Загадки истории:  «Золотая Чаша» викингов - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 04-дек-2018, 18:26

Загадки истории:  «Золотая Чаша» викингов - «Загадки Истории»


Загадки истории:  «Золотая Чаша» викингов - «Загадки Истории»

Человечество всегда было небезразлично к сказаниям и легендам о древних сокровищах и «зарытых кладах». Искали и ищут их повсеместно, в том числе и у нас, в Карелии.



До сих пор еще популярны легенды о сокровищах Муромского монастыря, якобы вывезенных монахами на нескольких подводах сразу же после Октябрьской революции 1917 года и схороненных где-то в необъятных девственных лесах пудожского края.


И всегда вопросов больше, чем ответов. Где сокровища старообрядцев из великой «Выговской пустыни»? Где древняя библиотека и иконы монастырей Олонецкой губернии, сведения о которых обрываются уже в начале 19 века? А знаменитая реликвия языческого мира «Золотая баба», свято чтимая всем языческим миром русского севера! Легенды свидетельствуют, что схоронили ее от «лихих людей» на берегах карельского Водлозера. А случилось это аж в 16 веке.


Можно продолжать и далее. Однако, уже становится ясным, что и наша карельская земля умеет хранить свои тайны.


 



Сегодня наш рассказ о том, к чему так стремились и русские масоны, и специальные подразделения НКВД и КГБ, и специальные подразделения СС фашисткой Германии, и просто искатели приключений – поиску «Золотой Чаши Викингов». Не нашли. Однако, «упрямая» народная молва неустанно повторяет – «видели», «лежит». И все это у нас под боком – в Беломорском районе.


Из глубины памяти всплывает скрытая, сокровенная «подцель» поездки Н. Рериха в г. Сердоболь (ныне Сортавала). Великий художник и мистик, еще будучи в Петрограде и серьезно занимаясь археологией и древнейшей историей, почерпнул сведения о «Золотой Чаше Викингов» и о возможном ее местонахождении в каких-то секретных масонских источниках (ими пользовался Рерих, планируя экспедицию на Восток, в Гималаи). Он указывал, что эти источники восходят к древнейшим и абсолютно подлинным документам. Последние, уже в средние века, попали, якобы, к тамплиерам, а после уничтожения и запрета ордена стали достоянием других тайных обществ. Где-то хранятся они и поныне.


История возникновения легенды о «Золотой Чаше Викингов» столь таинственна, что, похоже, археологи и этнографы боятся касаться этого вопроса. Чтобы пролить свет на захватывающие приключения, героями которых стали исследователи этой проблемы, нам нужно погрузиться в предания и историю нашего края.


Мы не отвергаем предания седой древности, как бы не хотелось этого любителям все упрощать, потому что легенды гораздо более соотносятся с реальными историческими фактами, чем принято думать. Разумеется, в них существует особый мир символов, который надо научиться понимать, точно так же, как водителю автомобиля, прежде чем садиться за руль, необходимо изучить условные знаки, расставленные на дорогах. Специалисты, занимающиеся исследованием преданий, легенд, мифов и сказок отмечают, что многое фантастическое, волшебное при пристальном рассмотрении оказывается чем-то реальным и только скрыто под загадочной маской. Сколько раз в легендах наши предки сообщали вполне реальные факты, пусть и опосредованно, в виде криптограмм и головоломок.


Эта удивительная, загадочная и странная история уходит в далекое прошлое, во время торжества язычества, когда христианство практически не было известно на нашем Севере. В глубочайшем мраке давности сокрылись те времена, когда отдельные финские выходцы, заняв Двинскую речную систему, расположенную ныне в Архангельской области, распространили здесь множество мелких поселений, составивших впоследствии отдельный народ Чудь заволоцкую. Это было особое племя финского происхождения, отличавшееся от других племен, ему родственных, строгою оседлостью, порядком самоуправления, высоким умственным развитием, прекрасным столичным городом, международной торговлей, а главное, особой святынею своего языческого культа. Само название «заволоцкая Чудь» появилось с легкой руки новгородцев и указывало на северное население, проживавшее за длинными, труднопроходимыми водными порогами и связывалось с необходимостью тянуть лодки волоком или переносить их.


По историческим свидетельствам и преданиям известно, что религия древней Чуди состояла в почитании верховного бога Юмаллы; ему поклонялись и древние корелы. Само имя Юмаллы обозначает бога, живущего на небесах.


Русский историк П. Ефименко писал, что «истукан бога Юмаллы, сделанный весьма искусно из самого лучшего дерева, был украшен золотом и драгоценными камнями, ярко озарявшими все вокруг. На голове Юмаллы блистала золотая корона с двенадцатью редкими камнями. На коленях его стояла золотая огромная чаша, наполненная золотыми изделиями и монетами. Его одежда превосходила ценою груз самого богатого корабля».


Памятная книга Куростровской церкви (Архангельская обл.) за 1887 год добавляет: «Ни денег, ни идола украсть было нельзя, потому что Чудь крепко берегла своего бога; постоянно около него стояли часовые, а дабы они не пропустили каких-либо воров, около самого идола были проведены пружины; кто дотронется до идола хоть одним пальцем, сейчас пружины заиграют, зазвенят разного рода колокольчиками, и тут никуда не уйдешь, часовые сейчас же подбегут».


С какого времени оказался здесь языческий идол, предания не говорят. Однако известно, что произошло это много ранее знакомства Чуди с новгородцами. Это время грозных викингов, направлявших уже в девятом веке свои взгляды на Север отчасти с воинственными, отчасти с торговыми целями.


Вплоть до 12 века в Норвегии снаряжались целые экспедиции, которые по Северному Ледовитому океану и Белому морю пробирались в Чудь заволоцкую для приобретения богатств посредством меновой торговли и хищнических нападений. О характере этих походов можно судить по ряду оставшихся исторических документов.


«Около 920 года, — повествует норвежский летописец, — некий Эрик совершил поход на Чудь, одержал большую победу над туземцами и вернулся в Норвегию с богатой добычей. Сын этого Эрика, Гаральд отправился в поход в 964 году. Он также одержал много побед и вернулся домой с громадной добычей золота, серебра и другого добра».


Особенную известность получил поход в 1025 – 1026 годах одного из придворных короля Олафа — знатного Корка и его брата Гунштейна. Они запаслись товаром и, по приказанию короля, «отправились попытать счастья в Чудь заволоцкую. Они благополучно прошли на судах в устье Северной Двины и получили хороший барыш от своей торговли. Но этого им показалось недостаточно, и вспомнили они о храме Юмаллы.


И вот задумали скандинавы туда пробиться, чтобы завладеть этими священными сокровищами. Часть их осталась стеречь корабли, а другая под вечер направилась к лесу, «обозначая свой путь корою, сдираемой со стволов деревьев. После полуночи они пришли на прогалину, где находился храм, окруженный высоким тыном с крепко запертыми воротами. Он охранялся шестью туземцами, менявшимися в течение ночи».


Викинги ухитрились напасть на храм как раз во время замедлившейся по каким-то причинам смены. Они захватили так много золота, что более невозможно было им унести, но чрезмерная жадность погубила смелых разбойников: «Гунштейн вернулся к Юмаллу и похитил чашу, наполненную золотыми монетами, стоящую у идола на коленях; золото он высыпал за пазуху своей одежды, а чашу взял в руки, собираясь бежать. Увидев это, Корк бросился к Юмалле и, увидев на шее его толстое золотое ожерелье, метнул свою секиру и рассек цепь. Удар этот оказался столь сильным, что отрубленная голова идола полетела в сторону; при этом произошел такой гул, что для всех это показалось чудом».


В лесу поднялась тревога. Чудь сбежались на защиту своего храма и окружили скандинавов, не успевших укрыться в лесу со своей добычей. Им пришлось пробиваться мечом и хитростью к своим судам. Часть из них, во главе со своими предводителями, спаслась и добралась до Белого моря, но была застигнута штормом и вынуждена была скрываться от ветра на берегу. Однако, Чудь продолжала преследование. Гунштейн и Корк, с небольшим отрядом, двинулись вглубь материка, ища спасения, но, предвидя неминуемое, спрятали все сокровища в небольшом озерке. Легенды свидетельствуют, что даже взятые в плен, викинги ни словом не обмолвились о месте затопления сокровищ.


С тех пор их ищут, поскольку стоимость их баснословна. Считается также, что сама чаша обладает магическими свойствами. Бытуют легенды, что местные жители находили разнообразные золотые предметы, разбросанные по берегу Белого моря на значительной территории.


Как бы то ни было, исследования продолжаются в надежде когда-нибудь разгадать эту многовековую загадку.


via


Человечество всегда было небезразлично к сказаниям и легендам о древних сокровищах и «зарытых кладах». Искали и ищут их повсеместно, в том числе и у нас, в Карелии. До сих пор еще популярны легенды о сокровищах Муромского монастыря, якобы вывезенных монахами на нескольких подводах сразу же после Октябрьской революции 1917 года и схороненных где-то в необъятных девственных лесах пудожского края. И всегда вопросов больше, чем ответов. Где сокровища старообрядцев из великой «Выговской пустыни»? Где древняя библиотека и иконы монастырей Олонецкой губернии, сведения о которых обрываются уже в начале 19 века? А знаменитая реликвия языческого мира «Золотая баба», свято чтимая всем языческим миром русского севера! Легенды свидетельствуют, что схоронили ее от «лихих людей» на берегах карельского Водлозера. А случилось это аж в 16 веке. Можно продолжать и далее. Однако, уже становится ясным, что и наша карельская земля умеет хранить свои тайны. Сегодня наш рассказ о том, к чему так стремились и русские масоны, и специальные подразделения НКВД и КГБ, и специальные подразделения СС фашисткой Германии, и просто искатели приключений – поиску «Золотой Чаши Викингов». Не нашли. Однако, «упрямая» народная молва неустанно повторяет – «видели», «лежит». И все это у нас под боком – в Беломорском районе. Из глубины памяти всплывает скрытая, сокровенная «подцель» поездки Н. Рериха в г. Сердоболь (ныне Сортавала). Великий художник и мистик, еще будучи в Петрограде и серьезно занимаясь археологией и древнейшей историей, почерпнул сведения о «Золотой Чаше Викингов» и о возможном ее местонахождении в каких-то секретных масонских источниках (ими пользовался Рерих, планируя экспедицию на Восток, в Гималаи). Он указывал, что эти источники восходят к древнейшим и абсолютно подлинным документам. Последние, уже в средние века, попали, якобы, к тамплиерам, а после уничтожения и запрета ордена стали достоянием других тайных обществ. Где-то хранятся они и поныне. История возникновения легенды о «Золотой Чаше Викингов» столь таинственна, что, похоже, археологи и этнографы боятся касаться этого вопроса. Чтобы пролить свет на захватывающие приключения, героями которых стали исследователи этой проблемы, нам нужно погрузиться в предания и историю нашего края. Мы не отвергаем предания седой древности, как бы не хотелось этого любителям все упрощать, потому что легенды гораздо более соотносятся с реальными историческими фактами, чем принято думать. Разумеется, в них существует особый мир символов, который надо научиться понимать, точно так же, как водителю автомобиля, прежде чем садиться за руль, необходимо изучить условные знаки, расставленные на дорогах. Специалисты, занимающиеся исследованием преданий, легенд, мифов и сказок отмечают, что многое фантастическое, волшебное при пристальном рассмотрении оказывается чем-то реальным и только скрыто под загадочной маской. Сколько раз в легендах наши предки сообщали вполне реальные факты, пусть и опосредованно, в виде криптограмм и головоломок. Эта удивительная, загадочная и странная история уходит в далекое прошлое, во время торжества язычества, когда христианство практически не было известно на нашем Севере. В глубочайшем мраке давности сокрылись те времена, когда отдельные финские выходцы, заняв Двинскую речную систему, расположенную ныне в Архангельской области, распространили здесь множество мелких поселений, составивших впоследствии отдельный народ Чудь заволоцкую. Это было особое племя финского происхождения, отличавшееся от других племен, ему родственных, строгою оседлостью, порядком самоуправления, высоким умственным развитием, прекрасным столичным городом, международной торговлей, а главное, особой святынею своего языческого культа. Само название «заволоцкая Чудь» появилось с легкой руки новгородцев и указывало на северное население, проживавшее за длинными, труднопроходимыми водными порогами и связывалось с необходимостью тянуть лодки волоком или переносить их. По историческим свидетельствам и преданиям известно, что религия древней Чуди состояла в почитании верховного бога Юмаллы; ему поклонялись и древние корелы. Само имя Юмаллы обозначает бога, живущего на небесах. Русский историк П. Ефименко писал, что «истукан бога Юмаллы, сделанный весьма искусно из самого лучшего дерева, был украшен золотом и драгоценными камнями, ярко озарявшими все вокруг. На голове Юмаллы блистала золотая корона с двенадцатью редкими камнями. На коленях его стояла золотая огромная чаша, наполненная золотыми изделиями и монетами. Его одежда превосходила ценою груз самого богатого корабля». Памятная книга Куростровской церкви (Архангельская обл.) за 1887 год добавляет: «Ни денег, ни идола украсть было нельзя, потому что Чудь крепко берегла своего бога; постоянно около него стояли часовые, а дабы они не пропустили каких-либо воров, около самого идола были проведены пружины; кто дотронется до идола хоть одним пальцем, сейчас пружины заиграют, зазвенят разного рода колокольчиками, и тут никуда не уйдешь, часовые сейчас же подбегут». С какого времени оказался здесь языческий идол, предания не говорят. Однако известно, что произошло это много ранее знакомства Чуди с новгородцами. Это время грозных викингов, направлявших уже в девятом веке свои взгляды на Север отчасти с воинственными, отчасти с торговыми целями. Вплоть до 12 века в Норвегии снаряжались целые экспедиции, которые по Северному Ледовитому океану и Белому морю пробирались в Чудь заволоцкую для приобретения богатств посредством меновой торговли и хищнических нападений. О характере этих походов можно судить по ряду оставшихся исторических документов. «Около 920 года, — повествует норвежский летописец, — некий Эрик совершил поход на Чудь, одержал большую победу над туземцами и вернулся в Норвегию с богатой добычей. Сын этого Эрика, Гаральд отправился в поход в 964 году. Он также одержал много побед и вернулся домой с громадной добычей золота, серебра и другого добра». Особенную известность получил поход в 1025 – 1026 годах одного из придворных короля Олафа — знатного Корка и его брата Гунштейна. Они запаслись товаром и, по приказанию короля, «отправились попытать счастья в Чудь заволоцкую. Они благополучно прошли на судах в устье Северной Двины и получили хороший барыш от своей торговли. Но этого им показалось недостаточно, и вспомнили они о храме Юмаллы. И вот задумали скандинавы туда пробиться, чтобы завладеть этими священными сокровищами. Часть их осталась стеречь корабли, а другая под вечер направилась к лесу, «обозначая свой путь корою, сдираемой со стволов деревьев. После полуночи они пришли на прогалину, где находился храм, окруженный высоким тыном с крепко запертыми воротами. Он охранялся шестью туземцами, менявшимися в течение ночи». Викинги ухитрились напасть на храм как раз во время замедлившейся по каким-то причинам смены. Они захватили так много золота, что более невозможно было им унести, но чрезмерная жадность погубила смелых разбойников: «Гунштейн вернулся к Юмаллу и похитил чашу, наполненную золотыми монетами, стоящую у идола на коленях; золото он высыпал за пазуху своей одежды, а чашу взял в руки, собираясь бежать. Увидев это, Корк бросился к Юмалле и, увидев на шее его толстое золотое ожерелье, метнул свою секиру и рассек цепь. Удар этот оказался столь сильным, что отрубленная голова идола полетела в сторону; при этом произошел такой гул, что для всех это показалось чудом». В лесу поднялась тревога. Чудь сбежались на защиту своего храма и окружили скандинавов, не успевших укрыться в лесу со своей добычей. Им пришлось пробиваться мечом и хитростью к своим судам. Часть из них, во главе со своими предводителями, спаслась и добралась до Белого моря, но была застигнута штормом и вынуждена была скрываться от ветра на берегу. Однако, Чудь продолжала преследование. Гунштейн и Корк, с небольшим отрядом, двинулись вглубь материка, ища спасения, но, предвидя неминуемое, спрятали все сокровища в небольшом озерке. Легенды свидетельствуют, что даже взятые в плен, викинги ни словом не обмолвились о месте затопления сокровищ. С тех пор их ищут, поскольку стоимость их баснословна. Считается также, что сама чаша обладает магическими свойствами. Бытуют легенды, что местные жители находили разнообразные золотые предметы, разбросанные по берегу Белого моря на значительной территории. Как бы то ни было, исследования продолжаются в надежде когда-нибудь разгадать эту многовековую загадку. via



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости