Русколань, Алатырь, Ирей - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 05-дек-2018, 19:53

Русколань, Алатырь, Ирей - «Загадки Истории»


Русколань, Алатырь, Ирей - «Загадки Истории»
Зов Русколани

Если открыть «Книгу Велеса», то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье. В пору расцвета, в начале нашей эры, это царство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а под­власт­ные земли захватывали степи заволжские и южноуральских. Близкородственные цар­ские роды правили тогда и в землях Сасанидского Ирана, и в Северной Индии, а также в землях западнославянских, и чуть ли не по всей «варварской» Европе. Святая столица всех этих царств град Кияр Антский, который на Руси явился предшественником Киева, рас­по­лагался вблизи Эльбруса, великой Алатырь-горы.



«Книга Велеса», предания народов Востока и Запада, повествуют более чем о трёх тысячах лет истории Русколани: о войнах, о стро­ительстве городов и храмов, об устроении торговых путей с Востоком и Западом.


Но до недавнего времени, по причинам пре­ходящим, политическим, а также из-за ан­тина­учной, но устоявшейся традиции, эта цивилизация, как и вся античная история Причер­но­морской Руси отечественной ис­то­рией и археологией признавалась либо не су­ществующей, либо не имеющей отно­ше­ния к славянам и русским. Потому неиз­вест­ны официальной архе­ологии роксаланские города, святилища и храмы в этом крае.


Причём, позиция дореволюционной рос­сийской исторической и археологической науки была иной. Тогда и были сделаны первые и весьма значительные открытия. Так ещё в 1851 году архе­ологом П.Г. Акритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого свя­тилища были опуб­ликованы в 1914 году в «Записках Ростовского-на-Дону исторического обще­ства». Там был описан огромный камень «в виде скифской шапки», установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый доре­волюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрест­ностях г. Пяти­горска в 1881 году.


В дальнейшем, после революции, были об­сле­дованы только некоторые курганы, на го­­ро­дищах проведены лишь начальные раз­ведочные работы археологами Е.И. Кру­п­но­вым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчоровым, Х.Х. Бояджиевым и другими.  Потому ныне мы имеем только редкие и по существу случайные находки предметов, относимые к «ко­бан­цам», аланам и сар­матам-рок­са­ланам.


Цивилизация, сравнимая с античной греко-римской? Сказки!», такое мнение мне не раз при­ходилось слышать от историков. Да и сам я, работая над переводом «Книги Велеса» и перечитывая её известия о рус­ко­ланах, по­нимал: это легенды, записанные в IX веке, то есть спустя полты­ся­челетия после падения Русколани под ударами гуннов. Но я не сомневался, что у этих ле­генд есть основа. И значит, та великая цивилизация не могла не оставить после себя зримых следов. Не мог бесследно исчезнуть град Кия у «Ве­ликой горы», основанный во II тысячелетии до н.э. Не могла не ос­та­вить следов и столица Русколани времен Буса Белояра, IV в. н.э. Ведь сохранился же мо­ну­мент Бусов в Пятигорье!..


Идея поисков Русколани на Северном Кавказе захватила меня давно. Эти земли и горы звали меня ещё со студенческих лет, со времени первых горных походов по При­эльбрусью, совер­ша­е­мых с конца 80-х годов.


И вот, начиная с лета 2001 года, с тех пор как со мною связался замечательный знаток Кавказа Алексей Александрович Алексеев, работающий в московском клубе туристов «Норд-Вест», мы, группа кра­еведов-энтузиастов, стали организовывать научные экспедиции по Се­верному Кавказу. И теперь к нашей работе подключились специалисты-древники: ис­торики, архе­ологи, палеоастрономы. Большую помощь нам оказывает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Пятигорска, воз­главляемый Алексеем Григорьевичем Ев­тушенко.


В поисках града Кия


Удалось ли нам найти град Кия? Уже в первом издании книги «Славянские руны и «Боянов гимн»» (М., 1999) мною было указано наиболее вероятное местоположение Кияра у горы Кара­кая, что в Скалистом хребте (высота 3646 м). Впоследствии именно это положение и ока­залось верным, оно было подтверждено сведениями ту­рецкого путешественника и земле описателя XVII века Эвлией Челеби, который опирался на известные в его время древние персид­ские ману­скрипты.



Детальное обследования развалин этого города, занимающего широкую долину между селениями Верхний Чегем и Безенги, дело будущего. Здесь необходимо провести археологи­ческие раскопки, для чего нужны большие вложения и подключение к работе ведущих учёных и не только России. Такие же работы, крайне осторожные, дабы не по­тревожить святынь, следует проводить и в иных «городах мёртвых» Северного Кав­каза. И сле­дует заметить, что сон тех могил давно уже тревожат грабители и «чёрные археологи». Из­вестно, например, о том, что накануне Гражданской войны была вскрыта одна из последних нетронутых могил, и в ней была обнаружена мумия, судьба которой ныне неизвестна. О такой находке сообщила также заметка: «Уникальная находка: му­мия древнего человека в алано-адыгском могиль­нике («Ле­нинское знамя», г. Чер­кесск, 4 июля, 1974). Но будем надеяться, что не всё утрачено и что археоло­гическое открытие Русколани ещё впереди.


Окончательное решение являются ли развалины, на которые указал Эвлия Челеби, и в самом деле развалинами Кияра, могут решить только широкомасштабные археологические раскопки. И с самого на­чала нами рассматривалось также и иные возможности. Гора Каракая (Каркея), указанная в ряде манускриптов как глав­ный ориентир для местоположения сего града имеется не только здесь. В Приэльбрусью, близ самого Эльбруса, есть и иная гора Каракая высотой 3350 м. По пути к ней от первой горы, в долине реки Киртык, есть и ещё одна, третья, невысокая гора с тем же именем Каракая. Она находится на полпути от Кияра к Эльбрусу и священной Ирийской долине.


Именно этот древний священный путь был нами обследован в 2001 году, а в последующие годы мы проводили разве­дочные экспедиции у Ирахита и его ок­рестностей.


От Кияра к Ирию


Если двигаться от Кияра дорогой паломников, то необходимо вначале пройти по ущельям реки Чегем, затем перевалить хребет Качкорташ и выйти к городу Тырнаузу или Былыму на реке Баксан. Потом пройдя по реке Баксан следует выйти к его притоку, реке Кыртык. И далее по этой реке дойти до малой горы Каракая.



В тюркских языках это имя — значит «Чёрная гора». И, очевидно, в данном случае наз­ва­ние отражает суть. Это дейст­вительно «Чёрная гора» с остатками древ­него капища, пещерами и «аланскими» могилами. В той горе есть минеральные источники с целебной, но быстро пор­тящейся «мёртвой водой». По преданию, эта вода врачует только тело, но не душу, она исцеляет раны даже на мёртвом, а оживить его может лишь вода живая.


Не исключено, что именно об этом святилище у Чёрной горы упоминал древний арабский писатель Масуди при опи­сании окрестностей Эльбруса, который он называет Высочайшей в мире горой… в славянском крае». н писал буквально следующее: «Другое здание было по­строено одним из славянских царей на Черной горе его окружают чудес­ные воды, раз­ноцветные и разновидные, известные своей пользой…». Очень похоже!


 



Если миновать эту Чёрную гору, то за нею и за перевалом Чаткара («Чёрный перевал») открывается местность, которую условно можно назвать «долиной смерти». В сей долине за широким ледником (замёрзшим озером) есть моренная гряда — древний лавовый поток. Его прорезает река Кызыл кол, то есть «Красная река» (или «Огненная река»). Итак, за Чёрной горой и Чёрным перевалом, за «долиной смерти», ледником и причудливой мореной из скал и камней, напоминающей убежище троллей, нахо­дится Огненная река…


Да это же Огненная река Смородина! Река смерти… Это река Огнебога, стража духов­ного мира. Священным рас­тением Огнебога явля­ется смо­родиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), подоб­ные кизилу, а потом чёрные как уголь. Кызыл-Су (Смородина) — река смерти, пе­рей­дя её можно попасть в мир богов и духов. И дейст­вительно, через эту реку в узком уще­лье ведёт природный мост из обва­лив­шихся скал. Это и есть сказочный «Калинов мост». Тот самый «Калинов мост», на коем согласно древним славянским легендам дра­коны, стражи Нави, заступали путь героям.


А.А. Алексеев, при­ведший нас к сему мосту в 2001 году, утверждал это с большой убе­ждён­ностью, и я также полагаю, это очень достоверным. Какое живописное место! Не только древним людям, но и нам оно представляется образом Иномирья, Нави.


Этот путь привёл нас из Яви в Навь. А в Нави, согласно традиции, есть два царства: Ирий и Пекло… И это пекло, Чёрную гору, Чёрный перевал и мертвые скалы лавового потока, мы уже миновали… А Ирий… Он здесь также есть!


На Ирийском плато


Ирий — это соседнее сверкающее зеленью и цветами обширное плато, именуемое Ирахит-сырт («Ирийское пастбище»). Пастбище Ирахит — и есть земной образ Ирия! Это созвучие не случайно.



С юга от него величественная громада Эльбруса. Северный край обрывается глу­боким ущельем, по которому течёт река Кызыл-су, за которой хребет Ташлыт-сырт. Вовремя экспе­диции 2002 года мною было тщательно обследовано это плато и его ок­рестности.


Плато Ирахит-сырт — это подлинное природное чудо. Создавалось оно милли­онами лет. По нему проходили ледники, сходившие со склонов Эльбруса. Его обтекали лавовые потоки, которые и были для древних людей Огненной рекой. И эта река в последний раз текла во времена Бусовы, во время последнего крупного извержения вулкана. Тогда лавовый поток перегородил Кызыл-су, и до тех пор, пока река не прорезала в остывшей лаве дорогу, плато Ирахит отделяло от других гор широкое озеро. И пройти на него можно было только перебравшись через «Калинов мост».


А что же сам Ирий? Соответствует ли он описаниям рая, имеющимся во всех свя­щенных книгах мировых религий? И би­блей­ский, и коранический рай располагается на Кавказе. Говорится в этих описаниях и о райском саде, и об источнике живой воды, текущем в нём, а также о древе жизни, и о древе познания. Те же образы мы встречаем в ведических традициях, дошедших до нас в национальных изводах.


Так, в зороастрийском раю пребывают семь бессмертных святых Амеша Спента, которые суть «качества» Верховного Ахура Мазды (Аса Мудрого). Ахура Мазда в славянской традиции суть Асила Мудрый, или Велес, у коего есть семь ликов. То есть в сём раю есть семь обителей семи ликов Велеса.


Эти семь ликов суть: 1) Асила Родович, первый из асов, лик Рода; 2) Огнебог и пер­вый кузнец, воевода небесных воинств Семаргл Сварожич; 3) Финист Дыевич, Огненный Волк и Ясный Сокол, бог войны и жертвенного огня. А также четыре Солнце бога Сурича, Рамина, Валья, Вритья и Дон.


Славянские Веды дают такое описание Ирия:


Тот Ирийский сад — на семи верстах,


на восьмидесяти он стоит столбах


высоко-высоко в поднебесье.


В том небесном саде — трава-мурава,


по цветочку на каждой тра­вочке,


и на каждом цветке по жем­чужинке.


А вкруг Ирия — тын сере­бряный,


и на каж­дом столбочке свечка.


«Семь вёрст», на которых устроен Ирий, это его семь уровней, на коих семь обителей семи богов, семи ликов Велеса. В ста­рорусском языке значение слова верста — ряд, уровень. И также на плато Ирахит есть семь уровней, всхолмий, увенчанных семью камнями-жерт­венниками. И здесь есть эти камни, в том числе и имеющие вид ка­менных чаш правильной формы, чаш для при­­готовления священной сурьи.


Трава-мурава, цветы — и этим богато плато Ирахит, и вся окрестные долины. И важно отметить, что на каждом из семи холмов преобладает один вид цветов. Так на первом из холмов, у самых «врат Ирия» — синие колокольчики. Чуть выше, у «чаши Сурьи», жёлтые колокольчики. И на высшей точке плато, у группы камней, являющих жертвенник Сварожича, цвёл тогда, в 2002 году, одинокий огненный цветок, звездоцвет, или горная астра. И между прочим многие культурные растения, и особенно цветы, распространялись по миру отсюда, из «рай­ского сада», согласно работам акаде­мика Н.К. Вавилова. И до сего времени их дикие подвиды здесь можно встретить повсюду.


Напротив, жертвенника бога-кузнеца Сварожича на склоне Ташлыт-сырта видны выходы железной руды. И там же древние аланские горные рудники, древние печи. Согласно античным преданиям именно здесь открыли тайну выработки железа из руды…


Волшебная, святая страна! Сюда и шёл Кий сын Ария. Возможно, что именно здесь он нашёл «город богов» … Город, а также святилище Солнца… И мы идём далее по сей зачарованной стране.


От Ирия к святилищу Солнца на горе Тузулук


Пройдя по краю Ирахитсырта, Ирийского плато, миновав «Калинов мост», можно вый­ти к Долине Замков и источникам нар­занов Джилысу (горячие воды).



Долина Замков! И в самом деле кони­ческие скалы на склоне горы напротив нас напоминают замки. Уникальное природное образование, а внизу, в ущелье, водопад Султан… Султан или Салтан… а ведь в рус­ских сказках так звали древнего славянского царя, правившего на Кавказе. Помните пушкинское «царство славного Салтана», что рядом с Пятигорьем. Ведь А.С. Пушкин пе­­­ре­сказал известную народную сказку.


И рядом с сим водопадом из скал бьют теплые целебные источники… Живая вода! В отличие от «мертвой воды» она сохра­няется долго и дает силу, не случайно эту воду так и называют «нарзан», или «нарт-санэ», то есть «святой напиток нартов». Нарты, древние богатыри Кавказа черпали в сей воде свою волшебную силу.


И в самом нартском эпосе, в осетинской сказке об Алдаре, есть рассказ о сём ис­точник «Там, где враждуя, горы смы­каются вершинами, точно бараны упрямые головами бода­ются… Вот за ними бьет из скалы горный ключ. Вода эта воскрешает мертвых» …


А за долиной нарзанов у самого перевала Каяэшик находятся развалины некого го­рода или крепости, когда-то запиравшей сей перевал… Что это за крепость? В какие годы она была построена? Когда пала?


Судя по крестообразным планам двух хра­мов, а также по могилам-склепам, выло­жен­ным из камней — эта крепость принадлежит к временам христианским. Но ведь и христи­анство в Русколани было распространено во времена Бусовы, то есть в IV веке.


И этот город мог иметь древнейшую историю. Что-то могло быть здесь построено и во вре­мена Кия! Мог сей город-крепость пережить и христианский период. А разрушен он был, возможно, гуннами, окончательно же пришел в упа­док скорее всего во времена Тамерлана, искоренившего в сих местах христианство… Вот где нужно про­вести археологические раскопки!


Если прийти в ту долину близ подножия горы Каракая, нас встретит одинокий менгир, который стоит здесь, как древний часовой. На каменном столбе высечено лицо витязя, смотрящее прямо на восток. А за менгиром виден колоколообразный холм. Это и есть Тузулук («Сокровищница Солнца»). Другой перевод «солонка» (от слова «туз» со значением «соль» по-тюрк­ски). Соль в древние времена ценилась на вес золота. Считалось, что в соли есть магия солнца, как и в золоте (отсюда у слова «соль» та же основа корня, что и у «солнца»). В древнерусском языке слово «тузулук» зна­чит «украшение на поясе», «дра­гоценность». Рядом с горой Ту­зулук нет месторождений соли, название её значит именно «со­кровищница».


А на вершине Тузулука — развалины древ­него святилища Солнца. Сама структура святилища, способ обработки камней указывают на вре­мена киммерийские. На вершине холма находится, во-первых, тур, отмечающий вершину. Затем три больших скалы, подвергшихся обработке. Когда-то в них прорезали щель, направленную с севера на юг.  Также на вершине есть и камни, выложенные как сектора в зодиакальном календаре. Каждый сектор — ровно 30 гра­дусов.


И как тут не вспомнить описание храма Солнца у того же Масуди: в славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у н здание на горе, о которой писали фило­софы, ч она одна из высоких гор в мире. этом здании существует рассказ, о качестве его пост­ройки, о расположении разно­родных его камней и различных их цвета об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солн­ца, о положенных туда драгоценных кам­нях и знаках, отме­ченных в нем, которые указывают на будущие события и пред­остерегают от происшествий пред их осуществ­лением, о разда­ющихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков».



И очевидно, что каждая часть сего хра­мо­вого комплекса предназначалась для календарно-ас­тро­логических рас­четов. В этом он подобен Южно-Уральском городу-храму Аркаиму, име­ю­ще­му такую же зодиакальную структуру, такое же раз­деление на 12 секторов. Также он подобен и Сто­унхенджу в Вели­кобритании.


Со Стоунхенджем его сближает, во-первых, то, что ось храма также ориентирована с севера на юг. А во-вторых одной из важ­нейших отличительных черт Стоунхенджа является наличие в отдалении от святилища так называемого «Пяточного камня». Но ведь и у Святилища Солнца на Тузулуке установлен ориентир-менгир.


До сего времени учёные недоумевали: зачем нужно было тратить столько усилий, строить грандиозные святилища, подобные Стоунхенджу, чтобы всего лишь знать даты затмений. Ведь для их строительства тре­бовалась тяжелейшая работа тысяч лю­дей, слож­ней­шие расчеты. Что вдохновляло строителей и жрецов-астрономов? Зачем им было ну­ж­но знать точно даты затмений? Только ли для того, чтобы произ­водить впе­чатление на легковерных, предсказывая их?


Конечно, нет! Главная цель была иная. Об этом и говорит: «Книга Велеса», в ко­торой не раз упоминается об ожидании «Времени Сва», когда завращаются новые «Сварожьи Колёса». Астрологические рас­чёты волхвам были нужны для определения важнейших дат Мировой ис­тории. Так по звездам, по явлению комет и затмениям определялось время нисхождения Сына Вышнего, а также конец и начало зо­ди­а­кальных эпох. И прежде всего начало Нового Коло Сварога, или как мы говорим ныне Платонического года, включающего 12 зо­диакальных эпох или 27 тысячелетий


Такой главной датой для I века могла быть дата Рождества Христа. По преданию, это Рождество определили волхвы и маги, пришедшие из персидских стран. Между прочим, и в Русколани правила арийская династия, являющаяся ветвью иранско-персидской царской дина­стии. И в сей легенде могли также иметься в виду сла­вянские волхвы.


А для IV века н.э. также могло быть пред­сказано Рождество Буса Белояра. Мистерия Рождества Буса Белояра была связана и с затмением, проис­шедшим через две недели после рождения Буса, а именно 3 марта 295 года. По сему затмению могло быть оп­ре­делено, когда закончится Бусово Время.


А это значит, что и Бусово затмение 21 марта 368 года, отмечающее Распятие и Пре­ображение Бусово, а также перелом эпох, конец прошлого Коло Сварога, и на­чало Нового Коло, длящегося 27 ты­ся­че­летий, также могло быть вычислено по­доб­ным образом.



Звёздные тайны Тузулукского святилища, во всем подобны тайнам и Стоунхенджа. Но до сего времени эти тайны оставались сокрытыми для исследователей. И только ныне, после изучения славянкой астро­логической традиции многое нам стало яс­ным. Подробно об этих тайнах мною было рассказано в книге «Славянская астрология» (М., 2001).



Согласно славянкой ведической традиции, каждый новый год начинается с весеннего рав­ноденствия, то есть с 21 марта. И по­следующие семь недель от Распятия Буса до его Вос­кресения и Восхождения к трону Вышнего — суть самые важные в календаре. Они повторяют мистерию 368 года. Эти семь недель представляют собой цикл непре­рыв­ных празднеств, поминовений деяний Буса и великих родовичей рода Белояров.


Тогда в полночь 21 марта 368 года точно на юге (то есть в направлении щели, про­ре­занной в скале на вершине Тузулука) сияла звезда Спика (Альфа Девы). И тогда же точно над менгиром взошла звезда Антарес.


Между прочим, имя звезды Антарес озна­чает «человек Ареса», согласно греческой традиции это сын бога Ареса и Афродиты. Причем Арес почитался богом негреческим, фракийским и скифским. То есть он отождествлялся и со славянским Яром (Яровитом, Ярилою), и сле­довательно Антарес — суть сын Ярилы, а значит Яр, или Белояр.


И вот мы видим, что, когда над менгиром загорелась звезда Белояра в созвездии Скорпиона (славянского Скипетра-Змея), тогда и свершилось Распятие Буса Белояра. И затем, согласно славянским преданиям Бус Белояр, как и ранее иные Сыновья Вышня — Яр, и Коляда, и Крышень, вознесся на драконе к вершине Алатырь горы (Эльбруса).


Согласно славянскому календарю, Воз­несение произошло через семь недель после Распятия, то есть после 21 марта 368 года.


И мы видим, что за семь недель звезда Антарес (звезда рода Яров) в созвездии Скор­пиона (созвездии Скипера-Змея), отмечаемая каждый раз в полночь, переместилась вме­сте со всем небом от юго-востока (опре­деляемого направлением на Бусов менгир) к югу, и чуть далее на запад. То есть она воссияла точно над вершинами Эльбруса.


От святилища на горе Тузулук это выглядит как звёздный полет на драконе Буса Белояра к трону Вышнего на горе Алатыре. Точно, как в песнях о Крышне! И этот же сюжет изображен на постаменте Бусова монумента.


И эта мистерия затем повторялась каждый год. И она вошла в традиционный круг пра­вославных народных празднеств, отмечаемый нами доселе.


Иные тайны Святых гор


Мы только при­ступили к исследованию Приэльбрусья. Необ­ходимо продолжить и архео­логическую разведку, и топо­нимические исследования, важно изучать легенды сих мест — аланские (осе­тин­ские), адыгейские, кара­ча­евские, и балкарские. В них можно найти важ­нейшее свидетельство о древ­ней истории Русколани.


Мало кто знает, что некоторые древние роды этих кавказских народов имеют родство, а то и общие корни, со сла­вя­нами и русскими, и особенно с казаками.


Вот к примеру. Мы начали поход от селения Верхний Баксан. Старое название этого села — улус Урусбиевский. Так он именовался по имени балкарского князя. Но ведь «урус», в тюркском значит «русский», а «бий» — «князь». То есть имя этого рода значит «князь русов».


На Кавказе предки балкарцев смешались с древними кавказскими родами, и особенно с карачаевцами, но также и остатками русколан. Тюркская составляющая в языке балкарцев возобладала со времен Тюрк­ского каганата. Но само имя «балкарцы» и «болгары» имеет смысл «белые арии», по сути «белояры». И важно отметить, что среди балкарцев еще в начале XIX века (см., например, книгу Иоганна Бламберга «Кав­казская рукопись») был весьма почитаем род бассиан (или бусиан), который происходил от древнего семейства этого на­рода, которому грузинская историография при­писывала аланское (а значит и роксаланские) происхождение. Бусов род!


Новая тайна… а сколько их ещё ожидает нас на Кавказе, да и по всей земле древней Русколани!



Кияр, Ярград, Славия и иные «города мёртвых», а также «кузни Сварога» на Ташлыт-сырте. Ирийская долина… «Живая вода» нарзанов. Уникальные при­родные силы хранят эти горы, и они дают местным жителям долголетие…


Зов Русколани Если открыть «Книгу Велеса», то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье. В пору расцвета, в начале нашей эры, это царство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а под­власт­ные земли захватывали степи заволжские и южноуральских. Близкородственные цар­ские роды правили тогда и в землях Сасанидского Ирана, и в Северной Индии, а также в землях западнославянских, и чуть ли не по всей «варварской» Европе. Святая столица всех этих царств град Кияр Антский, который на Руси явился предшественником Киева, рас­по­лагался вблизи Эльбруса, великой Алатырь-горы. «Книга Велеса», предания народов Востока и Запада, повествуют более чем о трёх тысячах лет истории Русколани: о войнах, о стро­ительстве городов и храмов, об устроении торговых путей с Востоком и Западом. Но до недавнего времени, по причинам пре­ходящим, политическим, а также из-за ан­тина­учной, но устоявшейся традиции, эта цивилизация, как и вся античная история Причер­но­морской Руси отечественной ис­то­рией и археологией признавалась либо не су­ществующей, либо не имеющей отно­ше­ния к славянам и русским. Потому неиз­вест­ны официальной архе­ологии роксаланские города, святилища и храмы в этом крае. Причём, позиция дореволюционной рос­сийской исторической и археологической науки была иной. Тогда и были сделаны первые и весьма значительные открытия. Так ещё в 1851 году архе­ологом П.Г. Акритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого свя­тилища были опуб­ликованы в 1914 году в «Записках Ростовского-на-Дону исторического обще­ства». Там был описан огромный камень «в виде скифской шапки», установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый доре­волюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрест­ностях г. Пяти­горска в 1881 году. В дальнейшем, после революции, были об­сле­дованы только некоторые курганы, на го­­ро­дищах проведены лишь начальные раз­ведочные работы археологами Е.И. Кру­п­но­вым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчоровым, Х.Х. Бояджиевым и другими. Потому ныне мы имеем только редкие и по существу случайные находки предметов, относимые к «ко­бан­цам», аланам и сар­матам-рок­са­ланам. Цивилизация, сравнимая с античной греко-римской? Сказки!», такое мнение мне не раз при­ходилось слышать от историков. Да и сам я, работая над переводом «Книги Велеса» и перечитывая её известия о рус­ко­ланах, по­нимал: это легенды, записанные в IX веке, то есть спустя полты­ся­челетия после падения Русколани под ударами гуннов. Но я не сомневался, что у этих ле­генд есть основа. И значит, та великая цивилизация не могла не оставить после себя зримых следов. Не мог бесследно исчезнуть град Кия у «Ве­ликой горы», основанный во II тысячелетии до н.э. Не могла не ос­та­вить следов и столица Русколани времен Буса Белояра, IV в. н.э. Ведь сохранился же мо­ну­мент Бусов в Пятигорье! Идея поисков Русколани на Северном Кавказе захватила меня давно. Эти земли и горы звали меня ещё со студенческих лет, со времени первых горных походов по При­эльбрусью, совер­ша­е­мых с конца 80-х годов. И вот, начиная с лета 2001 года, с тех пор как со мною связался замечательный знаток Кавказа Алексей Александрович Алексеев, работающий в московском клубе туристов «Норд-Вест», мы, группа кра­еведов-энтузиастов, стали организовывать научные экспедиции по Се­верному Кавказу. И теперь к нашей работе подключились специалисты-древники: ис­торики, архе­ологи, палеоастрономы. Большую помощь нам оказывает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Пятигорска, воз­главляемый Алексеем Григорьевичем Ев­тушенко. В поисках града Кия Удалось ли нам найти град Кия? Уже в первом издании книги «Славянские руны и «Боянов гимн»» (М., 1999) мною было указано наиболее вероятное местоположение Кияра у горы Кара­кая, что в Скалистом хребте (высота 3646 м). Впоследствии именно это положение и ока­залось верным, оно было подтверждено сведениями ту­рецкого путешественника и земле описателя XVII века Эвлией Челеби, который опирался на известные в его время древние персид­ские ману­скрипты. Детальное обследования развалин этого города, занимающего широкую долину между селениями Верхний Чегем и Безенги, дело будущего. Здесь необходимо провести археологи­ческие раскопки, для чего нужны большие вложения и подключение к работе ведущих учёных и не только России. Такие же работы, крайне осторожные, дабы не по­тревожить святынь, следует проводить и в иных «городах мёртвых» Северного Кав­каза. И сле­дует заметить, что сон тех могил давно уже тревожат грабители и «чёрные археологи». Из­вестно, например, о том, что накануне Гражданской войны была вскрыта одна из последних нетронутых могил, и в ней была обнаружена мумия, судьба которой ныне неизвестна. О такой находке сообщила также заметка: «Уникальная находка: му­мия древнего человека в алано-адыгском могиль­нике («Ле­нинское знамя», г. Чер­кесск, 4 июля, 1974). Но будем надеяться, что не всё утрачено и что археоло­гическое открытие Русколани ещё впереди. Окончательное решение являются ли развалины, на которые указал Эвлия Челеби, и в самом деле развалинами Кияра, могут решить только широкомасштабные археологические раскопки. И с самого на­чала нами рассматривалось также и иные возможности. Гора Каракая (Каркея), указанная в ряде манускриптов как глав­ный ориентир для местоположения сего града имеется не только здесь. В Приэльбрусью, близ самого Эльбруса, есть и иная гора Каракая высотой 3350 м. По пути к ней от первой горы, в долине реки Киртык, есть и ещё одна, третья, невысокая гора с тем же именем Каракая. Она находится на полпути от Кияра к Эльбрусу и священной Ирийской долине. Именно этот древний священный путь был нами обследован в 2001 году, а в последующие годы мы проводили разве­дочные экспедиции у Ирахита и его ок­рестностей. От Кияра к Ирию Если двигаться от Кияра дорогой паломников, то необходимо вначале пройти по ущельям реки Чегем, затем перевалить хребет Качкорташ и выйти к городу Тырнаузу или Былыму на реке Баксан. Потом пройдя по реке Баксан следует выйти к его притоку, реке Кыртык. И далее по этой реке дойти до малой горы Каракая. В тюркских языках это имя — значит «Чёрная гора». И, очевидно, в данном случае наз­ва­ние отражает суть. Это дейст­вительно «Чёрная гора» с остатками древ­него капища, пещерами и «аланскими» могилами. В той горе есть минеральные источники с целебной, но быстро пор­тящейся «мёртвой водой». По преданию, эта вода врачует только тело, но не душу, она исцеляет раны даже на мёртвом, а оживить его может лишь вода живая. Не исключено, что именно об этом святилище у Чёрной горы упоминал древний арабский писатель Масуди при опи­сании окрестностей Эльбруса, который он называет Высочайшей в мире горой… в славянском крае». н писал буквально следующее: «Другое здание было по­строено одним из славянских царей на Черной горе его окружают чудес­ные воды, раз­ноцветные и разновидные, известные своей пользой…». Очень похоже! Если миновать эту Чёрную гору, то за нею и за перевалом Чаткара («Чёрный перевал») открывается местность, которую условно можно назвать «долиной смерти». В сей долине за широким ледником (замёрзшим озером) есть моренная гряда — древний лавовый поток. Его прорезает река Кызыл кол, то есть «Красная река» (или «Огненная река»). Итак, за Чёрной горой и Чёрным перевалом, за «долиной смерти», ледником и причудливой мореной из скал и камней, напоминающей убежище троллей, нахо­дится Огненная река… Да это же Огненная река Смородина! Река смерти… Это река Огнебога, стража духов­ного мира. Священным рас­тением Огнебога явля­ется смо­родиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), подоб­ные кизилу, а потом чёрные как уголь. Кызыл-Су (Смородина) — река смерти, пе­рей­дя её можно попасть в мир богов и духов. И дейст­вительно, через эту реку в узком уще­лье ведёт природный мост из обва­лив­шихся скал. Это и есть сказочный «Калинов мост». Тот самый «Калинов мост», на коем согласно древним славянским легендам дра­коны, стражи Нави, заступали путь героям. А.А. Алексеев, при­ведший нас к сему мосту в 2001 году, утверждал это с большой убе­ждён­ностью, и я также полагаю, это очень достоверным. Какое живописное место! Не только древним людям, но и нам оно представляется образом Иномирья, Нави. Этот путь привёл нас из Яви в Навь. А в Нави, согласно традиции, есть два царства: Ирий и Пекло… И это пекло, Чёрную гору, Чёрный перевал и мертвые скалы лавового потока, мы уже миновали… А Ирий… Он здесь также есть! На Ирийском плато Ирий — это соседнее сверкающее зеленью и цветами обширное плато, именуемое Ирахит-сырт («Ирийское пастбище»). Пастбище Ирахит — и есть земной образ Ирия! Это созвучие не случайно. С юга от него величественная громада Эльбруса. Северный край обрывается глу­боким ущельем, по которому течёт река Кызыл-су, за которой хребет Ташлыт-сырт. Вовремя экспе­диции 2002 года мною было тщательно обследовано это плато и его ок­рестности. Плато Ирахит-сырт — это подлинное природное чудо. Создавалось оно милли­онами лет. По нему проходили ледники, сходившие со склонов Эльбруса. Его обтекали лавовые потоки, которые и были для древних людей Огненной рекой. И эта река в последний раз текла во времена Бусовы, во время последнего крупного извержения вулкана. Тогда лавовый поток перегородил Кызыл-су, и до тех пор, пока река не прорезала в остывшей лаве дорогу, плато Ирахит отделяло от других гор широкое озеро. И пройти на него можно было только перебравшись через «Калинов мост». А что же сам Ирий? Соответствует ли он описаниям рая, имеющимся во всех свя­щенных книгах мировых религий? И би­блей­ский, и коранический рай располагается на Кавказе. Говорится в этих описаниях и о райском саде, и об источнике живой воды, текущем в нём, а также о древе жизни, и о древе познания. Те же образы мы встречаем в ведических традициях, дошедших до нас в



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика