дальнейшего никто предвидеть не мог. Именно так и начались Крестовые походы.
Святая Земля являлась западной колонией.
Этот вопрос сразу же отпадает, если узнать, кто спонсировал государства крестоносцев на Востоке. Финансы поступали из Европы. Крестоносцы не могли выкачивать ресурсы с захваченных территорий, о колонизации Ближнего Востока и речи не велось. Это является принципиальным отличием Крестовых походов на Востоке от того, что происходило с духовно-рыцарскими орденами в Прибалтике.
Люди шли в Крестовые походы из-за перенаселения и ради денег.
В те годы Европа действительно казалась перенаселенной. Но отток людей в XI-XIII веках на восток Средиземноморья никак демографическое напряжение не снял. В Латино-Иерусалимском и других созданных крестоносцами странах число франков было невелико. Они концентрировались в опорных крепостях, вокруг все так же жили иудеи, мусульмане и местные восточные христиане. В конце XI века в Западной Европе начался экономический рост. Именно благодаря ему и нашлись средства на организацию многочисленных военных походов. Средневековые историки говорили правду. Мотивацией для Крестовых походов было: помочь братьям по вере, остановить продвижение ислама и вернуть истинно христианские земли. И эти поводы тесно связаны, не имея отношения к перенаселению или обогащению.
В Крестовых походах рождалась борьба между европейцами.
Этот миф появился, благодаря знаменитому историческому противостоянию королей Ричарда Львиное Сердце и Филиппа II Августа. Действительно, многие внутренние политические конфликты переносились европейцами и на Святую землю. Например, противостояли друг другу гвельфы и гиббелины, итальянские купеческие и феодальные группировки. Но Восток становился всего лишь новой ареной для противников. А два монарха, француз и англичанин, являлись непримиримыми соперниками еще до начала Третьего крестового похода. Просто на это время «горячая» фаза войны сменилась «холодной». Каких-то национальных противоречий не было. Тогда христиане являлись во многом космополитами, воспринимая себя и других, как жителей территорий, а не государств. Того же Ричарда Львиное Сердце именовали «пуатевинец», то есть обитатель графства Пуатье. Французами же в те годы называли обитателей земли Иль-де-Франс, принадлежавшей Капетингам.
Под видом походов просто обирались подданные.
Денег на Крестовые походы постоянно не хватало. Рим постоянно вводил новые налоги, начал продавать индульгенции. Короли, отправляющие в поход, при подготовке буквально опустошали свои владения. Перед Третьим Крестовым походом во Франции и Англии ввели новый налог — «саладинову десятину». Ричард Львиное Сердце выжал все соки из Анжуйского графства, за деньги снизил уровень дани от Шотландии, продал ей же несколько замков. Король распродал все возможные церковные и светские должности. Людовик IX Святой при организации Седьмого Крестового похода умудрился потратить 12 своих годовых доходов. Он даже построил отдельную гавань на Средиземном море, чтобы никак не зависеть от итальянского флота. В 1291 году пала столица Иерусалимского королевства, Акра. Мамлюки не только разрушили город, но и вырезали почти все население. Город восстановили только через полстолетия. Однако государство-оплот крестоносцев было уничтожено. Европейские мыслители долго еще обсуждали возможность новых крестовых походов, подсчитывались суммы. Однако они оказались настолько астрономическими, что проекты быстро угасли.
Крестоносцами двигала жажда наживы.
Для желающего разбогатеть в те годы Крестовый поход был невыгодным вариантом. Действительно возвращались домой с сокровищами единицы. Большинство же приезжали ни с чем, потеряв даже то, что было. О крестьянах и говорить нечего. Святая земля плодородная, но многие ли до нее добрались и получили там наделы? Отправлявшимся в Крестовый поход феодалам приходилось закладывать свои владения, для снаряжения и сборов брать деньги в долг. Рыцари оставляли свои семьи без обеспечения, вверяя их Богу, церкви и сюзерену. Из лидеров первого похода только у Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда были определенные военно-политические интересы на Востоке. Оба никак не могли добиться власти в южной Италии. Для этих вождей поход был поводом создать собственное восточное королевство. Для Боэмунда попытка оказалась не последней, всю свою жизнь он пытался в противостоянии Сицилийского королевства и Византии урвать возможность стать значимой фигурой. Четыре крупнейших феодала Европы, граф Тулузский, граф Фландрский, герцог Лотарингский и герцог Нормандский превосходили своими владениями даже короля Франции. Однако на Востоке они получили скромные наделы. Доказательством невыгодности похода стало то, что практически все воины по окончании миссии вернулись обратно. У Готфрида Бульонского, возглавившего самое крупное государство в святой Земле — Латино-Иерусалимское царство, осталось всего двести рыцарей. Видимо, сокровищ нажить тут возможностей не было.
В Крестовых походах кровь лилась рекой.
Военная наука оперирует откровенным термином «побочный ущерб», с этим ничего не поделать. В те времена войска не могли существовать без сопутствующих грабежей, война сама себя кормила. Военачальники видели, как ведут себя солдаты, но мирились с этим. Других воинов не было, дело тут вовсе не в дисциплине. Да и резня являлась частью победы, это было традиционно для того времени. Мертвые не мешают грабить. Солдаты убивали и пытали, надеясь узнать местоположение ценностей. Вполне вероятно, что пролитие крови «неверных» считалось ритуалом очищения, причем не только у христиан, но и у мусульман. Самая знаменитая резня состоялась в 1099 году, когда после взятия Иерусалима крестоносцы устроили настоящую кровавую реку. Говорили, что было уничтожено все население города. Но это кажется преувеличением. Современники пишут, что убивали выборочно, многих пощадили, рассуждая разумно. Смысла убивать всех жителей не было — крестоносцам нужны были слуги. Да и что делать в пустом городе? Та резня диктовалась местью. Три года лишений пришлось пережить крестоносцам, до конечной цели добрались не все. Потери жителей оказались огромными. Численность погибших в ходе той резни колеблется в разных источниках от 10 до 70 тысяч. Массовые расправы над пленниками происходили по прямому указанию полководцев. В 1187 году Салах-ад-Дин приказал казнить 240 тамплиеров. Убить их было выгоднее, чем обменять. Казнь рыцарей стала актом устрашения. А в 1191 году под Акрой аналогичный поступок совершил Ричард Львиное Сердце. Он пытался договориться с Салах-ад-Дином об обмене пленных, но султан тянул время. Поход оказался под угрозой срыва, а ведь мусульман надо было еще и кормить, охранять. Военный совет решил казнить пленников. Тогда европейцы убили около 2600 сарацин. Насилие не было отличительной чертой Крестовых походов. И во времена викингов, и ранее, пленных казнили массово прямо на поле боя. В те годы война стала даже гуманнее — людей часто отпускали за выкуп. Пленных предпочитали продавать в рабство, нежели убивать. В этом был их шанс на бегство и спасение.
Для крестоносцев Спасение было не главным.
В любой армии есть и авантюристы, и циники. Но также немало и тех, кто идет служить высоким целям. Именно такие люди и воодушевляли собратьев, давая им силы побеждать «неверных». Средневековое общество было пропитано идеями религии. В соответствии с ними наши предки и поступали. Для многих европейцев участие в Крестовом походе было единственной возможностью искупить свои грехи перед Богом. Опровергают миф истории некоторых знаменитых участников походов. Так, Стефан II, граф де Блуа был богатым и влиятельным дворянином. Его женой была дочь самого Вильгельма Завоевателя, в семье росло много детей. Стефан отправился в поход явно не за сокровищами. Но из-за тягот и лишений он бросил свою затею и вернулся домой. Супруга стала упрекать рыцаря в трусости, в отказе от своего долга. Тогда граф в 1001 году снова отправился в поход. Через год в битве при Рамле он погиб. Граф де ла Марш убил любовника своей жены, а сам отправился искупать грехи в Святую землю. И ехал он не в рамках Крестового похода, а как паломник. Вернувшись обратно, граф отдал свои земли английскому королю, а сам ушел в монастырь. Такие нравы были в те времена.
Крестовые походы скрывали геноцид евреев.
Крестоносцев часто обвиняют в геноциде евреев. Если это и происходило, то вопреки пожеланиям вождей, духовных и военных. Однако повторение истории говорило не о злом умысле, а просто о слабости элиты. Евреев начинали громить не в Иерусалиме, а еще в Европе. Подобная история случилась в Лондоне, еще при подготовке к Третьему походу. Власти запретили евреям покидать свои дома, во избежание драк. Но те решили устроить на улицах праздник. Закончилось все избиениями и грабежами. В тех гонениях с радостью принимали участие местные, которые видели в евреях представителей народа, распявшего их Бога. Были и экономические причины — убирались конкуренты и ростовщики, можно было под религиозным предлогом грабить. Прославился своими погромами «Народный» крестовый поход. Тогда в Святую Землю отправилось до 300 тысяч человек, в том числе женщины с детьми. Но бандам озлобленных и вооруженных маргиналов повсюду давали отпор светские и церковные власти. Так, в Майнце епископ прятал евреев у себя в подворье. Но это им не помогло. А вот в Венгрии погромов вообще удалось избежать. Просто местный король Каломан перекрыл границу, не пустив озлобленные толпы на свои земли. Насилие над евреями явно критиковалось идеологами крестоносного движения. Святой Бернар Клервосский, вдохновитель Второго крестового похода и автор устава тамплиеров говорил, что евреи являются живыми словами Писания, терпящими рабство со стороны христианских князей.
Христиане жестоко притесняли мусульман.
В своей «Книге Назидания» Усама-ибн-Мункыз описывает любезность тамплиеров, которые даже разрешали мусульманам молиться в захваченных мечетях. Сами же приверженцы ислама терпели у себя неверных, считая, что те должны платить за опеку государства. Такой же налог мусульмане и иудеи платили не только в государствах крестоносцев на Святой Земле, но и в Испании, и на Сицилии. Если бы христиане действительно жестоко угнетали местное население, то они не смогли бы продержаться в регионе двести лет. Арабский путешественник Ибн Джубайра рассказал, что в XII веке на Пиренеях мусульмане под властью франков жили лучше, чем при единоверцах — налоги вполне разумные, а на имущество никто не покушается. Ответное отношение не всегда было таким же толерантным. Если Салах-ад-Дин и его потомки относились к христианам относительно спокойно, то мамлюки и султаны из Египта жестко преследовали «неверных».
Крестоносцы хотели обратить мусульман в христианство.
Современники в своих работах называли мусульман «язычниками». Но массово и тем более насильственно обращать их в свою веру никто не хотел. Исламский мир воспринимался, как великая культура, сопоставимая по масштабам с христианской. Это далеко не Прибалтика, где перед войском шли священники. Есть мнение, что идеи массового обращения мусульман были у Людовика IX Святого в Восьмом крестовом походе в 1270 году. Но ту деятельность энтузиастов-миссионеров стоит считать исключением. Правда, в истории остались святые, которые десятками и сотнями переводили в свою веру бывших мусульман.
Из-за крестовых походов разгорелся исламский джихад.
Священная война против неверных началась не из-за Крестовых походов, а намного раньше, еще в VI веке. Да и продолжается джихад до сих пор. Великий арабский историк ибн-Хальдуна писал, что священная война является религиозным долгом каждого мусульманина, надо убеждением или силой обратить всех в ислам. Более того, в средние века джихад даже не разгорелся с новой силой, хотя повод был. Просто на Ближнем Востоке начали бороться друг с другом роды, началась смена династий. Сперва регион принадлежал арабам, их сменили турки-сельджуки и курды. В XI веке Сирию и Палестину пытались захватить египтяне. Не все поняли, что христиане начали свою священную войну за веру. Пока Ближний Восток не был един, эмиры, халифы и атабеки воевали друг с другом, а не за свою веру. Это и позволило крестоносцам добиться временных успехов.
Крестоносцы были сбродом, не умевшим воевать.
Другой миф гласит, что мусульмане в плане развития военного дела ушли намного дальше европейцев-христиан. Но исследования показали, что у сарацин не было явного технического превосходства. А крепости и укрепления крестоносцев были намного совершеннее, чем у их противников. Историки проанализировали главные сражения, оказалось, что зачастую ход битвы определялся ситуацией или полководческими талантами отдельных людей. А причина угасания движения крестоносцев к концу XIII столетия лежит вовсе не в военном отставании, а в политике и экономике. Европе недоставало ресурсов и людей. Святая Земля лежала далеко, а христианские государства на Востоке были разрознены. Наиболее горячие головы или простились с жизнью, или получили свой надел, оставшись в Святой Земле.
На Востоке долго еще боялись крестоносцев.
Для Европы Крестовые походы стали важной частью истории, а вот для мусульман до конца XIX века те события роли не играли. Куда страшнее для них было нашествие монголов. Ибн-аль-Атхир, современник событий, с ужасом вспоминал пришедших с востока татар. И хотя он упоминает франков и поражение от них, гораздо важнее для мусульманского мира была именно восточная угроза. Триумф монголов стал настоящей катастрофой для ислама. Многие регионы изменили свой культурный облик. А Крестовые походы казались временным местным конфликтом. Вспомнилось об этом лишь недавно, когда зародился арабский национализм. И помогли в этом европейский историки. Все самые передовые мусульмане еще сто лет назад считали себя победителями франков, не придавая особого значения деятельности крестоносцев. Представители ислама искренне недоумевают в ответ на претензии европейцев, которые своими священными походами так на Востоке ничего и не завоевали.
via