Многие тайны XX века до сих пор ждут своего раскрытия. Одна из них — гибель талантливого командарма Михаила Фрунзе. Его судьба очень схожа с другим неординарным человеком – Сергеем Кировым. Оба они погибли молодыми, их популярность среди населения была очень высока. Так что же могло привести их к гибели?
Можно предположить, что реальные документы по расследованию гибели Фрунзе находятся в секретных архивах. Прошло много лет, но информация из архива так и не была до сих пор обнародована. В связи с этим остается рассмотреть только версии произошедших событий.
В 1925 году все руководство страны отдыхало в Крыму, наслаждаясь красотами и теплом бархатного сезона. Фрунзе, как всегда, предпочитал активный отдых, ходил на охоту. Боли у него были, как обычно, небольшие, к которым он уже успел привыкнуть. Сталин неожиданно озаботился здоровьем Фрунзе, вызвав срочно в Крым профессоров для осмотра командарма. Под давлением отца народов было принято решение о проведении хирургической операции.
Это решение подтвердил и консилиум кремлевских врачей в Москве. Если внимательно вчитаться в строки заключения, то там нет прямого указания на обязательность проведения операции. Частыми словами в нем были «в зависимости», «возможно», «предупредить» и т.д. Следовательно, специалисты писали его с оглядкой, в каждом слове перестраховываясь от возможных последствий. Сам Фрунзе в своей записке к жене оценивал свое здоровье, как вполне нормальное и считал смешной даже идею проведения операции. Фрунзе уверял жену и себя, что ничего серьезного в ней нет. Сейчас странно слышать, что Фрунзе беспрекословно подчинился решению ЦК, несмотря на реальную угрозу собственной жизни. Выскажем версию: либо он считал своим долгом подчиниться решению высшего политического органа страны, либо понял, что его все равно уничтожат, как возможного преемника Сталина.
Операцию М. Фрунзе должен был провести профессор В. Розанов, который, в свое время оперировал Ленина после покушения. Ассистентами хирурга стали лучшие советские врачи. В ходе операции диагноз не подтвердился: оказалось, что язва, по поводу которой его и оперировали, уже затянулась, обнаружилось небольшое воспаление в брюшной полости и проблемы с аппендиксом. И хотя сама операция длилась не более 35 минут, проблемы начались с наркоза: пациент долго не засыпал, потребовалось увеличить дозу снотворного.
Почти сразу обнаружилось, что больной не смог перенести передозировку наркоза: резко упал пульс. Врачам пришлось срочно бороться с сердечной недостаточностью. Врачи сражались за жизнь пациента более тридцати девяти часов. Но привести пациента в чувство не удалось: Михаил Фрунзе умер.
Конечно, было вскрытие, расследование… Дело поспешили представить так: воспалительный процесс был настолько запущенным, что врачи не могли спасти пациента. Но надо отметить, что даже тогда, многие не верили официальной версии. Не только в народных массах, но в партийном кругу шли разговоры о том, что гибель М. Фрунзе на операционном столе подозрительна. Наркому здравоохранения Семашко пришлось давать объяснения, из которых следовало, что врачи поторопились с назначением операции, а участники консилиума были недостаточно компетентны. К тому же все решения принимались сотрудниками не наркомата здравоохранения, а исключительно лечебной комиссией, подчиняющейся ЦК. Семашко знал, что перед консилиумом врачи комиссии имели разговор со Сталиным, на котором присутствовал Зиновьев. И Семашко был уведомлен, что во время операции именно от увеличенной доли наркоза возникла угроза жизни высокопоставленного пациента. Но были и те, кто поддерживал официальную версию.
С тех пор прошло много лет. Но до сих пор осталось тайной, кто и зачем привел знаменитого командарма к смерти.
Пока существует две версии событий: первая – гибель из-за фатальной ошибки врачей и вторая – командарм был подло убит.
Вторая версия имеет право на существование. Поскольку, в то время, странных смертей, унесших жизнь высокопоставленных чиновников, было много. Например, заместитель Троцкого погиб, катаясь на моторной лодке, сердечный приступ внезапно сразил председателя ЦИК Закавказья, а его коллега по региону член Реввоенсовета Мясников погиб в автокатастрофе, легендарный командир Г. Котовский убит психопатом.
Если это убийство, значит, был тот, кто инициировал это преступление, и тот, кто выполнил заказ. Исполнителем, вероятнее всего был врач Очкин, отвечавший за наркоз. Именно его ошибка или преступление привели к смерти пациента. Ему было достаточно легко представить это не как преднамеренное действие, а как несчастный случай. Исследователи выяснили, что Очкин долгое время работал врачом в воинском подразделении, где командиром был Ворошилов, близкий соратник Сталина. И еще одно «странное» обстоятельство. Все врачи, участвующие в операции, вскоре умерли, кроме Очкина, прожившего долгую жизнь, к тому же, он успешно продвигался по служебной лестнице.
И еще один «интересный» факт. К консилиумам и консультациям, принимавших решение о проведении операции командарму, не был допущен лечащий врач Фрунзе – Петр Мандрыка.
Если с исполнителем, пожалуй, все ясно, то остается вопрос – кому это было нужно? Кто заказчик?
В 20-е годы прошлого столетия в России шла жестокая борьба за власть в партийных верхах. Когда стало понятно, что Ленин не справиться с болезнью, борьба вошла в критическую фазу: наиболее возможным преемником вождя пролетариата считался Лев Троцкий. Ему противостоял Сталин, привлекший в свои союзники Зиновьева и Каменева. И пока соратники выясняли между собой отношения, Сталин прибрал к рукам все рычаги власти. Фрунзе в этой «игре» являлся независимой фигурой, но очень влиятельной и поддерживаемой народом. Со временем он, при желании, мог претендовать на власть в стране. Но Фрунзе неожиданно умирает…
С уверенностью можно сказать, что только для Сталина командарм Фрунзе представлял угрозу. А всем известно, что Сталина ничто не могло остановить, если он шел к цели. В воспоминаниях Троцкого есть запись, что «заказал» убийство Фрунзе именно Сталин. Конечно, можно это отнести к попытке Троцкого очернить своего личного врага, но по логике событий, вероятность того, что это правда, очень велика.
Известно, что Фрунзе приложил максимум усилий, чтобы избавить армию от надоевшей опеки ГПУ, ликвидировал в рядах армии комиссарский корпус. Сталин посчитал эту самостоятельность Фрунзе, как попытку создания оппозиции в рядах вооруженных сил. Покорный Ворошилов больше устраивал Сталина, чем независимый, умный и активный Фрунзе.
Итак, операция состоялась, Фрунзе погиб. Было приложено максимум усилий, чтобы создать среди населения мнение о том, что Сталин не причастен к смерти народного любимца. А в арсенал Сталина вошел еще один способ уничтожения неугодных ему людей через консилиум врачей, хлороформ и руки хирурга…