До настоящего времени очень много людей, среди которых и некоторые ученые, продолжают верить в легенду о проклятии гробницы Тамерлана. Более того, некоторые убеждены, что именно вскрытие данной гробницы впоследствии привело к началу Второй Мировой войны. Возраст этой легенды относительно молодой, однако несмотря на это исторические корни ее достаточно глубоки.
Необходимо отметить, что среди людей большой популярностью пользуются легенды, которые рассказывают о страшных проклятиях, насылаемых мертвецами на тех, кто осмелился вскрыть их захоронения. Подобного рода мифов в каждом уголке мира существует немало, и возраст их в некоторых случаях достигает сотен лет. Несмотря на то, что содержание всех этих мифов отличается, роднит их одна и та же особенность человеческой психики – это страх смерти. Впрочем, существует еще одна общая особенность – никакого проклятия в действительности не существует.
Наверное, необходимо начать с самого начала, то есть, с рождения будущего великого полководца. Родился он в одном из монгольских племен в 1336 году. Спустя три десятка лет о нем заговорили, поскольку к 1370 году Тамерлан уже сумел достичь значительных успехов в завоевании земель, и ему принадлежали обширные территории.
После разгрома орды, Тамерлан сделал Самарканд столицей собственного государства. Этот город стал одним из наиболее важных пунктов караванного пути, шедшего из Европы. Тамерлан совершал военные походы до самой старости. Более того, умер он также во время одного из своих походов – случилось это в 1405 году, когда он направлялся в Китай.
На протяжении длительного времени ученые спорили о том, где был похоронен великий древний полководец. Одни утверждали, что Тамерлан обрел покой в родном селении, а другие говорили о том, что останки его были погребены на территории Самарканда, в Гур-Эмире. В Шахрисабзе, где родился будущий великий правитель, еще при его жизни была построена вертикальная глубокая гробница, которую выложили камнем, но она осталась пустой. Поэтому раскопки решили проводить именно в Гур-Эмире.
В составе правительственной комиссии оказались историк и писатель Садриддин Айни, кинооператор Малик Каюмов, востоковед А.Семенов. Руководителем был назначен Т.Кары-Ниязов. Приоритетная цель экспедиции заключалась в изучении останков людей в гробнице и доказательстве того, что эти останки принадлежали либо самому Тимуру, либо его родственникам.
Начало раскопкам было положено 16 июня. Первыми были вскрыты гробницы сыновей Улугбека и сыновей Тамерлана. Спустя два дня была вскрыта гробница Улугбека, внука Тимура, и лишь затем ученые сняли надгробную плиту с могилы Тамерлана. Мавзолей наполнился запахом ароматических веществ, которые использовались в процессе бальзамирования. Исследователей не остановила грозная надпись на могиле Тимура – предостережение о том, что в случае вскрытия саркофага в мире разразятся страшные и жестокие войны. Это немного остановило ученых, но они все же приняли решение открыть гробницу, что и сделали 21 июня.
Необходимо отметить, что экспедиция не заладилась с самого начала. Перед ее началом на строительной площадке недалеко от места раскопок произошла авария, и вода начала заливать саркофаг, и лишь ценой неимоверных усилий ее удалось остановить. Вскрытие гробницы самого Тамерлана также не прошло гладко – сначала сломалась лебедка, затем погасли прожекторы, а кроме того – дышать внутри саркофага было очень сложно. Помимо этого, мусульманское духовенство и местные жители пытались остановить раскопки. Все это породило первые разговоры о возможном проклятии. Вызывало немало вопросов и необычное свечение, которое удалось запечатлеть на кинопленке. Однако установить точно, с чем оно было связано – то ли в дефектом самой пленки, то ли с электризацией, характерной для сухого воздуха – не удалось. Впрочем, ученые, преодолев страх, продолжали раскопки.
После вскрытия усыпальницы исследователи увидели останки человека, бывшего при жизни высокого роста и имевшего большую голову и деформированный спинной позвонок (отличительная особенность всех Тимуридов). Ученые больше не сомневались, что перед ними был великий Тамерлан.
Они вернулись в гостиницу, а на утро следующего дня пришла печальная весть – началась война. Невольно участники экспедиции вспомнили о проклятии. Поэтому им ничего другого не оставалось, как свернуть раскопки и в добытыми образцами отправиться в Москву.
Каюмов стал военным кинооператором. Ему удалось добиться встречи с Жуковым, которому он и поведал о результатах экспедиции и о проклятии, в которое сам поверил. И якобы Жуков пообещал поспособствовать возвращению останков Тамерлана. О необходимости захоронить останки великого полководца и всех его родственников был поставлен в известность М.Герасимов, который занимался воссозданием внешности представителей древней династии. Ему пришлось ускорить работу и завершить ее значительно раньше намеченного срока. Останки уже были готовы к отправке обратно в Самарканд, однако попали они туда не сразу, а лишь через месяц, в середине ноября 1942 года.
Сторонники теории существования проклятия утверждают, что, как только останки были перезахоронены, в ходе войны наступил переломный момент. Якобы самолет с останками Тимура летал над линией фронта на протяжении месяца, что породило душевный подъем среди воевавших на фронтах мусульман. Часть специалистов говорят о том, что именно это событие и предопределило победу в Сталинградской битве, которая стала одним из самых страшных и наиболее героических сражений за всю историю Второй Мировой войны. С другой стороны – никаких объективных источников, никаких очевидцев этому нет.
На этом можно было бы и закончить эту таинственную историю, если бы не одно «но»: в 1943 году Москва выделила на реставрацию Гур-Эмира один миллион рублей, хотя, казалось бы, для подобного рода деяний время не совсем подходящее…
Современные ученые более трезво оценивают ситуацию, поэтому большинство убеждено в том, что никакого проклятия Тамерлана не существует. Так, в частности, А. Шабашов говорит о том, что экспедиция, которую организовал Сталин, в первую очередь, была необходима для поисков сокровищ Тамерлана, которые были крайне необходимы ввиду намечавшейся войны с Германией. Если следовать логике, то начала войны и дата начала раскопок должны были примерно совпадать.
А Игорь Бунич в своей исторической хронике «Золото партии» писал о том, советское правительство стремилось сосредоточить в своих руках все золото и драгоценные камни. В России и в Украине еще задолго до начала войны в поисках золота были вскрыты почти все могилы, но среднеазиатские территории еще оставались нетронутыми.
Согласно законам ислама, осквернение могил является одним из наиболее страшных преступлений. К тому же, на территории Средней Азии шла освободительная война, поэтому советское руководство не хотело лишний раз раздражать местное население.
Впрочем, вскоре партия задумалась и о несметных сокровищах Тамерлана, которые он, согласно легенде, приказал положить вместе с собой в гробницу. В конце весны 1941 года в Самарканд была направлена экспедиция из Эрмитажа. Масуд Алаев, который был хранителем мемориала, пришел в ужас и продемонстрировал исследователям предостерегающие слова, запечатленные на надгробной плите великого полководца. Для перестраховки ученые сообщили об этом высшему руководству. В итоге Алаев был арестован на распространение паники и ложных слухов.
Существует еще одна странность – Каюмов, рассказывая о совпадении первой большой победы советских войск и перезахоронения останков Тамерлана, по каким-то неведомым причинам «забыл» упомянуть о победе под Москвой. Таким образом, он создал ареол таинственности своему видению хода событий и подогнал историю под свои слова.
Подобным образом поступать с историей нельзя, ведь можно договориться и до того, что именно вскрытие гробницы Тимура и послужило основной причиной начала Второй Мировой войны, хотя в действительности война началась еще в 1939 году с момента нападения фашистской Германии на Польшу, а план «Барбаросса» Гитлер одобрил еще в 1940 году.
Сама по себе тема вскрытия гробниц и самих захоронений, несомненно, не лишена интереса, поэтому заслуживает внимания исследователей. Однако самое главное заключается в том, чтобы ничего не перепутать и не придумывать, что порой бывает очень непросто.