Наделяемые самыми разными тайными знаниями и способностями, славянские волхвы являлись «жрецами высшей категории», широко и активно влиявшими на определённом историческом отрезке времени как на общинный, так и на государственный строй.
Каста избранных
По мнению исследователей, слово «волхв», возможно, происходит от родственного старославянского глагола, обозначавшего неясную, похожую на бормотание речь.
Волхвы входили в строго обособленную от остальных сословий касту, члены которой осуществляли посредничество между обитателями Прави и Нави и жителями Яви. Они занимались проведением магических ритуалов, направленных на достижение определённых целей как в отношении одного человека, так и целого селения, практиковали целительство, защищали от природных и мистических невзгод, привлекали удачу.
Славяне обращались к ним за помощью практически по любому поводу: когда хотелось получить большой урожай, защитить себя и домашнюю скотину от проделок нечистой силы, при предстоящих родах. Ратник, вернувшийся домой после кровопролитной битвы с врагами, обязательно первым делом шёл к волхву. Волхвов было довольно много, и часто они специализировались лишь на каком-то одном магическом направлении. К примеру, ведуны занимались исключительно предсказаниями будущего по ладоням, воде, гороху, звёздам и солнцу. Сновидцы умели толковать самые разные сновидения, а доки врачевали с помощью определённых ритуалов хворобы. Тем же самым занимались и зелейщики, только с помощью лекарственных трав и корней. К обаянникам обращались, когда нужно было наладить прямую связь с умершими родственниками, чтобы передать им послание или получить ответ на интересующий вопрос. Были также чародеи, баяны, кощунники, вызыватели дождей и, конечно же, кудесники. В сферу деятельности волхвов-кузнецов, имевших прямое отношение к стихии огня, входило укрощение молний, пожаров и прочих «огненных» явлений природы. Кроме того, без их благословения не обходилась ни одна свадьба.
Тайна князя Олега
Во времена, когда любой водоём, возвышенность или низина, лес или роща связывались с божественным происхождением, волхвы осуществляли свою каждодневную деятельность не только в специально построенных храмах, которые также называли капищами, но и под священными деревьями, чаще всего дубами, и рядом с источниками ключевой воды.
Здесь находились их жилища, часто довольно богатые, и здесь же они совершали соответствующие обряды во имя того или иного бога, приносили им жертвы от себя лично, от имени отдельного просителя или целого селения. Также они составляли календари погоды и, умея, в отличие от других, из знаков составлять слова, писали на бересте и табличках первые письменные документы древней Руси.
Верховные вожди, а затем и удельные князья славян, отлично понимая, какую власть над народом имеют языческие жрецы, всячески поддерживали их и при любом удобном случае привлекали, чтобы проводить свою линию и обуздывать недовольство.
Известны также случаи, когда волхвами считали даже некоторых русских правителей. Например, ходила устойчивая молва, что знаменитого новгородского и киевского князя Олега мать якобы родила магическим способом. В результате он обрёл оборотнические способности и мог по своему желанию превращаться в любого зверя и птицу, а также напускать на поле битвы на соперников смерть.
Каждый из волхвов служил только одному богу и, в зависимости от того, являлся тот светлым или тёмным, обращался за помощью в мире Яви к соответствующим им помощникам. Как правило, Чернобогу, Морене и другим божествам жрецы, облачённые в чёрные одежды, приносили на алтарь кровавые жертвы, в том числе захваченных во время военных конфликтов пленных. В свою очередь волхвы, проповедовавшие культ Велеса, Семаргла или Стрибога, ходили исключительно в белых одеяниях и ограничивались приношениями в виде продуктов питания. Правда, разделения при этом на чёрных и белых жрецов как такового изначально не было, и соответствующие чёрные и белые маги появились лишь спустя столетия.
Колдуй, но царей не трогай!
После прихода на Русь христианства языческие жрецы ещё в течение довольно длительного периода времени активно сопротивлялись новой вере и при этом сохраняли свои позиции среди народа. И, как свидетельствуют исторические источники, даже в XII-XIII веках организовывали многочисленные бунты, во главе которых и вставали.
Христианские священники, в свою очередь, не менее активно боролись с «языческой заразой», подчистую искореняя память о прошлом и не обращая при этом внимания на то, что именно волхвы, в силу своей образованности, сыграли важнейшую роль в становлении русского самосознания и сохраняли на протяжении веков славянские культурные ценности.
Однако к XVIII веку о языческих жрецах и волхованиях постепенно стали забывать. Вера в магию, конечно же, при этом никуда не делась, но новые власти относились к ней, в отличие от европейских инквизиторов, снисходительно. Правда, бывали и исключения. Так, например, большой резонанс в русском просвещённом обществе получил уголовный процесс в отношении нижегородского «волхва Дорофейки», который, по наущению придворного Андрея Безобразова, наводил чары на Петра I, чтобы тот стал более благосклонен к своему стольнику. Под пытками Дорофейка признался, что мог предсказывать судьбу, излечивать любые заболевания и снимать порчу и сглаз. После чего ему и Безобразову отрубили головы.
via