Карта Мира в средневековой эсхатологии - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 05-дек-2018, 19:37

Карта Мира в средневековой эсхатологии - «Загадки Истории»


Карта Мира в средневековой эсхатологии - «Загадки Истории»
Средневековому человеку было важнее увидеть Творца в Творении, чем знать точные координаты Земного рая

Эсхатология для неграмотных


Эпохи раннего и классического Средневековья в Европе (VI–XIV века) — это время господства монастырской картографии. Монастырская карта, так называемая mappa mundi («карта мира» на латыни), представляет собой смешение времени и пространства, мифов и реалий известной на тот момент Ойкумены. До наших дней дошло около 1100 монастырских карт, около 600 из них было изготовлено до XIV столетия.




В большинстве своем монастырские карты анонимны. Производством их занимались в скрипториях, а технология была тождественна созданию книжной миниатюры. Помещались они либо на стенах соборов и монастырей либо в рукописях, особенно в псалтырях, отчего получили также название «псалтырные карты», выполняя роль литературы для неграмотных («pictura est laicorum litteraturа», то есть «живопись — это литература для мирян» в переводе с латыни), так же, как иконы или фрески.


Помимо просветительской функции, карты того времени нередко исполняли роль иллюстративного комментария к сочинениям античных и средневековых авторов, писавших о Земле и о тех, кто её населяет. Причем особый акцент средневековые картографы делали на эсхатологических темах, то есть на всём том, что связано с концом света, ожидающим земной мир. Например, в спальне Адели графини де Блуа (Adela de Blois, Adela of Normandy, 1065–1138), дочери Вильгельма Завоевателя (William I the Conqueror, 1027–1087), была карта, иллюстрировавшая комментарий Беата Лиебанского (Beato de Liebana, ок. 730 – после 798) Апокалипсису.


Карта на теле Христа


Согласно Священному Писанию Земля представляет собой плоский диск, омываемый Океаном. Над Землей располагается Небо, которое опирается на столбы и состоит из двух частей: верхнего неба («Небесного Царства») и нижнего («небесной тверди»), к которому крепятся светила и звезды. На северной оконечности земного мира помещались высокие горы, за которыми Солнце, вращавшееся вокруг Земли, скрывалось ночью.

Основные структурные элементы средневековых землеописаний, авторы которых являлись сторонниками плоскостной формы Земли, формируют карту так называемого Т-О типа с восточной ориентацией (восток сверху), где «Т» вписана в «О». На верхней, восточной части карты, помещалась Азия. От остального мира её отделяли горизонтали рек Танаиса (Дона) и Нила, а также Черное, Азовское, Эгейское и Мраморное моря. Соответственно, Европа на карте находилась с левой стороны и отделялась от Африки, которая была справа, Средиземным морем. «О» — это сам земной круг.



Карта Т-О типа, изображенная в качестве книжной миниатюры в труде Исидора Севильского (San Isidoro de Sevilla, 560–636) «Этимологии», изданном в 1472 году. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США


Расположение континентов в виде буквы «Т» толковалось как символ бренности и обреченности этого мира, поскольку «Т» представляла собой «антониев крест» (без верхнего окончания), на котором распинали преступников в южных и восточных провинциях Римской империи. Иногда крест ассоциировался с самим Христом, и есть карты, которые помещают мир прямо на его теле. Одна из самых известных карт этого типа — так называемая Эбсторфская карта (Ebstorf Map), созданная в Нижней Саксонии в середине XIII века. На таких картах по сторонам головы Спасителя располагались буквы А — «Альфа» и ? — «Омега» с комментарием из Апокалипсиса: «Аз есмь Первый и Последний» (1:7). Тем самым, средневековая монастырская карта превращалась в эсхатологическую модель Вселенной, своего рода икону, на которой демонстрировались начало и конец мира.


Загадочные райские реки


 



На Востоке картографы обычно помещали рай с Адамом и Евой под надписью: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Там же можно увидеть древо познания со змеем-искусителем, наихитрейшим из «всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Обязательным атрибутом Востока были и четыре реки, вытекающие из райских земель. А на более поздних картах сюда добавили еще сцену Страшного суда.


Наиболее драматичной композиция из этих четырех элементов получилась на знаменитой Херефордской карте мира (Hereford Mappa Mundi, ок. 1290). Ее создатель — Ричард Хальдингамский и Лаффордский (Richard of Haldingham and Lafford) — изобразил за пределами земного круга 12 ветров, а по периметру написал большими буквами слово MORS («смерть» на латыни), чтобы подчеркнуть, что человеческая жизнь — не более, чем былинка, носимая ветром по бренному миру в ожидании смерти. Особенно на карте Ричарда впечатляет сцена Страшного суда, помещенная сверху справа от Спасителя, восседающего на троне в окружении ангелов и воздевшего в молитвенной позе руки со следами от гвоздей. Рядом ангелы выводят праведников из разверзшихся могил. А справа — демоны увлекают грешников в преисподнюю.


Эдем с истоками райских рек обычно отделялся от обитаемой Ойкумены водами Океана и прочими преградами. На Эбсторфской карте над миниатюрой с изображением рая присутствует комментарий: «Рай и древо жизни, четыре реки, проистекающие из Рая». Под головой Христа между двумя потоками рек приводится более обширная легенда, источником которой служила книга Бытие (2:8):


На востоке расположен Рай, место это преобильное и известно своими наслаждениями, но для людей недоступно. Место это окружено огненной стеной до самого неба. В Раю есть Древо жизни, а кто отведает плодов с того дерева, тот станет бессмертным и тому не страшна старость. Здесь берет свое начало источник, который разделяется на четыре рукава, в Эдеме они текут под землею, но за пределами Парадиза вытекают на поверхность… Фисон (Ганг — И.Ф.) вытекает в Индии с горы Орнобара… и впадает в Восточный Океан; Геон (Нил — И.Ф.) выходит на поверхность у горы Атлас, потом уходит под землю, появляется у Красного моря и впадает в Средиземное близ Александрии, реки Тигр и Евфрат несут свои воды к Персидскому заливу.


Впоследствии было сломано немало копий вокруг вопроса о странном соседстве Тигра и Евфрата с Нилом и Гангом. Но парадокс заключается в том, что с точки зрения современной науки их совместное расположение на средневековых картах не столь уж абсурдно. В наши дни историки полагают, что Фисоном и Геоном назывались притоки Евфрата, пересохшие еще в глубокой древности (о чем в Средние века, конечно, не знали). По мнению ученых, легенда о потерянном рае имеет вполне исторические корни. Вероятно, сам миф иудеи заимствовали от шумеров — народа, создавшего 5000 лет назад в междуречье Тигра и Евфрата первую в истории цивилизацию. Для шумеров же основой мифа послужила экологическая катастрофа, произошедшая в этом регионе около 7000 лет назад, когда воды Персидского залива затопили плодородный район на юге Месопотамии — по некоторым данным, первый земледельческий оазис (по-шумерски эдем — «богатая растительностью равнина»). То есть Эдемский сад покоится на дне Персидского залива в территориальных водах Кувейта.



Эбсторфская карта. Ее создателем считается Гервасий Тильберийский (Gervasius Tilburiensis, Gervase of Tilbury, ок. 1150–1228) — аббат Эбстфорского монастыря близ Люнебурга в северо-западной Германии. Подлинник карты погиб во время Второй мировой войны. В настоящее время существуют четыре копии этого манускрипта, сделанные XIX веке


Сердце мира


С XI столетия в центре мира картографы стали располагать Иерусалим, основываясь на словах пророка Иезекииля (5:5): «Так говорит Господь Бог: это — Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли». В центре Эбсторфской карты изображение города сопровождается легендой:


Иерусалим — священнейшая столица Иудеи … Этот наиславнейший город есть глава всему миру, ибо в Иерусалиме свершилось спасение рода человеческого смертию и воскресением Господа, по словам Псалмопевца: «Царь мой от Века». В великом же сем граде находится Гроб Господень, куда стремится в своем благочестии весь мир.


На Херефордской карте Иерусалим также занимает центральное место, а над городом в виде своеобразной «компасной розы» изображена сцена Распятия. Традиция помещения этого города в центр обитаемого мира была столь живуча, что мы встречаем ее даже на карте Генриха Бюнтинга (Heinrich Bunting, 1545–1606) из Магдебурга, известного своим атласом «Путешествие по Священному Писанию», изготовленном в 1582 году.


Проклятые народы


Неотъемлемой частью средневековой карты мира был также образ Антихриста и его сподвижников — нечистых народов Гог и Магог. В Священном Писании эти народы упоминаются трижды, в частности в Апокалипсисе:

Когда же окончится тысяча лет, — говорится там (20:7), — сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской.


В Коране эти народы названы Яджудж и Маджудж (Сура XXI, 95–96; Сура XVIII). По преданию Александр Зулкарнайн (Двурогий), он же — Александр Македонский (’A????????? ? ???????, 356–323), воздвиг огромную стену из бронзы, смолы и серы, за которой запер варваров Яджудж и Маджудж вплоть до Судного дня, когда они вырвутся на волю. Появление фигуры Александра Македонского, покорившего всю Азию до Индии, автоматически располагало нечистые народы не на «четырех углах» земного круга, а на Востоке.


С появлением в Европе в 1241–1242 годах монгольских орд хана Батыя (1208–1255), пришедших из глубин Азии, только подтвердило этот взгляд и сделало саму тему нечистых народов очень актуальной. Поражение немецких и польских рыцарей под Легницей 9 апреля 1241 года заставило многих уверовать в приближение конца времен. Даже английский ученый Роджер Бэкон (Roger Bacon, ок. 1214–1294), один из самых просвещенных людей своего времени, советовал уделять как можно больше внимания изучению географии, чтобы точно определить время и направление движения нашествия народов Гога и Магога.



Планисфера Андреаса Валшпергера (Andreas Walsperger, 1415–?), 1448 год. В левом нижнем углу от зрителя присутствует фигура людоеда, пожирающего свою жертву с такой страстью, что волосы у антропофага встали дыбом.


Теперь место их пребывания было определено более точно — рядом с Каспием. Так, на Херефордской карте в обширной легенде к востоку от Каспийского моря (где-то в районе современного полуострова Мангышлак и плато Устюрт), близ большого выступа, который отрезан от остального мира внушительной стеной с четырьмя башнями, говорится:

Здесь все столь ужасно, что превышает пределы вероятного: невыносимый холод, постоянный резкий ветер с гор, который местные жители называют «Биза». Здесь живут очень суровые люди, они едят человечину и пьют кровь, проклятые дети Каина. Их заточил Господь, исполнив это через Александра Великого … Во времена антихриста они вырвутся на беду всему миру.


Тем самым, Каспий превращался в одно из самых гиблых мест того времени. Возможно, этот регион ассоциировался еще с Аламутом, крепостью асассинов, — закрытого исмаилитского ордена хладнокровных убийц.


Но с развитием географических знаний и установлением относительной стабильности в Азии в XIV столетии, в эпоху Монгольской империи, регион Каспия уже не вызывал таких опасений, там проходило несколько ответвлений Великого Шелкового Пути, и европейские купцы, особенно итальянцы, хорошо его знали. Разбойничье гнездо Аламут было разгромлено монголами. Страна народов Гог и Магог отодвигалась все дальше на Восток, до самого Тихого океана (!).


Царство еретиков


Но на востоке Ойкумены были не только враги, но и союзники. И здесь уместно поговорить о царстве Пресвитера Иоанна, якобы находившемся в где-то в Азии. В поисках союзников для борьбы с мусульманами, римский папа Александр III (Alexander III, 1105–1181) в 1177 году отправил к этому мифическому правителю послание со своим личным медиком. Однако посланник бесследно исчез. Плано Карпини (Giovanni da Pian del Carpini, ок. 1180–1252) и Марко Поло (Marco Polo, ок. 1254–1324) верили, что царство Пресвитера Иоанна расположено в глубинах Центральной Азии. Позднее его помещали в Эфиопии. Вера в существование этого христианского царства была настолько живуча, что знаменитый картограф Абрахам Ортелий (Abraham Ortelius, 1527–1598) в 1573 году издал карту под названием «Описание Империи Пресвитера Иоанна или Абиссинии».



Псалтырная карта мира середины XIII века. Репродукция автора


На самом деле образ христианского теократического государства был всего лишь преломлением отрывочных сведений о несторианских княжествах центральноазиатских народов — меркитов, найманов и уйгуров. Несторианство было одним из направлений в христианстве, осужденном как ересь на Третьем Вселенском Эфесском соборе 431 года. Его приверженцы считали Иисуса человеком, благодаря своим добродетелям, возвысившимся до божественности, но никак не богочеловеком, за что выступали католики и православные. Некоторые уйгурские или меркитские князьки действительно были христианами, но они не являлись первосвященниками. Более того, христианство здесь не считалось единственной истинной религией. В Европе и не догадывались, что просят помощи у еретиков. Однако контакт двух христианских традиций так и не состоялся. После монгольского завоевания в XIII веке, центральноазиатское христианство пришло в упадок.


Мифы по науке


Многие привыкли смотреть на карты классического Средневековья как на географические недоразумения. Конечно, там не было точного масштаба и градусной сетки, появившихся в позднее Средневековье (XV–XVII века). Но надо сказать, что даже это не освободило географию от погони за призраками. Просто мнимые реальности стали более «научными». Даже на картах Нового времени существует огромное количество островов, которые были открыты, а затем потеряны. Так, в 1762 году испанские моряки с корабля «Аврора» обнаружили три новых острова к юго-западу от Фолклендских островов. Их координаты были точно зафиксированы — 52°37? южной широты и 47°49? западной долготы. Через несколько лет информацию подтвердил капитан с другого испанского корабля — «Сан-Мигель». В 1794 году третий испанский экипаж с корвета «Артевидо» вновь проплывал мимо них. Однако начиная с 1856 года все попытки найти этот небольшой архипелаг оканчивались неудачей. Лишь десятилетие спустя, в 1870-х годах острова-призраки исчезли с морских карт.


Антарктида турецкого адмирала


Но встречаются и противоположные случаи. В первую очередь это касается знаменитой карты турецкого адмирала и картографа Пири Рейса (Piri Reis, Hadji Muhiddin Piri Ibn Hadji Mehmed, 1465–1555). В 1929 году в библиотеке султанского дворца Топкапы в Стамбуле была обнаружена часть манускрипта, представлявшего собой морскую карту Атлантического океана с побережьями Африки, Америки и севера Антарктиды, выполненную рукой адмирала Рейса, что подтвердила графическая экспертиза. Время составления карты — 1513 год. Анализ красок и пергамена дали подтверждающий результат. Находка немедленно привлекла внимание ученых — ведь считается, что Антарктида была открыта только в 1820 году! Но исследователи пришли в ещё большее изумление, когда поняли, что Пири Рейс изобразил береговую кромку антарктической Земли Королевы Мод свободной ото льда, хотя возраст льдов Южного полюса геологи оценивают в 25 млн. лет!


Точность географических подробностей на загадочной карте была подтверждена в 1940–50-е годы после проведения сейсмической разведки этой области Антарктиды.

Вот фрагмент из сообщения командира 8-й эскадрильи технической разведки Стратегического командования ВВС США подполковника Гарольда Ольмейра от 6 июля 1960 года:

Географические подробности, изображаемые в нижней части карты, прекрасно согласуются с данными сейсморазведки, выполненной сквозь толщу ледяной шапки шведско-британской антарктической экспедицией в 1949 году. Это означает, что картографическая съемка береговой линии была выполнена до оледенения. В настоящее время в этом районе толщина ледника достигает одной мили. Мы не представляем, каким образом можно согласовать данные этой карты с предполагаемым уровнем географической науки в 1513 году.

Карта Пири Рейса. Репродукция из архива управления картографии армии Турции

Любопытно, что на своей карте адмирал изобразил не только четкие береговые линии трех материков, но и сказочных животных, в лучших традициях средневековой картографии. На землях Антарктиды он подписал:

В этой стране, кажется, существуют беловолосые монстры, а также шестирогий скот. португальские язычники записали это в своих картах … Эта страна — пустыня. Все в руинах, и говорится, что там найдены большие змеи. Поэтому-то португальские язычники не высаживались на этих берегах, и они, также сказано, очень горячие (!).


Ученые до сих пор не могут выдвинуть никакой правдоподобной версии, совместимой с предположением об аутентичности карты Рейса. Для этого нужно допустить, что, во-первых, возраст антарктических льдов не может измеряться ни в миллионах, ни даже в сотнях тысяч лет, и, во-вторых, что уже до 4000 года до н.э. на земле уже существовала цивилизация, владеющая навыками картографирования на уровне, который Европа достигла только в XVIII веке. 4000 год до н.э. — это время появления первых цивилизаций в Месопотамии и Египте. Иначе представителям погибшей протоцивилизации просто некому было передать свои секреты. Оба этих предположения протворечат имеющимся научным данным.


Любопытно, что карта Пири Рейса — не единственная, на которой Антарктида изображена без ледяной шапки. В Библиотеке Конгресса (The Library of Congress) в Вашингтоне хранится карта Оронтия Финея (Orontius Fineus, 1494–1555), датированная 1531 годом. На ней отображена вся береговая линия Южного материка, которая в целом согласуется с данными геологов. А в 1737 году Филипп Бюаш (Philippe Buache, 1700–1773) издал в Париже карту, на которой изображался полностью весь Южный контитент. Самое интересное, что на карте Бюаша он был представлен в виде двух островов, разделенных большим проливом. Наличие большого водного пространства в центре Антарктиды тоже получило подтверждение.


Смущает еще и то, что все документы, названные авторами этих трех карт в числе источников информации, почему-то бесследно исчезли… Это не может не вселять скепсис, но факта подделки тоже зафиксировать пока не удалось.


продолжение


via


Средневековому человеку было важнее увидеть Творца в Творении, чем знать точные координаты Земного рая Эсхатология для неграмотных Эпохи раннего и классического Средневековья в Европе (VI–XIV века) — это время господства монастырской картографии. Монастырская карта, так называемая mappa mundi («карта мира» на латыни), представляет собой смешение времени и пространства, мифов и реалий известной на тот момент Ойкумены. До наших дней дошло около 1100 монастырских карт, около 600 из них было изготовлено до XIV столетия. В большинстве своем монастырские карты анонимны. Производством их занимались в скрипториях, а технология была тождественна созданию книжной миниатюры. Помещались они либо на стенах соборов и монастырей либо в рукописях, особенно в псалтырях, отчего получили также название «псалтырные карты», выполняя роль литературы для неграмотных («pictura est laicorum litteraturа», то есть «живопись — это литература для мирян» в переводе с латыни), так же, как иконы или фрески. Помимо просветительской функции, карты того времени нередко исполняли роль иллюстративного комментария к сочинениям античных и средневековых авторов, писавших о Земле и о тех, кто её населяет. Причем особый акцент средневековые картографы делали на эсхатологических темах, то есть на всём том, что связано с концом света, ожидающим земной мир. Например, в спальне Адели графини де Блуа (Adela de Blois, Adela of Normandy, 1065–1138), дочери Вильгельма Завоевателя (William I the Conqueror, 1027–1087), была карта, иллюстрировавшая комментарий Беата Лиебанского (Beato de Liebana, ок. 730 – после 798) Апокалипсису. Карта на теле Христа Согласно Священному Писанию Земля представляет собой плоский диск, омываемый Океаном. Над Землей располагается Небо, которое опирается на столбы и состоит из двух частей: верхнего неба («Небесного Царства») и нижнего («небесной тверди»), к которому крепятся светила и звезды. На северной оконечности земного мира помещались высокие горы, за которыми Солнце, вращавшееся вокруг Земли, скрывалось ночью. Основные структурные элементы средневековых землеописаний, авторы которых являлись сторонниками плоскостной формы Земли, формируют карту так называемого Т-О типа с восточной ориентацией (восток сверху), где «Т» вписана в «О». На верхней, восточной части карты, помещалась Азия. От остального мира её отделяли горизонтали рек Танаиса (Дона) и Нила, а также Черное, Азовское, Эгейское и Мраморное моря. Соответственно, Европа на карте находилась с левой стороны и отделялась от Африки, которая была справа, Средиземным морем. «О» — это сам земной круг. Карта Т-О типа, изображенная в качестве книжной миниатюры в труде Исидора Севильского (San Isidoro de Sevilla, 560–636) «Этимологии», изданном в 1472 году. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США Расположение континентов в виде буквы «Т» толковалось как символ бренности и обреченности этого мира, поскольку «Т» представляла собой «антониев крест» (без верхнего окончания), на котором распинали преступников в южных и восточных провинциях Римской империи. Иногда крест ассоциировался с самим Христом, и есть карты, которые помещают мир прямо на его теле. Одна из самых известных карт этого типа — так называемая Эбсторфская карта (Ebstorf Map), созданная в Нижней Саксонии в середине XIII века. На таких картах по сторонам головы Спасителя располагались буквы А — «Альфа» и ? — «Омега» с комментарием из Апокалипсиса: «Аз есмь Первый и Последний» (1:7). Тем самым, средневековая монастырская карта превращалась в эсхатологическую модель Вселенной, своего рода икону, на которой демонстрировались начало и конец мира. Загадочные райские реки На Востоке картографы обычно помещали рай с Адамом и Евой под надписью: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Там же можно увидеть древо познания со змеем-искусителем, наихитрейшим из «всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Обязательным атрибутом Востока были и четыре реки, вытекающие из райских земель. А на более поздних картах сюда добавили еще сцену Страшного суда. Наиболее драматичной композиция из этих четырех элементов получилась на знаменитой Херефордской карте мира (Hereford Mappa Mundi, ок. 1290). Ее создатель — Ричард Хальдингамский и Лаффордский (Richard of Haldingham and Lafford) — изобразил за пределами земного круга 12 ветров, а по периметру написал большими буквами слово MORS («смерть» на латыни), чтобы подчеркнуть, что человеческая жизнь — не более, чем былинка, носимая ветром по бренному миру в ожидании смерти. Особенно на карте Ричарда впечатляет сцена Страшного суда, помещенная сверху справа от Спасителя, восседающего на троне в окружении ангелов и воздевшего в молитвенной позе руки со следами от гвоздей. Рядом ангелы выводят праведников из разверзшихся могил. А справа — демоны увлекают грешников в преисподнюю. Эдем с истоками райских рек обычно отделялся от обитаемой Ойкумены водами Океана и прочими преградами. На Эбсторфской карте над миниатюрой с изображением рая присутствует комментарий: «Рай и древо жизни, четыре реки, проистекающие из Рая». Под головой Христа между двумя потоками рек приводится более обширная легенда, источником которой служила книга Бытие (2:8): На востоке расположен Рай, место это преобильное и известно своими наслаждениями, но для людей недоступно. Место это окружено огненной стеной до самого неба. В Раю есть Древо жизни, а кто отведает плодов с того дерева, тот станет бессмертным и тому не страшна старость. Здесь берет свое начало источник, который разделяется на четыре рукава, в Эдеме они текут под землею, но за пределами Парадиза вытекают на поверхность… Фисон (Ганг — И.Ф.) вытекает в Индии с горы Орнобара… и впадает в Восточный Океан; Геон (Нил — И.Ф.) выходит на поверхность у горы Атлас, потом уходит под землю, появляется у Красного моря и впадает в Средиземное близ Александрии, реки Тигр и Евфрат несут свои воды к Персидскому заливу. Впоследствии было сломано немало копий вокруг вопроса о странном соседстве Тигра и Евфрата с Нилом и Гангом. Но парадокс заключается в том, что с точки зрения современной науки их совместное расположение на средневековых картах не столь уж абсурдно. В наши дни историки полагают, что Фисоном и Геоном назывались притоки Евфрата, пересохшие еще в глубокой древности (о чем в Средние века, конечно, не знали). По мнению ученых, легенда о потерянном рае имеет вполне исторические корни. Вероятно, сам миф иудеи заимствовали от шумеров — народа, создавшего 5000 лет назад в междуречье Тигра и Евфрата первую в истории цивилизацию. Для шумеров же основой мифа послужила экологическая катастрофа, произошедшая в этом регионе около 7000 лет назад, когда воды Персидского залива затопили плодородный район на юге Месопотамии — по некоторым данным, первый земледельческий оазис (по-шумерски эдем — «богатая растительностью равнина»). То есть Эдемский сад покоится на дне Персидского залива в территориальных водах Кувейта. Эбсторфская карта. Ее создателем считается Гервасий Тильберийский (Gervasius Tilburiensis, Gervase of Tilbury, ок. 1150–1228) — аббат Эбстфорского монастыря близ Люнебурга в северо-западной Германии. Подлинник карты погиб во время Второй мировой войны. В настоящее время существуют четыре копии этого манускрипта, сделанные XIX веке Сердце мира С XI столетия в центре мира картографы стали располагать Иерусалим, основываясь на словах пророка Иезекииля (5:5): «Так говорит Господь Бог: это — Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли». В центре Эбсторфской карты изображение города сопровождается легендой: Иерусалим — священнейшая столица Иудеи … Этот наиславнейший город есть глава всему миру, ибо в Иерусалиме свершилось спасение рода человеческого смертию и воскресением Господа, по словам Псалмопевца: «Царь мой от Века». В великом же сем граде находится Гроб Господень, куда стремится в своем благочестии весь мир. На Херефордской карте Иерусалим также занимает центральное место, а над городом в виде своеобразной «компасной розы» изображена сцена Распятия. Традиция помещения этого города в центр обитаемого мира была столь живуча, что мы встречаем ее даже на карте Генриха Бюнтинга (Heinrich Bunting, 1545–1606) из Магдебурга, известного своим атласом «Путешествие по Священному Писанию», изготовленном в 1582 году. Проклятые народы Неотъемлемой частью средневековой карты мира был также образ Антихриста и его сподвижников — нечистых народов Гог и Магог. В Священном Писании эти народы упоминаются трижды, в частности в Апокалипсисе: Когда же окончится тысяча лет, — говорится там (20:7), — сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской. В Коране эти народы названы Яджудж и Маджудж (Сура XXI, 95–96; Сура XVIII). По преданию Александр Зулкарнайн (Двурогий), он же — Александр Македонский (’A????????? ? ???????, 356–323), воздвиг огромную стену из бронзы, смолы и серы, за которой запер варваров Яджудж и Маджудж вплоть до Судного дня, когда они вырвутся на волю. Появление фигуры Александра Македонского, покорившего всю Азию до Индии, автоматически располагало нечистые народы не на «четырех углах» земного круга, а на Востоке. С появлением в Европе в 1241–1242 годах монгольских орд хана Батыя (1208–1255), пришедших из глубин Азии, только подтвердило этот взгляд и сделало саму тему нечистых народов очень актуальной. Поражение немецких и польских рыцарей под Легницей 9 апреля 1241 года заставило многих уверовать в приближение конца времен. Даже английский ученый Роджер Бэкон (Roger Bacon, ок. 1214–1294), один из самых просвещенных людей своего времени, советовал уделять как можно больше внимания изучению географии, чтобы точно определить время и направление движения нашествия народов Гога и Магога. Планисфера Андреаса Валшпергера (Andreas Walsperger, 1415–?), 1448 год. В левом нижнем углу от зрителя присутствует фигура людоеда, пожирающего свою жертву с такой страстью, что



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости