У северного подножия Эльбруса исследователи из Москвы и Пятигорска несколько последних лет изучают необычные артефакты: группы курганов, сосредоточенные в радиусе нескольких километров, могильники, насыпные валы явно искусственного происхождения, остатки древних плавильных печей. Загадочному историческому комплексу дали название «Кавказский Аркаим» по аналогии с открытым в середине 80-х годов прошлого века на Урале древним городом Аркаим.
К удивительной находке проявляют интерес самые разные ученые — археологи, астрономы, историки, математики, выдвигающие различные гипотезы о предназначении Кавказского Аркаима. В конце апреля в Государственном астрономическом институте им. Штернберга (ГАИШ) собрались те, кто вплотную занимается исследованиями в Приэльбрусье, чтобы поделиться друг с другом накопленными знаниями.
Здесь был Кияр
Открывателями Кавказского Аркаима считаются директор пятигорского центра туризма Алексей Евтушенко, а также московские историки Александр Асов и Алексей Алексеев. Они первыми выдвинули теорию (и придерживаются ее до сих пор), что ими в Приэльбрусье был открыт город Кияр — столица находившегося на Северном Кавказе государства древних славян Русколань. «Город Кияр связан с именем древнейшего славянского князя Буса Белояра — первого, с кого начинается русская цивилизация, — рассказывает Александр Асов. — Он объединял народы Русколани, был духовным лидером — первожрецом, первосвященником. Почитался он сыном Всевышнего среди всех народов, населяющих Русколань. Очевидно, что Бус Белояр получил посвящение в храме Солнца, который находился в Кияре».
По зороастрийским и древнерусским легендам, этот храм был захвачен Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усейнасом) во II тысячелетии до н. э. Упоминает храм Солнца и географ Страбон, помещая в нем святилище Золотого руна и оракула Ээта. Согласно Страбону, на рубеже нашей эры храм Солнца разграбил боспорский царь Фарнак. Окончательно храм был разрушен в IV в. н. э. готами и гуннами. Известны даже его размеры: 60 локтей (около 25 м) в длину, 20 (более 8 м) в ширину и 15 (более 5 м) в высоту; а также количество окон и дверей: 12 (по числу знаков зодиака).
Известно, что такое сооружение, как храм Солнца, почиталось всеми древнейшими народами, упоминания о нем есть в национальном эпосе греков, арабов, европейских народов. Нашлись подробные описания того, что в храмах Солнца проводились астрономические наблюдения. В древние времена жрецы создавали такие храмы-обсерватории, изучая древнейшую звездную науку. Там вычислялись не только календари для ведения сельского хозяйства, но и, главное, определялись важнейшие вехи мировой и духовной истории.
Если предположить, что исследователями действительно был найден древний город Кияр, то доказательством этого факта могло бы послужить обнаружение каких-либо следов храма Солнца. Этим-то они и занялись в первую очередь.
Астрономы-любители
Прежде чем вынести свою находку на суд научной общественности, поисковики провели колоссальную работу. В течение двух лет они определяли возможное местоположение древней обсерватории. Так, к примеру, выяснилось, что комплекс, расположенный на горном плато Ирахитсырт на высоте 2300 метров, включает в себя 9 наиболее значимых элементов. Вблизи горы Тузлук были обнаружены обработанные человеком камни, судя по всему, имевшие культовое значение, на камнях выдолблены чашеобразные углубления, куда наливали жертвенный напиток, и канавки, по которым этот напиток стекал. Заведующий отделением археологии Ставропольского краеведческого музея Игорь Отюцкий полагает, что эти канавки служили для других целей — ими наши предки могли отмечать пути движения планет, видимых невооруженным глазом.
Найденные необычные камни были условно названы «алтарями». Изучив чашеобразные углубления, ученые выяснили, что они образуют определенные фигуры и линии. На одном из камней узор напоминал конфигурацию созвездия Рыб. Линия между двумя «алтарями» была четко ориентирована на направление Восток — Запад.
На одном из склонов горы Тузлук исследователи нашли две большие каменные плиты со следами ручной обработки и остатки каменной кладки. Участники экспедиции выдвинули смелое предположение, что это и есть остатки храма Солнца. В центре между двух плит поисковики условно провели ось предполагаемого храма. В метре от линии, соединяющей два «алтаря», лежит треугольный камень. Если провести от него условную линию, то получится перпендикуляр к воображаемой оси храма. К тому же один «алтарь» нельзя увидеть с точки, на которой расположено второе сооружение такого рода, из-за особенностей рельефа. Однако обзор двух камней открывается, если встать на треугольный камень. Удивительно, что при совпадении оси храма с центром горы Тузлук получилась линия, соединяющая Север с Югом. Академик РАЕН, доктор физико-математических наук Николай Бочкарев считает, что «закрепление на местности сторон горизонта — важнейший признак присутствия древней пригоризонтной обсерватории».
При обсуждении этой проблемы в ГАИШ у ряда экспертов возникли сомнения: линии, которые привязывали стороны света к объектам обсерватории, имели незначительные отклонения от реальных измерений сторон света. Так, линия Запад — Восток отклонялась на 5 градусов 20 минут по часовой стрелке, а линия Север — Юг на 4 градуса в том же направлении. Чем же могут быть вызваны такие отклонения? Томила Потемкина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН считает, что такое отклонение может быть вызвано прецессионными явлениями, связанными со сменой режима оси вращения Земли. Николай Бочкарев придерживается иного мнения: «Поскольку измерения проводились не по географическому горизонту, а по реальному, то отклонение на несколько градусов может указывать на реальный восход Солнца в дни равноденствия». Историк Алексей Алексеев предполагает, что отклонения могли произойти по причине неточности «привязок», сделанных строителями храма, которые допускаются археоастрономами.
Еще одним уникальным открытием, сделанным в ходе экспедиций, является менгир — каменная стела весом в 5 тонн с явными следами обработки, расположенная к юго-востоку от горы Тузлук, — который мог служить пяточным камнем и позволял предсказывать солнечные и лунные затмения. Если провести линию от менгира к вершине горы Тузлук, то ее направление совпадет с крайней юго-восточной точкой восхода Луны в период летнего солнцестояния. Такое явление в астрономии называется «высокая Луна». По данным археолога Бориса Атабиева, сотрудника Музея археологии города Нальчика, возраст менгира может насчитывать около двух с половиной тысяч лет.
В окрестностях менгира на перевале Каяэшик исследователи нашли четыре небольших башнеобразных тура, сложенных из камней. По мнению участников экспедиции, все эти артефакты имели свое немаловажное значение в работе древней обсерватории.
Весь прошлый полевой сезон члены экспедиции занимались проверкой своей гипотезы путем различных инструментальных измерений: определяли азимут восхода и захода Солнца в дни летнего солнцестояния, делали привязку астрономических событий к пригоризонтным ориентирам, определяли азимут восхода и захода Луны в день полнолуния, следующего за солнцестоянием. Научный отряд экспедиции, обвешанный теодолитами, треногами, измерительными рейками, ежедневно исследовал обозначенную территорию. «Солнце уже поднялось над горизонтом, но от нас оно скрыто массивом Канджала, — описывает измерение азимута солнечного восхода Андрей Малышев, геодезист и топограф с многолетним опытом. — Порозовел Эльбрус, появились первые солнечные лучи. И вот в глубокой седловине, вблизи южного края Канджала, появляется ослепительная точка, которую мы ловим в перекрестье визира. Отсчет — верхний край. Отсчет — середина диска. Отрыв. После этого мы взяли азимуты на окрестные вершины, нарисовали профиль горизонта, чтобы затем сделать привязку к пригоризонтным ориентирам».
Сама гора Тузлук, по описанию исследователей, представляет собой поросший травой правильный конус высотой около 40 метров с диаметром основания 150 метров. Склоны поднимаются к вершине под углом 45 градусов, что соответствует широте места, и смотрят на Полярную звезду. Владимир Болтанов, геодезист из Пятигорского аэрогеодезического предприятия, ранее руководивший работами по геодезической «привязке» Зеленчукской обсерватории, анализируя космическую съемку района горы Тузлук, отметил изменения фототона на участке снимка восточного склона и подножия горы, что, по его мнению, указывает на искусственное перемещение грунта на этом участке. Ось фундамента храма Солнца образует угол в 30 градусов с направлением на восточную вершину Эльбруса. Те же 30 градусов — между осью храма и направлением на менгир и перевал Шаукам. Таким образом, был сделан вывод, что гора Тузлук «привязана» к естественным ориентирам по Солнцу и восточной вершине Эльбруса.
На вопрос «Итогов» о значении изучения археоастрономических комплексов Николай Бочкарев ответил так: «Исследования в области палеоастрономии доказывают, что древние астрономы знали звездное небо гораздо лучше, чем мы думали раньше. Причины этого понятны: древним надо было знать, когда сеять, жать, когда совершать ритуальные обряды. В целом же палеоастрономические исследования помогают понять динамику развития человечества».
Занимательная топонимика
Любопытно, что теория о местонахождении Кияра подкрепляется лингвистической близостью современных географических названий районов северного предгорья Эльбруса с топонимикой славянских преданий. Цепочка у исследователей сложилась следующая. Так, например, в преданиях упоминается, что у подножия Алатырь-горы (по версии исследователей это Эльбрус) располагался Ирий — рай. В Приэльбрусье есть плато Ирахитсырт — протяженный горный массив шириной не более километра, зажатый лавовыми полями, ледниками Эльбруса и скалами хребта Ташлы-Сырт. Древние также утверждали, что Ирий отделен от Яви огненной рекой Смородиной (от слова «смага» — огонь, пламя). Ирахитсырт отделен от предгорий рекой Кызылсу — в переводе с тюркского — «огненная река». Через нее, согласно преданиям, лежал Калинов мост, по которому из одного мира в другой проникали души умерших. И такой мост исследователи нашли. В узком месте реки Кызылсу над водопадом Султан есть каменная пробка, по которой можно перейти на другую сторону реки, где и по сей день нет никакой растительности, только мрачные «поля» черной и красной лавы. Аналогия с потусторонним миром, согласитесь, весьма близкая.
Дмитрий Серков