Не удивительно, что проблема ариев вызывала и вызывает огромный интерес. Часто на эту тему пытаются спекулировать. Характерным примером является попытка немецких учёных, политиков и идеологов времён второй половины 19 – первой полвины 20 столетий приписать себе честь являться прямыми потомками «индогерманцев».
Относительно происхождения «индоариев» учёные смогли выяснить одну истину: они прибыли в долину Инда из южнорусских степей, на рубеже II – I тыс. до н. э. После этого учёные наталкиваются на определённый барьер, связанный с политикой. Надо ответить на вопрос – с какими конкретно народами южнорусских степей, известными в историческую эпоху, следует связать ариев, ушедших на юг? Какое отношение имели арии, к историческим киммерийцам и скифам, которые зафиксированы в источниках через несколько веков? Как уже отмечалось, данные археологии и антропологии ясно показывают: культура и население Скифии железного века полностью преемственны с более ранними – арийским и протоарийскими периодами. Но, несмотря на это, прямую связь между ариями и скифами до сих пор многие яростно отрицают. В принципе это и не удивительно, если вспомнить о прямой связи между Великой Скифией и Русью. Историю пишут победители. Мы видим, как на наших глазах историю СССР и нашу Победу в Великой Отечественной войне переписывают, а уж о более ранних эпохах и говорить не приходится. Фальсификаторы мировой истории стараются создать, как можно больше «разрывов» в исторической ткани. Мол, жили арии и ушли, пришли другие народы – киммерийцы и скифы, затем они исчезли, их сменили сарматы, а после их ухода аланы, готы и славяне. Затем на месте Великой Скифии (Сарматии) образовалась Русь. Причём, нынешние историки от политики (в интересах Запада и Востока), додумались уже до того, что нынешние русские не имеют почти никакого отношения к русам, русичам. Русские по их мнению, это якобы смесь финно-угров с азиатами (монголоидами) с незначительной примесью славянской крови. Так от истории Русской цивилизации отрезают огромную историческую эпоху. И под эту постоянную смену «разных» народов подводится вывод – русские также поживут и «исчезнут» с просторов Северной Евразии.
Данные археологии свидетельствуют, что прямые предки киммерийцев и скифов – носители Андроновской культуры (она в XVII—IX веках до н. э. охватывала территории Западной Сибири, значительной части Средней Азии и Южный Урал) и Срубной культуры (она в XVIII—XII в. до н. э. занимала степную и лесостепную полосу Восточной Европы между Днепром и Уралом, отмечена в Западной Сибири и на Северном Кавказе), занимали как раз те земли, которые можно назвать прародиной ариев Индии. Понятно, что на юг, в поисках новых земель для проживания и освоения, ушла только часть населения этих огромных территорий. Фактически это арийское переселение (оно было не одномоментным, а растянутым на весьма значительный срок), можно рассматривать с точки зрения расширения сферы влияния Великой Скифии на юг.
Надо сказать, что понятие «арья» сохранилось практически у всех народов индоевропейской языковой семьи. К примеру, греческое – «аристократ», ирландское – «aire» — «вождь, знать», скандинавское — «arjoster» — «знатнейшие», русское «боярин» — «большой ярый», «ратай, оратай» — пахарь, земледелец, хеттское – «ara» — «свободный» и т. д. Понятно, что это понятие обозначало социальную группу свободных общинников, которые были одновременно и воинами. По мнению исследователя древней истории Руси и русов Ю. Д. Петухова, «арии» — это эпитет-самоназвание русов, не требующее перевода. «Арии» («арьи») – это «ярые», жизненно активные, энергичные, жизнестойкие (пассионарии по Л. Гумилёву). Поэтому, часто «арии-ярые» попадая на юг и будучи в меньшинстве среди инородного населения, создавали элитные касты правителей, администрации, жречества.
Это понятие применялось и в качестве этнонима, самоназвания народа. Оно дало названию ряду стран, которые заселили арии – Ирландии, Ирану, Бхарате (одно из названий Индии, от племени ариев – бхарата). С понятием «арья» связано и происхождение названия «аланы» — через чередование л-р, «ария – ариан – алан» (В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор). А аланы-роксоланы были частью Сарматии, которая была прямым наследником Скифии.
Прародина ариев Ирана и Индии находилась в южнорусских степях. Данные археологии говорят о том, что на юг двигались, как представители Андроновской, так Срубной культур. Кроме того, лингвистические исследования указывают на то, что Северное Причерноморье и Приазовье было исходным пунктом движения значительной части «индоариев». В этом регионе, и особенно на Кубани, Дону, Крыму, обнаружено много топонимов, которые идентичны древнеиндийским (на санскрите). Не зря жителей восточного Приазовья ещё в античные времена называли «синдами», а одно из названий Дона звучало, как «Сину». Топонимика приазовской Синдики практически полностью перенесена в Бхарату. Надо отметить, что несколько позже исследователи заметили сходность топонимики Индии с названиями на Русском Севере. Крупнейший специалист по культуре Индии и индийским религиям Н, Р. Гусева и ее последовательница исследователь Русского Севера историк С. В. Жарникова, обнаружили интереснейшие совпадения, подтверждающие правоту северного происхождения «ариев». Одна из священных и крупнейших рек Индии — Ганг, но была река Ганга в Архангельской губернии, а также озеро Ганго, Гангрека и Гангозеро (Олонецкая губерния). Другая священная река Индии – Инд. Жарникова нашла немало «родственников» этой реки на русском Севере: Индога, Индоманка, Индега, Индига, Индега. В древности весь Северный Ледовитый океан и белое море называли Гандвиком. Этой теме посвящено несколько интересных исследований.
Происхождение индийской и иранской (персидской) цивилизаций из современных русских территорий бесспорно. В тоже время между этими цивилизациями были серьёзные различия. Иран и Индия серьёзно отличались ещё до исламизации и арабизации Персии. Индо-славянские связи гораздо явнее и теснее, чем славяно-иранские. Это ещё один факт, говорящий против старого мифа о ираноязычности скифов. Исследователи обнаружили значительно количество соответствий не только в топонимике Индии и России, но и вере древних славян и религии Вед, славянских языков и санскрита, обрядов и традиций. Теснейшие славяно-индийские связи всегда были проблемой для развития теории ираноязычия скифов. Как славяне установили прямую связь с Индией, минуя «ираноязычную» Скифию? В то же время, если считать, что скифы-сколоты (предки славян) были прямыми потомками «арьев» (часть которых ушла в Индию), тогда всё становится на свои места. Русская цивилизация и Индийская цивилизация имеют один корень – Великую Скифию. Правда, русские (Суперэтнос русов) — это потомки тех, кто остался на родной земле (прародине), а «белые индийцы» — потомки переселенцев.
В чём же причина серьёзного различия иранской и индийской культур? Ранее утверждалось, что индоарийская общность намного древнее иранской, став более ранним импульсом воздействия степной цивилизации на юг (так скифов, которые остались в степях Евразии, можно было объявить «ираноязычными»). Но современные исследования говорят о том, что это утверждение ошибка. Во-первых, протоиранская общность сложилась на периферии арийского степного мира – в Средней Азии. Во-вторых, это событие было раньше, чем сложилась индоарийская общность – 6-4 тыс. до н. э. (в эпоху неолита). В эпоху бронзы – 3 тыс. до н. э., началось движение этой общности на юго-запад, в Иран. Это прослеживается по распространению культур т. н. «серой керамики», которая имеет преемственность с иранской традицией исторически известного периода. Протоиндийская общность формировалась рядом с протоиндийской, но получила сильные вливания с севера и арии проникли в Индию намного позже – на рубеже 2-1 тыс. до н. э.
Долгое время считалось, что «вторжение ариев» стало причиной гибели местной Хараппской цивилизации (она развивалась в долине реки Инд в XXIII—XIX веках до н. э.). Но затем были выявлены факты, которые полностью опровергли эту гипотезу. Между приходом ариев и падением городов Хараппской цивилизации существует разрыв в несколько столетий. Переселенцы из Великой Скифии принесли на юг технологию выплавки железа, развитую религию, мифологию, письменность, городскую культуру, систему государства-общины и т. д. Фактически они восстановили Индийскую цивилизацию. Кроме того, есть мнение и некоторые данные, что Хараппская цивилизация эпохи бронзы также была создана под влиянием древнейшей арийской цивилизации. Индийская цивилизация бронзового века появилась так внезапно и так погибла, что трудно говорить о её местном происхождении. Иероглифическая письменность Хараппы имеет некоторое сходство с системами письма различных регионов Евразии – она не могла возникнуть в условиях изоляции. К тому же петроглифы северной Индии имеют аналоги в Центральной Азии и южной Сибири (Алтае). Сибирь и Средняя Азия тогда принадлежали населению арийской цивилизации. Ясно, что она могла оказывать определённое воздействие и на Северную Индию. Это объясняет причину возникновения Хараппской цивилизации и причину её гибели. Потеряв «подпитку» с севера, индийская городская культура эпохи бронзы «потонула», когда концентрация носителей присваивающего способа хозяйства превысила допустимый предел («торгующих стало больше трудящихся»).
Приход ариев в эпоху железного века восстановил связь региона с Великой Скифией, и индийская цивилизация была восстановлена. Надо сказать, что контакты севера и юга продолжались и в более поздние эпохи. В период наивысшего расцвета Великой Скифии (7-6 вв. до н. э.), когда в сфере влияния северной цивилизации был Ближний Восток и Китай, Индия также получила новые «вливания». К 6-5 вв. до н. э. саки (среднеазиатские скифы) продвинулись в Восточный Афганистан и Северо-Западную Индию. Саки-скифы оказали значительное влияние на социально-политическую ситуацию, на религию и культуру Индии. Достаточно сказать, что знаменитый Будда (принц Сиддхартха Гаутама) был из знатного рода сакского происхождения – Шакья Муни. Немного позднее – 3-1 вв. до н. э. были созданы «индо-скифские царства». Это был результат экспансии на юг во время господства сарматов. Во 2 веке до н. э. появились кушаны, народ арийского происхождения. Период расцвета Кушанской империи пришёлся на I — III века н. э., тогда она включала в свой состав территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии. По мнению Н. И. Васильевой, в этот период происходит восстановление размытых традиций: идёт «создание высокоорганизованных политических структур имперского, государственно-общинного типа, перевооружение на новой технологической основе («рыцарская» конница), усиление «солнечной» религии». Практически Индия на рубеже новой эры переживала «второе пришествие ариев», которые восстановили порядки и традиции общества «ведического» типа. Индия в этот период – 2 в. до н. э. – 5 в. н. э. достигла своего высшего расцвета – политического, культурного, экономического. Этот период получил название «золотого века» («классического») Индии. Именно в это время была создана та индийская культура, которая оказала огромное влияние на окружающие регионы и всё человечество. Один только буддизм и буддийское искусство оказали влияние на территории Цейлона, Индонезии, Средней и Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Китая, Тибета, Японии.
Кушанская империя охватывала в основном Северную Индию, но скифы продвинулись и далеко на юг, основавшись на северо-западе Деканского полуострова (Махараштра). Во 2 веке они создали государство Кшатрапов. Возможно, что сильная скифизация этого региона привела к формирования там особого этноса маратхов. В 5-7 века Индия получила ещё несколько «импульсов» с севера. В результате образовалась новая этно-сословная правящая группа раджпутов. Раджпуты правили Индией несколько столетий, в это время цивилизация переживала новый культурный подъём. В дальнейшем давление арабов и ислама ограничило влияние раджпутской аристократии, но не смогло полностью вытеснить его. Правда, в целом, почти всё 2 тыс. н. э. для индийской цивилизации было не самым удачным периодом истории. Прямые связи с Великой Скифией (её наследницей – Русью – Россией) были прерваны. Все силы были направлены на выживание. Но, индийская цивилизация, несмотря на огромное давление исламского мира, а затем западной цивилизации, смогла выжить и сохранить своё ядро.
В 20 веке СССР и Индия плодотворно сотрудничали. В настоящее время Россия и Индия имеют все возможности для создания устойчивого стратегического союза. Правда, обе цивилизации должны покончить с влиянием англо-саксов на их политику, культуру и элиту.