Маргуш — родина Авесты - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 05-дек-2018, 19:56

Маргуш — родина Авесты - «Загадки Истории»


Маргуш — родина Авесты - «Загадки Истории»
Страна Маргуш лежала между Индией с одной стороны и Ираном с Месопотамией — с другой. Таким образом, через нее проходили древние торговые пути от великой реки Инд с ее знаменитой хараппской цивилизацией и до междуречья Тигра и Евфрата — с не менее знаменитой цивилизацией шумеров.

Неподалеку от современной иранской деревушки Бехистун, на отвесной скале, на высоте более 100 метров сохранились древнейшие скальные барельефы с изображениями и клинописью. Это знаменитая Бехистунская надпись, составленная 15 веков назад по личному повелению ахеменидского «царя царей» Дария I на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Повествуя о своих блистательных победах над подвластными странами и народами, Дарий упоминает о подавлении восстания в некой стране Маргуш.



Случайное открытие


Первую — и удачную — попытку найти следы загадочной страны предприняли в начале 1970-х советские археологи, усмотревшие сходство названий страны Маргуш и реки Мургаб, текущей на крайнем востоке Туркменистана. Где-то здесь, по мнению руководителя разведочной археологической экспедиции Виктора Сарианиди, располагалась эта загадочная страна. Ему удалось установить, что в древности русло Мургаба находилось много восточнее современного расположения, и ныне дельта былой реки скрыта песками Каракумов. Там, в пустыне, прошел первый экспедиционный сезон.


Работа подходила к концу, и археологи уже начали сворачивать лагерь, когда студент-практикант Мурат Курбансахатов был послан на машине разведать дорогу до ближайших колодцев, около которых экспедиция могла бы «осесть» на следующий год. Заблудившись в песках, обескураженный Мурат, что-бы найти ориентиры, залез на высокий бархан, но вместо дороги увидел… огромный холм, покрытый черепками посуды. Так была открыта столица страны Маргуш Гонур-Депе (или просто Гонур).


 



Многолетние раскопки показали, что древнюю карту и историю мира пора пересматривать. Археологи с уверенностью говорят о том, что древние государства Месопотамии (Шумер и Аккад), а также Египет, Индия и Китай были не единственными очагами зарождающихся первых государств на земле. Экспедиция Сарианиди выявила еще один, пятый мировой центр древней цивилизации, существовавший свыше 4 тысяч лет назад. И находился он в далеком Туркменистане, в старой дельте Мургаба, в безжизненных ныне песках Каракумов. Его называли Маргуш, и слава об этой стране распространялась далеко за ее пределами. Древние греки звали эту страну Маргианой, а поздние средневековые историки именовали ее Мерв.


Многие археологические находки из Маргуша подтверждают существование прямых контактов между всеми передовыми центрами. Например, уникальные цилиндрические печати с шумерской надписью, с надписями на древнеиндийском языке, а также предметы из слоновой кости, которые могли попасть на берега Мургаба только из долины Инда.


Дары для мертвых


На южной окраине Гонура были обнаружены царский некрополь из пяти гробниц и сакральный участок — теменос — с храмовым зданием в центре. Эти гробницы относятся к последним векам III тысячелетия до нашей эры и принадлежат первым царям страны Маргуш.


Все гробницы — прямоугольные подземные сооружения, внутрь которых ведут кирпичные ступени. Двухметровые по высоте помещения перекрываются сводами. Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами, и просто очаги — все со следами копоти и с золой в топках. Пять гробниц представляли собой модели домов, что характерно исключительно для индоевропейских народов, в том числе индоиранских, арийских племен. Усыпальницы украшали мозаичные панно с разнообразными сюжетами и элементами живописи. Из них наиболее интересны сцены охоты.


Гробницы гонурского некрополя грабили неоднократно. Близкие покойных, предполагая это, прятали глубоко под землю дорогие вещи, а на видное место клали вещицы яркие, броские, но недорогие, которые в первую очередь и хватали грабители. Благодаря этим ухищрениям, в одном тайнике сохранилось 24 сосуда: 17 серебряных, два золотых, остальные — керамические. Один серебряный кувшин весил четыре килограмма, золотые — по килограмму.


Люди, верившие в загробную жизнь, давали с собой умершему все, что ему могло понадобиться «в будущем». В первую очередь, конечно, лошадь с телегой. Во дворе, рядом с домом-камерой, лежали останки не только лошади, но также двух верблюдов и собаки. Но царственному покойнику всего этого было недостаточно. Рядом с останками погребенных жертвенных животных лежали кости людей — от 3 до 10-15 человек.


Виктор Сарианиди был убежден в том, что некрополь, безусловно, принадлежал индоевропейскому народу, еще не разделившемуся на иранцев и индийцев.


В центре поселения была возведена мощная, укрепленная боевыми башнями цитадель. Внутри стоял монументальный дворец, резиденция царя. Дворец окружали два обширных двора с деревьями и цветниками — место прогулок и отдыха. В цитадели располагалось также административное здание, где работали чиновники, занимавшиеся подсчетом проделанных общественных работ, продуктов для царского стола и мно. Здесь же, на территории, находились обширные складские помещения с десятками больших тарных сосудов и зернохранилищами.


Со всех четырех сторон дворца располагались большие храмы. В их числе — Храм Огня, Храм Жертвоприношений, Храм Общественных Трапез и самый грандиозный из всех — Храм Воды. Все культовые сооружения были обнесены с внешней стороны оборонительной стеной с башнями, образующими своеобразное каре. Интересно, что храмы, окружающие царский дворец, имеют к нему прямые проходы — вероятно, для того, чтобы государь и верховный жрец могли свободно появляться в каждом из них.


Родина Авесты


В цитадели также расположены два огромных, круглой формы кирпичных «алтаря» с проходами и ступеньками, ведущими внутрь. В алтарях сохранились культовые очаги, где горел когда-то «вечный огонь» в честь божеств. Рядом с алтарями находилось множество культовых печей, где готовилось жертвенное мясо для коллективных трапез, в которых принимало участие все население. О том, что это могло быть именно так, имеются свидетельства в древних текстах, в частности, в священной книге зороастрийцев — Авесте. Однако именно при археологических раскопках в Гонур-Депе впервые были найдены реальные тому подтверждения.


Ученые считали, что жители страны Маргуш были арийцами, в среде которых родилась первая и древнейшая мировая религия — зороастризм. Крупномасштабные раскопки выявили большое количество фактов в пользу того, что именно в стране Маргуш зародилась религия зороастрийцев.


Виктор Сарианиди полагал, что найденные храмы — зороастрийские, а сам Зороастр (Заратуштра) — не легендарная, а историческая личность. Подтверждением являются, например, амулеты. На них изображены священные быки и нападающие на них драконы. Такие амулеты найдены еще только в одном месте — в Бактрии (сейчас это Северный Афганистан и юг Средней Азии). А в священной Авесте сказано, что Зороастр, изгнанный из родного селения, пришел в страну, которой правил царь Виштаспа. Это реальное историческое лицо — царь Бактрии.


Наконец, зороастризм — первая из восточных религий, в основе которой лежала идея борьбы добра и зла. На амулетах, найденных в Бактрии и Гонур-Депе, бык — олицетворение доброй силы, драконы — олицетворение зла.


«Да, Авеста могла быть создана здесь, — считал доктор исторических наук Геннадий Кошеленко. — Ведь именно в стране Маргуш под знаменем идей Зороастра поднялось народное восстание против ахеменидского царя Дария I, как это полагал еще в 30-е годы XX века академик В.В. Струве».


Доказательством того, что жители Маргианы были зороастрийцами, являются некоторые любопытные элементы погребального культа. Так, тело умершего зороастрийцы вносили в комнату, которую мы сегодня назвали бы моргом, через дверь. Там обмывали тело, но, как пишет Авеста, чтобы вынести труп, нужно было позвать человека, и он должен был пробить брешь в стене. «Читая Авесту, — объяснял Сарианиди, — мы думали, что это литературное преувеличение. Но в нашем комплексе погребальных обрядов мы нашли обычную дверь и рядом, в полутора метрах — пробоину в стене. Нашли и трубу, по которой сливалась грязная вода после омовений, чтобы не осквернить землю. Одним словом, найдено много «реплик» из Авесты, почти буквальных».


Ирина СТРЕКАЛОВА



Страна Маргуш лежала между Индией с одной стороны и Ираном с Месопотамией — с другой. Таким образом, через нее проходили древние торговые пути от великой реки Инд с ее знаменитой хараппской цивилизацией и до междуречья Тигра и Евфрата — с не менее знаменитой цивилизацией шумеров. Неподалеку от современной иранской деревушки Бехистун, на отвесной скале, на высоте более 100 метров сохранились древнейшие скальные барельефы с изображениями и клинописью. Это знаменитая Бехистунская надпись, составленная 15 веков назад по личному повелению ахеменидского «царя царей» Дария I на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Повествуя о своих блистательных победах над подвластными странами и народами, Дарий упоминает о подавлении восстания в некой стране Маргуш. Случайное открытие Первую — и удачную — попытку найти следы загадочной страны предприняли в начале 1970-х советские археологи, усмотревшие сходство названий страны Маргуш и реки Мургаб, текущей на крайнем востоке Туркменистана. Где-то здесь, по мнению руководителя разведочной археологической экспедиции Виктора Сарианиди, располагалась эта загадочная страна. Ему удалось установить, что в древности русло Мургаба находилось много восточнее современного расположения, и ныне дельта былой реки скрыта песками Каракумов. Там, в пустыне, прошел первый экспедиционный сезон. Работа подходила к концу, и археологи уже начали сворачивать лагерь, когда студент-практикант Мурат Курбансахатов был послан на машине разведать дорогу до ближайших колодцев, около которых экспедиция могла бы «осесть» на следующий год. Заблудившись в песках, обескураженный Мурат, что-бы найти ориентиры, залез на высокий бархан, но вместо дороги увидел… огромный холм, покрытый черепками посуды. Так была открыта столица страны Маргуш Гонур-Депе (или просто Гонур). Многолетние раскопки показали, что древнюю карту и историю мира пора пересматривать. Археологи с уверенностью говорят о том, что древние государства Месопотамии (Шумер и Аккад), а также Египет, Индия и Китай были не единственными очагами зарождающихся первых государств на земле. Экспедиция Сарианиди выявила еще один, пятый мировой центр древней цивилизации, существовавший свыше 4 тысяч лет назад. И находился он в далеком Туркменистане, в старой дельте Мургаба, в безжизненных ныне песках Каракумов. Его называли Маргуш, и слава об этой стране распространялась далеко за ее пределами. Древние греки звали эту страну Маргианой, а поздние средневековые историки именовали ее Мерв. Многие археологические находки из Маргуша подтверждают существование прямых контактов между всеми передовыми центрами. Например, уникальные цилиндрические печати с шумерской надписью, с надписями на древнеиндийском языке, а также предметы из слоновой кости, которые могли попасть на берега Мургаба только из долины Инда. Дары для мертвых На южной окраине Гонура были обнаружены царский некрополь из пяти гробниц и сакральный участок — теменос — с храмовым зданием в центре. Эти гробницы относятся к последним векам III тысячелетия до нашей эры и принадлежат первым царям страны Маргуш. Все гробницы — прямоугольные подземные сооружения, внутрь которых ведут кирпичные ступени. Двухметровые по высоте помещения перекрываются сводами. Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами, и просто очаги — все со следами копоти и с золой в топках. Пять гробниц представляли собой модели домов, что характерно исключительно для индоевропейских народов, в том числе индоиранских, арийских племен. Усыпальницы украшали мозаичные панно с разнообразными сюжетами и элементами живописи. Из них наиболее интересны сцены охоты. Гробницы гонурского некрополя грабили неоднократно. Близкие покойных, предполагая это, прятали глубоко под землю дорогие вещи, а на видное место клали вещицы яркие, броские, но недорогие, которые в первую очередь и хватали грабители. Благодаря этим ухищрениям, в одном тайнике сохранилось 24 сосуда: 17 серебряных, два золотых, остальные — керамические. Один серебряный кувшин весил четыре килограмма, золотые — по килограмму. Люди, верившие в загробную жизнь, давали с собой умершему все, что ему могло понадобиться «в будущем». В первую очередь, конечно, лошадь с телегой. Во дворе, рядом с домом-камерой, лежали останки не только лошади, но также двух верблюдов и собаки. Но царственному покойнику всего этого было недостаточно. Рядом с останками погребенных жертвенных животных лежали кости людей — от 3 до 10-15 человек. Виктор Сарианиди был убежден в том, что некрополь, безусловно, принадлежал индоевропейскому народу, еще не разделившемуся на иранцев и индийцев. В центре поселения была возведена мощная, укрепленная боевыми башнями цитадель. Внутри стоял монументальный дворец, резиденция царя. Дворец окружали два обширных двора с деревьями и цветниками — место прогулок и отдыха. В цитадели располагалось также административное здание, где работали чиновники, занимавшиеся подсчетом проделанных общественных работ, продуктов для царского стола и мно. Здесь же, на территории, находились обширные складские помещения с десятками больших тарных сосудов и зернохранилищами. Со всех четырех сторон дворца располагались большие храмы. В их числе — Храм Огня, Храм Жертвоприношений, Храм Общественных Трапез и самый грандиозный из всех — Храм Воды. Все культовые сооружения были обнесены с внешней стороны оборонительной стеной с башнями, образующими своеобразное каре. Интересно, что храмы, окружающие царский дворец, имеют к нему прямые проходы — вероятно, для того, чтобы государь и верховный жрец могли свободно появляться в каждом из них. Родина Авесты В цитадели также расположены два огромных, круглой формы кирпичных «алтаря» с проходами и ступеньками, ведущими внутрь. В алтарях сохранились культовые очаги, где горел когда-то «вечный огонь» в честь божеств. Рядом с алтарями находилось множество культовых печей, где готовилось жертвенное мясо для коллективных трапез, в которых принимало участие все население. О том, что это могло быть именно так, имеются свидетельства в древних текстах, в частности, в священной книге зороастрийцев — Авесте. Однако именно при археологических раскопках в Гонур-Депе впервые были найдены реальные тому подтверждения. Ученые считали, что жители страны Маргуш были арийцами, в среде которых родилась первая и древнейшая мировая религия — зороастризм. Крупномасштабные раскопки выявили большое количество фактов в пользу того, что именно в стране Маргуш зародилась религия зороастрийцев. Виктор Сарианиди полагал, что найденные храмы — зороастрийские, а сам Зороастр (Заратуштра) — не легендарная, а историческая личность. Подтверждением являются, например, амулеты. На них изображены священные быки и нападающие на них драконы. Такие амулеты найдены еще только в одном месте — в Бактрии (сейчас это Северный Афганистан и юг Средней Азии). А в священной Авесте сказано, что Зороастр, изгнанный из родного селения, пришел в страну, которой правил царь Виштаспа. Это реальное историческое лицо — царь Бактрии. Наконец, зороастризм — первая из восточных религий, в основе которой лежала идея борьбы добра и зла. На амулетах, найденных в Бактрии и Гонур-Депе, бык — олицетворение доброй силы, драконы — олицетворение зла. «Да, Авеста могла быть создана здесь, — считал доктор исторических наук Геннадий Кошеленко. — Ведь именно в стране Маргуш под знаменем идей Зороастра поднялось народное восстание против ахеменидского царя Дария I, как это полагал еще в 30-е годы XX века академик В.В. Струве». Доказательством того, что жители Маргианы были зороастрийцами, являются некоторые любопытные элементы погребального культа. Так, тело умершего зороастрийцы вносили в комнату, которую мы сегодня назвали бы моргом, через дверь. Там обмывали тело, но, как пишет Авеста, чтобы вынести труп, нужно было позвать человека, и он должен был пробить брешь в стене. «Читая Авесту, — объяснял Сарианиди, — мы думали, что это литературное преувеличение. Но в нашем комплексе погребальных обрядов мы нашли обычную дверь и рядом, в полутора метрах — пробоину в стене. Нашли и трубу, по которой сливалась грязная вода после омовений, чтобы не осквернить землю. Одним словом, найдено много «реплик» из Авесты, почти буквальных». Ирина СТРЕКАЛОВА



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика