Состоятельная скифская знать начала проявлять большой интерес к греческим предметам роскоши. В обмен на рабов, зерно, шкуры животных, соленую и вяленую рыбу скифы получали вино, оливковое масло, художественную посуду, изделия из цветных металлов — электра, золота, серебра, бронзы .
По заказам скифов греческие торевты (мастера по обработке металлов)изготовляли украшения, золотые и серебряные вазы, богато орнаментировали оружие и боевые доспехи. Некоторые иастерские в греческих городах специально работали для удовлетворения запросов скифской знати. Многие изделия выполнялись в традициях так называемого скифского звериного стиля, но вместе с тем художники вписывали свои греческие мотивы, использовали традиционные для них приемы изображения людей и зверей, широко применяли геометрический и растительный орнамент, пальметки. Разнообразные орнаменты, переплетаясь с изображениями, создавали причудливые композиции.
Разными путями и под воздействием разных причин развивалось скифское искусство. Велика художественная ценность произведений, выполненных скифскими мастерами. Они хорошо владели техникой литья, ковки, чеканки, тиснения, гравировки и создали свой оригинальный стиль в искусстве, отличительной чертой которого были изображения на вещах животных в динамике — схватке, прыжке, беге. В произведениях звериного стиля с художественным вкусом изображены олени, лоси, вепри, часто встречаются сцены их борьбы с пантерами, львами, леопардами, рысями. Для этого стиля характерны обобщенность образа, сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Особое место занимал мифологический грифон — фантастическое чудовище с телом льва, крыльями и головой орла.
Ярким образцом скифского искусства является ажурная пластина — украшение конского убора изображающая всадника, стреляющего из лука в оленя.
Историческая справка.
Период с VII по III век до н.э., когда речь идет о жизни народов Восточной Европы, историки обычно называют «скифской эпохой». Но кто такие скифы? Четкого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Одни ученые считают, что это племена, пришедшие с Урала и Сибири, другие полагают, что скифы — потомки людей, пришедших с территорий Поволжья. Установлено, что ареал их обитания обширен: от берегов Балтики до северных границ Китая и от Прикамья до египетских пустынь. Однако главным средоточием их жизни было все же Северное Причерноморье. К началу VII века до н.э. скифам удалось вытеснить киммерийцев с территории Украины, а позже их боевые колесницы и конная армия смогли покорить Мидию, Сирию, Палестину и господствовать во всей Передней Азии. Их следы можно найти на Северном Кавказе и в ряде других мест. Историки выделяют скифов — кочевников, земледельцев, пахарей, а также господствующих племен. Этот народ поддерживал тесные торговые отношения как друг с другом, так и с сопредельными государствами. Они продавали и обменивали скот, хлеб, меха, рабов. Между собой скифы нередко заключали союзы, особенно при ведении войн. Обожествляемая власть скифских царей была наследуемой.
Ученые о скифах.
Скифия перестала существовать лишь после того, как в конце III века их земли завоевали германские племена. Частично скифы были уничтожены, а частью слились с завоевателями. Важной особенностью скифов считается их приверженность к драгоценным камням и благородным металлам, особенно к золоту. Известный украинский археолог Григорий Боровка писал по этому поводу: «Первое, что поражает нас, так это богатство скифской культуры золотом. Нигде больше ни до, ни после скифов золото не было так повсеместно распространено в этом регионе. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не может соперничать со Скифией по обилию золота». Эту же мысль высказывает и «отец истории» Геродот, писавший в одной из своих книг: «Серебро и медь ими вообще не употреблялись — только золото». Великий мыслитель был не прав. Как показали раскопки царских захоронений скифов, серебро и медь они имели, но преобладало все-таки золото.
Обряд погребения.
Тот же Геродот, живший в V веке до нашей эры, подробно и красочно описывает обряд погребения скифского царя. «Когда у них умирает царь, — пишет он, -то в местности Геррос (близ днепровских порогов) роют большую четырехугольную могилу. Покойника бальзамируют, извлекают внутренности, заполняя пустоты ароматическими травами и обмазывая труп воском. Затем на траурной колеснице покойника возят по всем подвластным племенам. В знак траура скифы отрезали себе часть уха, расцарапывали рот и нос, протыкали стрелами левую руку». Скифы верили в загробный мир, поэтому вместе с царем обязательно хоронили одну из его жен, повара, прислугу, виночерпия, а также слугу, первым узнавшего о смерти своего повелителя. Кроме того, в могилу помещались трупы убитых лошадей, отборный скот, иногда колесницы. Могилу засыпали, а над ней возводили курган высотой до 20 метров. Через год вокруг кургана устанавливали до 50 чучел царских коней и прикрепляли к ним убитых слуг. Конечно, похороны рядового скифа были куда скромнее, но и в этом случае обязательными являлись поминки. Любопытно, что до погребения устанавливался срок в 40 дней.
Художественные ценности.
То, что обнаружено археологами во второй половине XX века при раскопках курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха, Гайманова могила, может быть причислено к самым замечательным находкам в истории человечества. После того как удалось раскопать курган Толстая могила в Запорожье, археолог Б.Н. Мазапевский писал: «Начав разборку, мы поняли, что перед нами тайник со скифскими сокровищами, который остался незамеченным грабителями. В коротком коридоре, соединяющем погребальную камеру с входной ямой, во время похорон скифского царя кто-то положил, а может быть, намеренно спрятал две наиболее ценные вещи — тяжелое нагрудное украшение из серебра (пектораль) со сценами из жизни скифов и фигурами животных, а также железный меч в великолепных ножнах, украшенных фигурами фантастических зверей.
В двух ямах лежали останки шести коней в богатой сбруе, отделанной драгоценными камнями. Рядом с ними в отдельных могилах покоились убитые слуги и конюх. Шею конюха украшала золотая гривна». Нужно иметь дар поэта или художника чтобы со всей полнотой передать красоту и экспрессию, которые безвестный ювелир придал тому или иному персонажу — будь то царь, скотовод или какое-либо животное. Не случайно изображения некоторых скифских предметов помещены в учебники истории многих стран мира.
В том же кургане Толстая могила оказалась абсолютно нетронутой гробница скифской царицы и ее малолетнего сына. Высокая коническая шапочка из истлевшей кожи прикрывала голову царицы, как и две с половиной тысячи лет назад. Она сплошь обшита фигурными бляшками и пластинами. Царица одета в платье с расширенными на концах рукавами. И эта верхняя одежда украшена дорогими украшениями. Изящные кожаные башмачки завершали наряд женщины. Здесь же обнаружено множество дорогих украшений: массивные серьги с изображением богини, сидящей на троне и молящейся, гривна с фигурками 7 львов, преследующих лошадь, 3 браслета и 11 перстней и бус из полудрагоценных камней. Туалетные принадлежности включали бронзовое зеркало и три дорогих сосуда, включая и редчайшую черно-лаковую вазу. Сын царицы — двух- трехлетний мальчик — был одет в костюм, весь осыпанный золотыми украшениями. В головах лежали священные сосуды из серебра, а также кувшин с изображениями сцен из жизни скифов.
В.Кравец