Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом».
Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.
Могущество небожителя считалось поэтому беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие “спасителя”. Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: “Николу … аки Бога почитают православнии” (Зимновий Отенский). Инородцы на территории России также именовали его “Никола — Русский Бог”. И в русских духовных стихах отмечалось, что “Святитель Никола, силен Бог наш”, причем выступал он также как “Морской Бог”, “Бурлацкий Бог”, даже “Общий Бог” (“Богами” назывались иконы — отсюда и отождествления). Наконец существовал клич: “Никола с нами!”, наподобие общеизвестного: “С нами Бог!”
2.
19 декабря Николин день
Николин день — праздник православного календаря, установленный в память святителя Николая Мирликийского/ Николая Угодника, Николая Чудотворца, св. Николы (отмечаемый 9 /22 мая (Никола(Мокрый) Вешний), и 6 /19 декабря (Никола(Сухой) Зимний).
3.
Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Почитание Николая Угодника приближалось к почитанию Богородицы и самого Христа. Многие крестьяне даже считали, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника. Икона Св. Николай входила в состав домашнего иконостаса, наряду с образами Спасителя и Божьей Матери. Зачастую имя Никола использовалось для обозначения иконы вообще: «Нет икон, как Никол», «на тибе полатенца — утрися , на тибе Николу — помолися».
Николай Угодник — мужицкий Бог, выступал в поверьях русского народа как покровитель урожая, плодоношения, домашнего скота. Крестьяне считали, что его «любит Матушка Сыра-Земля» и что благодаря его заботам колосится рожь, цветет гречиха, созревает ячмень: «На поле Микола один Бог». Существовало поверье, что во время жатвы он, как рачительный хозяин, ходит по полям, гордясь плодами земными:
«Как Николушка-то по полю ездит,
Суслончики пересчитывает
Оржаные, пшеничные».
(Успенский Б.А 1982. С. 54).
Николай Угодник считался также хорошим врачевателем, целителем: «На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит св. Николай, держит золот лук, натягивает шелкову тетивку, накладывет каленую стрелу, станет уроки и призоры стрелять» (Успенский Б.А. 1982. С.77). При этом считалось, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день — самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.
Образ Николая Угодника в поверьях русского предстает в самых разнообразных функциях. Так, например, наряду с Ильей Пророком он выступает в роли покровителя земных вод: рек, озер, морей. Считается, что св. Николай заботится о водах и всех плавающих на них со дня Николы Вешнего по Ильин день, а Илья Пророк — в остальное время года. Николай Угодник мог восприниматься также в качестве хозяина леса: «В поле да в лесу один Никола Бог». В старинном заговоре говорится: «Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых» (Успенский Б.А. 1982. С. 98). Преследуя зверя, охотники обычно обращались к святому со словами: «Николай Чудотворец! Создай его моим».
Николай Чудотворец выступал также как начальник рая:
«Николай-то чудотворец,
Чудеса тут он творил:
Седьмое небо отворил,
Ко Христу часто ходил».
(Успенскому Б. А. 1982. С. 26).
В волшебных сказках и легендах о путешествии в загробный мир он встречает умерших у ворот рая, отпирая их большим ключом. В ХУ11 — ХУ111 в. при похоронах в руки умершему вкладывали «письмо к святому Николаю» с просьбами о прощении грехов умершему. Кроме того, считалось, что Николай Угодник водит душу находящегося в летаргическом сне человека по раю и аду.
Соответственно высокому статусу святителя Николая Мирликийского, в народной традиции отмечается два дня его памяти, причем и Никола Вешний, и Никола Зимний осмыслялись как большие праздники.
Вплоть до начала Х1Х в. Николины дни в русских деревнях считались важнейшими праздничными днями после Пасхи. Феофан Прокопович, известный просветитель ХУ111 в., говорил, что русские люди «память святого Николая, выше Господских праздников ставят». В эти дни православная церковь советовала людям отложить все рабочие дела, посвятить время отдыху, размышлениям о благочестивой жизни Угодника и его чудесах.
Однако во множестве русских деревень Николины дни отмечались не столько молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины, а также престольные праздники, справлявшиеся три-четыре дня всей деревней, с приездом гостей, появлением паломников, богомольцев, нищих. Характерной их чертой было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер (см. Хмельные напитки). Принято было считать, что с помощью хмельных напитков человек приближает себя к св. Николаю, и это нравится Угоднику. Иностранцы, посещавшие Россию в ХУ1 — ХУ11 вв., писали, что русские «считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином или водкою» ( Успенский Б.А. 1982. С. 46). В Х1Х в. в деревнях, а также среди ремесленного люда в городах широко использовались такие слова как «николить», т.е. пить, гулять, пьянствовать, «наниколиться» — напиться пьяным, празднуя Николин день.
В Николины дни совершалось множество обрядовых действий, носивших ярко выраженный языческий характер. В северных губерниях Европейской России, например, существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника в зимний день его памяти бычка — «микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалась в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.
4.
Николай Угодник, Никола, Микола — христианский святой первой половины 4 в. В славянской народной традиции Никола (Микола) воспринимает некоторые черты дохристианского мифологического персонажа, иногда злого духа. Таковы лесной дух Nikolaj у кашубов, задающий загадки заблудившимся (отгадавших выводит на дорогу, а не отгадавшие продают душу черту), злой дух Miholaj: ср. восточнославянские представления о Николае Дуплянском, обитающем в лесу, в дупле, о связи Николы с охотой, лешим. На связь с демоническими персонажами указывают также физические недостатки — хромота или слепота (кривизна) Николы. Для позднего пласта восточнославянской демонологии характерен обычай завивания «бородки» Николе. («Миколина бородка», «бородка Микуле»). восходящий к древним представлениям о завивании бороды Волосу — Велесу. С Велесом Николая связывают также функции покровителя скотоводства и земледелия, хозяина земных вод.
Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику:
Никола зимний — 19 декабря, и Никола весенний (летний) — 22 мая.
По свидетельству Нестора-летописца, первый храм на Руси в честь святителя Николая Чудотворца — это церковь в Киеве, поставленная в IX веке на могиле убитого князя Аскольда.
Николая Чудотворца чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.
Сибирский Никола
5.
Посольский монастырь на берегу Байкала, монахи которого ездят по староверским селам и нанимают крещеных бурят рубить крест на церквах староверов («Русский курьер» 1881, «№.№ 11 и 15) 375 , живет, кроме различных доходов, еще доходами от угодника Николы.
На берегу Байкала, противоположном тому, где Посольск, в селе Голоустном находится изображение Николы, точеное из дерева, которое будто бы в данное время дикий бурят нашел в горах, и оно стояло в бурятской кумирне. В 1701 году в Голоустном уже построена была часовня для Николы (в 1866 году явилась и церковь), а потом он перенесен был в Посольский монастырь.
«Для удовлетворения религиозного чувства населения, в том числе бурят и тунгусов, — говорит епархиальная газета, — признано необходимым раз в год переносить изображение Николы из Посольского монастыря на место его явления (т. е. в Голоустное), что составляет для местного старообрядческого населения, без различия веры, годовой праздник».
Таким образом, когда станет Байкал, Никола торжественно переносится в Голоустное, где и зимует среди бурят, а по последнему зимнему пути он возвращается в Посольский монастырь, отсюда же препровождается для молебствия в других местах («Иркутские епархиальные ведомости» 1879, № 32) 376 .
К торжественной встрече Николы собирается множество тунгусов и бурят. Так, в 1880 году «умилительную картину представляло усердие юных христиан, преимущественно, тунгусов, выразившееся в благоговейной, простосердечной молитве их во время богослужения, совершавшегося преосвященным. Даже по окончании службы храм, отверстый для всех, был битком набит тунгусами и бурятами; они молились, как умели, ставили перед Николою свечи и, установившись все в ряд, усердно кланялись и просили его милости в своих незатейливых нуждах. Детская вера их и благоговение служили верным ручательством, что с течением времени вступят в дом господень и остальные овцы, их же подобает нам привести. Остававшийся в это время в Голоустове монах Софроний был приглашаем с Николою в бурятские улусы, что с радостью исполнял по своей священной обязанности (ibid., 1880, № 16).
С весны и до зимы Николу носят по всему Забайкалью и дальше. Поставив его на носилки, нарочно для него устроенные, крестьяне несут его из деревни в деревню, какая бы ни была погода. Сзади едет «на обывательских» тройкой в тарантасе монах, сопровождающий Николу. Останавливаются непременно в каждом селении, встречают со звоном в колокола, и почти в каждом доме служат молебны, собирая обильные даяния. Отец Петр, сопровождавший Николу в 1874 году, говорил, что в лето одна лишь монастырская казна получит от Николы до 100 рублей. Спрашивается, сколько же получит сам отец Петр в течение своего шестимесячного, а иногда и годового хождения, тем больше, что он пьет, ест, усердно угощается и ездит даром?
Никола, насколько мы могли осязать его пальцами и ногтем, резной из дерева, вышиною около аршина, стоит в шкафу за стеклом, которое открывается в то время, когда «прикладываются»; глаза у него из камней, лицо и борода раскрашены; на голове шапочка, одет в ризы и на шее висят какие-то ордена. Две руки, тоже точенные из дерева, протянуты вперед, и в одной он держит вырезанную из дерева церковь с несколькими главами, и другой — меч. Во всяком случае, это никак не икона, а статуя.
Появление такого Николы имеет свою историю. Известно, что при начале христианства на христианских святых народ целиком перенес свои старинные верования, соответствовавшие тем или другим временам года, в которые были установлены новые праздники. Никола сделался центром старинных весенних и осенних земледельческих праздников, чествуется «пивом» называется прямо «пивным богом» (у прибрежных жителей «морским богом»), и древняя песня говорит о том, как «ходит Никола по погребу, ищет Никола неполного (вина), непокрытого, и где неполное — дополнивал».Отсюда — распространение почитания Николы по всему свободному и еще земледельческому тогда северу, где в старину, что ни шаг, то церковь Николы, почему и пословица: «От Кемы до Колы тридцать три Николы». Никола этот — чисто народный, христианского еще нет ничего, и потому-то, несмотря на обширное распространение по всему русскому краю имени и церквей Николы, житие его, мало распространенное в старинных сборниках, нисколько не пользовалось популярностью, и в громадной массе позднейших песен калик перехожих совсем нет песен о Николе.
Когда русский народ, вместе с своей культурой, стоявшей тогда несравненно выше, чем теперь, повлиял с этой стороны на соседних инородцев, тогда и эти дикари, делаясь оседлыми, усваивали себе и тогдашнего земледельческого бога Николу, и до сих пор искренно веруют в него, хотя и остаются некрещеными. Таково, например, высокое почитание Николы у некрещеных остяков.
Доктор Беляевский, в период свой в 30-х годах между Березовом и Обдорском, увидел на станции, в углу одной юрты, валявшееся распятие и спросил, что это такое. «Кола (Никола), русский бог», отвечали ему крещеные остяки. В присутственной камере ячинской степной думы, в переднем углу стоит большой идол Шигмуни, т. е. Шакламуни, отвергавшего когда-то всяких идолов и спустившегося теперь до степени фетиша; поодаль от него — портрет государя, а в другом углу — икона Николы. Сибиряк, входя в эту камеру, не смеет молиться на все эти изображения, — он должен молиться в задний угол.
Есть предание, что при взятии Албазина манджуры нашли там образ Николы и, совершив над ним «испытание», послали его в Пекин, почему китайцы просили прислать им русского священника. Но со времени появления у инородцев народного культурного Николы прошли века, культура русского народа исчахла, извратилась, задохлась, замерла, погибла, и народ, как мы видим, вымирает и вырождается или же, сломя голову, бежит вон из родного ему дома, и теперь сами русские занимают у бурят их древнего фетиша, Николу.
Началось это, несомненно, еще в Московском царстве, когда под именем «Пятницы» была обоготворена «простоволосая девка». По поводу реформ Петра в одном тогдашнем сочинении было замечено про Николу: «что касается до изображения святых, то его величество указал, чтоб изображения св. Николая никогда не стояли в комнатах, отменил также и обычай передавать через мертвых письма к св. Николаю». Изображение Николы, подобное вышеописанному бурятскому, будто бы имеется и в Москве, в Кремле, в церкви, именуемой Никола Можайский.
Подобное же изображение Николы находилось прежде в церкви Вознесения в Березове, построенной в 1605 году. Афанасий, епископ тобольский и сибирский, видно, был знаком с христианством получше теперешних посольских монахов, и он ни под каким видом не позволял ставить, как прежде водилось, разных изображений Николы, и, по его настоянию, такие изображения в 1835 — 1836 годах были вынесены из церквей и хранились в ризницах или в других укромных местах.
К нам в Россию образ Николы Чудотворца пришел вместе с Крещением и народ полюбил его за то, что он помогал всем просящим, — больные исцелялись, путешествовавшие, попавшие в бурю или шторм, спасались по молитвам Николе Чудотворцу. В то время, когда Россия приняла Крещение, память о Николае Чудотворце по всему миру уже иссякла, и люди забыли о нем, но у нас слава святого снова возродилась и ему Россия посвятила много храмов. Ермак был завоевателем Сибири, и на его знаменах был изображен Николай Чудотворец, резной образ Николы Можайского был его покровителем. Этот образ появился с подмосковного города Можайска: Никола в архиепископском одеянии с мечом в правой руке и Церковью в левой, — таков первообраз этой иконы. С этим образом наши войска не раз одерживали победу. Когда Русь тяготилась игом татарским, перед образом был отслужен молебен, и Никола явился с мечом перед врагами и напугал их, и они отошли от города Можайска. Когда Ермак покорял Сибирь, эти знамения повторялись и здесь. Также по молитвам явился старец дивный и разогнал войска неприятельские.
Так до нас дошел этот образ Николы Можайского, немного измененный и дополненный местными художниками. И здесь у нас в Большом Голоустном также чудесным образом явилась эта чудотворная икона, которой мы сегодня пришли поклониться. Слава и Хвала Святителю Николаю, заступнику нашему перед Господом и молитвеннику за нас недостойных.»
6.
Крестный ход в село Б. Голоустное
Никола Можайский
7.
Никола Можайский
Можайск — «Дом святого Николы» — был главной крепостью западной оборонительной линии.
Как уже было отмечено, можайский образ св. Николая отличался от всех других типов образов тем, что вместо благословения правой рукой и Евангелия в левой руке неведомый художник вложил в раскрытые руки Святого меч и град с храмом. Мало того, что образ был необычным сам по себе, он был вырезан из дерева, а не написан красками. Наконец он оказался чудотворным!
Слава о св. Николе Можайском постепенно вышла за пределы Можайска и пошла по Русской земле во все ее пределы. Разносили ее поначалу конечно воины. Во времена столкновений с Литвой, затем Польшей Можайск часто служил местом сбора русских войск, причем войска нередко пребывали здесь подолгу. Все воины конечно же ходили помолиться не раз и не два св. Николе о своем спасении. Оставшиеся в живых разъезжались по домам и прославляли Святого с мечем и градом в руках в разных концах Руси, свидетельствуя о чудотворности его образа. От столетия к столетию стало нарастать паломничество уже разных «по званию» людей к образу. В итоге, «можайская волна» прославления Святого оказалась не меньшей, чем «киевская» или «московская». И этому существует множество свидетельств.
8.
Никола Можайский
В образе св. Николы Можайского интересно все, вплоть до мелочей, нюансов.
Святыня в настоящее время находится в Третьяковской галерее и выставляется там для показа просто как деревянная статуя — памятник резного средневекового христианского искусства. В отличие от прошлых столетий, когда она вся была «усыпана» драгоценностями, статуя доступна сейчас для осмотра каждому человеку, посещающему галерею.
Экспонат представляет собой фигуру Святителя, вырезанную из дуба в полный человеческий рост. В основе — толстая, плоская доска, а фигура в святительском облачении, изваянная лишь спереди и по контуру, имеет четкий пластический рисунок и силуэт. Лицо, руки с мечем и градом, а также ноги снизу добавлены и прикреплены отдельно, потому что не могли быть вырезаны сразу из той же доски-основы.
На фигуре хитон — нижняя святительская одежда, сверху фелонь — накидка с вырезом для головы, но без вырезов для рук. Окружив шею с плеч спускается своими краями омофор — лента (была белой) с черными крестами. Прямой меч в правой руке почти вертикален, пальцы левой руки, согнутые как на скрипке, поддерживают на ладони деревянный макет града-крепости, наклоненный к зрителю. Стены града образуют восмерик, на них — зубчики, спереди по трем пряслам крупная черная надпись «град Можае» («ск» стерлось, исчезло, но существовало, судя по упоминанию конца XVI века). Из града вынута и утеряна еще в древности одноглавая церковка, которая была вставлена сверху в него как в карман и закреплена фиксационным штырем (сзади града — отверстие).
Так как у фигуры позади плоскость и нет достаточной глубины, она хорошо смотрится лишь фронтально, спереди, как бывало прежде: на фоне стены, в обрамлении киота, то есть в былом архитектурном окружении. Только так, в качестве плоскостной иконы, она воспринималась всегда зрительно русскими людьми. К ней лучше всего подходили тогда характеристики: «икона на рези», «икона на рези в храмце», «резной образ», указывающие на особенный ее вид, а главное на содержательный, духовный смысл (!).
Святой Никола Можайский имеет продолговатое лицо, которое существенно отличается этим от канонического, известному всему миру «округлого лика» Святителя Мирликийского.
Действительно, у св. Николы Можайского слегка выпученные глаза с резко очерченными веками, выпуклые скулы-щеки, тонкий почти орлиный нос, и борода не округлая, а тоже продолговатая, удлиняющая и без того продолговатое лицо. С первого взгляда кажется, что художник-резчик передал не греческое, даже не европейское лицо, а какое-то персидское, тибетское… Привлекает внимание удивительно-странная мимика, зависящая от освещения: то видна снисходительная улыбка, то серьезное, даже надменное выражение. Словами это не передать — лик нужно видеть, при разном освещении.
9.
И вот памятный 1812 год. У села Бородино перед городом св. Николы — грандиозное сражение русских с армиями Наполеона. Французы, да и весь мир помнят об этой кровопролитной битве. Здесь опять было какое-то провидение, ибо даже перед Москвой русские уже не дали такого сражения, оставив древнюю столицу на пожар и разграбление. Святой Покровитель народа как бы заставил русских дать бой под стенами своего города, хотя они уже забыли о том, что город этот еще в 1612 году считался Священным.
В 1933 году был «экспроприирован» св. Никола Можайский. Собственно нужен был не он сам, а его баснословное по богатству одеяние. Святыню поначалу на месте «освободили» от ее вековых драгоценностей, затем отправили в Москву в реставрационную мастерскую И. Грабаря (!). Вполне научным методом здесь из деревянной статуи под видом реставрации изначального образа выковыряли золото и серебро, а саму статую передали затем в Третьяковскую галерею. Там ее «приложили» к таким же «освобожденным от драгоценностей» другим святыням русского народа, собранным из других святых мест.
Никола Амченский
…В 1415 году жители Мценска, как повествует легенда, стали свидетелями небывалого зрелища: по реке Зуше, прямо против течения, плыл… большой камень с образом Св. Николая Чудотворца. На камне же чья-то неизвестная рука высекла изображение Креста. «И обретоша образ Святителя Николая, яко воин, в руце имущ ковчег, в нем же залог тела и крови Господне».
У подножия горы Самород, на том месте, где камень с иконой пристал к берегу, забил родник, который позднее почитался местными жителями. В 19-м столетии он был благоустроен. А на вершине горы Самород, над местом обретения чудотворного образа, в 1415 году была срублена деревянная Никольская церковь, и в ней установлен «Никола Амченскии». Все «окрест страны живущие» приходили в Мценск поклониться Николе и «всякия болезни свобождахуся».
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя
Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
В 1582 году Указом царя Иоанна Васильевича Грозного было определено старшинство Сибирского казачьего войска, которое выросло из дружины Ермака и изначально считается «Государевой служилой ратью». День основания Сибирского войска празднуется именно в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
«В день Чудотворца Николая (19 декабря), молебен служили по всем станичным избам с особенным обрядом. На стол ставили большую чашу вина, и вокруг четыре подсвечника со свечами. Когда Священник с причетом начинали величание Угодника, четыре старика брали чашу, и припевая величание, качали оную над свечами. По окончании молебна подносили чашу попу, потом пили из нее старики и другие поочередно. Пирование на Николин день продолжалось по целой неделе.
10.
С древних времен сибирское казачество особенно почитает Святителя Николая.
Кто на Руси самый известный святой? Все — верующие и не очень — окажутся правы, назвав имя Николая Чудотворца. Издревле имя святого Николы, седобородого старца с грубым мужицким лицом, глубоко любимо и почитаемо в русском народе. Почему этому святому, кстати, греку по происхождению, посвящено больше всего церквей и часовен по всей России? Известно также, что святой Николай Чудотворец почитаем как православной, так и католической церквями. Даже мусульмане и язычники обращаются к нему за помощью. Николая Чудотворца по праву называют самым простым и скорым на исполнение просьбы святым. Обратившийся к святому Николаю за помощью очень быстро ее получает. Почему?
Уже 17 веков его имя — самое любимое в народе. После Иисуса Христа и Божьей Матери все свои надежды люди возлагают на святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (сегодня — это территория Турции). В этом — удивительная загадка, которую еще предстоит решить.
Святой Николай Угодник всегда скор на помощь и помогает всем, кто позовет его в трудную минуту. Известен случай, когда тонущий в море китаец, вспомнив увиденную где-то на вокзале в России икону Николая Чудотворца, стал кричать: «Николай, который на вокзале, помоги мне!» Святой явился и вытащил его из морской пучины.
У мощей святителя Николая, которые находятся в живописном итальянском городе Бари, происходит много исцелений. А в Москве есть знаменитая чудотворная икона святителя Николая, написанная у мощей святого. Она находится в храме Христа Спасителя в Москве.
Как Никола Можайский помог Ермаку Сибирь завоевать
Перед самым выступлением в дружине Ермака уже было до полутора тысячи сабель.
Сопровождали казаков трое священников — «петь молебны перед битвами, служить панихиды по убитым после боя, причащать и исповедывать тяжко раненных и совершать Божии службы». Каждая сотня казаков получила от Строгановых на дорогу, как бы в благословение, по иконе, и образа эти сделались драгоценнейшей святыней казаков. С образами этими они всегда вступали в бой, берегли и защищали их, как знамена полковые. Предание гласит, что среди святынь первых завоевателей — иконы Спаса Нерукотворного образа, Господа Вседержителя Царя Славы на троне, Богоматери с Предвечным Младенцем, Честного Животворящего Креста, знамения победы, архистратига Михаила и образ святителя Николы Угодника Можайского, с мечом в одной руке и Божиим храмом в другой.
Известно, что сам Ермак весьма почитал святителя Николая. В верховьях реки Сылвы, что около Чусовой, в местах первых ратных подвигов атамана, до сих пор сохранилось Ермаково городище, место, укреплённое рвом и высокими валами. Здесь, по преданию, Ермак зимовал. Он приказал возвести часовню для образа святителя Николая, и всегда в ней молился.
В ночь на 23 октября 1581 года (по старому стилю) перед взятием столицы татарского ханства Ермаку и пятерым казакам явился во сне сам святитель Николай, пообещал им поддержку и помощь в будущей битве. И они в этом сражении с Божией помощью победили!
О втором явлении Николая чудотворца атаману имеется упоминание в книге «Сибирская святыня»: «… того же 7092 (1584) года, маия в 9 день, моляся Ермак и казаки Богу и святителя Николу чудотворца на помощь призва, изыдоша из града тайно и дошедше ко станам карачиным, и нападоша на них нощию… Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый Николае Можайский, повелевая в чистоте жити и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь. Вы же, аще не послушаете мене, престану помогати вам, и скоро скончаетеся за грехи свои, не внемлю ще в добродетели, в злобы впадаете. И сие видение Ермак всем возвестив».
Это явление святителя Ермаку стало пророческим. Видимо, не сумел воевода сдержать буйного нрава своих казаков. В том же 1584 году Кучум коварно заманил Ермака с малой дружиной в засаду, и здесь в смертельной схватке с врагами наш герой погиб — утонул в Иртыше в тяжёлых боевых доспехах. Но Русь вечно будет хранить благодарную память об этом своём великом сыне, а мы, нынешние жители Сибири, наследники его великого завоевания, тщательно бережём все предания и памятники времён ратных подвигов отважного Ермака и его дружины. В числе сохранившихся икон того времени есть одна и святителя Николая, в храме города Берёзово. Она в ризе из серебряного вызлащенного листа, вычерченного сверху и чеканного снизу, старинной прекрасной работы, вероятно, мастеров славной иконописной школы строгановской.
Никола «Московский»
11.
На Спасской и Никольской башнях Московского Кремля обнаружены надвратные иконы, которые были замурованы в годы советской власти и долгое время считались утраченными.
Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя; над воротами Никольской башни располагалась икона Святителя Николая Чудотворца.
12.
Никольская башня — мощный четверик с проездными воротами, отводной стрельницей и подъемным мостом. В ворота были вделаны защитные решетки — герсы. Через Никольскую башню въезжали обычно те люди, которые направлялись к боярским и монастырским подворьям Кремля. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и, возможно, с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице. По существовавшей традиции, у этой башни перед иконой Николы — святого угодника Божьего, самого почитаемого на Руси — горожане решали свои спорные вопросы. В 1612 году в ходе борьбы с польско-шляхетскими интервентами народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым с боем прорвалось в Кремль именно через эти ворота.
Святой угодник Божий изображен был по подобию Можайского своего образа — с мечом в одной руке и с храмом в другой.
И в нашествие французов на Русскую землю в 1812 г. он явно показал себя несокрушимым стражем священного для русских места.Когда после сорокадневного пребывания в Москве Наполеон оставлял Кремль, вместе с другими святынями он решил взорвать также и Никольские врата. Взрыв был очень сильным: камни, железо, бревна от стен летели на громадное пространство; пошатнулись стены не только в Китае, но и в Белом городе, а треск и гул были слышны далеко в окрестностях Москвы, как будто произошло землетрясение. Что же должно после этого могло остаться от Никольской башни и ее ворот? Но случилось нечто неожиданное, явное знамение силы и славы Николая Чудотворца, как говорили очевидцы. Архиепископ Московский Августин в своем слове на торжество освящения возобновленного Успенского собора в 1813 г., перечисляя различные чудеса милосердия Божия, явленные во времена вражеского нашествия, так представлял происшедшее: «Пали твердые ограды и высокие бойницы, но стекло, покрывающее лик Угодника Божия, среди ужасного их разрушения, осталось невредимым. Никольская башня сверху до половины разрушена; стена с северной стороны оторвана, но образ над воротами святителя Чудотворца Николая и стекло, покрывавшее лик Угодника сего, нимало не потерпели повреждения. Самый фонарь перед образом, на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину арсенала и башни Никольской, не был оторван».
Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ Святителя Николы Можайского на Никольской башне был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили образ. 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен Святителю Николаю пред его образом над вратами.
Никола Угодник –дед Мороз
А еще Никола Угодник – прообраз нашего, русского Деда Мороза и западного Санта-Клауса. Во многих европейских странах существует поверье, что в ночь на Рождество святитель Николай разъезжает на белом коне (кое-где уверены, что он ездит на оленях) и раздает подарки хорошим детям. Все ребятишки в рождественский вечер полны нетерпеливого ожидания: что-то им подарит «добрый дедушка святитель Николай»?
Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6/19 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6/19 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас , то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
источник