Если открыть «Книгу Велеса», то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье. В пору расцвета, в начале нашей эры, это царство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а подвластные земли захватывали степи заволжские и южноуральских. Близкородственные царские роды правили тогда и в землях Сасанидского Ирана, и в Северной Индии, а также в землях западнославянских, и чуть ли не по всей «варварской» Европе. Святая столица всех этих царств град Кияр Антский, который на Руси явился предшественником Киева, располагался вблизи Эльбруса, великой Алатырь-горы.
«Книга Велеса», предания народов Востока и Запада, повествуют более чем о трёх тысячах лет истории Русколани: о войнах, о строительстве городов и храмов, об устроении торговых путей с Востоком и Западом.
Но до недавнего времени, по причинам преходящим, политическим, а также из-за антинаучной, но устоявшейся традиции, эта цивилизация, как и вся античная история Причерноморской Руси отечественной историей и археологией признавалась либо не существующей, либо не имеющей отношения к славянам и русским. Потому неизвестны официальной археологии роксаланские города, святилища и храмы в этом крае.
Причём, позиция дореволюционной российской исторической и археологической науки была иной. Тогда и были сделаны первые и весьма значительные открытия. Так ещё в 1851 году археологом П.Г. Акритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого святилища были опубликованы в 1914 году в «Записках Ростовского-на-Дону исторического общества». Там был описан огромный камень «в виде скифской шапки», установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый дореволюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрестностях г. Пятигорска в 1881 году.
В дальнейшем, после революции, были обследованы только некоторые курганы, на городищах проведены лишь начальные разведочные работы археологами Е.И. Крупновым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчоровым, Х.Х. Бояджиевым и другими. Потому ныне мы имеем только редкие и по существу случайные находки предметов, относимые к «кобанцам», аланам и сарматам-роксаланам.
Цивилизация, сравнимая с античной греко-римской? Сказки!», такое мнение мне не раз приходилось слышать от историков. Да и сам я, работая над переводом «Книги Велеса» и перечитывая её известия о русколанах, понимал: это легенды, записанные в IX веке, то есть спустя полтысячелетия после падения Русколани под ударами гуннов. Но я не сомневался, что у этих легенд есть основа. И значит, та великая цивилизация не могла не оставить после себя зримых следов. Не мог бесследно исчезнуть град Кия у «Великой горы», основанный во II тысячелетии до н.э. Не могла не оставить следов и столица Русколани времен Буса Белояра, IV в. н.э. Ведь сохранился же монумент Бусов в Пятигорье!..
Идея поисков Русколани на Северном Кавказе захватила меня давно. Эти земли и горы звали меня ещё со студенческих лет, со времени первых горных походов по Приэльбрусью, совершаемых с конца 80-х годов.
И вот, начиная с лета 2001 года, с тех пор как со мною связался замечательный знаток Кавказа Алексей Александрович Алексеев, работающий в московском клубе туристов «Норд-Вест», мы, группа краеведов-энтузиастов, стали организовывать научные экспедиции по Северному Кавказу. И теперь к нашей работе подключились специалисты-древники: историки, археологи, палеоастрономы. Большую помощь нам оказывает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Пятигорска, возглавляемый Алексеем Григорьевичем Евтушенко.
В поисках града Кия
Удалось ли нам найти град Кия? Уже в первом издании книги «Славянские руны и «Боянов гимн»» (М., 1999) мною было указано наиболее вероятное местоположение Кияра у горы Каракая, что в Скалистом хребте (высота 3646 м). Впоследствии именно это положение и оказалось верным, оно было подтверждено сведениями турецкого путешественника и земле описателя XVII века Эвлией Челеби, который опирался на известные в его время древние персидские манускрипты.
Детальное обследования развалин этого города, занимающего широкую долину между селениями Верхний Чегем и Безенги, дело будущего. Здесь необходимо провести археологические раскопки, для чего нужны большие вложения и подключение к работе ведущих учёных и не только России. Такие же работы, крайне осторожные, дабы не потревожить святынь, следует проводить и в иных «городах мёртвых» Северного Кавказа. И следует заметить, что сон тех могил давно уже тревожат грабители и «чёрные археологи». Известно, например, о том, что накануне Гражданской войны была вскрыта одна из последних нетронутых могил, и в ней была обнаружена мумия, судьба которой ныне неизвестна. О такой находке сообщила также заметка: «Уникальная находка: мумия древнего человека в алано-адыгском могильнике («Ленинское знамя», г. Черкесск, 4 июля, 1974). Но будем надеяться, что не всё утрачено и что археологическое открытие Русколани ещё впереди.
Окончательное решение являются ли развалины, на которые указал Эвлия Челеби, и в самом деле развалинами Кияра, могут решить только широкомасштабные археологические раскопки. И с самого начала нами рассматривалось также и иные возможности. Гора Каракая (Каркея), указанная в ряде манускриптов как главный ориентир для местоположения сего града имеется не только здесь. В Приэльбрусью, близ самого Эльбруса, есть и иная гора Каракая высотой 3350 м. По пути к ней от первой горы, в долине реки Киртык, есть и ещё одна, третья, невысокая гора с тем же именем Каракая. Она находится на полпути от Кияра к Эльбрусу и священной Ирийской долине.
Именно этот древний священный путь был нами обследован в 2001 году, а в последующие годы мы проводили разведочные экспедиции у Ирахита и его окрестностей.
От Кияра к Ирию
Если двигаться от Кияра дорогой паломников, то необходимо вначале пройти по ущельям реки Чегем, затем перевалить хребет Качкорташ и выйти к городу Тырнаузу или Былыму на реке Баксан. Потом пройдя по реке Баксан следует выйти к его притоку, реке Кыртык. И далее по этой реке дойти до малой горы Каракая.
В тюркских языках это имя — значит «Чёрная гора». И, очевидно, в данном случае название отражает суть. Это действительно «Чёрная гора» с остатками древнего капища, пещерами и «аланскими» могилами. В той горе есть минеральные источники с целебной, но быстро портящейся «мёртвой водой». По преданию, эта вода врачует только тело, но не душу, она исцеляет раны даже на мёртвом, а оживить его может лишь вода живая.
Не исключено, что именно об этом святилище у Чёрной горы упоминал древний арабский писатель Масуди при описании окрестностей Эльбруса, который он называет Высочайшей в мире горой… в славянском крае». н писал буквально следующее: «Другое здание было построено одним из славянских царей на Черной горе его окружают чудесные воды, разноцветные и разновидные, известные своей пользой…». Очень похоже!
Если миновать эту Чёрную гору, то за нею и за перевалом Чаткара («Чёрный перевал») открывается местность, которую условно можно назвать «долиной смерти». В сей долине за широким ледником (замёрзшим озером) есть моренная гряда — древний лавовый поток. Его прорезает река Кызыл кол, то есть «Красная река» (или «Огненная река»). Итак, за Чёрной горой и Чёрным перевалом, за «долиной смерти», ледником и причудливой мореной из скал и камней, напоминающей убежище троллей, находится Огненная река…
Да это же Огненная река Смородина! Река смерти… Это река Огнебога, стража духовного мира. Священным растением Огнебога является смородиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), подобные кизилу, а потом чёрные как уголь. Кызыл-Су (Смородина) — река смерти, перейдя её можно попасть в мир богов и духов. И действительно, через эту реку в узком ущелье ведёт природный мост из обвалившихся скал. Это и есть сказочный «Калинов мост». Тот самый «Калинов мост», на коем согласно древним славянским легендам драконы, стражи Нави, заступали путь героям.
А.А. Алексеев, приведший нас к сему мосту в 2001 году, утверждал это с большой убеждённостью, и я также полагаю, это очень достоверным. Какое живописное место! Не только древним людям, но и нам оно представляется образом Иномирья, Нави.
Этот путь привёл нас из Яви в Навь. А в Нави, согласно традиции, есть два царства: Ирий и Пекло… И это пекло, Чёрную гору, Чёрный перевал и мертвые скалы лавового потока, мы уже миновали… А Ирий… Он здесь также есть!
На Ирийском плато
Ирий — это соседнее сверкающее зеленью и цветами обширное плато, именуемое Ирахит-сырт («Ирийское пастбище»). Пастбище Ирахит — и есть земной образ Ирия! Это созвучие не случайно.
С юга от него величественная громада Эльбруса. Северный край обрывается глубоким ущельем, по которому течёт река Кызыл-су, за которой хребет Ташлыт-сырт. Вовремя экспедиции 2002 года мною было тщательно обследовано это плато и его окрестности.
Плато Ирахит-сырт — это подлинное природное чудо. Создавалось оно миллионами лет. По нему проходили ледники, сходившие со склонов Эльбруса. Его обтекали лавовые потоки, которые и были для древних людей Огненной рекой. И эта река в последний раз текла во времена Бусовы, во время последнего крупного извержения вулкана. Тогда лавовый поток перегородил Кызыл-су, и до тех пор, пока река не прорезала в остывшей лаве дорогу, плато Ирахит отделяло от других гор широкое озеро. И пройти на него можно было только перебравшись через «Калинов мост».
А что же сам Ирий? Соответствует ли он описаниям рая, имеющимся во всех священных книгах мировых религий? И библейский, и коранический рай располагается на Кавказе. Говорится в этих описаниях и о райском саде, и об источнике живой воды, текущем в нём, а также о древе жизни, и о древе познания. Те же образы мы встречаем в ведических традициях, дошедших до нас в национальных изводах.
Так, в зороастрийском раю пребывают семь бессмертных святых Амеша Спента, которые суть «качества» Верховного Ахура Мазды (Аса Мудрого). Ахура Мазда в славянской традиции суть Асила Мудрый, или Велес, у коего есть семь ликов. То есть в сём раю есть семь обителей семи ликов Велеса.
Эти семь ликов суть: 1) Асила Родович, первый из асов, лик Рода; 2) Огнебог и первый кузнец, воевода небесных воинств Семаргл Сварожич; 3) Финист Дыевич, Огненный Волк и Ясный Сокол, бог войны и жертвенного огня. А также четыре Солнце бога Сурича, Рамина, Валья, Вритья и Дон.
Славянские Веды дают такое описание Ирия:
Тот Ирийский сад — на семи верстах,
на восьмидесяти он стоит столбах
высоко-высоко в поднебесье.
В том небесном саде — трава-мурава,
по цветочку на каждой травочке,
и на каждом цветке по жемчужинке.
А вкруг Ирия — тын серебряный,
и на каждом столбочке свечка.
«Семь вёрст», на которых устроен Ирий, это его семь уровней, на коих семь обителей семи богов, семи ликов Велеса. В старорусском языке значение слова верста — ряд, уровень. И также на плато Ирахит есть семь уровней, всхолмий, увенчанных семью камнями-жертвенниками. И здесь есть эти камни, в том числе и имеющие вид каменных чаш правильной формы, чаш для приготовления священной сурьи.
Трава-мурава, цветы — и этим богато плато Ирахит, и вся окрестные долины. И важно отметить, что на каждом из семи холмов преобладает один вид цветов. Так на первом из холмов, у самых «врат Ирия» — синие колокольчики. Чуть выше, у «чаши Сурьи», жёлтые колокольчики. И на высшей точке плато, у группы камней, являющих жертвенник Сварожича, цвёл тогда, в 2002 году, одинокий огненный цветок, звездоцвет, или горная астра. И между прочим многие культурные растения, и особенно цветы, распространялись по миру отсюда, из «райского сада», согласно работам академика Н.К. Вавилова. И до сего времени их дикие подвиды здесь можно встретить повсюду.
Напротив, жертвенника бога-кузнеца Сварожича на склоне Ташлыт-сырта видны выходы железной руды. И там же древние аланские горные рудники, древние печи. Согласно античным преданиям именно здесь открыли тайну выработки железа из руды…
Волшебная, святая страна! Сюда и шёл Кий сын Ария. Возможно, что именно здесь он нашёл «город богов» … Город, а также святилище Солнца… И мы идём далее по сей зачарованной стране.
От Ирия к святилищу Солнца на горе Тузулук
Пройдя по краю Ирахитсырта, Ирийского плато, миновав «Калинов мост», можно выйти к Долине Замков и источникам нарзанов Джилысу (горячие воды).
Долина Замков! И в самом деле конические скалы на склоне горы напротив нас напоминают замки. Уникальное природное образование, а внизу, в ущелье, водопад Султан… Султан или Салтан… а ведь в русских сказках так звали древнего славянского царя, правившего на Кавказе. Помните пушкинское «царство славного Салтана», что рядом с Пятигорьем. Ведь А.С. Пушкин пересказал известную народную сказку.
И рядом с сим водопадом из скал бьют теплые целебные источники… Живая вода! В отличие от «мертвой воды» она сохраняется долго и дает силу, не случайно эту воду так и называют «нарзан», или «нарт-санэ», то есть «святой напиток нартов». Нарты, древние богатыри Кавказа черпали в сей воде свою волшебную силу.
И в самом нартском эпосе, в осетинской сказке об Алдаре, есть рассказ о сём источник «Там, где враждуя, горы смыкаются вершинами, точно бараны упрямые головами бодаются… Вот за ними бьет из скалы горный ключ. Вода эта воскрешает мертвых» …
А за долиной нарзанов у самого перевала Каяэшик находятся развалины некого города или крепости, когда-то запиравшей сей перевал… Что это за крепость? В какие годы она была построена? Когда пала?
Судя по крестообразным планам двух храмов, а также по могилам-склепам, выложенным из камней — эта крепость принадлежит к временам христианским. Но ведь и христианство в Русколани было распространено во времена Бусовы, то есть в IV веке.
И этот город мог иметь древнейшую историю. Что-то могло быть здесь построено и во времена Кия! Мог сей город-крепость пережить и христианский период. А разрушен он был, возможно, гуннами, окончательно же пришел в упадок скорее всего во времена Тамерлана, искоренившего в сих местах христианство… Вот где нужно провести археологические раскопки!
Если прийти в ту долину близ подножия горы Каракая, нас встретит одинокий менгир, который стоит здесь, как древний часовой. На каменном столбе высечено лицо витязя, смотрящее прямо на восток. А за менгиром виден колоколообразный холм. Это и есть Тузулук («Сокровищница Солнца»). Другой перевод «солонка» (от слова «туз» со значением «соль» по-тюркски). Соль в древние времена ценилась на вес золота. Считалось, что в соли есть магия солнца, как и в золоте (отсюда у слова «соль» та же основа корня, что и у «солнца»). В древнерусском языке слово «тузулук» значит «украшение на поясе», «драгоценность». Рядом с горой Тузулук нет месторождений соли, название её значит именно «сокровищница».
А на вершине Тузулука — развалины древнего святилища Солнца. Сама структура святилища, способ обработки камней указывают на времена киммерийские. На вершине холма находится, во-первых, тур, отмечающий вершину. Затем три больших скалы, подвергшихся обработке. Когда-то в них прорезали щель, направленную с севера на юг. Также на вершине есть и камни, выложенные как сектора в зодиакальном календаре. Каждый сектор — ровно 30 градусов.
И как тут не вспомнить описание храма Солнца у того же Масуди: в славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у н здание на горе, о которой писали философы, ч она одна из высоких гор в мире. этом здании существует рассказ, о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цвета об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков».
И очевидно, что каждая часть сего храмового комплекса предназначалась для календарно-астрологических расчетов. В этом он подобен Южно-Уральском городу-храму Аркаиму, имеющему такую же зодиакальную структуру, такое же разделение на 12 секторов. Также он подобен и Стоунхенджу в Великобритании.
Со Стоунхенджем его сближает, во-первых, то, что ось храма также ориентирована с севера на юг. А во-вторых одной из важнейших отличительных черт Стоунхенджа является наличие в отдалении от святилища так называемого «Пяточного камня». Но ведь и у Святилища Солнца на Тузулуке установлен ориентир-менгир.
До сего времени учёные недоумевали: зачем нужно было тратить столько усилий, строить грандиозные святилища, подобные Стоунхенджу, чтобы всего лишь знать даты затмений. Ведь для их строительства требовалась тяжелейшая работа тысяч людей, сложнейшие расчеты. Что вдохновляло строителей и жрецов-астрономов? Зачем им было нужно знать точно даты затмений? Только ли для того, чтобы производить впечатление на легковерных, предсказывая их?
Конечно, нет! Главная цель была иная. Об этом и говорит: «Книга Велеса», в которой не раз упоминается об ожидании «Времени Сва», когда завращаются новые «Сварожьи Колёса». Астрологические расчёты волхвам были нужны для определения важнейших дат Мировой истории. Так по звездам, по явлению комет и затмениям определялось время нисхождения Сына Вышнего, а также конец и начало зодиакальных эпох. И прежде всего начало Нового Коло Сварога, или как мы говорим ныне Платонического года, включающего 12 зодиакальных эпох или 27 тысячелетий
Такой главной датой для I века могла быть дата Рождества Христа. По преданию, это Рождество определили волхвы и маги, пришедшие из персидских стран. Между прочим, и в Русколани правила арийская династия, являющаяся ветвью иранско-персидской царской династии. И в сей легенде могли также иметься в виду славянские волхвы.
А для IV века н.э. также могло быть предсказано Рождество Буса Белояра. Мистерия Рождества Буса Белояра была связана и с затмением, происшедшим через две недели после рождения Буса, а именно 3 марта 295 года. По сему затмению могло быть определено, когда закончится Бусово Время.
А это значит, что и Бусово затмение 21 марта 368 года, отмечающее Распятие и Преображение Бусово, а также перелом эпох, конец прошлого Коло Сварога, и начало Нового Коло, длящегося 27 тысячелетий, также могло быть вычислено подобным образом.
Звёздные тайны Тузулукского святилища, во всем подобны тайнам и Стоунхенджа. Но до сего времени эти тайны оставались сокрытыми для исследователей. И только ныне, после изучения славянкой астрологической традиции многое нам стало ясным. Подробно об этих тайнах мною было рассказано в книге «Славянская астрология» (М., 2001).
Согласно славянкой ведической традиции, каждый новый год начинается с весеннего равноденствия, то есть с 21 марта. И последующие семь недель от Распятия Буса до его Воскресения и Восхождения к трону Вышнего — суть самые важные в календаре. Они повторяют мистерию 368 года. Эти семь недель представляют собой цикл непрерывных празднеств, поминовений деяний Буса и великих родовичей рода Белояров.
Тогда в полночь 21 марта 368 года точно на юге (то есть в направлении щели, прорезанной в скале на вершине Тузулука) сияла звезда Спика (Альфа Девы). И тогда же точно над менгиром взошла звезда Антарес.
Между прочим, имя звезды Антарес означает «человек Ареса», согласно греческой традиции это сын бога Ареса и Афродиты. Причем Арес почитался богом негреческим, фракийским и скифским. То есть он отождествлялся и со славянским Яром (Яровитом, Ярилою), и следовательно Антарес — суть сын Ярилы, а значит Яр, или Белояр.
И вот мы видим, что, когда над менгиром загорелась звезда Белояра в созвездии Скорпиона (славянского Скипетра-Змея), тогда и свершилось Распятие Буса Белояра. И затем, согласно славянским преданиям Бус Белояр, как и ранее иные Сыновья Вышня — Яр, и Коляда, и Крышень, вознесся на драконе к вершине Алатырь горы (Эльбруса).
Согласно славянскому календарю, Вознесение произошло через семь недель после Распятия, то есть после 21 марта 368 года.
И мы видим, что за семь недель звезда Антарес (звезда рода Яров) в созвездии Скорпиона (созвездии Скипера-Змея), отмечаемая каждый раз в полночь, переместилась вместе со всем небом от юго-востока (определяемого направлением на Бусов менгир) к югу, и чуть далее на запад. То есть она воссияла точно над вершинами Эльбруса.
От святилища на горе Тузулук это выглядит как звёздный полет на драконе Буса Белояра к трону Вышнего на горе Алатыре. Точно, как в песнях о Крышне! И этот же сюжет изображен на постаменте Бусова монумента.
И эта мистерия затем повторялась каждый год. И она вошла в традиционный круг православных народных празднеств, отмечаемый нами доселе.
Иные тайны Святых гор
Мы только приступили к исследованию Приэльбрусья. Необходимо продолжить и археологическую разведку, и топонимические исследования, важно изучать легенды сих мест — аланские (осетинские), адыгейские, карачаевские, и балкарские. В них можно найти важнейшее свидетельство о древней истории Русколани.
Мало кто знает, что некоторые древние роды этих кавказских народов имеют родство, а то и общие корни, со славянами и русскими, и особенно с казаками.
Вот к примеру. Мы начали поход от селения Верхний Баксан. Старое название этого села — улус Урусбиевский. Так он именовался по имени балкарского князя. Но ведь «урус», в тюркском значит «русский», а «бий» — «князь». То есть имя этого рода значит «князь русов».
На Кавказе предки балкарцев смешались с древними кавказскими родами, и особенно с карачаевцами, но также и остатками русколан. Тюркская составляющая в языке балкарцев возобладала со времен Тюркского каганата. Но само имя «балкарцы» и «болгары» имеет смысл «белые арии», по сути «белояры». И важно отметить, что среди балкарцев еще в начале XIX века (см., например, книгу Иоганна Бламберга «Кавказская рукопись») был весьма почитаем род бассиан (или бусиан), который происходил от древнего семейства этого народа, которому грузинская историография приписывала аланское (а значит и роксаланские) происхождение. Бусов род!
Новая тайна… а сколько их ещё ожидает нас на Кавказе, да и по всей земле древней Русколани!
Кияр, Ярград, Славия и иные «города мёртвых», а также «кузни Сварога» на Ташлыт-сырте. Ирийская долина… «Живая вода» нарзанов. Уникальные природные силы хранят эти горы, и они дают местным жителям долголетие…