6 мая 1869 года трёхмачтовое грузовое и пассажирское судно с паровой установкой «Генерал Аббатуччи» вышло из своего поpтa приписки Марселя в рутинный рейс по маршруту Марсель Чиватавккья (Италия). Оно совершало этот рейс ежемесячно, а потому никакого ажиотажа эта поездка не вызвала. Правда, на борту парусного парохода находился ценный груз — дорогие подарки от французской церкви и государства для Папы Римского. Груз сопровождали люди интенданта города Марселя и целый отряд папской гвардии, однако в Чиватавеккью «Генерал Аббатуччи» так и не причалил.
ТРАГЕДИЯ В МОРЕ
7 мая 1869 года итальянские власти сообщили в Марсель о пропаже парусника «Генерал Аббатуччи». Все 16 солдат марсельского интенданта и 15 гвардейцев Папы Римского как сквозь землю провалились. И ценный груз также бесследно исчез. Но уже через несколько часов миру стало известно, что парусный 282-тонный пароход «Генерал Аббатуччи» трагически погиб у берегов Италии.
Рано утром 7 мая во французское судно врезался норвежский 500-тонный буксир «Эдвард Хвидт. Норвежское грузовое судно оказалось настолько мощнее, тяжелее папского посланника, что, проделав в правом борту «Генерала Аббатуччи» несколько сквозных пробоин, оно даже не заметило собственных повреждений и продолжило свой морской вояж в неизвестном направлении, оставив папские подарки на произвол судьбы.
А «Генерал Аббатуччи» более двух часов тщетно боролся за свою жизнь, затем, выпустив последний чёрный вздох, пошёл ко дну, проклиная протестантов из Норвегии. Никто не ожидал, что «Генерал Аббатуччи» навсегда исчезнет в этом походе. Ведь это судно имело безупречную репутацию надёжного парохода-парусника, услугами которого пользовались очень важные особы из правительства Италии, Франции и служители Ватикана. И в этом рейсе на пароходе были богатые французские купцы, направлявшиеся на торговую ярмарку в Рим. Их участь оказалась печальной.
На следующий день газеты всей Европы живописали основные детали катастрофы в самых жутких подробностях. Лондонская The Times, например, живописала: «Спаслись капитан и ещё порядка пятидесяти пассажиров, которых почти голыми доставили в Леворно. Трагедия случилась ранним утром, когда большинство пассажиров отдыхали в своих каютах. Рядовые моряки погибли почти в полном составе. Они до конца пытались исполнить свой служебный долг. А члены папской гвардии, которым была доверена охрана подарков для Папы, даже не попытались спасти драгоценности. Погибли и французские охранники марсельского коменданта, которым французское правительство доверило перевозку нескольких миллионов франков — деньги для выплаты жалованья французской армии, находящейся в Италии».
ПРЕЗЕНТЫ ДЛЯ ПАПЫ
Пока капитан и матросы «Генерала Аббатуччи» боролись за спасение людей и судна, их заметили с итальянского корабля «Эмбла», на котором спаслись несколько человек, а затем этот же корабль сопроводил норвежскую баржу «Эдвард Хвидт» к берегам Италии.
После длительного разбирательства комиссия признала вину капитана судна «Генерал Аобатуччи», который пренебрёг самыми элементарными средствами безопасности. Он обязан был пропустить более крупное и тяжёлое норвежское судно «Эдвард Хвидт», но почему-то не сделал этого. А капитана норвежского тяжеловеса «Эдвард Хвидт» примерно наказали за неоказание помощи гибнущим в воде пассажирам французского судна.
Почти сразу же начались поиски папских сокровищ, которые проводили частные компании и добровольные команды спасателей. Именно в этом регионе Тирренского моря находятся почти сотни погибших кораблей, и найти среди них один нужный объект очень трудно. Только через 127 лет, в 1996 году, стал возможен подъём золота с борта «Генерал Аббатуччи».
Поиском и подъёмом сокровищ занялась компания Blue Water Ltd. Целых 32 дня продолжался один только поиск «Генерала Аббатуччи». Специалисты прочесали район в 1 ООО квадратных миль! И это при скверной штормовой погоде. Во время поисков обнаружили ещё около сотни затонувших кораблей и судов разного размера и эпох. Лишь 19 мая 1996 года экспедиция нашла остов погибшего судна. Проинспектировала дно моря самоходная подводная лодка с дистанционным управлением, на которой была установлена автономная глубоководная кинокамера с чёрно-белым изображением. Она давала возможность поисковикам наблюдать со своего базового судна за поисками.
Реальность оказалась мрачной. Металлическая обшивка судна вся насквозь проржавела. Паровой котёл одиноко возвышался над остовом сгнившего судна, будто немой призрак — свидетель трагедии. Балки корабля напоминали собой скелет.
Первым на поверхность подняли, благодаря умному роботу с управляемыми клешнями, нактоуз (ящик для судового компаса) и сам оригинальный компас с маркировкой «Генерал Аббатуччи», что лишний раз подтвердило правильность вектора поиска. Затем на борту оказались фарфоровые предметы. Увы, это был не знаменитый китайский фарфор, а изделия — современники катастрофы, товар фирмы Valery, Freres & Fils. Поиск драгоценностей затрудняла большая глубина, на которой оказался несчастный «Генерал Аббатуччи» — 2 500 метров. Так глубоко могут погружаться только машины и роботы.
Именно робот нашёл золотые подарки для Пия IX. Золота и драгоценных камней его коллеги-священники на юбилей Папы не пожалели. В казне судна обнаружилась целая россыпь золотых монет, золотые часы, золотые цепочки, кольца и перстни, серьги с бриллиантами и рубинами, ажурные браслеты из платины и других ценных металлов, броши с самоцветами и прочие ювелирные изделия, без которых всякому священнику читать молитвы и проповеди было бы несподручно. Французские и итальянские реставраторы несколько лет потратили на полное восстановление коллекции для Пия IX, которую он так и не получил.
И кому же досталась вся эта красота? В начале 2000-х годов на английском международном аукционе «Кристи» сокровища Пия IX оценились очень дорого. Их скупили частные лица, а также государственные музеи мира, включая Лувр и Британский национальный музей.
via