Строитель Софии — Юстиниан Великий - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 05-дек-2018, 19:56

Строитель Софии — Юстиниан Великий - «Загадки Истории»


Строитель Софии — Юстиниан Великий - «Загадки Истории»
Царствование Юстиниана Великого (527—565) было прославлено замечательными делами. Два знаменитых полководца, Велисарий и Нарсес, покорили ему на западе королевства Вандальское и Остготское. Труднее была борьба на востоке, где империя страдала от нападений болгар и персов. Войны с персами продолжались с перерывами почти все царствование Юстиниана; во главе Персидской монархии встал в то время знаменитый Хосров I Ануширван (Справедливый, 531—579), и только искусные действия Велисария спасли от персидского завоевания восточные провинции империи.

Внезапным нашествиям варварских народов, живших за Дунаем, Юстиниан старался воспрепятствовать строительством крепостей и мирными договорами, которые сопровождались богатыми дарами. Он протянул вдоль дунайской границы цепь более чем из восьмидесяти укрепленных мест, снабженных гарнизонами. Но эти меры мало помогали: почти каждый год разные полчища, составленные преимущественно из гуннских, или восточнославянских, племен, прорывались сквозь эту цепь укреплений и опустошили Балканский полуостров, доходя иногда до самых стен Константинополя.



 



Внутри империи царствование Юстиниана, особенно в первые годы, было обеспокоено сильными волнениями по поводу церковных споров. Из догматических вопросов, волновавших Византию в V и VI веках, особенно примечательна была ересь монофиситов, которые признавали в Иисусе Христе одно естество божественное. На Халкидонском соборе (451) эта ересь была предана проклятию и было решено признать во Христе два естества (божественное и человеческое) неслиянно и нераздельно. Монофиситы, однако, не согласились с православными; впоследствии они составили свое особое исповедание в Египте, Сирии и Армении. В VI веке возникла еще ересь монофиситов, которые признавали во Христе одну божественную волю, к которым присоединились и партии цирка. В Константинополе, так же, как и в Риме, народ страстно любил зрелища цирка, особенно бега. Содержатели колесниц и возницы, правившие конями, отличались от своих соперников особым цветом платья, они старались приобрести себе покровителей из зрителей, особенно из знатной молодежи. Таким образом, возникли партии цирка, получившие названия по цветам; самые значительные партии были зеленая (прасины) и голубая (венеты), которые сильно враждовали друг с другом.


Супругой Юстиниана была Феодора, женщина низкого происхождения, известная в молодости порочной жизнью, но очень красивая, умная и решительная. Она была прежде бедной актрисой и нашла участие в своей судьбе партии голубых, между тем как зеленые оттолкнули ее с презрением. Сделавшись императрицей, Феодора, конечно, стала покровительствовать голубым и склонила на их сторону императора, а зеленые подвергались преследованию, тем более что они пристали к ереси монофиситов; партия же голубых считалась православной. Эта вражда партий сопровождалась частыми волнениями, драками и убийствами.


В 532 году Юстиниан отпраздновал день своего восшествия на престол большими играми в цирке. Зеленые, раздраженные преследованиями правительства, удалились посреди ристаний и устроили беспорядки на улицах; голубые, также недовольные поведением императора, в большинстве присоединились к своим противникам. Пять дней мятежники господствовали в столице и провозгласили даже другого императора; войска колебались. Юстиниан уже хотел сесть на корабль и бежать из Константинополя, но против его намерения восстала гордая, энергичная Феодора и убедила мужа, что лучше умереть с достоинством, чем предаваться позорному бегству. Благодаря ей приняты были решительные меры. Велисарий собрал горсть верных своих ветеранов и внезапно окружил ипподром, где мятежный народ продолжал забавляться ристаниями вместе с новым императором Ипатием; тут произошло страшное побоище, и мятеж был усмирен. (Он известен под названием «Ника!» — Побеждай! Это слово было лозунгом мятежников.)


Но свой след в истории царствование Юстиниана оставило главным образом законодательной деятельностью, при нем был издан знаменитый сборник римских законов «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis). Этот «Свод» впоследствии послужил образцом и важнейшим источником для европейских законодательств и вообще имел огромное влияние на развитие европейской науки права. Работы по кодификации были выполнены несколькими комиссиями правоведов под руководством министра и любимца Юстиниана, Трибониана, который обладал обширной ученостью, но не отличался строгими правилами и запятнал себя лихоимством.


«Свод гражданского права» составился из четырех отделов: 1. Законы и постановления римских императоров, собранные в 529 году в двенадцати книгах под названием «Кодекса Юстиниана» (Codex Justinianeus);


  1. Собрание приведенных в научную систему отрывков из сочинений знаменитейших римских юристов, изданное в пятидесяти книгах под латинским названием «Дигесты» и греческим <. <андекты-> и получившее силу законов в 533 году;

  2. «Институции» (Institutiones), изданные в четырех книгах в 533 году и предназначенные служить руководством в главных юридических школах, организованных в Константинополе, Берите и Риме; 4. Собрание указов самого Юстиниана, изданных после обнародования его кодекса: это собрание названо Новеллы» (Novellae Constitutiones); они выходили большей частью на греческом языке, а в собрании помещены в латинском переводе. Применение Юстинианова «Свода» в Византийской империи было довольно искусственным, так как большая часть римских законов и их толкований уже не соответствовали условиям этой империи. Поэтому еще при Юстиниане некоторые юристы начали делать извлечения из «Свода», переделки и перетолковывания, приспосабливая их к употреблению современников; эта работа продолжалась и при следующих императорах. Таким образом, Юстинианов «Свод» дошел до нас не в первоначальном своем виде, а в этих позднейших извлечениях и переделках. Сохранение и передача «Свода» новым европейским народам (посредством многих рукописных сборников) принадлежат собственно не Византии, а Италии, где древнее римское право сохранилось в чистом виде, и потому, когда Юстиниан, завоевав Италию, ввел в ней свое законодательство, оно нашло там более живое применение, нежели в Византии. Почти в одно время с созданием Юстинианова «Свода гражданского права» было составлено систематическое собрание правил святых отцов: постановлений церковных соборов и императорских указов, относившихся к делам церковным. Это собрание, впоследствии неоднократно дополняемое, получило название «Номоканона». (Византийский «Номоканон» имел важное влияние на устройство Русской церкви.)

Юстиниан ознаменовал свое царствование также обширным строительством: он воздвиг множество храмов, дворцов, богаделен, водопроводов, пограничных крепостей и прочего. Самое знаменитое из его сооружений— это великолепный Софийский собор в Константинополе; над ним работало до десяти тысяч человек в течение шести лет под руководством архитектора Анфимия. Проведением дорог и сооружением мостов Юстиниан немало облегчил торговое и промышленное движение в своей империи. При нем впервые началось в Европе шелководство; благодаря хитрости двух монахов: они провезли с Востока в Константинополь яйца шелковичных червей, которые скрыли в своих полых дорожных посохах.


Рядом с внешним блеском Юстинианова царствования историки византийские указывают и на отрицательные стороны его правления, особенно на его чрезвычайное властолюбие и стремление все в государстве подчинить своей воле; в делах церковных он также добивался полновластия. Он закрыл знаменитую Афинскую академию, после чего наставники философии — последние представители неоплатонизма, Симплиций и Дамасций, оставили Афины и переселились в Персию под покровительство шаха Хосрова I. Юстиниан отменил также консульское звание, с которым, все еще соединялась память о республиканских учреждениях Рима. Его склонность к роскоши и расточительности, его многочисленные войны и дорогие постройки поглотали огромные суммы денег, так что бремя налогов и пошлин постоянно возрастало; землевладельцы нередко отказывались от своей земли, потому что не в силах были удовлетворить требованиям государственного казначейства. Юстиниан был доступен внушениям придворных льстецов и подозрительно смотрел на людей, которые возвышались во мнении народном заслугами и благородством своего характера. Неблагодарность его испытал на себе и знаменитый Велисарий.


Последние годы Юстинианова царствования омрачены были страшным нашествием славян болгарских полчищ, которые под предводительством князя Забергана опустошили Фракию и появились под самыми стенами Византии. В таких стесненных обстоятельствах император еще раз обратился к Велисарию, который уже несколько лет скромно жил в удалении, почти забытый современниками. Престарелый герой с юношеской энергией стал во главе немногих войск, защищавших столицу, и удачно отразил варваров. Знаки любви и благодарности, оказанные ему народом при возвращении в столицу, возбудили неудовольствие в подозрительном Юстиниане. Вскоре был открыт заговор против императора; один из заговорщиков во время пытки показал, будто он действовал по тайному приказу Велисария. Этого было достаточно, чтобы заслуженного полководца лишить почетных званий, имущества и бросить в тюрьму. Спустя несколько месяцев невиновность его была обнаружена, и ему возвратили свободу, титулы и часть имущества, но испытанные им огорчения ускорили его смерть: он сошел в могилу незадолго до смерти самого Юстиниана (который умер восьмидесяти трех лет, после тридцативосьмилетнего царствования). Предание о том, будто Велисарий был лишен зрения и, водимый мальчиком, просил милостыню, — выдумка позднейших времен.


Главным источником для изучения Юстинианова царствования служат труды византийского историка Прокопия, который состоял секретарем при Велисарий и сопровождал его в походах. В качестве очевидца он описал войны Велисария: Персидскую, Вандальскую и Готскую. Здесь и в некоторых других его сочинениях


изображена блестящая сторона Юстинианова царствования. Кроме того, он оставил книгу, известную под названием «Тайная история», где, напротив, личность Юстиниана и особенно его супруги Феодоры очерчены слишком темными красками и где автор с очевидным пристрастием старается объяснить многие важные события придворными интригами и другими скрытыми от народа причинами. Но, в любом случае, правительственная централизация, усиленная /прудами Юстиниана, в значительной степени укрепила государственное здание Византийской империи.


Иловайский Д. И.


Царствование Юстиниана Великого (527—565) было прославлено замечательными делами. Два знаменитых полководца, Велисарий и Нарсес, покорили ему на западе королевства Вандальское и Остготское. Труднее была борьба на востоке, где империя страдала от нападений болгар и персов. Войны с персами продолжались с перерывами почти все царствование Юстиниана; во главе Персидской монархии встал в то время знаменитый Хосров I Ануширван (Справедливый, 531—579), и только искусные действия Велисария спасли от персидского завоевания восточные провинции империи. Внезапным нашествиям варварских народов, живших за Дунаем, Юстиниан старался воспрепятствовать строительством крепостей и мирными договорами, которые сопровождались богатыми дарами. Он протянул вдоль дунайской границы цепь более чем из восьмидесяти укрепленных мест, снабженных гарнизонами. Но эти меры мало помогали: почти каждый год разные полчища, составленные преимущественно из гуннских, или восточнославянских, племен, прорывались сквозь эту цепь укреплений и опустошили Балканский полуостров, доходя иногда до самых стен Константинополя. Внутри империи царствование Юстиниана, особенно в первые годы, было обеспокоено сильными волнениями по поводу церковных споров. Из догматических вопросов, волновавших Византию в V и VI веках, особенно примечательна была ересь монофиситов, которые признавали в Иисусе Христе одно естество божественное. На Халкидонском соборе (451) эта ересь была предана проклятию и было решено признать во Христе два естества (божественное и человеческое) неслиянно и нераздельно. Монофиситы, однако, не согласились с православными; впоследствии они составили свое особое исповедание в Египте, Сирии и Армении. В VI веке возникла еще ересь монофиситов, которые признавали во Христе одну божественную волю, к которым присоединились и партии цирка. В Константинополе, так же, как и в Риме, народ страстно любил зрелища цирка, особенно бега. Содержатели колесниц и возницы, правившие конями, отличались от своих соперников особым цветом платья, они старались приобрести себе покровителей из зрителей, особенно из знатной молодежи. Таким образом, возникли партии цирка, получившие названия по цветам; самые значительные партии были зеленая (прасины) и голубая (венеты), которые сильно враждовали друг с другом. Супругой Юстиниана была Феодора, женщина низкого происхождения, известная в молодости порочной жизнью, но очень красивая, умная и решительная. Она была прежде бедной актрисой и нашла участие в своей судьбе партии голубых, между тем как зеленые оттолкнули ее с презрением. Сделавшись императрицей, Феодора, конечно, стала покровительствовать голубым и склонила на их сторону императора, а зеленые подвергались преследованию, тем более что они пристали к ереси монофиситов; партия же голубых считалась православной. Эта вражда партий сопровождалась частыми волнениями, драками и убийствами. В 532 году Юстиниан отпраздновал день своего восшествия на престол большими играми в цирке. Зеленые, раздраженные преследованиями правительства, удалились посреди ристаний и устроили беспорядки на улицах; голубые, также недовольные поведением императора, в большинстве присоединились к своим противникам. Пять дней мятежники господствовали в столице и провозгласили даже другого императора; войска колебались. Юстиниан уже хотел сесть на корабль и бежать из Константинополя, но против его намерения восстала гордая, энергичная Феодора и убедила мужа, что лучше умереть с достоинством, чем предаваться позорному бегству. Благодаря ей приняты были решительные меры. Велисарий собрал горсть верных своих ветеранов и внезапно окружил ипподром, где мятежный народ продолжал забавляться ристаниями вместе с новым императором Ипатием; тут произошло страшное побоище, и мятеж был усмирен. (Он известен под названием «Ника!» — Побеждай! Это слово было лозунгом мятежников.) Но свой след в истории царствование Юстиниана оставило главным образом законодательной деятельностью, при нем был издан знаменитый сборник римских законов «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis). Этот «Свод» впоследствии послужил образцом и важнейшим источником для европейских законодательств и вообще имел огромное влияние на развитие европейской науки права. Работы по кодификации были выполнены несколькими комиссиями правоведов под руководством министра и любимца Юстиниана, Трибониана, который обладал обширной ученостью, но не отличался строгими правилами и запятнал себя лихоимством. «Свод гражданского права» составился из четырех отделов: 1. Законы и постановления римских императоров, собранные в 529 году в двенадцати книгах под названием «Кодекса Юстиниана» (Codex Justinianeus); Собрание приведенных в научную систему отрывков из сочинений знаменитейших римских юристов, изданное в пятидесяти книгах под латинским названием «Дигесты» и греческим



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика