Известен не один вид оружия, которое называется по имени народа, прославившего его на полях сражений. Это раннесредневековые ножи-саксы, «испанские мечи», перенятые римлянами. Достойное место в этом ряду занимает топор франциска, вся история которого связана с историей народа франков.
Франциска позволил варварам покорить Европу!
Франки впервые упоминаются в исторических хрониках 242 года. Именно тогда отряд этих воинственных германцев вторгся в Галлию и в районе нижнего течения Рейна был наголову разбит VI легионом, которым командовал будущий римский император, а пока что простой трибун Аврелиан. Тогда гордые римляне воспринимали франков просто как очередных варваров, не стоящих особого внимания. Кто мог подумать, что дальнейшую судьбу Европы на протяжении нескольких веков будут определять потомки именно этого племени, которые на руинах павшего Рима создадут новую империю! Однако для начала им нужно было отвоевать себе место под солнцем. И для этого у них было все — твёрдая воля, огромная сила и отличное оружие. Наряду с мечом и копьём непременным атрибутом каждого франкского воина был топор франциска.
Верная спутница
Название «франциска» этому оружию дали испанцы. Об этом писал в VII веке знаменитый учёный раннего Средневековья, позднее причисленный к лику святых, епископ Исидор Севильский. Объяснял он это очень просто: «потому что их используют франки».
Другой святой — на этот раз франк по происхождению — епископ Григорий Турский, создавая в VI веке историю своего народа, называл топоры германцев латинским словом securis, то есть, по сути, «секира». А вот как именовали своё излюбленное оружие сами франки на родном языке, мы не знаем. Но название «франциска» подходит как нельзя лучше — ведь воинственные варвары не расставались с этим оружием никогда. Топор всегда висел на поясе у взрослого мужчины, пока тот сохранял дееспособность. А потом его клали с ним в могилу, чтобы он при случае послужил хозяину и на том свете. Причём это касается погребений не только простых воинов, но и вождей. Так что это явно не было оружие простолюдинов.
Франциска имела характерный плавный изгиб и удлинённую форму, обеспечивающую лучшие поражающие качества. Франки явно изобрели все это самостоятельно, хотя и не были тут исключительно оригинальны. Бронзовые топоры, удивительно похожие на франциски (только с почти прямой верхней гранью), использовались в Иране ещё в IV-VIII веках до нашей эры. У германцев же первые изображения топоров такого типа встречаются в 114 году. Иногда они были двусторонними.
Имело свои особенности и топорище — оно делалось не ровным, а утолщающимся к концу. Это обеспечивало более надёжный хват и не давало оружию выскользнуть из руки в горячке боя.
Издалека и вблизи
Существовало две разновидности франциски. Более компактной и лёгкой была метательная — её общая длина обычно не превышала 45 сантиметров, а вес колебался около 600 граммов. Франциска для ближнего боя была более массивной — длина топорища доходила до метра. При этом вес мог отличаться довольно незначительно — на длинное топорище насаживался точно такой же топор, как и для метания, с шириной лезвия около 10 сантиметров. Хотя встречались и настоящие монстры, которые подбирали себе по руке самые умелые воины.
Большими Францисками можно было запросто отрубить конечность. Но требовались недюжинная сила и ловкость, чтобы успевать действовать таким оружием с должной скоростью. Ведь топор обладает куда большей инерцией движения, чем меч. Иногда франциску для рукопашной схватки брали в одну руку, прикрываясь щитом. А самыми большими и тяжёлыми экземплярами бились, держа их двумя руками, уповая на удачу. Именно эти храбрецы первыми атаковали вражеский строй, стремясь пробить стену щитов. И очень часто у них это получалось. Причём не только в схватках германцев друг с другом, но и когда северяне противостояли хорошо обученным римским легионам. Однако настоящий расцвет применения франциск пришёлся на V-VI века, когда после падения Западной Римской империи франки принялись покорять Европу и строить своё собственное новое государство. Династия Меровингов стремительно расширяла свои владения. И огромную роль в этом играло то, что их воины не только были отважны, но и превосходно владели своим оружием.
Для первого натиска
Метательные франциски были более популярны. Франки метали их необыкновенно точно и сильно, раскалывая вражеские щиты и пробивая головы. Со временем появилось и своеобразное ноу-хау — к топорищу привязывалась верёвка, за которую можно было подтянуть неудачно брошенный топор обратно. Наиболее эффективной дистанцией для броска было 10-12 метров. Как правило, перед тем как вступить с противником в рукопашную схватку, франки обрушивали на них настоящий ураган из летящих топоров. В результате во вражеском строю образовывались бреши, в которые и вламывались суровые германцы.
Об этой тактике свидетельствуют многие древние источники. Например, так описывал франков в V веке епископ Сидоний Аполлинарий: «Франки — рослое племя, они облачены в тесно облегающую одежду. Их талию окружает пояс. Они метают свои топоры и бросают свои копья с большой силой, никогда не промахиваясь мимо цели. Они управляются со своими щитами с большой ловкостью и обрушиваются на противника с такой скоростью, что кажется, что они летят быстрее, чем их пики».
Похожую картину рисует византийский историк Прокопий Кесарийский, живший спустя 100 лет после Аполлинария: «…каждый мужчина нёс меч, щит и топор. Железное навершие этого оружия было толстым и чрезвычайно острым с обеих сторон, а деревянная ручка была очень короткой. И они привыкли бросать эти топоры по определённому сигналу при первой атаке и таким образом разрушать щиты врага и убивать людей».
Судя по всему, тактика закидывания топорами при сближении постепенно перевела франциску в категорию исключительно метательного оружия. А затем и здесь она уступила место копьям и луку со стрелами. К VIII веку франки уже практически полностью забыли о своём традиционном оружии. Зато вот франциска, предназначенная для рукопашного боя, не исчезла. Медленно эволюционируя, она стала одним из прототипов для тяжёлого датского топора, которым орудовали викинги. В руках скандинавов преображённая франциска снова наводила ужас на всю Европу, дробя щиты и обрывая человеческие жизни.
Суассонская чаша
Хлодвиг I первым среди франкских королей принял христианство и всячески стремился проявить свою лояльность к церкви. В 487 году, после очередной победы, он пообещал отдать богато украшенную чашу для богослужений местному епископу. Это вызвало протест одного из воинов, который напомнил, что по обычаям франков вождь может распоряжаться только той частью добычи, которая достанется ему по жребию. Недолго думая, воин схватил свою франциску и разрубил чашу пополам. Хлодвиг ничего не сказал ему в тот раз. Но, как писал Григорий Турский, год спустя во время военного смотра случилось следующее: «И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Историки трактуют этот эпизод как символ рождения сильной королевской власти. Ведь больше Хлодвигу, нарушившему обычаи, уже никто перечить не рискнул. Примечательно, что не благородный меч, а именно секира франциска стала тем средством, которым Хлодвиг окончательно утвердил свой авторитет.
via