Умер Чингисхан 25 августа 1227 г. в возрасте 72 лет на территории тунгутского государства Си-Ся во время начатого им в 1226 г. похода в эту страну. Сейчас это территория Внутренней Монголии (Китай). Даже перед смертью он продолжал давать указания, как разгромить чжурчженей (государство Цзинь). Здесь в Ордосе у речки Чжамха на месте его смерти китайцами воздвигнут мавзолей, роскошный храм и огромная белокаменная статуя. Ныне это место поклонения и туризма, хотя известно, что тело Чингисхана увезли в Каракорум. В своде сутр и «Сокровенном сказании» упоминается гора Бурхан-Холдун, которую император выбрал для своего захоронения и захоронения своих близких. Там же говорится, что сам Чингисхан захоронен в долине р. Кирентани.
Согласно древним письменным источникам гора БурханХолдун находилась недалеко от устья р. Онон. На этой горе Чингисхан в молодости скрывался от своих недругов – меркитов, живших по соседству. В этих же пределах находились его летние и зимние кочевья. Поблизости находилась и его столица – Каракорум.
Марко Поло писал, что всех великих государей, потомков Чингисхана хоронят в большой горе Алтай, и где бы ни умер правитель монголо-татар, его привозили туда даже за 100 дней пути от той горы. Сам Чингисхан захоронен был в горе Бурхан-Холдун.
Священными землями для монголов (скифов) являлся Алтай в его древних границах (от Тянь-Шаня до Байкала с хребтом Тарбагатай и горой Белуха). Однако известно, что последние ханы монгольской империи – Чингизиды – оказались захороненными в пределах земель их правления. Так, например, последний хан Золотой Орды Кырчак Оглан был захоронен в старой части г. Самары, а его реликвии и архивы в районе Сызрани, у городища Костычу; Тамерлан покоится в Самарканде вместе с сокровищами; Кучум – в усыпальнице у оз. Балхаш; Хан Мамай – у оз. Ханское в Краснодарском крае, на землях Северных прикавказских степей, где располагалась военная гвардия Золотой Орды.
Что касается Чингисхана, то его хорошие отношения с культовыми центрами Китая, Тибета, волхвами позволили построить ему скальную усыпальницу, не уступающую египетским фараонам, и провести церемонию его захоронения с созданием необходимой охраны. Здесь не надо было создавать больших пирамид, так как их роль могли выполнять вершины гор многокилометровой высоты, через которые проходят вертикальные энергопотоки космосвязи. Под вершинами этих гор обычно и устраивались усыпальницы. Рашид-ад-Дин писал, что траур по Чингисхану длился два года, а траур по его имени может быть вечным.
В устных преданиях сообщается, что после церемонии прощания с Чингисханом из столицы Каракорум было вывезено 7 гробов, которые в строжайшей тайне зарыты в запретных зонах. Никто не знает, в каком гробу был сам Чингисхан, а где – двойник.
Реальную усыпальницу искали научные и самодеятельные экспедиции Монголии, России, Китая, Японии и других стран. С 1990 г. монголо-японская научная экспедиция вооруженная современными приборами в течение трех лет вела безрезультатные поиски усыпальницы императора. Целью этих поисков, при обнаружении усыпальницы, являлось желание соорудить здесь культовый и туристический комплекс. Но население Монголии протестует против вскрытия усыпальницы, чтоб не вызвать гнев духов предков.
Результаты наших исследований показывают, что гора Бурхан-Холдун, на которой в юности спасался от своих противников Чингисхан, находится в верхнем течении р. Куэнга в развилке между реками Агита и Алеур. Это к северу от современного города Чернышевска.
Предания сообщают, что первая скальная усыпальница Чингисхана с подземными ходами внутри горы Бурхан-Холдун в плане выглядит в виде большого скифского трезубца, на концах которого находятся три помещения со стрельчатыми сводами. В среднем, самом большом помещении, стоит золотой саркофаг, в котором покоится Чингисхан с его любимым большим изумрудом. Он забальзамирован и залит медом. Перед саркофагом стоят три сосуда: один большой и два поменьше. В соседних помещениях находятся его жены. Входы сюда охраняются многочисленными таинственными стражами, в том числе и в виде бронзовых фигур, отливка которых велась в районе монгольского города Алтай. Любопытно, что у оз. Байкала тоже имеется скала «Мыс Бурхан» (Бур – скала, а в целом – скала Хана). Скала имеет вид высокой трехступенчатой пирамиды, верхняя часть которой увенчана скифским трезубцем. Этому каменному сооружению около 2,8 тыс. лет. Оно было построено над усыпальницей древнего правителя. Не исключено, что в тех краях могут обнаружиться и другие подобные Бурханы (скалы ханов).
Исследования и исторические аналогии с перевозом в другие места саркофагов Александра Македонского, Клеопатры наводят на мысль о перевозке из Читинской области саркофага Чингисхана в другую скальную усыпальницу, которая могла произойти после того, как Каракорум перестал быть столицей империи. Новая усыпальница могла быть на Алтае у горы Белуха, у хребта Тарбагатай или между реками Малый Енисей и Тес-Хем (Тува).
Проживание скифских народов в Центральной Азии подтверждается многочисленными их захоронениями – усыпальницами, подобными знаменитым Пазарыкским курганам на территории Сибири и от Алтая до бассейна р. Онон в Читинской обл. и Монголии.
Согласно свидетельствам современников X–XIII вв. монголы (скифы) в отличие от татар были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и светлоглазым. Современный облик обрели их потомки из-за смешения браков с соседними низкорослыми, черноволосыми и темноглазыми народами.
Европеоидная антропологическая раса первого порядка прослеживается археологами в Сибири и Центральной Азии с I тысячелетия до н. э. до середины II тысячелетия н. э.
Современники XIII–XIV вв. неоднократно отмечали, что воины многонациональной монгольской армии и соседних стран свободно общались между собой, так же, как и их полководцы. Их общение проходило посредством славянских языков, различных диалектов, включая этрусский, русский, праукраинский, в том числе и язык, на котором написаны «Слово о полку Игореве», «Книга Велеса»
Кроме того, в те столетия на территории от Ирана до востока Китая во всех духовных и светских учебных заведениях велось обучение на санскрите, который родственен славянским языкам. На санскрите написана была художественная, научная, религиозная, юридическая литература. Славянский язык являлся языком межнационального общения в прошлом, как и в настоящее время. Тюркский язык общения использовался реже.
В разных районах империи устраивались спортивные игры – соревнования. Крупные соревнования подобные Олимпийским играм проводились на юго-востоке хребта Тарбагатай, к западу от оз. Улюнчур (Буланг-Тохой), в районе истока Черного Иртыша. В этих местах находились дворцы Чингисхана и других правителей.
Научно-производственные достижения в Монгольской империи в то время были высокими. Они включали тайны производства высокопрочной булатной стали, изделий из небьющегося фарфора, изготовление немагнитных компасов, ориентировавшихся только на центр Южного полюса, волшебных зеркал и т. д. Ничто из этого до сих пор в Европе не воспроизведено.
Имеются основания надеяться, что ответы на многие вопросы по истории Монголии, ее культуре, письменности, науке, военному делу можно будет найти в забытых и незабытых монастырских подземных хранилищах Прибайкалья, в районе Улан-Батора, Пекина, у рек Баргузин, Томпуда, г. Улан-Удэ (Бурятия) и т. д. Там же в хранилищах должны быть летописи по истории скифов-моголов. Любопытно, что в настоящее время никто не знает района захоронения Чингисхана. Неизвестно также его реальное изображение ни портретное, ни в камне. Предания сообщают, что в Прибайкалье у истока Енисея недалеко от пирамиды Чингисхана над высокой скалой возвышалась большая статуя императора из камня, а в ламаистких монастырях имелись статуэтки из золота, серебра, бронзы. В XVIII веке изваяние из камня было разрушено фанатиками новой религии, которые ездили по окраинам царской России с солдатами, приобщая население к новой вере. Статуэтки из драгоценных металлов после революции 1917 г. изымались новыми властителями. Однако ламаисты могли сохранить не только редкие статуэтки Чингисхана, но и его посмертные маски. По сведениям известного геолога из Москвы ему, как почитателю Чингисхана за оказания больших услуг ламаисты в середине 90-х годов XX в. показали в одной из пещер саркофаг с каменной статуей императора, рядом с которой лежали две посмертные маски белого и темного цвета. Этот район пещеры саркофагов находился к востоку от бывшей столицы г. Каракарум в трех днях ходу недалеко от реки. Считается, что статуэтки Чингисхана из бронзы находятся также в хранилище закрытой библиотеки Ивана Грозного.
Кольцов Иван Евсеевич
Русская Атлантида. К истории древних цивилизаций и народов.