Стояли на Онежском озере два храма —двадцатипятиглавый Покрова Богоматери на реке Вытегре (1708-1962) и двадцатидвухглавый Преображения Господня на острове Кижи (1700) .
Кижский храм увенчан сложнейшей системой, расположенных в 4 яруса двадцати двух больших чешуйчатых глав.Все сложные конструкции церкви выполнены топором, преимущественно без использования гвоздей. Сохранилась легенда о мастере Несторе, который, завершив свое творение, забросил топор в воды Онежского озера со словами: «Не было, нет и не будет такой». Кижский храм признан ЮНЕСКО «Памятником мирового художественного наследия». Он пока стоит, но его намерены раскатать по бревнышку, а потом, если получится, собрать заново. Один храм мы не уберегли, второй можем потерять…
Но что это за храм? Хорошо ли мы его знаем?
Независимое исследование Григория Салтупа открывает совершенно новую страницу в поисках глубинных корней русских многоглавых культовых сооружений..
Русский Север, получив заряд древнерусской культуры во времена Великого Новгорода, после присоединения Новгорода к Московскому государству оказался на периферии, обособился и потому сохранял, аккумулировал в себе древние славянские культурные традиции.
Не случайно былины времен Киевской Руси X — XII веков сохранились именно в Заонежье до середины XIX века…
Первым о происхождении многоглавия православных храмов написал архитектор Г.Я. Мокеев:
«В Византии, откуда пришло к нам христианство, не было многоглавых храмов. Эволюция форм церквей дошла до пятиглавия, причем до X — XI веков это было еще пятикуполье (купола не выглядели главами, так как имели низкие световые барабаны и снаружи от земли почти не были видны)». Многоглавие культовых сооружений — явление исключительно русское, славянское. Ни Европа, ни Рим, ни Византия не имели многоглавых церквей, тогда как на Древней Руси впервые христианские церкви строились из дерева и многоглавыми на местах бывших языческих святилищ…
рис.1 Храм в византийском стиле
рис.2 Многоглавый Покровский собор
В центральных русских княжествах, начиная с XII века, постепенно утверждаются каменные трехнефные церкви крестово-купольного типа, увенчанные традиционным для Византии пятиглавием. Церкви строились одно- и двуглавыми, строгого канона не было, но если храм был многоглавым (как собор Василия Блаженного в Москве), то основной его объем сооружался не по крестово-купольной схеме, а возводились объемы, традиционные для деревянных срубных построек, только в ином материале — в кирпиче, камне..
Исследователи славянского язычества убеждены, что «для первоначальных… форм языческого культа типично водружение идолов в священных рощах, окруженных частоколом или рвом кольцевой в плане формы. ..
Академик Б.А. Рыбаков подробно анализирует типы языческих святилищ Древней Руси и называет среди них «Холм», «Родник», «Капище», «Краду», «Требище» и «Хоромы — храм»: «первоначальным смыслом слова «хоромы» мне представляется круглая постройка»…
Хоромные языческие здания и сооружения наверняка существовали в дохристианские времена, но ни археологические раскопки, ни письменные свидетельства не позволяют утверждать, что они сооружались многоглавыми. Откуда же явилось многоглавие, если его не было ни в католической Европе, ни в православной Византии? Нечто новое ни из чего, из пустоты не появляется!
Значит, было на языческой Руси «что-то», из чего естественным путем возникло столь уникальное во всей мировой культуре многоглавие первых русских православных храмов, сохранившееся на краю славянской ойкумены до начала XVIII века!
рис.1 План и рисунок — реконструкция языческого святилища на восемь костриц в Перыни.
рис .2 Схема восьмериковой круглой церкви о «двадцати стенах» и рисунок главной Преображенской церкви в Тихвинском посаде. 1665 год.
рис.3 Храм Василия Блаженного в Москве. План и общий вид. 1556 год.
Археологические раскопки последних десятилетий позволяют утверждать, что восьмерик, восьмичастная композиция — характерная черта языческих культовых сооружений дохристианской Руси.
Раскопки Ржавенского святилища IX — XII веков (Черновицкая область), Городица-святилища Богит на реке Збруч (знаменитый Збручский идол) и на святилище Перуна под Новгородом в Перыне дают нам первый материальный толчок к реконструкции истоков православного многоглавия.
Независимое письменное свидетельство Адама Олеария, побывавшего в Новгороде в 1654 году, дает второй толчок к логическим построениям. «И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя и названный Перунским монастырем… В знак поклонения этому божеству содержался неугасимый ни днем, ни ночью огонь из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».
В сочетании с археологическими данными эти описания действий на языческих капищах позволяют предположить, что многоглавие первых христианских храмов явилось пластическим переосмыслением, воплощением в ином материале древних языческих костров, которые неугасимо горели на этих святилищах в языческие времена.
В основе этих языческих капищ был искусственный холм, который опоясывался неглубоким восьмилепестковым рвом в форме восьмерика; в центре холма устанавливался главный идол, а по граням восьмерика горели постоянные костры.
Луковичная форма главок русских православных храмов значительно отличается от плоских купольных перекрытий византийских церквей; главки обжаты снизу, диаметр главок в самой широкой части почти всегда больше барабана, который главку поддерживает, что никогда не встречается в византийских церквях. В поздние времена главки часто золотили или покрывали медными листами, отчего они словно «горели» на солнце, цветом и формой создавая иллюзию горящих костров.
Русские деревянные многоглавые «круглые» храмы переняли композиционную схему славянских языческих святилищ Ржавенского, Богит в Ярославе и в Перыне.
Храм Преображения на острове Кижи — единственный сохранившийся до наших дней типа «круглый о двадцати стенах». В основе его центрального объема лежит восьмерик, каждая грань которого кончается бочкой и венчается главкой луковичной формы.
Композиционная схема Преображенского храма зародилась в языческие времена и идет от композиции языческих святилищ. Наиболее ярко пластическую и композиционную связь языческих святилищ с православным многоглавием подтверждает девятиглавое завершение восьмерика Покровского храма в Кижах. Прямое воспроизведение в дереве форм, рожденных огнем языческих кострищ, минуя византийские циркульные купола на низких барабанах!
Перевод живого огня языческого капища в деревянную луковичную главку мне не кажется надуманным, так как подобное пластическое мышление свойственно не только славянской, но и всемирной архитектуре.
Классический пример — древнегреческая ордерная архитектура, когда в камне имитировались изначальные деревянные формы, которые потеряли конструктивный смысл и приобрели чисто декоративную функцию.
Еще одним доводом в защиту моей идеи — связи многоглавия православных русских храмов с композицией славянских языческих кострищ-святилищ — можно считать обрядовую практику Русской Православной Церкви. Ни католическая церковь, ни протестантская не используют в таком большом объеме горящие свечи и лампады, а в православных храмах горящие свечи — обязательный символ молитвенного состояния прихожанина. Даже сама форма церковного подсвечника на десятки свечей чем-то похожа на миниатюрную модель языческого святилища-кострища. Языческий пантеон князя Владимира включал шесть божеств, исключены были такие известные по Збручскому идолу важные божества, как Род и Волос-Велес, быть может, именно в их честь горели кострища в Перыни, в святилищах Богит и Ржавенском святилище.
Тогда становится понятна схема 8+1 — восемь божеств плюс одно (Род?) главное. Отсюда возникло тринадцатиглавие первых православных храмов — 12 (апостолов) + Христос. На основе этого подхода можно «расшифровать» многочисленное пятнадцатиглавие, в котором подразумевался Деисусный чин: Спас в Силах (1) + Богородица и Иоанн Предтеча (2) + Апостолы (12) = 15.
Крестьяне Русского Севера не могли передавать из поколения в поколение эпические песни времен языческой Руси, вырезать на деревянных причелинах церквей, изб и амбаров орнаменты с древней языческой символикой и одновременно мыслить архитектурными формами европейского барокко XVII века, которое насаждалось зодчими, приглашенными Петром I. Культура каждого этноса — явление целостное.
Многоглавие Кижских храмов — свидетельство древности, даже архаичности мышления заонежских крестьян-плотников и верности традиции. Сегодня смысл традиций утерян, а формы остались. Они живут, множатся и являются главной особенностью русской церковной архитектуры.
Григорий Салтуп