Неподалеку от современной иранской деревушки Бехистун, на отвесной скале, на высоте более 100 метров сохранились древнейшие скальные барельефы с изображениями и клинописью. Это знаменитая Бехистунская надпись, составленная 15 веков назад по личному повелению ахеменидского «царя царей» Дария I на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Повествуя о своих блистательных победах над подвластными странами и народами, Дарий упоминает о подавлении восстания в некой стране Маргуш.
Случайное открытие
Первую — и удачную — попытку найти следы загадочной страны предприняли в начале 1970-х советские археологи, усмотревшие сходство названий страны Маргуш и реки Мургаб, текущей на крайнем востоке Туркменистана. Где-то здесь, по мнению руководителя разведочной археологической экспедиции Виктора Сарианиди, располагалась эта загадочная страна. Ему удалось установить, что в древности русло Мургаба находилось много восточнее современного расположения, и ныне дельта былой реки скрыта песками Каракумов. Там, в пустыне, прошел первый экспедиционный сезон.
Работа подходила к концу, и археологи уже начали сворачивать лагерь, когда студент-практикант Мурат Курбансахатов был послан на машине разведать дорогу до ближайших колодцев, около которых экспедиция могла бы «осесть» на следующий год. Заблудившись в песках, обескураженный Мурат, что-бы найти ориентиры, залез на высокий бархан, но вместо дороги увидел… огромный холм, покрытый черепками посуды. Так была открыта столица страны Маргуш Гонур-Депе (или просто Гонур).
Многолетние раскопки показали, что древнюю карту и историю мира пора пересматривать. Археологи с уверенностью говорят о том, что древние государства Месопотамии (Шумер и Аккад), а также Египет, Индия и Китай были не единственными очагами зарождающихся первых государств на земле. Экспедиция Сарианиди выявила еще один, пятый мировой центр древней цивилизации, существовавший свыше 4 тысяч лет назад. И находился он в далеком Туркменистане, в старой дельте Мургаба, в безжизненных ныне песках Каракумов. Его называли Маргуш, и слава об этой стране распространялась далеко за ее пределами. Древние греки звали эту страну Маргианой, а поздние средневековые историки именовали ее Мерв.
Многие археологические находки из Маргуша подтверждают существование прямых контактов между всеми передовыми центрами. Например, уникальные цилиндрические печати с шумерской надписью, с надписями на древнеиндийском языке, а также предметы из слоновой кости, которые могли попасть на берега Мургаба только из долины Инда.
Дары для мертвых
На южной окраине Гонура были обнаружены царский некрополь из пяти гробниц и сакральный участок — теменос — с храмовым зданием в центре. Эти гробницы относятся к последним векам III тысячелетия до нашей эры и принадлежат первым царям страны Маргуш.
Все гробницы — прямоугольные подземные сооружения, внутрь которых ведут кирпичные ступени. Двухметровые по высоте помещения перекрываются сводами. Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами, и просто очаги — все со следами копоти и с золой в топках. Пять гробниц представляли собой модели домов, что характерно исключительно для индоевропейских народов, в том числе индоиранских, арийских племен. Усыпальницы украшали мозаичные панно с разнообразными сюжетами и элементами живописи. Из них наиболее интересны сцены охоты.
Гробницы гонурского некрополя грабили неоднократно. Близкие покойных, предполагая это, прятали глубоко под землю дорогие вещи, а на видное место клали вещицы яркие, броские, но недорогие, которые в первую очередь и хватали грабители. Благодаря этим ухищрениям, в одном тайнике сохранилось 24 сосуда: 17 серебряных, два золотых, остальные — керамические. Один серебряный кувшин весил четыре килограмма, золотые — по килограмму.
Люди, верившие в загробную жизнь, давали с собой умершему все, что ему могло понадобиться «в будущем». В первую очередь, конечно, лошадь с телегой. Во дворе, рядом с домом-камерой, лежали останки не только лошади, но также двух верблюдов и собаки. Но царственному покойнику всего этого было недостаточно. Рядом с останками погребенных жертвенных животных лежали кости людей — от 3 до 10-15 человек.
Виктор Сарианиди был убежден в том, что некрополь, безусловно, принадлежал индоевропейскому народу, еще не разделившемуся на иранцев и индийцев.
В центре поселения была возведена мощная, укрепленная боевыми башнями цитадель. Внутри стоял монументальный дворец, резиденция царя. Дворец окружали два обширных двора с деревьями и цветниками — место прогулок и отдыха. В цитадели располагалось также административное здание, где работали чиновники, занимавшиеся подсчетом проделанных общественных работ, продуктов для царского стола и мно. Здесь же, на территории, находились обширные складские помещения с десятками больших тарных сосудов и зернохранилищами.
Со всех четырех сторон дворца располагались большие храмы. В их числе — Храм Огня, Храм Жертвоприношений, Храм Общественных Трапез и самый грандиозный из всех — Храм Воды. Все культовые сооружения были обнесены с внешней стороны оборонительной стеной с башнями, образующими своеобразное каре. Интересно, что храмы, окружающие царский дворец, имеют к нему прямые проходы — вероятно, для того, чтобы государь и верховный жрец могли свободно появляться в каждом из них.
Родина Авесты
В цитадели также расположены два огромных, круглой формы кирпичных «алтаря» с проходами и ступеньками, ведущими внутрь. В алтарях сохранились культовые очаги, где горел когда-то «вечный огонь» в честь божеств. Рядом с алтарями находилось множество культовых печей, где готовилось жертвенное мясо для коллективных трапез, в которых принимало участие все население. О том, что это могло быть именно так, имеются свидетельства в древних текстах, в частности, в священной книге зороастрийцев — Авесте. Однако именно при археологических раскопках в Гонур-Депе впервые были найдены реальные тому подтверждения.
Ученые считали, что жители страны Маргуш были арийцами, в среде которых родилась первая и древнейшая мировая религия — зороастризм. Крупномасштабные раскопки выявили большое количество фактов в пользу того, что именно в стране Маргуш зародилась религия зороастрийцев.
Виктор Сарианиди полагал, что найденные храмы — зороастрийские, а сам Зороастр (Заратуштра) — не легендарная, а историческая личность. Подтверждением являются, например, амулеты. На них изображены священные быки и нападающие на них драконы. Такие амулеты найдены еще только в одном месте — в Бактрии (сейчас это Северный Афганистан и юг Средней Азии). А в священной Авесте сказано, что Зороастр, изгнанный из родного селения, пришел в страну, которой правил царь Виштаспа. Это реальное историческое лицо — царь Бактрии.
Наконец, зороастризм — первая из восточных религий, в основе которой лежала идея борьбы добра и зла. На амулетах, найденных в Бактрии и Гонур-Депе, бык — олицетворение доброй силы, драконы — олицетворение зла.
«Да, Авеста могла быть создана здесь, — считал доктор исторических наук Геннадий Кошеленко. — Ведь именно в стране Маргуш под знаменем идей Зороастра поднялось народное восстание против ахеменидского царя Дария I, как это полагал еще в 30-е годы XX века академик В.В. Струве».
Доказательством того, что жители Маргианы были зороастрийцами, являются некоторые любопытные элементы погребального культа. Так, тело умершего зороастрийцы вносили в комнату, которую мы сегодня назвали бы моргом, через дверь. Там обмывали тело, но, как пишет Авеста, чтобы вынести труп, нужно было позвать человека, и он должен был пробить брешь в стене. «Читая Авесту, — объяснял Сарианиди, — мы думали, что это литературное преувеличение. Но в нашем комплексе погребальных обрядов мы нашли обычную дверь и рядом, в полутора метрах — пробоину в стене. Нашли и трубу, по которой сливалась грязная вода после омовений, чтобы не осквернить землю. Одним словом, найдено много «реплик» из Авесты, почти буквальных».
Ирина СТРЕКАЛОВА