Дикое поле в истории России - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 23-мар-2019, 06:00

Дикое поле в истории России - «Загадки Истории»




Известно, что в России не было типичного для многонациональных западных империй разделения на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию в качестве донора. Наоборот, колониальный характер расширения Российской империи способствовал формированию системы центр – провинция – пограничье.


Как правило, пассионарные люди концентрировались не в заморских колониях, а в столицах и на динамической границе государства (фронтир, «засечные» и другие укрепленные линии). Происходило перераспределение материальных и духовных (пассионарных) сил из центра и провинции в пограничье. Многовековой исход из исторического ядра Московской Руси землепроходцев, казаков, ссыльных, раскольников и старообрядцев, репрессированных и раскулаченных, целинников и романтиков обескровил центральные районы, которые незадолго перед распадом СССР пришлось объявлять «новой» зоной освоения Нечерноземья, что уже само собой было предвестником беды. А после распада советской державы миллионы русских оказались за границей Большой Родины.


Особо в Русском государстве выделялось Подстепье — граница леса и степи. Здесь пролегала южная и юго-восточная граница государства и после распада Золотой Орды шла колонизация.

Так выглядели границы русских земель в конце 14 века. Выделялись Новгородская республика и Великое княжество Московское.



После распада Монгольской империи на её восточных границах образовалась Золотая Орда.
 



По мере распада Золотой Орды и ослабления Казанского, Астраханского и Крымского ханств российский фронтир (граница) постепенно смещался на юго-восток в Дикое Поле.


Территории преимущественно бывшей Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханства, присоединенные к Русскому государству в 1490 – 1600 годы (темнозеленый цвет)

Для защиты от монголо-татарских набегов еще с 13 века на южных границах русских княжеств создается система оборонительных сооружений, получивших название засечной пограничной линии. «Большая засечная черта» между Брянскими и Мещерскими лесами состояла из несколько десятков укрепленных городов-крепостей и острогов.

Сохранились тульские лесные засеки шириной от 2 до 5 км, расположенные на границе лесостепи и степи (Дикого Поля) с дубравами, ясеневыми и липовыми лесами. В средневековье здесь создавались заграждения из поваленных деревьев и рвов. Большая засечная линия, смещаясь на юго-восток, имела стратегическое значение до 17 века. Тульская пограничная черта сменилась Белгородской и Симбирской чертой. В 1680 году возникла Изюмская черта, намечалось строительство Сызранской черты.



Архивные документы датируют 17 веком появление на целинных землях Дикого Поля первых переселенцев — великороссов и малороссов из Речи Посполитой. В Русском государстве на южную границу переселяли в первую очередь служилых людей. Существует несколько легенд о переселении малороссов, но достоверно известно, что бежали люди от Руины.

В охваченной Руиной Малороссии шли частые восстания казаков и холопов. Крестьяне бежали от нестабильности на восток в черноземные степи Дикого Поля. В эпоху Руины в конце 17 века произошел раздел мятежной Малороссии, в которой жило около 4 млн. человек, между Польшей и Россией. В результате со временем произошли существенные изменения в менталитете украинцев. Земли Слободской Украины, занимавшие обширные территории к востоку от Полтавы, формально входили в Российскую империю, но были практически безлюдны из-за угрозы татарских набегов. Царское правительство охотно позволяло селиться здесь беженцам с раздираемой распрями Украины. В середине 18 века украинским беженцам на новых землях была предоставлена автономия по казацкому образцу.


Колонизация Дикого Поля активизировалась в период Северной войны, начавшейся в 1700 году и длившейся два десятилетия. Украинские казаки частично поддерживали шведов, турок и русских, решая главную национальную идею — «под кого залечь». Для гетмана Ивана Мазепы «европейский выбор» закончился поражением.


Весной 1700 года на воронежской верфи, расположенной на Белгородской пограничной линии, спустили на воду первый российский линейный 58-пушечный корабль «Гото Предестинация», построенный по чертежам царя Петра Первого. В июле по итогам русско-турецкой войны 1686 – 1700 годов был подписан Константинопольский мирный договор России с Османской империей. Россия получила Азов с прилегающими землями и крепостями: Таганрог, Павловск, Миус, были ликвидированы турецкие крепости в Приднепровье. Отменялась ежегодная дань крымскому хану. Это историческое событие послужило началу интенсивному освоению Дикого Поля великороссами и малороссами.


После организации пограничной сторожевой службы в Диком Поле и особенно после строительства крепостей на Волге от Астрахани до Самары «пустопорожние» целинные земли начинают осваивать служилые государевы люди и беглые крестьяне.


Следующая волна переселенцев-малороссов связана с упразднением Запорожской Сечи, которое началось при Петре I и закончилось в 1775 году при Екатерине II.


В советской историографии была популярна теория о заселении Дикого Поля преимущественно беглыми крестьянами, бежавшими от крепостного ига. В действительности, главной силой колонизации было сословие государственных крестьян, которые в отличие от помещичьих крестьян считались лично свободным, но прикрепленным к земле. Это сословие было оформлено указами Петра I из остатков не закрепощённого земледельческого населения, включая сибирских пашенных крестьян и однодворцев (служилых людей на черноземном пограничье Дикого Поля).


Численность государственных крестьян увеличилась за счет конфискации Екатериной II церковный владений Русской православной церкви, присоединенных территорий, бывших крепостных конфискованный имений шляхтичей Речи Посполитой и др.


Численность государственных крестьян пополняли беглые крепостные крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях Новороссии, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и т. д. Переход беглых крепостных крестьян в разряд государственных негласно поощрялся императорской властью. Иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.) так же увеличивали численность государственных крестьян, получивших самоуправление в рамках сельской общины.


В колонизации Дикого Поля принимали участие дворцовые крестьяне, принадлежавшие царю и членам царской семьи, их основной обязанностью было снабжение царского двора продовольствием. В 1753 году большая часть дворцовых крестьян была освобождена от барщинных и натуральных повинностей и переведена на денежный оброк. Экономическое положение дворцовых крестьян было несколько лучше по сравнению с помещичьими крепостными крестьянами, они пользовались большей свободой в хозяйственной деятельности. Среди них выделялись богатые крестьяне, торговцы и ростовщики. По реформе 1797 года дворцовые крестьяне были преобразованы в удельных крестьян. Созданные удельные ведомства осуществляли управлением имуществом императорской семьи, включая удельных крепостных крестьян.


Коммуникационная природа пограничья с относительной экономической свободой, интенсивным торговым и информационным обменом способствовала становлению талантов. Так, например, «Орловское пограничье» дало созвездие талантов: Тютчев, Лесков, Фет, Леонид Андреев, Писарев, Бунин, Пришвин, Михаил Бахтин и Сергей Булгаков. В пограничье возник гений Льва Толстого. Усадьба Ясная Поляна расположена в засечном лесу. В плодородном подстепье — малая родина Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Андрея Платонова и Есенина. В юго-восточном пограничье в Поволжье родились Радищев, Карамзин, Белинский и Куприн.

Природные ландшафты месторазвития через страстную ностальгию вызывают у творческих людей высокую энергетику эмоционально-ценностного восприятия мира и способствуют созданию продуктов кристаллизованной пассионарности. Классическим образцом описания ландшафта жизни является творчество Ивана Бунина, создавшего пронзительную лирико-философскую повесть «Жизнь Арсеньева», ставшей гимном не только Срединной России — Подстепья, но и одной из вершин русской и мировой литературы.


Через философско-созерцательное и сверхчувственное отношение к природе раскрыты ландшафты души человеческой. Это история открытия счастья творчества и становления духовного мира человека, невозможного без гимна любви к природе и женщине — матери.

via


Известно, что в России не было типичного для многонациональных западных империй разделения на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию в качестве донора. Наоборот, колониальный характер расширения Российской империи способствовал формированию системы центр – провинция – пограничье. Как правило, пассионарные люди концентрировались не в заморских колониях, а в столицах и на динамической границе государства (фронтир, «засечные» и другие укрепленные линии). Происходило перераспределение материальных и духовных (пассионарных) сил из центра и провинции в пограничье. Многовековой исход из исторического ядра Московской Руси землепроходцев, казаков, ссыльных, раскольников и старообрядцев, репрессированных и раскулаченных, целинников и романтиков обескровил центральные районы, которые незадолго перед распадом СССР пришлось объявлять «новой» зоной освоения Нечерноземья, что уже само собой было предвестником беды. А после распада советской державы миллионы русских оказались за границей Большой Родины. Особо в Русском государстве выделялось Подстепье — граница леса и степи. Здесь пролегала южная и юго-восточная граница государства и после распада Золотой Орды шла колонизация. Так выглядели границы русских земель в конце 14 века. Выделялись Новгородская республика и Великое княжество Московское. После распада Монгольской империи на её восточных границах образовалась Золотая Орда. По мере распада Золотой Орды и ослабления Казанского, Астраханского и Крымского ханств российский фронтир (граница) постепенно смещался на юго-восток в Дикое Поле. Территории преимущественно бывшей Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханства, присоединенные к Русскому государству в 1490 – 1600 годы (темнозеленый цвет) Для защиты от монголо-татарских набегов еще с 13 века на южных границах русских княжеств создается система оборонительных сооружений, получивших название засечной пограничной линии. «Большая засечная черта» между Брянскими и Мещерскими лесами состояла из несколько десятков укрепленных городов-крепостей и острогов. Сохранились тульские лесные засеки шириной от 2 до 5 км, расположенные на границе лесостепи и степи (Дикого Поля) с дубравами, ясеневыми и липовыми лесами. В средневековье здесь создавались заграждения из поваленных деревьев и рвов. Большая засечная линия, смещаясь на юго-восток, имела стратегическое значение до 17 века. Тульская пограничная черта сменилась Белгородской и Симбирской чертой. В 1680 году возникла Изюмская черта, намечалось строительство Сызранской черты. Архивные документы датируют 17 веком появление на целинных землях Дикого Поля первых переселенцев — великороссов и малороссов из Речи Посполитой. В Русском государстве на южную границу переселяли в первую очередь служилых людей. Существует несколько легенд о переселении малороссов, но достоверно известно, что бежали люди от Руины. В охваченной Руиной Малороссии шли частые восстания казаков и холопов. Крестьяне бежали от нестабильности на восток в черноземные степи Дикого Поля. В эпоху Руины в конце 17 века произошел раздел мятежной Малороссии, в которой жило около 4 млн. человек, между Польшей и Россией. В результате со временем произошли существенные изменения в менталитете украинцев. Земли Слободской Украины, занимавшие обширные территории к востоку от Полтавы, формально входили в Российскую империю, но были практически безлюдны из-за угрозы татарских набегов. Царское правительство охотно позволяло селиться здесь беженцам с раздираемой распрями Украины. В середине 18 века украинским беженцам на новых землях была предоставлена автономия по казацкому образцу. Колонизация Дикого Поля активизировалась в период Северной войны, начавшейся в 1700 году и длившейся два десятилетия. Украинские казаки частично поддерживали шведов, турок и русских, решая главную национальную идею — «под кого залечь». Для гетмана Ивана Мазепы «европейский выбор» закончился поражением. Весной 1700 года на воронежской верфи, расположенной на Белгородской пограничной линии, спустили на воду первый российский линейный 58-пушечный корабль «Гото Предестинация», построенный по чертежам царя Петра Первого. В июле по итогам русско-турецкой войны 1686 – 1700 годов был подписан Константинопольский мирный договор России с Османской империей. Россия получила Азов с прилегающими землями и крепостями: Таганрог, Павловск, Миус, были ликвидированы турецкие крепости в Приднепровье. Отменялась ежегодная дань крымскому хану. Это историческое событие послужило началу интенсивному освоению Дикого Поля великороссами и малороссами. После организации пограничной сторожевой службы в Диком Поле и особенно после строительства крепостей на Волге от Астрахани до Самары «пустопорожние» целинные земли начинают осваивать служилые государевы люди и беглые крестьяне. Следующая волна переселенцев-малороссов связана с упразднением Запорожской Сечи, которое началось при Петре I и закончилось в 1775 году при Екатерине II. В советской историографии была популярна теория о заселении Дикого Поля преимущественно беглыми крестьянами, бежавшими от крепостного ига. В действительности, главной силой колонизации было сословие государственных крестьян, которые в отличие от помещичьих крестьян считались лично свободным, но прикрепленным к земле. Это сословие было оформлено указами Петра I из остатков не закрепощённого земледельческого населения, включая сибирских пашенных крестьян и однодворцев (служилых людей на черноземном пограничье Дикого Поля). Численность государственных крестьян увеличилась за счет конфискации Екатериной II церковный владений Русской православной церкви, присоединенных территорий, бывших крепостных конфискованный имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Численность государственных крестьян пополняли беглые крепостные крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях Новороссии, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и т. д. Переход беглых крепостных крестьян в разряд государственных негласно поощрялся императорской властью. Иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.) так же увеличивали численность государственных крестьян, получивших самоуправление в рамках сельской общины. В колонизации Дикого Поля принимали участие дворцовые крестьяне, принадлежавшие царю и членам царской семьи, их основной обязанностью было снабжение царского двора продовольствием. В 1753 году большая часть дворцовых крестьян была освобождена от барщинных и натуральных повинностей и переведена на денежный оброк. Экономическое положение дворцовых крестьян было несколько лучше по сравнению с помещичьими крепостными крестьянами, они пользовались большей свободой в хозяйственной деятельности. Среди них выделялись богатые крестьяне, торговцы и ростовщики. По реформе 1797 года дворцовые крестьяне были преобразованы в удельных крестьян. Созданные удельные ведомства осуществляли управлением имуществом императорской семьи, включая удельных крепостных крестьян. Коммуникационная природа пограничья с относительной экономической свободой, интенсивным торговым и информационным обменом способствовала становлению талантов. Так, например, «Орловское пограничье» дало созвездие талантов: Тютчев, Лесков, Фет, Леонид Андреев, Писарев, Бунин, Пришвин, Михаил Бахтин и Сергей Булгаков. В пограничье возник гений Льва Толстого. Усадьба Ясная Поляна расположена в засечном лесу. В плодородном подстепье — малая родина Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Андрея Платонова и Есенина. В юго-восточном пограничье в Поволжье родились Радищев, Карамзин, Белинский и Куприн. Природные ландшафты месторазвития через страстную ностальгию вызывают у творческих людей высокую энергетику эмоционально-ценностного восприятия мира и способствуют созданию продуктов кристаллизованной пассионарности. Классическим образцом описания ландшафта жизни является творчество Ивана Бунина, создавшего пронзительную лирико-философскую повесть «Жизнь Арсеньева», ставшей гимном не только Срединной России — Подстепья, но и одной из вершин русской и мировой литературы. Через философско-созерцательное и сверхчувственное отношение к природе раскрыты ландшафты души человеческой. Это история открытия счастья творчества и становления духовного мира человека, невозможного без гимна любви к природе и женщине — матери. via



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости