Согласно легендам, не когда в степях за днепровскими порогами жили великдоны — исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдонов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.
Скифские скульптуры, как правило, датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно.
По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, «скифского Адама» — Таргитая.
На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.
Например, половецкие статуи изображают как женщин, так и мужчин–воинов в сидящей и стоящей позе. Обязательным атрибутом каждой статуи является чаша со священным напитком в руках, прижатая к животу. На статуях тщательно изображены со всеми деталями прическа, одежда, украшения и оружие. Священный характер половецких баб не подлежит сомнению. Они стояли группами по две–три и больше на курганах и возвышенностях, которые служили капищами.
Каменные бабы из коллекции Днепропетровского исторического музея
Коллекция древних каменных изваяний, или “каменных баб”, как их называют в народе,
несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине — 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее — Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI — IV вв. до н.э.
Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи — 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием — “бабы”, (от тюркского “вава” — предок, дед).
Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является
Керносовское изваяние, или Керносовский идол — антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это — запечатленное в камне изображение протоарийского божества — создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, “скифского Адама” — Таргитая.
Но все же “тон задают”, как уже упоминалось выше, средневековые тюркские половецкие статуи. Все они, кроме одного изваяния, датируются XII — первой половиной XIII вв., времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.
Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто — в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев — приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак — Половецкая Земля (так называли свою новую родину половцы-кипчаки), курились дымы кочевий, возвышались округлые, как спинки черепах, каменные горки родовых могил-курганов, на вершины которых устанавливали каменные статуи предков.
В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний
Д.И.Яворницкий в статье “Каменные бабы”, опубликованной в “Историческом вестнике” в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как “мамай”, “марьины камни”.
Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: “Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни”.
Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи — в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.
Очень выразительны лики статуй — все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.
Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния “курганских народов”, посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.
Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.
Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.
Это была система каменных оградок прямоугольных очертаний (квадраты, трапеции и т.д.), часто окруженных ровиком, с жертвенными ямами и вымостками внутри. Здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения — аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев). Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.
Заслуживает внимания не только история происхождения и назначения каменных статуй в коллекции музея, но и биография, история происхождения всей коллекции в целом. Ее возраст, как и возраст Днепропетровского Исторического музея, — 150 лет!
Каменные бабы начали поступать в музей со средины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею — 13 половецких статуй.
Особый расцвет коллекция каменных баб переживает при Д.И.Яворницком, бывшем директоре Екатеринославского музея в первой половине XX века (1902 — 1933 гг.). Сохранилась фотография, на которой Д.И.Яворницкий запечатлен в своем кабинете в окружении каменных баб.
Рост коллекции, пополнение ее новыми статуями продолжается и в настоящее время. За последние годы в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов, но возникшие серьезные трудности с хранением коллекции приостановили ее рост. Тяжелая экологическая обстановка в городе оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Возникла острая необходимость в их реставрации (таковая началась в 80-х годах, но была приостановлена из-за отсутствия средств), и в строительстве для хранения каменных баб специального павильона — лапидариума. К сожалению, в настоящее время ни одну из этих проблем музей пока не в состоянии решить по известным причинам. Сейчас мы можем только констатировать: самая большая в Украине коллекция каменных баб оказалась под угрозой гибели, ей необходима экстренная помощь — говорила Л. Н. Чурилова, старший научный сотрудник Днепропетровского исторического музея, ещё в 1999 г.
Существуют и другие легенды, объясняющие появление каменный истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками.
«Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах… » — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.
О каменных скульптурах на степных курганах как своеобразных дорожных сказателях, вехах упоминали и другие путешественники прошлого. Может быть, действительно в древности люди специально устанавливали каменные скульптуры в наиболее приметных и примечательных степных местах, чтобы было легче ориентироваться в пустынном безграничном пространстве? Статуи как бы картографировали однообразие степной плоскости и отмечали места стоянок и поселений…
Не исключено, что гигантские каменные статуи были своеобразными степными маяками, мимо которых позже пролегли дороги. В связи с этим примечательны стелы-обелиски киммерийцев. В них почти отсутствуют скульптурно-орнаментные детали. Собственно, это просто столбы, которые можно назвать памятными, верстовыми. Один из таких киммерийских обелисков (в Украине их обнаружено всего лишь около десятка) найден около селения Верхняя Хортица (город Запорожье). Вверху стелы изображены бусы с большими ромбовидными и овальными бусинами. Возможно, бусы символизируют степные протяжения, а бусины обозначают приметные и памятные урочища или, скажем, количество дней, необходимых для перехода из одной местности в другую…
Это, так сказать, «земные» версии происхождения каменных баб. Но наряду с ними существуют также легенды, что гигантские каменные идолы, которым поклонялись степные народы, перед которыми трепетали даже могущественные вожди и шаманы, являются обожествленными изваяниями космических пришельцев.
Из поколения в поколение среди степняков передавались предания о странных существах, опустившихся с неба в большой закрытой лодке. И якобы древние скульпторы оставили нам изображения космических пришельцев в камне. Действительно некоторые изваяния удивительным образом напоминают космонавта, упакованного в скафандр, — массивное прямое туловище большая голова – шлем без шеи.
Археологи выделяют целую группу таких специфических большеголовых бесшеих скульптур. Одна из них (возможно, наиболее характерная) была найдена на небольшом курганчике в Приднепровье, неподалеку от села Георгиевки Запорожского района Запорожской области.
Вытянутое лицо со змеиным выражением, череп – яйцом, затылочная часть сильно
оттянута назад. Вместимость этого черепа – в полтора раза больше, чем у обычных людей. Пальцы – словно паучьи лапы. Ступни, как ласты. Огромная жирная задница. И женская грудь.Любопытно, что на плоской лицевой части головы никак не обозначены уши, нос, рот, глаза — черты лица, которые обычно трудно разглядеть за стеклом шлема. Опущенные вниз и слитые с туловищем руки выделены двумя немного закругленными линиями. Такое впечатление, что показаны не сами руки, а деталь (рукава) какого-то необычного костюма. Скульптура принадлежит к сарматскому времени. Есть «космические» статуи и более раннего периода. Например, исследователи выделяют отдельную группу стел-статуй медного века так называемого нестандартного вида. В них нечетко выделена большая голова, не показаны плечи. Такое впечатление, что поверх тела находится некая защитная оболочка. Неудивительно, что степняки видели в этих скульптурах небесных богов, некогда посетивших Землю.
Наиболее загадочны самые древние каменные статуи, относящиеся к 4 – 3 тыс. до н.э. Ноги на них почти никогда не высекались. Вместо них в нижней части отчетливо видны отпечатки стоп (иногда они заткнуты за пояс). А вот какой смысл вкладывали в их изображение древние скульпторы энеолита (медного века), мы можем лишь догадываться.
Как и о том, почему на степных курганах так много встречается каменных статуй, похожих на высеченный из камня фаллос.
На первой карте Российской империи — «Книге Большему Чертежу» — при обозначении дорог в южных степях древние каменные идолы отмечены как «каменные девки». В обличьях каменных скульптур действительно было что-то женственное, поэтому сначала путники, бродячие торговцы, казаки, а потом и ученые стали называть их «бабами».
Больше всего сохранилось каменных баб половцев (некоторые средневековые авторы называли их команами или кипчаками). «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу», — отмечал голландский монах Bильгельм Рубрук, побывавший в украинских степях в 1250 г. по пути в Монголию.
В них найдено самое большое количество половецких изваяний — более двухсот. Это вполне оформленные, стоячие или сидячие скульптуры из песчаника, известняка, гранита или мела. Почти на всех — дорогая одежка, украшения, оружие, бытовые предметы. Руки большинства статуй сложены под большим обвислым животом.
Вроде не оставляют сомнений в том, что это женщины и рельефные выпуклые груди и косы, и некоторые другие детали. Но поскольку те же женские «элементы» обозначены и на мужских статуях, исследователи склоняются к мысли, что большинство половецких «баб» все-таки принадлежит к «мужицкому» роду-племени. Они устанавливались в честь вождей представителей знати великих воинов. Кстати на тюркских наречиях слово «баба» означает отец.
Впрочем и особую далеко не второстепенную роль женщин в жизни диких кочевников тоже отрицать нельзя. Не зря гордое воинственное племя амазонок тоже родом из южных степей.
via