Русколань, Алатырь, Ирей - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 05-дек-2018, 19:53

Русколань, Алатырь, Ирей - «Загадки Истории»


Русколань, Алатырь, Ирей - «Загадки Истории»
Зов Русколани

Если открыть «Книгу Велеса», то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье. В пору расцвета, в начале нашей эры, это царство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а под­власт­ные земли захватывали степи заволжские и южноуральских. Близкородственные цар­ские роды правили тогда и в землях Сасанидского Ирана, и в Северной Индии, а также в землях западнославянских, и чуть ли не по всей «варварской» Европе. Святая столица всех этих царств град Кияр Антский, который на Руси явился предшественником Киева, рас­по­лагался вблизи Эльбруса, великой Алатырь-горы.



«Книга Велеса», предания народов Востока и Запада, повествуют более чем о трёх тысячах лет истории Русколани: о войнах, о стро­ительстве городов и храмов, об устроении торговых путей с Востоком и Западом.


Но до недавнего времени, по причинам пре­ходящим, политическим, а также из-за ан­тина­учной, но устоявшейся традиции, эта цивилизация, как и вся античная история Причер­но­морской Руси отечественной ис­то­рией и археологией признавалась либо не су­ществующей, либо не имеющей отно­ше­ния к славянам и русским. Потому неиз­вест­ны официальной архе­ологии роксаланские города, святилища и храмы в этом крае.


Причём, позиция дореволюционной рос­сийской исторической и археологической науки была иной. Тогда и были сделаны первые и весьма значительные открытия. Так ещё в 1851 году архе­ологом П.Г. Акритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого свя­тилища были опуб­ликованы в 1914 году в «Записках Ростовского-на-Дону исторического обще­ства». Там был описан огромный камень «в виде скифской шапки», установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый доре­волюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрест­ностях г. Пяти­горска в 1881 году.


В дальнейшем, после революции, были об­сле­дованы только некоторые курганы, на го­­ро­дищах проведены лишь начальные раз­ведочные работы археологами Е.И. Кру­п­но­вым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчоровым, Х.Х. Бояджиевым и другими.  Потому ныне мы имеем только редкие и по существу случайные находки предметов, относимые к «ко­бан­цам», аланам и сар­матам-рок­са­ланам.


Цивилизация, сравнимая с античной греко-римской? Сказки!», такое мнение мне не раз при­ходилось слышать от историков. Да и сам я, работая над переводом «Книги Велеса» и перечитывая её известия о рус­ко­ланах, по­нимал: это легенды, записанные в IX веке, то есть спустя полты­ся­челетия после падения Русколани под ударами гуннов. Но я не сомневался, что у этих ле­генд есть основа. И значит, та великая цивилизация не могла не оставить после себя зримых следов. Не мог бесследно исчезнуть град Кия у «Ве­ликой горы», основанный во II тысячелетии до н.э. Не могла не ос­та­вить следов и столица Русколани времен Буса Белояра, IV в. н.э. Ведь сохранился же мо­ну­мент Бусов в Пятигорье!..


Идея поисков Русколани на Северном Кавказе захватила меня давно. Эти земли и горы звали меня ещё со студенческих лет, со времени первых горных походов по При­эльбрусью, совер­ша­е­мых с конца 80-х годов.


И вот, начиная с лета 2001 года, с тех пор как со мною связался замечательный знаток Кавказа Алексей Александрович Алексеев, работающий в московском клубе туристов «Норд-Вест», мы, группа кра­еведов-энтузиастов, стали организовывать научные экспедиции по Се­верному Кавказу. И теперь к нашей работе подключились специалисты-древники: ис­торики, архе­ологи, палеоастрономы. Большую помощь нам оказывает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Пятигорска, воз­главляемый Алексеем Григорьевичем Ев­тушенко.


В поисках града Кия


Удалось ли нам найти град Кия? Уже в первом издании книги «Славянские руны и «Боянов гимн»» (М., 1999) мною было указано наиболее вероятное местоположение Кияра у горы Кара­кая, что в Скалистом хребте (высота 3646 м). Впоследствии именно это положение и ока­залось верным, оно было подтверждено сведениями ту­рецкого путешественника и земле описателя XVII века Эвлией Челеби, который опирался на известные в его время древние персид­ские ману­скрипты.



Детальное обследования развалин этого города, занимающего широкую долину между селениями Верхний Чегем и Безенги, дело будущего. Здесь необходимо провести археологи­ческие раскопки, для чего нужны большие вложения и подключение к работе ведущих учёных и не только России. Такие же работы, крайне осторожные, дабы не по­тревожить святынь, следует проводить и в иных «городах мёртвых» Северного Кав­каза. И сле­дует заметить, что сон тех могил давно уже тревожат грабители и «чёрные археологи». Из­вестно, например, о том, что накануне Гражданской войны была вскрыта одна из последних нетронутых могил, и в ней была обнаружена мумия, судьба которой ныне неизвестна. О такой находке сообщила также заметка: «Уникальная находка: му­мия древнего человека в алано-адыгском могиль­нике («Ле­нинское знамя», г. Чер­кесск, 4 июля, 1974). Но будем надеяться, что не всё утрачено и что археоло­гическое открытие Русколани ещё впереди.


Окончательное решение являются ли развалины, на которые указал Эвлия Челеби, и в самом деле развалинами Кияра, могут решить только широкомасштабные археологические раскопки. И с самого на­чала нами рассматривалось также и иные возможности. Гора Каракая (Каркея), указанная в ряде манускриптов как глав­ный ориентир для местоположения сего града имеется не только здесь. В Приэльбрусью, близ самого Эльбруса, есть и иная гора Каракая высотой 3350 м. По пути к ней от первой горы, в долине реки Киртык, есть и ещё одна, третья, невысокая гора с тем же именем Каракая. Она находится на полпути от Кияра к Эльбрусу и священной Ирийской долине.


Именно этот древний священный путь был нами обследован в 2001 году, а в последующие годы мы проводили разве­дочные экспедиции у Ирахита и его ок­рестностей.


От Кияра к Ирию


Если двигаться от Кияра дорогой паломников, то необходимо вначале пройти по ущельям реки Чегем, затем перевалить хребет Качкорташ и выйти к городу Тырнаузу или Былыму на реке Баксан. Потом пройдя по реке Баксан следует выйти к его притоку, реке Кыртык. И далее по этой реке дойти до малой горы Каракая.



В тюркских языках это имя — значит «Чёрная гора». И, очевидно, в данном случае наз­ва­ние отражает суть. Это дейст­вительно «Чёрная гора» с остатками древ­него капища, пещерами и «аланскими» могилами. В той горе есть минеральные источники с целебной, но быстро пор­тящейся «мёртвой водой». По преданию, эта вода врачует только тело, но не душу, она исцеляет раны даже на мёртвом, а оживить его может лишь вода живая.


Не исключено, что именно об этом святилище у Чёрной горы упоминал древний арабский писатель Масуди при опи­сании окрестностей Эльбруса, который он называет Высочайшей в мире горой… в славянском крае». н писал буквально следующее: «Другое здание было по­строено одним из славянских царей на Черной горе его окружают чудес­ные воды, раз­ноцветные и разновидные, известные своей пользой…». Очень похоже!


 



Если миновать эту Чёрную гору, то за нею и за перевалом Чаткара («Чёрный перевал») открывается местность, которую условно можно назвать «долиной смерти». В сей долине за широким ледником (замёрзшим озером) есть моренная гряда — древний лавовый поток. Его прорезает река Кызыл кол, то есть «Красная река» (или «Огненная река»). Итак, за Чёрной горой и Чёрным перевалом, за «долиной смерти», ледником и причудливой мореной из скал и камней, напоминающей убежище троллей, нахо­дится Огненная река…


Да это же Огненная река Смородина! Река смерти… Это река Огнебога, стража духов­ного мира. Священным рас­тением Огнебога явля­ется смо­родиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), подоб­ные кизилу, а потом чёрные как уголь. Кызыл-Су (Смородина) — река смерти, пе­рей­дя её можно попасть в мир богов и духов. И дейст­вительно, через эту реку в узком уще­лье ведёт природный мост из обва­лив­шихся скал. Это и есть сказочный «Калинов мост». Тот самый «Калинов мост», на коем согласно древним славянским легендам дра­коны, стражи Нави, заступали путь героям.


А.А. Алексеев, при­ведший нас к сему мосту в 2001 году, утверждал это с большой убе­ждён­ностью, и я также полагаю, это очень достоверным. Какое живописное место! Не только древним людям, но и нам оно представляется образом Иномирья, Нави.


Этот путь привёл нас из Яви в Навь. А в Нави, согласно традиции, есть два царства: Ирий и Пекло… И это пекло, Чёрную гору, Чёрный перевал и мертвые скалы лавового потока, мы уже миновали… А Ирий… Он здесь также есть!


На Ирийском плато


Ирий — это соседнее сверкающее зеленью и цветами обширное плато, именуемое Ирахит-сырт («Ирийское пастбище»). Пастбище Ирахит — и есть земной образ Ирия! Это созвучие не случайно.



С юга от него величественная громада Эльбруса. Северный край обрывается глу­боким ущельем, по которому течёт река Кызыл-су, за которой хребет Ташлыт-сырт. Вовремя экспе­диции 2002 года мною было тщательно обследовано это плато и его ок­рестности.


Плато Ирахит-сырт — это подлинное природное чудо. Создавалось оно милли­онами лет. По нему проходили ледники, сходившие со склонов Эльбруса. Его обтекали лавовые потоки, которые и были для древних людей Огненной рекой. И эта река в последний раз текла во времена Бусовы, во время последнего крупного извержения вулкана. Тогда лавовый поток перегородил Кызыл-су, и до тех пор, пока река не прорезала в остывшей лаве дорогу, плато Ирахит отделяло от других гор широкое озеро. И пройти на него можно было только перебравшись через «Калинов мост».


А что же сам Ирий? Соответствует ли он описаниям рая, имеющимся во всех свя­щенных книгах мировых религий? И би­блей­ский, и коранический рай располагается на Кавказе. Говорится в этих описаниях и о райском саде, и об источнике живой воды, текущем в нём, а также о древе жизни, и о древе познания. Те же образы мы встречаем в ведических традициях, дошедших до нас в национальных изводах.


Так, в зороастрийском раю пребывают семь бессмертных святых Амеша Спента, которые суть «качества» Верховного Ахура Мазды (Аса Мудрого). Ахура Мазда в славянской традиции суть Асила Мудрый, или Велес, у коего есть семь ликов. То есть в сём раю есть семь обителей семи ликов Велеса.


Эти семь ликов суть: 1) Асила Родович, первый из асов, лик Рода; 2) Огнебог и пер­вый кузнец, воевода небесных воинств Семаргл Сварожич; 3) Финист Дыевич, Огненный Волк и Ясный Сокол, бог войны и жертвенного огня. А также четыре Солнце бога Сурича, Рамина, Валья, Вритья и Дон.


Славянские Веды дают такое описание Ирия:


Тот Ирийский сад — на семи верстах,


на восьмидесяти он стоит столбах


высоко-высоко в поднебесье.


В том небесном саде — трава-мурава,


по цветочку на каждой тра­вочке,


и на каждом цветке по жем­чужинке.


А вкруг Ирия — тын сере­бряный,


и на каж­дом столбочке свечка.


«Семь вёрст», на которых устроен Ирий, это его семь уровней, на коих семь обителей семи богов, семи ликов Велеса. В ста­рорусском языке значение слова верста — ряд, уровень. И также на плато Ирахит есть семь уровней, всхолмий, увенчанных семью камнями-жерт­венниками. И здесь есть эти камни, в том числе и имеющие вид ка­менных чаш правильной формы, чаш для при­­готовления священной сурьи.


Трава-мурава, цветы — и этим богато плато Ирахит, и вся окрестные долины. И важно отметить, что на каждом из семи холмов преобладает один вид цветов. Так на первом из холмов, у самых «врат Ирия» — синие колокольчики. Чуть выше, у «чаши Сурьи», жёлтые колокольчики. И на высшей точке плато, у группы камней, являющих жертвенник Сварожича, цвёл тогда, в 2002 году, одинокий огненный цветок, звездоцвет, или горная астра. И между прочим многие культурные растения, и особенно цветы, распространялись по миру отсюда, из «рай­ского сада», согласно работам акаде­мика Н.К. Вавилова. И до сего времени их дикие подвиды здесь можно встретить повсюду.


Напротив, жертвенника бога-кузнеца Сварожича на склоне Ташлыт-сырта видны выходы железной руды. И там же древние аланские горные рудники, древние печи. Согласно античным преданиям именно здесь открыли тайну выработки железа из руды…


Волшебная, святая страна! Сюда и шёл Кий сын Ария. Возможно, что именно здесь он нашёл «город богов» … Город, а также святилище Солнца… И мы идём далее по сей зачарованной стране.


От Ирия к святилищу Солнца на горе Тузулук


Пройдя по краю Ирахитсырта, Ирийского плато, миновав «Калинов мост», можно вый­ти к Долине Замков и источникам нар­занов Джилысу (горячие воды).



Долина Замков! И в самом деле кони­ческие скалы на склоне горы напротив нас напоминают замки. Уникальное природное образование, а внизу, в ущелье, водопад Султан… Султан или Салтан… а ведь в рус­ских сказках так звали древнего славянского царя, правившего на Кавказе. Помните пушкинское «царство славного Салтана», что рядом с Пятигорьем. Ведь А.С. Пушкин пе­­­ре­сказал известную народную сказку.


И рядом с сим водопадом из скал бьют теплые целебные источники… Живая вода! В отличие от «мертвой воды» она сохра­няется долго и дает силу, не случайно эту воду так и называют «нарзан», или «нарт-санэ», то есть «святой напиток нартов». Нарты, древние богатыри Кавказа черпали в сей воде свою волшебную силу.


И в самом нартском эпосе, в осетинской сказке об Алдаре, есть рассказ о сём ис­точник «Там, где враждуя, горы смы­каются вершинами, точно бараны упрямые головами бода­ются… Вот за ними бьет из скалы горный ключ. Вода эта воскрешает мертвых» …


А за долиной нарзанов у самого перевала Каяэшик находятся развалины некого го­рода или крепости, когда-то запиравшей сей перевал… Что это за крепость? В какие годы она была построена? Когда пала?


Судя по крестообразным планам двух хра­мов, а также по могилам-склепам, выло­жен­ным из камней — эта крепость принадлежит к временам христианским. Но ведь и христи­анство в Русколани было распространено во времена Бусовы, то есть в IV веке.


И этот город мог иметь древнейшую историю. Что-то могло быть здесь построено и во вре­мена Кия! Мог сей город-крепость пережить и христианский период. А разрушен он был, возможно, гуннами, окончательно же пришел в упа­док скорее всего во времена Тамерлана, искоренившего в сих местах христианство… Вот где нужно про­вести археологические раскопки!


Если прийти в ту долину близ подножия горы Каракая, нас встретит одинокий менгир, который стоит здесь, как древний часовой. На каменном столбе высечено лицо витязя, смотрящее прямо на восток. А за менгиром виден колоколообразный холм. Это и есть Тузулук («Сокровищница Солнца»). Другой перевод «солонка» (от слова «туз» со значением «соль» по-тюрк­ски). Соль в древние времена ценилась на вес золота. Считалось, что в соли есть магия солнца, как и в золоте (отсюда у слова «соль» та же основа корня, что и у «солнца»). В древнерусском языке слово «тузулук» зна­чит «украшение на поясе», «дра­гоценность». Рядом с горой Ту­зулук нет месторождений соли, название её значит именно «со­кровищница».


А на вершине Тузулука — развалины древ­него святилища Солнца. Сама структура святилища, способ обработки камней указывают на вре­мена киммерийские. На вершине холма находится, во-первых, тур, отмечающий вершину. Затем три больших скалы, подвергшихся обработке. Когда-то в них прорезали щель, направленную с севера на юг.  Также на вершине есть и камни, выложенные как сектора в зодиакальном календаре. Каждый сектор — ровно 30 гра­дусов.


И как тут не вспомнить описание храма Солнца у того же Масуди: в славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у н здание на горе, о которой писали фило­софы, ч она одна из высоких гор в мире. этом здании существует рассказ, о качестве его пост­ройки, о расположении разно­родных его камней и различных их цвета об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солн­ца, о положенных туда драгоценных кам­нях и знаках, отме­ченных в нем, которые указывают на будущие события и пред­остерегают от происшествий пред их осуществ­лением, о разда­ющихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков».



И очевидно, что каждая часть сего хра­мо­вого комплекса предназначалась для календарно-ас­тро­логических рас­четов. В этом он подобен Южно-Уральском городу-храму Аркаиму, име­ю­ще­му такую же зодиакальную структуру, такое же раз­деление на 12 секторов. Также он подобен и Сто­унхенджу в Вели­кобритании.


Со Стоунхенджем его сближает, во-первых, то, что ось храма также ориентирована с севера на юг. А во-вторых одной из важ­нейших отличительных черт Стоунхенджа является наличие в отдалении от святилища так называемого «Пяточного камня». Но ведь и у Святилища Солнца на Тузулуке установлен ориентир-менгир.


До сего времени учёные недоумевали: зачем нужно было тратить столько усилий, строить грандиозные святилища, подобные Стоунхенджу, чтобы всего лишь знать даты затмений. Ведь для их строительства тре­бовалась тяжелейшая работа тысяч лю­дей, слож­ней­шие расчеты. Что вдохновляло строителей и жрецов-астрономов? Зачем им было ну­ж­но знать точно даты затмений? Только ли для того, чтобы произ­водить впе­чатление на легковерных, предсказывая их?


Конечно, нет! Главная цель была иная. Об этом и говорит: «Книга Велеса», в ко­торой не раз упоминается об ожидании «Времени Сва», когда завращаются новые «Сварожьи Колёса». Астрологические рас­чёты волхвам были нужны для определения важнейших дат Мировой ис­тории. Так по звездам, по явлению комет и затмениям определялось время нисхождения Сына Вышнего, а также конец и начало зо­ди­а­кальных эпох. И прежде всего начало Нового Коло Сварога, или как мы говорим ныне Платонического года, включающего 12 зо­диакальных эпох или 27 тысячелетий


Такой главной датой для I века могла быть дата Рождества Христа. По преданию, это Рождество определили волхвы и маги, пришедшие из персидских стран. Между прочим, и в Русколани правила арийская династия, являющаяся ветвью иранско-персидской царской дина­стии. И в сей легенде могли также иметься в виду сла­вянские волхвы.


А для IV века н.э. также могло быть пред­сказано Рождество Буса Белояра. Мистерия Рождества Буса Белояра была связана и с затмением, проис­шедшим через две недели после рождения Буса, а именно 3 марта 295 года. По сему затмению могло быть оп­ре­делено, когда закончится Бусово Время.


А это значит, что и Бусово затмение 21 марта 368 года, отмечающее Распятие и Пре­ображение Бусово, а также перелом эпох, конец прошлого Коло Сварога, и на­чало Нового Коло, длящегося 27 ты­ся­че­летий, также могло быть вычислено по­доб­ным образом.



Звёздные тайны Тузулукского святилища, во всем подобны тайнам и Стоунхенджа. Но до сего времени эти тайны оставались сокрытыми для исследователей. И только ныне, после изучения славянкой астро­логической традиции многое нам стало яс­ным. Подробно об этих тайнах мною было рассказано в книге «Славянская астрология» (М., 2001).



Согласно славянкой ведической традиции, каждый новый год начинается с весеннего рав­ноденствия, то есть с 21 марта. И по­следующие семь недель от Распятия Буса до его Вос­кресения и Восхождения к трону Вышнего — суть самые важные в календаре. Они повторяют мистерию 368 года. Эти семь недель представляют собой цикл непре­рыв­ных празднеств, поминовений деяний Буса и великих родовичей рода Белояров.


Тогда в полночь 21 марта 368 года точно на юге (то есть в направлении щели, про­ре­занной в скале на вершине Тузулука) сияла звезда Спика (Альфа Девы). И тогда же точно над менгиром взошла звезда Антарес.


Между прочим, имя звезды Антарес озна­чает «человек Ареса», согласно греческой традиции это сын бога Ареса и Афродиты. Причем Арес почитался богом негреческим, фракийским и скифским. То есть он отождествлялся и со славянским Яром (Яровитом, Ярилою), и сле­довательно Антарес — суть сын Ярилы, а значит Яр, или Белояр.


И вот мы видим, что, когда над менгиром загорелась звезда Белояра в созвездии Скорпиона (славянского Скипетра-Змея), тогда и свершилось Распятие Буса Белояра. И затем, согласно славянским преданиям Бус Белояр, как и ранее иные Сыновья Вышня — Яр, и Коляда, и Крышень, вознесся на драконе к вершине Алатырь горы (Эльбруса).


Согласно славянскому календарю, Воз­несение произошло через семь недель после Распятия, то есть после 21 марта 368 года.


И мы видим, что за семь недель звезда Антарес (звезда рода Яров) в созвездии Скор­пиона (созвездии Скипера-Змея), отмечаемая каждый раз в полночь, переместилась вме­сте со всем небом от юго-востока (опре­деляемого направлением на Бусов менгир) к югу, и чуть далее на запад. То есть она воссияла точно над вершинами Эльбруса.


От святилища на горе Тузулук это выглядит как звёздный полет на драконе Буса Белояра к трону Вышнего на горе Алатыре. Точно, как в песнях о Крышне! И этот же сюжет изображен на постаменте Бусова монумента.


И эта мистерия затем повторялась каждый год. И она вошла в традиционный круг пра­вославных народных празднеств, отмечаемый нами доселе.


Иные тайны Святых гор


Мы только при­ступили к исследованию Приэльбрусья. Необ­ходимо продолжить и архео­логическую разведку, и топо­нимические исследования, важно изучать легенды сих мест — аланские (осе­тин­ские), адыгейские, кара­ча­евские, и балкарские. В них можно найти важ­нейшее свидетельство о древ­ней истории Русколани.


Мало кто знает, что некоторые древние роды этих кавказских народов имеют родство, а то и общие корни, со сла­вя­нами и русскими, и особенно с казаками.


Вот к примеру. Мы начали поход от селения Верхний Баксан. Старое название этого села — улус Урусбиевский. Так он именовался по имени балкарского князя. Но ведь «урус», в тюркском значит «русский», а «бий» — «князь». То есть имя этого рода значит «князь русов».


На Кавказе предки балкарцев смешались с древними кавказскими родами, и особенно с карачаевцами, но также и остатками русколан. Тюркская составляющая в языке балкарцев возобладала со времен Тюрк­ского каганата. Но само имя «балкарцы» и «болгары» имеет смысл «белые арии», по сути «белояры». И важно отметить, что среди балкарцев еще в начале XIX века (см., например, книгу Иоганна Бламберга «Кав­казская рукопись») был весьма почитаем род бассиан (или бусиан), который происходил от древнего семейства этого на­рода, которому грузинская историография при­писывала аланское (а значит и роксаланские) происхождение. Бусов род!


Новая тайна… а сколько их ещё ожидает нас на Кавказе, да и по всей земле древней Русколани!



Кияр, Ярград, Славия и иные «города мёртвых», а также «кузни Сварога» на Ташлыт-сырте. Ирийская долина… «Живая вода» нарзанов. Уникальные при­родные силы хранят эти горы, и они дают местным жителям долголетие…


Зов Русколани Если открыть «Книгу Велеса», то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье. В пору расцвета, в начале нашей эры, это царство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а под­власт­ные земли захватывали степи заволжские и южноуральских. Близкородственные цар­ские роды правили тогда и в землях Сасанидского Ирана, и в Северной Индии, а также в землях западнославянских, и чуть ли не по всей «варварской» Европе. Святая столица всех этих царств град Кияр Антский, который на Руси явился предшественником Киева, рас­по­лагался вблизи Эльбруса, великой Алатырь-горы. «Книга Велеса», предания народов Востока и Запада, повествуют более чем о трёх тысячах лет истории Русколани: о войнах, о стро­ительстве городов и храмов, об устроении торговых путей с Востоком и Западом. Но до недавнего времени, по причинам пре­ходящим, политическим, а также из-за ан­тина­учной, но устоявшейся традиции, эта цивилизация, как и вся античная история Причер­но­морской Руси отечественной ис­то­рией и археологией признавалась либо не су­ществующей, либо не имеющей отно­ше­ния к славянам и русским. Потому неиз­вест­ны официальной архе­ологии роксаланские города, святилища и храмы в этом крае. Причём, позиция дореволюционной рос­сийской исторической и археологической науки была иной. Тогда и были сделаны первые и весьма значительные открытия. Так ещё в 1851 году архе­ологом П.Г. Акритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого свя­тилища были опуб­ликованы в 1914 году в «Записках Ростовского-на-Дону исторического обще­ства». Там был описан огромный камень «в виде скифской шапки», установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый доре­волюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрест­ностях г. Пяти­горска в 1881 году. В дальнейшем, после революции, были об­сле­дованы только некоторые курганы, на го­­ро­дищах проведены лишь начальные раз­ведочные работы археологами Е.И. Кру­п­но­вым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчоровым, Х.Х. Бояджиевым и другими. Потому ныне мы имеем только редкие и по существу случайные находки предметов, относимые к «ко­бан­цам», аланам и сар­матам-рок­са­ланам. Цивилизация, сравнимая с античной греко-римской? Сказки!», такое мнение мне не раз при­ходилось слышать от историков. Да и сам я, работая над переводом «Книги Велеса» и перечитывая её известия о рус­ко­ланах, по­нимал: это легенды, записанные в IX веке, то есть спустя полты­ся­челетия после падения Русколани под ударами гуннов. Но я не сомневался, что у этих ле­генд есть основа. И значит, та великая цивилизация не могла не оставить после себя зримых следов. Не мог бесследно исчезнуть град Кия у «Ве­ликой горы», основанный во II тысячелетии до н.э. Не могла не ос­та­вить следов и столица Русколани времен Буса Белояра, IV в. н.э. Ведь сохранился же мо­ну­мент Бусов в Пятигорье! Идея поисков Русколани на Северном Кавказе захватила меня давно. Эти земли и горы звали меня ещё со студенческих лет, со времени первых горных походов по При­эльбрусью, совер­ша­е­мых с конца 80-х годов. И вот, начиная с лета 2001 года, с тех пор как со мною связался замечательный знаток Кавказа Алексей Александрович Алексеев, работающий в московском клубе туристов «Норд-Вест», мы, группа кра­еведов-энтузиастов, стали организовывать научные экспедиции по Се­верному Кавказу. И теперь к нашей работе подключились специалисты-древники: ис­торики, архе­ологи, палеоастрономы. Большую помощь нам оказывает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Пятигорска, воз­главляемый Алексеем Григорьевичем Ев­тушенко. В поисках града Кия Удалось ли нам найти град Кия? Уже в первом издании книги «Славянские руны и «Боянов гимн»» (М., 1999) мною было указано наиболее вероятное местоположение Кияра у горы Кара­кая, что в Скалистом хребте (высота 3646 м). Впоследствии именно это положение и ока­залось верным, оно было подтверждено сведениями ту­рецкого путешественника и земле описателя XVII века Эвлией Челеби, который опирался на известные в его время древние персид­ские ману­скрипты. Детальное обследования развалин этого города, занимающего широкую долину между селениями Верхний Чегем и Безенги, дело будущего. Здесь необходимо провести археологи­ческие раскопки, для чего нужны большие вложения и подключение к работе ведущих учёных и не только России. Такие же работы, крайне осторожные, дабы не по­тревожить святынь, следует проводить и в иных «городах мёртвых» Северного Кав­каза. И сле­дует заметить, что сон тех могил давно уже тревожат грабители и «чёрные археологи». Из­вестно, например, о том, что накануне Гражданской войны была вскрыта одна из последних нетронутых могил, и в ней была обнаружена мумия, судьба которой ныне неизвестна. О такой находке сообщила также заметка: «Уникальная находка: му­мия древнего человека в алано-адыгском могиль­нике («Ле­нинское знамя», г. Чер­кесск, 4 июля, 1974). Но будем надеяться, что не всё утрачено и что археоло­гическое открытие Русколани ещё впереди. Окончательное решение являются ли развалины, на которые указал Эвлия Челеби, и в самом деле развалинами Кияра, могут решить только широкомасштабные археологические раскопки. И с самого на­чала нами рассматривалось также и иные возможности. Гора Каракая (Каркея), указанная в ряде манускриптов как глав­ный ориентир для местоположения сего града имеется не только здесь. В Приэльбрусью, близ самого Эльбруса, есть и иная гора Каракая высотой 3350 м. По пути к ней от первой горы, в долине реки Киртык, есть и ещё одна, третья, невысокая гора с тем же именем Каракая. Она находится на полпути от Кияра к Эльбрусу и священной Ирийской долине. Именно этот древний священный путь был нами обследован в 2001 году, а в последующие годы мы проводили разве­дочные экспедиции у Ирахита и его ок­рестностей. От Кияра к Ирию Если двигаться от Кияра дорогой паломников, то необходимо вначале пройти по ущельям реки Чегем, затем перевалить хребет Качкорташ и выйти к городу Тырнаузу или Былыму на реке Баксан. Потом пройдя по реке Баксан следует выйти к его притоку, реке Кыртык. И далее по этой реке дойти до малой горы Каракая. В тюркских языках это имя — значит «Чёрная гора». И, очевидно, в данном случае наз­ва­ние отражает суть. Это дейст­вительно «Чёрная гора» с остатками древ­него капища, пещерами и «аланскими» могилами. В той горе есть минеральные источники с целебной, но быстро пор­тящейся «мёртвой водой». По преданию, эта вода врачует только тело, но не душу, она исцеляет раны даже на мёртвом, а оживить его может лишь вода живая. Не исключено, что именно об этом святилище у Чёрной горы упоминал древний арабский писатель Масуди при опи­сании окрестностей Эльбруса, который он называет Высочайшей в мире горой… в славянском крае». н писал буквально следующее: «Другое здание было по­строено одним из славянских царей на Черной горе его окружают чудес­ные воды, раз­ноцветные и разновидные, известные своей пользой…». Очень похоже! Если миновать эту Чёрную гору, то за нею и за перевалом Чаткара («Чёрный перевал») открывается местность, которую условно можно назвать «долиной смерти». В сей долине за широким ледником (замёрзшим озером) есть моренная гряда — древний лавовый поток. Его прорезает река Кызыл кол, то есть «Красная река» (или «Огненная река»). Итак, за Чёрной горой и Чёрным перевалом, за «долиной смерти», ледником и причудливой мореной из скал и камней, напоминающей убежище троллей, нахо­дится Огненная река… Да это же Огненная река Смородина! Река смерти… Это река Огнебога, стража духов­ного мира. Священным рас­тением Огнебога явля­ется смо­родиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), подоб­ные кизилу, а потом чёрные как уголь. Кызыл-Су (Смородина) — река смерти, пе­рей­дя её можно попасть в мир богов и духов. И дейст­вительно, через эту реку в узком уще­лье ведёт природный мост из обва­лив­шихся скал. Это и есть сказочный «Калинов мост». Тот самый «Калинов мост», на коем согласно древним славянским легендам дра­коны, стражи Нави, заступали путь героям. А.А. Алексеев, при­ведший нас к сему мосту в 2001 году, утверждал это с большой убе­ждён­ностью, и я также полагаю, это очень достоверным. Какое живописное место! Не только древним людям, но и нам оно представляется образом Иномирья, Нави. Этот путь привёл нас из Яви в Навь. А в Нави, согласно традиции, есть два царства: Ирий и Пекло… И это пекло, Чёрную гору, Чёрный перевал и мертвые скалы лавового потока, мы уже миновали… А Ирий… Он здесь также есть! На Ирийском плато Ирий — это соседнее сверкающее зеленью и цветами обширное плато, именуемое Ирахит-сырт («Ирийское пастбище»). Пастбище Ирахит — и есть земной образ Ирия! Это созвучие не случайно. С юга от него величественная громада Эльбруса. Северный край обрывается глу­боким ущельем, по которому течёт река Кызыл-су, за которой хребет Ташлыт-сырт. Вовремя экспе­диции 2002 года мною было тщательно обследовано это плато и его ок­рестности. Плато Ирахит-сырт — это подлинное природное чудо. Создавалось оно милли­онами лет. По нему проходили ледники, сходившие со склонов Эльбруса. Его обтекали лавовые потоки, которые и были для древних людей Огненной рекой. И эта река в последний раз текла во времена Бусовы, во время последнего крупного извержения вулкана. Тогда лавовый поток перегородил Кызыл-су, и до тех пор, пока река не прорезала в остывшей лаве дорогу, плато Ирахит отделяло от других гор широкое озеро. И пройти на него можно было только перебравшись через «Калинов мост». А что же сам Ирий? Соответствует ли он описаниям рая, имеющимся во всех свя­щенных книгах мировых религий? И би­блей­ский, и коранический рай располагается на Кавказе. Говорится в этих описаниях и о райском саде, и об источнике живой воды, текущем в нём, а также о древе жизни, и о древе познания. Те же образы мы встречаем в ведических традициях, дошедших до нас в



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости