Новогодний праздник, каким мы его знаем сегодня, не так уж стар, хотя складывался долго. Когда начинался год у наших предков? Почему на Новый год наряжают ёлки? Кто такой Карачун? Ответы на эти вопросы — в нашем материале.
Откуда считать новый год?
В древности, когда жизнь человека полностью зависела от природы, отмечались такие вехи, как смена времен года. Одной из них был день весеннего равноденствия (по нашему календарю — 21 марта), когда день был равен ночи. Это означало конец зимы, приближение тепла и начала сельскохозяйственных работ. Полагают, что в этот день в языческой Руси и отмечали Новый год, первым днем которого было 22 марта. Традиция жива и сегодня — в празднике Масленицы.
С тех пор «точку отсчета» очередного года не раз меняли, чаще всего — в связи с переходом на новые календари. Когда Русь приняла христианство, а летоисчисление стали вести от сотворения мира, праздник впервые был перенесен — но не на 1 сентября, когда год начинался в Византии (по дате победы императора Константина над враждебным к христианам Максенцием), а на 1 марта. Почему, мы не знаем: возможно, это был компромисс со сложившимися традициями.
Однако несколько веков спустя Новый год на Руси все-таки перенесли на 1 сентября. По самой распространённой версии, это произошло по решению Церковного собора при Иване III, в 1492 г. от Рождества Христова. Новая точка отсчёта была удобна и с хозяйственной точки зрения: в августе-сентябре собирали большую часть урожая — казне было легче сразу же получать годовые платежи с подданных, а у тех конец календарного года совпадал с концом трудового. Примечательно, что Русская Православная Церковь до наших дней сохранила годичный цикл богослужений, который начинается 1 сентября и оканчивается 31 августа; 1 сентября (14 по новому стилю) празднуется церковное новолетие.
В 1700 г. Петр I одновременно со сменой летоисчисления на европейский манер (не от сотворения мира, а от Рождества Христова) перенёс начало года на 1 января (14 января по новому стилю) — в этот день и стали отмечать в России праздник, уже никак не связанный с крестьянским календарем.
В 1918 г., с приходом к власти большевиков, юлианский календарь был заменен григорианским. Новый год продолжили отмечать 1 января, но возник также неофициальный праздник — Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января.
Как отмечали Новый год
О древних традициях празднования Нового года мы можем судить по Масленице (после принятия христианства она наложилась на последнюю неделю перед Великим постом — Сырную).
Государственным и церковным праздником Новый год стал гораздо позже. При Иване III 1 сентября совершалось богослужение, во время которого московский митрополит благословлял царя и весь народ. Встречали Новый год накануне — как и сейчас, ночью. В последний вечер уходящего года по всей России родственники собирались в доме главы семейства или старшего в роду. Угощались медом, малиновой бражкой или заморским вином — в зависимости от достатка хозяев. При наступлении Нового года (который в Москве ровно в полночь возвещал выстрел Царь-пушки и звон на Иване Великом) все обнимались, троекратно целовали друг друга, желали добра и мира. Многие продолжали отмечать праздник всю ночь, а поутру шли на богослужение.
В деревнях с «осенним» новым годом (совпадавшим с днём преподобного Симеона Столпника) были связаны другие традиции. Считалось, что подарком к Новому году становилось «бабье лето». Чтобы оставить в прошлом все невзгоды, деревенские жители в соответствии с сохранявшимися языческими поверьями обновляли на Семёнов день основу домашнего очага — огонь. Потушив весь огонь в доме на ночь, с утра его зажигали добытым трением двух дощечек «живым» пламенем.
При Петре I, впервые отметившем «европейский» Новый год 1 января 1700 г., праздник стал более светским (хотя литургия не отменялась). На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Кроме того, Пётр повелел украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями и в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и новым столетием. Эти новшества, объединившись со святочными обрядами (проделками ряженых, катанием на санях, полночными гаданиями и хороводами), органично вписались в ритуал встречи праздника.
Позднее российские императоры не раз «корректировали» обычаи. Известна традиция российских императоров и императриц в первый день года устраивать во дворце «всесословный маскарад». При Николае I во дворец приглашали больше 30 тысяч человек, которые собирались не потанцевать, а увидеть императорскую семью. Маскарад сопровождался фуршетом из фруктов, пирожных, шампанского, чая — причем сахар в чашках размешивали лакеи, чтобы гости не унесли с собой ложки.
Однако главным зимним праздником в России оставалось Рождество.
Новые традиции празднования начала года заложили большевики. При Владимире Ленине ещё устраивались традиционные рождественские елки, но в 1929 г. в рамках антирелигиозной кампании празднование Рождества было официально отменено, а Новый год стал обычным рабочим днём. Однако к концу 1935 года Иосиф Сталин лично распорядился вернуть народу праздник (выходным 1 января стало только в 1947 году), но наполнить его новым, советским содержанием. Как это было сделано? Да просто все рождественские символы объявили новогодними и максимально стерли их религиозное значение. Вышло даже пособие для партийных и комсомольских ячеек, в котором давались подробные указания об организации праздника.
Постепенно он оброс новыми традициями. Под бой курантов начали загадывать желания, на стол ставить мандарины, селёдку под шубой и советский вариант салата «Оливье». Обязательной частью новогодней телепрограммы стали «Голубой огонёк» (с 1962 года) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова (с 1976 года). Другим непременным атрибутом Нового года было обращение главы государства. Первым советским лидером, поздравившим всех сограждан, стал официальный руководитель страны Михаил Калинин в военном 1941 году.
Символы праздника
На Руси наряжали дуб. Новогодняя ёлка пришла к нам с Запада при Петре I (вспомним ветви хвойных деревьев), но эту традицию забыли после смерти императора.
При царском дворе первая рождественская елка появилась в 1819 г. у будущего императора Николая I и его жены Александры Федоровны, которая, будучи родом из Пруссии, уговорила супруга поддержать европейскую традицию. Для императорских детей елку стали наряжать ежегодно с 1828 г., причем сначала это были небольшие ёлочки, которые располагали на столе, по одной на каждого ребенка. Только в 1840-е гг. стали ставить одну большую ель — на полу. Ёлку, символизирующую райское дерево, приготовляли на один вечер — в Рождественский сочельник, но к концу XIX в. начали оставлять до 1 января. Кстати, в деревнях елки не ставили даже в начале XX века — это была господская забава.
Традиция наряжать елку связана с образом райского дерева, увешанного яблоками. Поначалу ели украшали шоколадными конфетами и сухофруктами, а в начале XX в. им на смену пришли игрушки. Фабричные игрушки тогда делали из папье-маше и толстого стекла. Самым шиком считались немецкие шары из тонкого стекла, появившиеся в XVI в. в Саксонии, но и стоили они очень дорого: 100 рублей за один шар (тогда на эти деньги можно было купить три граммофона).
В СССР ёлки стали не рождественскими, а новогодними деревьями. Поменялась символика: вместо восьмиконечных вифлеемских звезд ели должны были быть украшены пятиконечными красными звездами, а вместо ёлочных шаров висели поначалу фигурки тракторов и комбайнов из цветной бумаги…
«Предком» другого символа Нового года — Деда Мороза — можно считать славянского повелителя снега и холода, прозванного Студенцом, Трескунцом, Карачуном — невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Чтобы задобрить божество, люди дарили ему подарки: бросали за порог лепешки, блины и мясо.
Некоторые считают, что одним из прототипов Деда Мороза, как и Санта-Клауса, стал святой Николай, архиепископ Мир Ликийских (Николай Чудотворец). В его житии есть эпизод, когда святитель помог трём девушкам, чей отец, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай поочерёдно подбросил им кошельки с приданым. По крайней мере, о христианстве напоминают элементы костюма Деда Мороза: раньше у него были трехпалые варежки — символ троеперстия, и они были белыми — это говорило о чистоте того, что Дед передает из своих рук. Цвет тулупа колебался от синего до красного. Окончательно «покраснел» Дед Мороз уже в СССР, заодно облачившись в красные рукавицы. Те же цвета полюбил и его европейский «собрат», но по чисто коммерческим причинам: красно-белого Санта-Клауса активно использовала в рекламе компания Coca-Cola.
Прообразом Снегурочки стала героиня одноименной пьесы Александра Островского (1873), который переработал один из вариантов народной сказки о снежной девушке, растаявшей от солнечных лучей. У драматурга Снегурочка была дочерью Деда Мороза и Весны-Красны. Хотя образ Снегурочки пользовался популярностью и до революции (ее фигурками украшали рождественские ели), одним из главных лиц Нового года она стала в времена СССР. В 1937 г. «внучка Деда Мороза» появилась на новогодней елке в Доме Союзов в Москве. Немалую роль в ее возвращении сыграли классики детской литературы Сергей Михалков и Лев Кассиль — они долгое время писали сценарии для кремлёвских елок, и Снегурочка была в них обязательным персонажем.
via