Древняя Эллада и не только (часть 1) - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 04-дек-2018, 18:31

Древняя Эллада и не только (часть 1) - «Загадки Истории»



Древняя Эллада и не только (часть 1) - «Загадки Истории»

«Седая древность»… Сколько разных эпох мы невольно смешиваем под этой маской! Гомер, Эхнатон, Хаммурапи, Хеопс — все они там умещаются, хотя люди эти отделены друг от друга многовековыми пропастями и менее схожи между собой, чем Александр Невский и Петр Первый. Но все же Гомер ближе нам, чем все прочие: что-то в нем сродни людям нового и даже новейшего времени. Чувствуется, что поэт стоял на пороге нового мира — европейской античности. И пел он о гневе Ахилла и странствиях Одиссея, обращаясь к их потомкам, людям того же склада — отважным землепроходцам и мореплавателям, храбрым и гордым воинам, лукавым и честолюбивым хитрецам, в меру суеверным и самоуверенным, страстным и любознательным, диковатым и предприимчивым… Какой мир породил этих людей? Почему они сгрудились в маленькой Элладе? Или это только нам так кажется, в действительности же наступление античности было явлением мирового масштаба? А если так — какой вселенский взрыв был тому причиной, и какие следствия он вызвал в разных концах Земли?



Чтобы понять это, давайте перенесемся мыслью в гомеровскую эпоху, в середину VIII века до новой эры, когда уже были основаны Рим и Ереван, но еще не разрушены Вавилон и Ниневия. Отметим сразу главное: этот мир недавно пережил встряску «железной революции» и стимулированного ею великого переселения народов. Широкая распространенность железных руд, сравнительно с медными, открыла десяткам новых народов путь к освоению передовой технологии и культуры, прежде расцветавших в немногих изолированных районах Ближнего и Дальнего Востока. Новички вторглись в зоны древних цивилизаций, и на рубеже II—I тысячелетий произошли события, сходные с теми, что через тысячелетие с лишним оказались связаны с гибелью Римской империи. К сожалению, эпоха, о которой мы говорим сейчас, не знала еще историю как науку, осмыслить и описать происходящее было некому. Нам виден только актерский состав в начале драмы, во времена Рамзеса II, и в конце ее — в эпоху Гомера. Мы различаем тех, кто не смог уцелеть в горниле этнического хаоса, и тех, кто пережил его, в корне изменившись при этом; мы видим вчерашних «варваров», впервые создающих свои государства и творящих свой эпос, а рядом с ними продолжают действовать старые и даже древние этносы, обремененные многовековым грузом социальных традиций… Таков новый мир. Изучим его динамику подробнее и начнем с Ближнего Востока — прежде застрельщика технической и социальной эволюции, который в античную эпоху почему-то утрачивает свое лидерство.


 





Первую скрипку здесь играет Ассирия: только она сумела устоять в эпоху переселения народов, когда волна варварских набегов смела в Малой Азии великое царство хеттов и мощного восточного соседа этого царства — державу Митанни, когда Египет на века попал под власть ливийцев и нубийцев, а Вавилон переходил из рук в руки сменявших друг друга иноплеменных владык. Как же уцелела Ассирия?


Вспомним, что ассирийский этнос заявил о себе давно, в конце III тысячелетия, когда погибало последнее шумерское — царство. И уже тогда ассирийцы определенно не были «варварами», то есть государство у них уже было, хотя еще невысокого уровня организации. Эти семитоязычные горцы испокон веку населяли верховья Тигра и Евфрата — южную окраину великого закавказского узла горных хребтов, страну с очень сложным рельефом, богатую лесами и горными реками, строительным камнем и рудами металлов, но бедную пахотной землей. Здесь сложился народ охотников и скотоводов, упорных тружеников и храбрых воинов. Гораздо позже, чем в южной равнинной Месопотамии, оформились здесь институты царской власти и храмовой бюрократии, зато роль народного собрания была очень велика, и эта военная демократия традиционно пересиливала жреческую аристократию здешних городов. Ассирийцы рано переняли у своих южных соседей клинопись, многочисленные ремесла и культуру торговли. И когда Месопотамия погрязала в усобицах или подвергалась набегам варваров, Ассирия выходила из своей обычной роли младшего партнера, стремясь установить контроль над древней землей Шумера и Аккада. Но каждый раз кто-то опережал ассирийцев… Только в IX веке Ассирийская держава вышла на мировую арену — навстречу своему торжеству, истощению и гибели.


В нескончаемых войнах боевое мастерство ассирийцев достигло небывалых высот. Меч из закаленной стали вытеснил старый бронзовый топор, налажено массовое производство металлических лат; наконец, ассирийцы первыми создали конницу как особый род войска. Возникли особые саперные части — строители мостов и дорог, создатели таранов, катапульт и иной военной техники. Все это множится на традиционную дисциплину ассирийцев, их неукротимый боевой дух, закаленный в беспощадных войнах. Но в середине VIII века Ассирия оказалась на распутье.


Даже победоносные войны стоят немалых человеческих жертв, а захваченные рабы не могут заменить погибших бойцов и граждан; значит,    продолжать    завоевания    в прежних формах невозможно. Но нельзя и оборвать их — оставшиеся без работы профессиональные воины свергнут правительство. Дилемму решила гражданская война между консервативной жреческой партией и военным сословием. Воины победили, и в 745 году на престол Ассирии взошел самозванец Тиглатпаласар III — выдающийся полководец и государственный реформатор. Он не только завершит построение непобедимой ассирийской военной машины, но и откроет путь в армию малоимущим гражданам, вооружая и снабжая их за счет государства. Нехватка же рабочих рук в ассирийской экономике будет восполнена политикой «насаху» — массовых насильственных переселений покоренных племен на пустеющие земли Ассирии. С таким тылом ассирийская армия подчинит себе весь Ближний Восток, включая Вавилон и Сирию, Финикию, Элам и Египет. Но великая империя окажется колоссом на глиняных ногах, ибо ее основа — ассирийский этнос — вскоре растворится в море «перемещенных лиц», которые с отвращением подчиняются военно-бюрократической деспотии, искалечившей их судьбы. В итоге переход к политике «насаху» лишь отсрочит неизбежный конец Ассирии: в конце VII века ее армия потерпит ряд поражений от халдеев Вавилона и мидян Ирана, а имперские подданные, сменившие прежних граждан-патриотов, не станут защищать державу-мачеху до последней капли крови. Ассирия погибнет, почти все ее города будут разрушены, а малый остаток ассирийского этноса, сохранившийся в родных горах, войдет в состав новых держав, сменив даже язык. Такова трагедия народа, обреченного инерцией своего социального развития и внешнеполитической обстановкой на самоубийственную борьбу за лидерство в уходящем мире.


Сходная участь ожидает урартов и эламитов, населяющих, соответственно, крайний север и крайний юг ближневосточной ойкумены. Если условно сгруппировать здешние этносы по возрасту их государственности, то ассирийцы выглядят зрелыми, пожилыми мужами, урарты же — рано повзроcлевшие юноши, а эламиты — неуемные старцы.




Родина урартов — страна Биайнили — лежит в горной глубинке вокруг соленых озер Ван и Урмия, к северу от Ассирии и к востоку от страны Митанни, от которой урарты унаследовали свой особый язык вместе с давней культурой коневодства и искусством воинов-колесничих. Историческая судьба урартов могла бы повторить судьбу ранних ассирийцев (со сдвигом на тысячу лет), не окажись они ближайшими соседями Ассирии в позднюю эпоху ее безудержной экспансии. Постоянные набеги ассирийцев вынудили урартов создать военно-государственную машину по ассирийскому образцу. К середине VIII века соперничество между Урарту и Ассирией достигло кульминации. Юное царство Урарту остро нуждается во внешних рынках, а путь на юг, на «мировой рынок» славного Вавилона закрыт ассирийцами. Поэтому цари Урарту стремятся прорубить окно на запад, в Малую Азию и к Средиземному морю. Царь Сардури II почти преуспел в этом: он достиг Сирии и заключил союз с Дамасским царством арамеев — давних недругов Ассирии. Такой успех сделал Урарту самым опасным врагом ассирийских владык, и первый же поход новой армии Тиглатпаласара 111 в 743 году направляется против страны Биайнили. Ассирийцы пройдут ее из конца в конец с огнем и мечом, и краткая эпоха урартского величия оборвется, ибо ослабевшим урартам станет не под силу сдерживать натиск новых северных «варваров» — киммерийцев, которые из кубанских степей все активнее проникают в глубь Закавказья. Под их ударами правители урартов признают себя вассалами Ассирии, а затем окончательно утратят свою независимость, подчинившись мидянам, победителям страшной Ассирии и грозных скифов. Но это случится еще не скоро…




А теперь у нас на очереди Элам — единственное (кроме Египта) государство «первого поколения», сохранившееся еще на Ближнем Востоке. Эламиты — ровесники древних шумеров, создавшие свою письменность и государственность более чем за двадцать веков до гомеровской эпохи на восточном берегу Персидского залива, в горной твердыне Аншан и на прилегающей плодородной равнине. Здешние жители всегда с гордостью сознавали свою культурную обособленность от Двуречья, а сами имели там репутацию злых волшебников. Но политические узы давно уже связали Элам с Месопотамией в одну систему. То царь Аккада вступает как победитель в столицу Элама, то последний шумерский царь кончает свои дни в эламском плену, то правящий в Вавилоне «варвар» присоединяет Элам к своим владениям, то ассирийский и эламский цари сражаются между собой за власть над обессилевшим Вавилоном…


Несомненно, взаимные набеги правителей Элама и Двуречья нанесли этим странам гораздо больший ущерб, чем тот, который они понесли от всех нападавших на них «варваров». И увы! — урок не пошел   впрок:   как  только   в  середине VIII века Эламское царство возрождается после очередной эпохи распада и усобиц, его правители опять вступают в борьбу за передел Месопотамии. Эта борьба затянется на целый век и кончится полным разгромом Элама войсками знаменитого ассирийского царя-грамотея (археологи нашли его библиотеку) Ашшурбанапала; и хотя Ассирия лишь на тридцать лет переживет эту свою последнюю победу, но среди ее победителей не будет уже эламитов. Территория Элама войдет в состав Мидийского царства, а чуть позже станет владением и оплотом нового «варварского» народа — персов. Итак, Ассирия, Элам и Урарту — самые заметные державы Передней Азии — оказались в политическом тупике: агрессивные цари и жрецы-консерваторы способны претворять в жизнь лишь политические доктрины, изобретенные полтора тысячелетия назад, в эпоху становления царской власти, жреческой иерархии и рабовладельческого хозяйства. Одеяния той поры были сшиты «на вырост», их хватило надолго, но теперь они стали смирительной рубашкой для развившегося социума. Это очень заметно по содержанию литературы:   царские   анналы   наполнены бахвальством удачливого вояки-грабителя, а гражданские тексты пропитаны глубоким пессимизмом. Мир полон зла, люди перестали быть братьями, правители жестоки и несправедливы, и ничего тут не поделаешь, ибо даже боги безразличны к людским страданиям… Эти тезисы давно стали расхожей истиной на берегах Евфрата, Тигра, Нила… Воцарилась общая апатия, и только редкие пророки вопиют в пустыне. Кто они, чему учат? Вот самый известный из них — Исайя. Современник Гомера, небогатый столичный житель мелкого Иудейского царства, он не был гением, но обладал здравым смыслом и политическим чутьем просвещенного горожанина, а сверх того был, говоря современным языком, интеллигентом в полном смысле этого слова, то есть не мог жить растительной жизнью заурядного обывателя и не хотел стать хищником-царедворцем: ему «больна была чужая боль», это сделало его оратором и писателем. В иной обстановке Исайя мог бы стать вождем народного восстания или влиятельным реформатором, но в условиях социального застоя ему выпала участь Кассандры и доля юродивого, ибо его сограждане еще не так бедствуют, чтобы слушать пророка с надеждой, и уже не так процветают, чтобы слушать его с любопытством. Призывы любить ближнего, смирять притеснителей, защищать вдов и сирот выслушивают со скептической усмешкой, советы не дразнить грозную Ассирию повисают в воздухе, а предсказания грядущих времен, когда народы перестанут воевать и перекуют мечи на орала, звучат как бредовая выдумка. Социальная ситуация безвыходна, то есть естественный выход из нее никого не устраивает, а найти иной реальный путь никто не умеет. «Царство, разделившееся внутри себя, скоро погибнет…», «Горе городу крови, что весь полон обмана и грабежа!» — таков прогноз пророков, и   он   сбудется   в   сердце   ближневосточного узла древнейших цивилизаций Земли.


А вот на периферии этого узла ситуация иная, и лучший пример тому — восточный берег Средиземного моря. Здесь передвижение варварских народов на рубеже II—I тысячелетий пронеслось как ураган, население почти полностью сменилось, но вскоре древняя цивилизация расцвела в новых руках, изрядно обогатившись при этом. Семитоязычные кочевники арамеи привели сюда впервые прирученного ими одногорбого верблюда, а сами быстро освоили земледелие, мореплавание и кораблестроение, переняли в приморских городах изобретенную там великую новинку — алфавит.


продолжение


via


«Седая древность»… Сколько разных эпох мы невольно смешиваем под этой маской! Гомер, Эхнатон, Хаммурапи, Хеопс — все они там умещаются, хотя люди эти отделены друг от друга многовековыми пропастями и менее схожи между собой, чем Александр Невский и Петр Первый. Но все же Гомер ближе нам, чем все прочие: что-то в нем сродни людям нового и даже новейшего времени. Чувствуется, что поэт стоял на пороге нового мира — европейской античности. И пел он о гневе Ахилла и странствиях Одиссея, обращаясь к их потомкам, людям того же склада — отважным землепроходцам и мореплавателям, храбрым и гордым воинам, лукавым и честолюбивым хитрецам, в меру суеверным и самоуверенным, страстным и любознательным, диковатым и предприимчивым… Какой мир породил этих людей? Почему они сгрудились в маленькой Элладе? Или это только нам так кажется, в действительности же наступление античности было явлением мирового масштаба? А если так — какой вселенский взрыв был тому причиной, и какие следствия он вызвал в разных концах Земли? Чтобы понять это, давайте перенесемся мыслью в гомеровскую эпоху, в середину VIII века до новой эры, когда уже были основаны Рим и Ереван, но еще не разрушены Вавилон и Ниневия. Отметим сразу главное: этот мир недавно пережил встряску «железной революции» и стимулированного ею великого переселения народов. Широкая распространенность железных руд, сравнительно с медными, открыла десяткам новых народов путь к освоению передовой технологии и культуры, прежде расцветавших в немногих изолированных районах Ближнего и Дальнего Востока. Новички вторглись в зоны древних цивилизаций, и на рубеже II—I тысячелетий произошли события, сходные с теми, что через тысячелетие с лишним оказались связаны с гибелью Римской империи. К сожалению, эпоха, о которой мы говорим сейчас, не знала еще историю как науку, осмыслить и описать происходящее было некому. Нам виден только актерский состав в начале драмы, во времена Рамзеса II, и в конце ее — в эпоху Гомера. Мы различаем тех, кто не смог уцелеть в горниле этнического хаоса, и тех, кто пережил его, в корне изменившись при этом; мы видим вчерашних «варваров», впервые создающих свои государства и творящих свой эпос, а рядом с ними продолжают действовать старые и даже древние этносы, обремененные многовековым грузом социальных традиций… Таков новый мир. Изучим его динамику подробнее и начнем с Ближнего Востока — прежде застрельщика технической и социальной эволюции, который в античную эпоху почему-то утрачивает свое лидерство. Первую скрипку здесь играет Ассирия: только она сумела устоять в эпоху переселения народов, когда волна варварских набегов смела в Малой Азии великое царство хеттов и мощного восточного соседа этого царства — державу Митанни, когда Египет на века попал под власть ливийцев и нубийцев, а Вавилон переходил из рук в руки сменявших друг друга иноплеменных владык. Как же уцелела Ассирия? Вспомним, что ассирийский этнос заявил о себе давно, в конце III тысячелетия, когда погибало последнее шумерское — царство. И уже тогда ассирийцы определенно не были «варварами», то есть государство у них уже было, хотя еще невысокого уровня организации. Эти семитоязычные горцы испокон веку населяли верховья Тигра и Евфрата — южную окраину великого закавказского узла горных хребтов, страну с очень сложным рельефом, богатую лесами и горными реками, строительным камнем и рудами металлов, но бедную пахотной землей. Здесь сложился народ охотников и скотоводов, упорных тружеников и храбрых воинов. Гораздо позже, чем в южной равнинной Месопотамии, оформились здесь институты царской власти и храмовой бюрократии, зато роль народного собрания была очень велика, и эта военная демократия традиционно пересиливала жреческую аристократию здешних городов. Ассирийцы рано переняли у своих южных соседей клинопись, многочисленные ремесла и культуру торговли. И когда Месопотамия погрязала в усобицах или подвергалась набегам варваров, Ассирия выходила из своей обычной роли младшего партнера, стремясь установить контроль над древней землей Шумера и Аккада. Но каждый раз кто-то опережал ассирийцев… Только в IX веке Ассирийская держава вышла на мировую арену — навстречу своему торжеству, истощению и гибели. В нескончаемых войнах боевое мастерство ассирийцев достигло небывалых высот. Меч из закаленной стали вытеснил старый бронзовый топор, налажено массовое производство металлических лат; наконец, ассирийцы первыми создали конницу как особый род войска. Возникли особые саперные части — строители мостов и дорог, создатели таранов, катапульт и иной военной техники. Все это множится на традиционную дисциплину ассирийцев, их неукротимый боевой дух, закаленный в беспощадных войнах. Но в середине VIII века Ассирия оказалась на распутье. Даже победоносные войны стоят немалых человеческих жертв, а захваченные рабы не могут заменить погибших бойцов и граждан; значит, продолжать завоевания в прежних формах невозможно. Но нельзя и оборвать их — оставшиеся без работы профессиональные воины свергнут правительство. Дилемму решила гражданская война между консервативной жреческой партией и военным сословием. Воины победили, и в 745 году на престол Ассирии взошел самозванец Тиглатпаласар III — выдающийся полководец и государственный реформатор. Он не только завершит построение непобедимой ассирийской военной машины, но и откроет путь в армию малоимущим гражданам, вооружая и снабжая их за счет государства. Нехватка же рабочих рук в ассирийской экономике будет восполнена политикой «насаху» — массовых насильственных переселений покоренных племен на пустеющие земли Ассирии. С таким тылом ассирийская армия подчинит себе весь Ближний Восток, включая Вавилон и Сирию, Финикию, Элам и Египет. Но великая империя окажется колоссом на глиняных ногах, ибо ее основа — ассирийский этнос — вскоре растворится в море «перемещенных лиц», которые с отвращением подчиняются военно-бюрократической деспотии, искалечившей их судьбы. В итоге переход к политике «насаху» лишь отсрочит неизбежный конец Ассирии: в конце VII века ее армия потерпит ряд поражений от халдеев Вавилона и мидян Ирана, а имперские подданные, сменившие прежних граждан-патриотов, не станут защищать державу-мачеху до последней капли крови. Ассирия погибнет, почти все ее города будут разрушены, а малый остаток ассирийского этноса, сохранившийся в родных горах, войдет в состав новых держав, сменив даже язык. Такова трагедия народа, обреченного инерцией своего социального развития и внешнеполитической обстановкой на самоубийственную борьбу за лидерство в уходящем мире. Сходная участь ожидает урартов и эламитов, населяющих, соответственно, крайний север и крайний юг ближневосточной ойкумены. Если условно сгруппировать здешние этносы по возрасту их государственности, то ассирийцы выглядят зрелыми, пожилыми мужами, урарты же — рано повзроcлевшие юноши, а эламиты — неуемные старцы. Родина урартов — страна Биайнили — лежит в горной глубинке вокруг соленых озер Ван и Урмия, к северу от Ассирии и к востоку от страны Митанни, от которой урарты унаследовали свой особый язык вместе с давней культурой коневодства и искусством воинов-колесничих. Историческая судьба урартов могла бы повторить судьбу ранних ассирийцев (со сдвигом на тысячу лет), не окажись они ближайшими соседями Ассирии в позднюю эпоху ее безудержной экспансии. Постоянные набеги ассирийцев вынудили урартов создать военно-государственную машину по ассирийскому образцу. К середине VIII века соперничество между Урарту и Ассирией достигло кульминации. Юное царство Урарту остро нуждается во внешних рынках, а путь на юг, на «мировой рынок» славного Вавилона закрыт ассирийцами. Поэтому цари Урарту стремятся прорубить окно на запад, в Малую Азию и к Средиземному морю. Царь Сардури II почти преуспел в этом: он достиг Сирии и заключил союз с Дамасским царством арамеев — давних недругов Ассирии. Такой успех сделал Урарту самым опасным врагом ассирийских владык, и первый же поход новой армии Тиглатпаласара 111 в 743 году направляется против страны Биайнили. Ассирийцы пройдут ее из конца в конец с огнем и мечом, и краткая эпоха урартского величия оборвется, ибо ослабевшим урартам станет не под силу сдерживать натиск новых северных «варваров» — киммерийцев, которые из кубанских степей все активнее проникают в глубь Закавказья. Под их ударами правители урартов признают себя вассалами Ассирии, а затем окончательно утратят свою независимость, подчинившись мидянам, победителям страшной Ассирии и грозных скифов. Но это случится еще не скоро… А теперь у нас на очереди Элам — единственное (кроме Египта) государство «первого поколения», сохранившееся еще на Ближнем Востоке. Эламиты — ровесники древних шумеров, создавшие свою письменность и государственность более чем за двадцать веков до гомеровской эпохи на восточном берегу Персидского залива, в горной твердыне Аншан и на прилегающей плодородной равнине. Здешние жители всегда с гордостью сознавали свою культурную обособленность от Двуречья, а сами имели там репутацию злых волшебников. Но политические узы давно уже связали Элам с Месопотамией в одну систему. То царь Аккада вступает как победитель в столицу Элама, то последний шумерский царь кончает свои дни в эламском плену, то правящий в Вавилоне «варвар» присоединяет Элам к своим владениям, то ассирийский и эламский цари сражаются между собой за власть над обессилевшим Вавилоном… Несомненно, взаимные набеги правителей Элама и Двуречья нанесли этим странам гораздо больший ущерб, чем тот, который они понесли от всех нападавших на них «варваров». И увы! — урок не пошел впрок: как только в середине VIII века Эламское царство возрождается после очередной эпохи распада и усобиц, его правители опять вступают в борьбу за передел Месопотамии. Эта борьба затянется на целый век и кончится полным разгромом Элама войсками знаменитого ассирийского царя-грамотея (археологи нашли его библиотеку) Ашшурбанапала; и хотя Ассирия лишь на тридцать лет переживет эту свою последнюю победу, но среди ее победителей не будет уже эламитов. Территория Элама войдет в состав Мидийского



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика