«Линия Сталина» - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 04-дек-2018, 18:23

«Линия Сталина» - «Загадки Истории»


«Линия Сталина» - «Загадки Истории»


Известно, что в 30-х годах в СССР было развернуто массовое подземное строительство. Только вдоль «старой западной границы» возводилось 13 укрепленных районов (УРов). Каждый УР занимал район в 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину. Это была комплексная система подземных железобетонных помещений для складов, электростанций, госпиталей, командных пунктов, узлов связи и аэродромов. Подземные сооружения соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщений. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия в условиях полной изоляции. Эта полоса укрепленных районов получила неофициальное название — Линия Сталина.



Кроме железобетона на строительстве оборонительной системы использовалось много специальной броневой стали, а также запорожский и черкасский граниты…


Линия Сталина возводилась не только на далеких западных рубежах.


Так, например, в Москве в 1933 году начинают и к 1936 году заканчивают строительство Бункера Генштаба. Это настоящее «каменное яйцо», со всех сторон окруженное плывунами и «прикрытое» четырехметровым железобетонным «тюфяком» общей площадью тысяча квадратных метров.


В основном Линия Сталина была закончена к 1938 году, когда было принято решение по ее усилению за счет строительства тяжелых артиллерийских капониров. Также было начато строительство еще 8 новых укрепрайонов — УРов. За один год было забетонировано более тысячи боевых сооружений, где самый маленький дот — это железобетонный монолит весом 350 тонн, врытый в землю «по самые глаза», а поверх были навалены гранитные глыбы. Все это засыпано землей, на которой уже проросли деревья для дополнительной защиты и маскировки. А вокруг — рвы и искусственные пруды…


Согласно непроверенной информации в 1936 году в различных районах страны, по указанию маршала М.Н. Тухачевского (родился — 04.02.1893, с 1935 — маршал СССР, репрессирован — 11.06.1937) — было возведено несколько подземных аэродромов. Их основу представлял огромный железобетонный цилиндр, заглубленный в грунт. В нем по периметру на вагонетках, двигавшихся по кругу, размещались легкие истребители. В центре цилиндра располагался склад запасных частей и ремонтные мастерские. Рядом, в системе горизонтальных штолен, ориентированных в форме елочного ствола, располагались несколько тяжелых бомбардировщиков.


Предполагается, что оборонительный жигулевский комплекс строился в эти же годы, по аналогичным разработкам, планам и методикам.


Но, после подписания пакта Молотова — Риббентропа, осенью 1939 года все строительные работы на Линии Сталина были прекращены. Гарнизоны были сначала сокращены, а затем полностью расформированы. Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификационных сооружений. Затем существующие УРы были разоружены, вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения, системы связи и управления огнем были демонтированы и сданы на склады.


С конца 1939 года по весну 1941 года процесс уничтожения Линии Сталина набирал скорость. Лишь некоторые боевые сооружения были переданы колхозам в качестве овощехранилищ, другие — были взорваны или засыпаны землей.


Весной 1941 года десятки тысяч долговременных оборонительных сооружений были подняты на воздух по личному приказу Сталина… Даже сегодня мы не имеем никакого логичного ответа, зачем их уничтожали! (59).


Строительство Куйбышевской ГЭС, читай Жигулевского комплекса было также прекращено в 1940 году, что хорошо согласуется с ликвидацией Линии Сталина.


Дискуссируя с В. Суворовым, В. Бабенков спрашивает:


«Зачем же было строить (городской) командный подземный комплекс, идти на большие затраты, если в 20 км от него был уже готовый, вполне оборудованный КП. Ведь не для того, чтобы прятать «президента» Калинина и второстепенные наркоматы?»


 



Ответ весьма прост! «Великолепный подземный, точнее — подскальный, КП в Жигулях создавался для решения стратегических задач управления. А система бункеров в городе — для решения тактических задач и как вспомогательный комплекс. Здания ДКА, обком ВКП(б), «Дом промышленности» служили прекрасными ориентирами для ударов с воздуха и артобстрелов. Все выходы из подземелий в этих домах были бы уничтожены после первой же массовой бомбардировки.


Что же касается значительных затрат, то для тоталитарного режима, располагающего значительными ресурсами, они просто не играют существенной роли.


Дальше В. Бабенков почему-то отождествляет «бункер в Жигулях» с системой катакомб-тоннелей Сокольих гор или берет еще уже — только одну Сокскую гору-холодильник.


Известняк в Сокольих горах добывали еще в прошлом веке. В 1937 году начали оборудовать тоннели под склады с помощью заключенных.


В. Суворов пишет:


«Сюда гнали тысячи зэков, тысячи тонн строительных материалов и строительную технику, и всем ясно зачем — для строительства ГЭС» (60).


И при всем при этом ГЭС, в отличие, к примеру, от Днепрогэса, очень талантливо не строили. А как нам теперь стало известно, подземные сооружения строили небольшие специализированные отряды. Так уже упоминавшийся городской бункер Сталина (на глубине 37 м) был построен всего за 8-9 месяцев отрядом в 600 строителей. Там было вывезено 25 тыс. куб. м земли, уложено 10 тыс. тонн бетона, и при этом все оставалось незамеченным даже для жителей соседних домов. Как мы уже писали, возможно, это строительство шло по уже существующим подземным пустотам. Аналогичная история может наблюдаться и в Жигулях.


В конце XIX века в Европе развернулась дискуссия о необходимости и возможности использования различных дорогостоящих сооружений — крепостей, фортов и батарей.


В связи с развитием дальнобойной артиллерии, ракетных комплексов и авиации подобное строительство становилось совершенно бесполезным.


Напомним, что хорошо зарекомендовали себя в борьбе с подземными сооружениями огнеметные системы. Сообщается, например, что немецкие огнеметчики 291-й пехотной дивизии сожгли более 150 бетонных советских дотов, охранявших подступы к Ленинграду.


Но ряд генералов в Царской России придерживались совершенно иной концепции.


«Обороняющийся заранее подготавливает определенный район местности. Он может изучить его значительно лучше, чем противник. Его крепостная артиллерия всегда в готовности, а высоты пристрелены», — учил генерал Ц.А. Кюи (1835-1918).


Необходимость подобного оборонительного комплекса особо ощущалась на юго-восточных рубежах империи, где еще со времен крушения Хазарского каганата в степях к востоку от Волги не было спокойствия. А единственной преградой от ударов кочевников были казачьи станицы за Оренбургом, да старые оборонительные линии.


Угроза с Востока нарастала по мере приближения Английской колониальной империи к российским границам.


После поражения царизма в ходе неудачной Крымской войны в 1853-1856 годах было принято секретное решение о создании особых оборонительных комплексов на юго-востоке, востоке и юге.


По непроверенной информации на Самарской Луке строительные работы были начаты в 1860-1866 годах (присоединение государств Средней Азии к Российской империи), активно продолжались в 1891-1895 годах в рамках особо секретной операции «Босфор». (_Операция «Босфор» — окончательный разгром Турецкой империи и овладение проливами и Константинополем_).


В эти же годы было начато строительство так называемого Севастопольского Форта, или «четырехпушечной башенной батареи», для защиты города с моря с учетом опыта Крымской войны. Объекты возводились однотипные, на господствующих высотах, несколько изогнутой к реке/морю возвышенности, что обеспечивало орудиям круговой обстрел.


Особо активно строительство велось в период с1912 по 1914 годы. На Севастопольском Форте к началу Первой мировой войны были подготовлены котлованы для орудийных башен, несколько подземных погребов и коридоров.


По Самарской Луке информации нет. Хотя, возможно, работы там велись до 1917 года. Любопытно отметить, что не сохранилось царской документации на эти объекты. Возможно, их вывезли в зарубежье белогвардейцы или интервенты. Новое их проектирование пришлось начать с обмеров сооружений на местности.


В конце 20-х годов строительство Севастопольского Форта было возобновлено. Оно шло с применением механизмов и частей демонтированных тяжелых боевых кораблей Царского флота. К 1933 году эта батарея береговой обороны по мощности залпа равнялась миноносцу. Эта подземная крепость в Крыму была введена в строй под именем Форт «Максим Горький-1».


Можно предположить, что примерно в эти же годы были форсированы работы и на Самарской Луке, что явилось реакцией Советского Правительства на разработку Англией, Францией и Турцией так называемой Операции «Баку».


Операция «Баку» планировалась группой западных стран на 1939-1940 годы и предусматривала ряд этапов, включая массовые бомбардировки нефтяных месторождений Азербайджана и Астрахани, вывод танковых десантов в направлении Астрахань-Сталинград-Самара, с их последующим закреплением на естественных рубежах обороны Дон-Волга-Кама. Цель операции — отрезать центральные районы от Сибири.


Надежно противостоять этим планам могла лишь обширная сеть современных укрепрайонов.


По непроверенной информации в те годы все подземные объекты курировались Военно-Морским Ведомством. Даже форма их гарнизонов была морская. (Возможно, отсюда и берут свое начало легенды о «подземных матросах» Жигулей?)


Севастопольским Фортом к началу Второй мировой войны командовал капитан Г. Александер. Это был чрезвычайно секретный объект.


Благодаря ему падение Севастополя было отсрочено более чем на полгода. До самого начала ведения огня ни фашисты, ни тактическое Советское Командование не знали о самом существовании Севастопольского Форта и его батареи.


Так что же представляли собой эти батареи, расположенные в Мекензиевых горах?


Калибр орудий — 305 мм. Дальность стрельбы до 42 км. Трехметровый слой бетона. Водоснабжение — по двум вводам из внешних систем и своя артскважина. К двум режимам вентиляционных систем (дежурный и боевой) был еще добавлен особый боевой-противохимический. Было прорублено в скалах искусственное ущелье для 75 тонного козлового крана. Огромные хранилища. Запасы продуктов. Электрифицированный камбуз, медблок, гигиенические гальюны. На некотором расстоянии от самой батареи, на глубине нескольких десятков метров, располагался командный пункт. Он разделялся на две части — бронерубку и ее подземную часть, связанные электролифтом и тоннельным сообщением. Подача снарядов и зарядов из погребов в башни и орудия осуществлялась электромеханизмами в полуавтоматическом режиме.


Электроснабжение предусматривало три источника — два автономных кабельных ввода извне, подземная автономная электростанция располагалась где-то в Инкерманских горах. На случай ее выхода из строя в форте была своя дизель-электростанция с запасом горючесмазочных материалов в казематах-цистернах.


В течение нескольких месяцев фашисты обстреливали и бомбили Севастопольский Форт. Но взять его смогли только после ухода советских кораблей. Подземные бои продолжались еще 19 суток. Когда были взорваны входные двери, нацисты были встречены автоматным и винтовочным огнем. В казематы был пущен газ, и только тогда в подземельях наступила тишина (61).


Уже в самом конце Великой Отечественной Войны в руки советского командования попали особо секретные архивы разведок Третьего рейха, где содержались чертежи и техническая документация на номерные советские подземные форты. Севастопольский значился под N1.


Где-то на востоке оставались форты «Максим Горький-2» и «Максим Горький-3». Их судьба была предана забвению. (_Исключение — небольшая публикация в журнале «Техника-молодёжи» в 1985 году и в книге «Тайны тысячелетий». М, 1997_).


По непроверенной информации форт «Максим Горький-3» был возведен на Волге, где для его строительства фортификаторы использовали русло одной из подземных рек. Отвели воду, а освободившееся пространство стали продувать нагретым воздухом. Возможно, таким образом было задействовано старое русло палео-Волги. Это был чрезвычайно секретный объект.


Предполагается, что Волга в доледниковое время протекала через нынешнее устье реки Сок, огибала Сокольи горы и долиной реки Падовка продолжала свой путь в южном направлении. Возможно, что занесенные останки этого древнего палеорусла и могли послужить причиной возникновения подземной системы. Эта система может иметь подземную связь с Водинскими карьерами и Сырейкинскими пещерами.


Косвенным свидетельством некоего «Большого строительства» в Жигулях может служить изображение железнодорожной ветки на старой карте «Куйбышевского Края» 1935 года. Этой Дороги нет на более ранних картах, и она исчезает с более поздних. Начинаясь от берега реки, она уходит в горы, и сделав полукольцо, поворачивает на посёлок Александровка.


Во время наших поисков на Самарской Луке мы часто находили оборванные силовые кабели, уходившие в воду безымянного озера. Местами в осевших от времени холмах-отвалах можно было угадать старые артиллерийские капониры, почему-то чаще всего обращенные фронтом на восток и юго-восток.


Многие рассказы описывают бесформенные развалины (зенитно-стрелкового комплекса?), случайно обнаруженные в жигулевских лесах, некогда с особым старанием возведенные из «волжского бетона» и огнеупорного кирпича.


Некоторые из них уже довольно долгое время служили «нуждающимся» дачникам источником дарового строительного материала. Целыми блоками выламывали и вывозили они кирпич, обломки бетонных плит и даже легковесный керамзит. Группы современных мародеров оставили здесь множество следов охоты за цветными металлами. Вытащенные на поверхность обрывки медных и алюминиевых проводов, обожженные кабели, какие-то основательно распотрошенные конструкции и механизмы. На открытом пространстве уничтожалось все.


Часто во время поисков авторам проходилось забираться в самую чащу леса, где в темном сумраке замшелых деревьев стояла влажная тишина. Небольшой ручеек, пробираясь сквозь стволы упавших гигантов, исчезал в овраге.


Здесь хорошо было видно, что еще относительно недавно этот овраг перекрывали массивные бетонные плиты. Они крепились на широких металлических столбах и опирались на кирпичные стены, образуя довольно большие замкнутые пространства, возможно ангары, пригодные для самого различного использования. В дальних концах этих помещений располагался небольшой тамбур. Там давно позабытые проектировщики разместили целую систему каких-то обслуживающих механизмов и агрегатов. Возможно, они предназначались для поддержания строго определенной температуры, влажности и чистоты воздуха внутри данной конструкции. Но в настоящее время исследователи видели только следы разрушения, бесформенными кучами громоздились массивные угольные фильтры и ячеистые пластины пылеуловителей.


На основательно проржавевшем постаменте еще сохранялась тепловая установка. Сложная система труб, подходившая к ней, некогда обеспечивала забор чистого холодного воздуха, «стекавшего» по стенам оврага, а также отводила и сбрасывала отработанные выхлопные газы ниже по склону.


По окружающим отвершкам оврагов таких ангаров было несколько. В зависимости от их удаленности от «центральной просеки» сохранность этих строений была различна…


По замыслу проектировщика всю эту систему строений прикрывала сложная фортификационная сеть. Змеились между деревьями тайные ходы сообщений, некогда выкопанные в полный человеческий рост, выложенные по стенам кирпичом и перекрытые сверху бетонными плитами. Они соединяли давно покинутые пулеметно-минометные гнезда, наблюдательные площадки и контрольно-пропускные пункты.


Это была целая система наземно-подземного комплекса. В некоторых ее частях можно протиснувшись через основательно проржавевшие перегородки с небрежно полуоткрытыми дверьми, украшенными огромными штурвальными колесами, попасть в залы, где еще сохранились рваные пучки толстых кабелей и жестяные короба вентиляции.


Несколько чудом сохранившихся зданий были построены так, что максимально сливались с окружающей местностью. На их крышах, как на склоне обычных холмов, росли кусты и даже небольшие деревья. Их стены — бутовый камень и водоупорный кирпич — еще противостояли натиску безжалостного времени.


Сохранилось воспоминание одного из электриков, в начале 60-х годов работавшего на возведении Волжской ГЭС. Тогда в ходе работ было несколько попыток обеспечить растущие потребности стройки в электроэнергии. Однажды группу специалистов доставили на одну из законсервированных энергостанций в Жигулях.


«Нас привезли к небольшому деревянному строению, одиноко стоящему в лесу. Сопровождающий открыл проржавевший замок. Мы вошли и оказались внутри совершенно пустого помещения. В его центре располагалась бетонная шахта, по верху перекрытая дубовыми бревнами. Вниз уходили кованные скобы. По ним спустились вниз. Там был большой зал. По стенам, выкрашенным синей масляной краской, за проволочной арматурой колпаков, тускло горели дежурные лампы. Все помещение было просто забито какими-то баками, старыми насосами, компрессорами, а также трансформаторами высокого напряжения. Толстенные связки труб с вентилями, муфтами и заглушками тянулись во всех направлениях. Выходящая из зала штольня уже через несколько шагов была перекрыта наглухо стальной дверью, надежно задраенной на винтовой запор… Осмотрев имеющееся оборудование, мы поднялись наверх.»


В итоге проведенной проверки было сделано заключение о возможности использования мощностей данного объекта для частичного обеспечения потребностей строительства в электроэнергии. Но вероятно соответствующее решение принято не было, и «наше хозяйство» было подключено к другим источникам электроснабжения.


На взгляд авторов, описываемый объект — классическая подземная понижающая подстанция, где ток высокого напряжения преобразуют в низкое рабочее напряжение: 380, 220 и 120 в. Это напряжение используемое при работе электродвигателей эскалаторов, вентиляторов, насосов и систем освещения; сооружение довольно характерное для «Метростроя» 30-х годов.


via



 



Запись опубликована 12.12.2017 автором Сергей в рубрике Загадки истории.

Навигация по записям


? Легенды и мифы о мировом подземелье
Сибирское ханство. Темная история ?

Добавить комментарий Отменить ответ


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий

Имя *



Сайт




To leave a comment please enable jаvascript in your browser settings!



Без рубрики (7)

Всякая всячина (9)

Гипотезы (62)

Загадки истории (672)

Мистика (137)

Оружие (19)

Прогнозы и пророчества (80)

Религия (57)

Тайны вселенной (121)

Тайны исчезнувших цивилизаций (198)

Тайны природы (61)

Теория заговора (160)


Свежие записи

Известно, что в 30-х годах в СССР было развернуто массовое подземное строительство. Только вдоль «старой западной границы» возводилось 13 укрепленных районов (УРов). Каждый УР занимал район в 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину. Это была комплексная система подземных железобетонных помещений для складов, электростанций, госпиталей, командных пунктов, узлов связи и аэродромов. Подземные сооружения соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщений. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия в условиях полной изоляции. Эта полоса укрепленных районов получила неофициальное название — Линия Сталина. Кроме железобетона на строительстве оборонительной системы использовалось много специальной броневой стали, а также запорожский и черкасский граниты… Линия Сталина возводилась не только на далеких западных рубежах. Так, например, в Москве в 1933 году начинают и к 1936 году заканчивают строительство Бункера Генштаба. Это настоящее «каменное яйцо», со всех сторон окруженное плывунами и «прикрытое» четырехметровым железобетонным «тюфяком» общей площадью тысяча квадратных метров. В основном Линия Сталина была закончена к 1938 году, когда было принято решение по ее усилению за счет строительства тяжелых артиллерийских капониров. Также было начато строительство еще 8 новых укрепрайонов — УРов. За один год было забетонировано более тысячи боевых сооружений, где самый маленький дот — это железобетонный монолит весом 350 тонн, врытый в землю «по самые глаза», а поверх были навалены гранитные глыбы. Все это засыпано землей, на которой уже проросли деревья для дополнительной защиты и маскировки. А вокруг — рвы и искусственные пруды… Согласно непроверенной информации в 1936 году в различных районах страны, по указанию маршала М.Н. Тухачевского (родился — 04.02.1893, с 1935 — маршал СССР, репрессирован — 11.06.1937) — было возведено несколько подземных аэродромов. Их основу представлял огромный железобетонный цилиндр, заглубленный в грунт. В нем по периметру на вагонетках, двигавшихся по кругу, размещались легкие истребители. В центре цилиндра располагался склад запасных частей и ремонтные мастерские. Рядом, в системе горизонтальных штолен, ориентированных в форме елочного ствола, располагались несколько тяжелых бомбардировщиков. Предполагается, что оборонительный жигулевский комплекс строился в эти же годы, по аналогичным разработкам, планам и методикам. Но, после подписания пакта Молотова — Риббентропа, осенью 1939 года все строительные работы на Линии Сталина были прекращены. Гарнизоны были сначала сокращены, а затем полностью расформированы. Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификационных сооружений. Затем существующие УРы были разоружены, вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения, системы связи и управления огнем были демонтированы и сданы на склады. С конца 1939 года по весну 1941 года процесс уничтожения Линии Сталина набирал скорость. Лишь некоторые боевые сооружения были переданы колхозам в качестве овощехранилищ, другие — были взорваны или засыпаны землей. Весной 1941 года десятки тысяч долговременных оборонительных сооружений были подняты на воздух по личному приказу Сталина… Даже сегодня мы не имеем никакого логичного ответа, зачем их уничтожали! (59). Строительство Куйбышевской ГЭС, читай Жигулевского комплекса было также прекращено в 1940 году, что хорошо согласуется с ликвидацией Линии Сталина. Дискуссируя с В. Суворовым, В. Бабенков спрашивает: «Зачем же было строить (городской) командный подземный комплекс, идти на большие затраты, если в 20 км от него был уже готовый, вполне оборудованный КП. Ведь не для того, чтобы прятать «президента» Калинина и второстепенные наркоматы?» Ответ весьма прост! «Великолепный подземный, точнее — подскальный, КП в Жигулях создавался для решения стратегических задач управления. А система бункеров в городе — для решения тактических задач и как вспомогательный комплекс. Здания ДКА, обком ВКП(б), «Дом промышленности» служили прекрасными ориентирами для ударов с воздуха и артобстрелов. Все выходы из подземелий в этих домах были бы уничтожены после первой же массовой бомбардировки. Что же касается значительных затрат, то для тоталитарного режима, располагающего значительными ресурсами, они просто не играют существенной роли. Дальше В. Бабенков почему-то отождествляет «бункер в Жигулях» с системой катакомб-тоннелей Сокольих гор или берет еще уже — только одну Сокскую гору-холодильник. Известняк в Сокольих горах добывали еще в прошлом веке. В 1937 году начали оборудовать тоннели под склады с помощью заключенных. В. Суворов пишет: «Сюда гнали тысячи зэков, тысячи тонн строительных материалов и строительную технику, и всем ясно зачем — для строительства ГЭС» (60). И при всем при этом ГЭС, в отличие, к примеру, от Днепрогэса, очень талантливо не строили. А как нам теперь стало известно, подземные сооружения строили небольшие специализированные отряды. Так уже упоминавшийся городской бункер Сталина (на глубине 37 м) был построен всего за 8-9 месяцев отрядом в 600 строителей. Там было вывезено 25 тыс. куб. м земли, уложено 10 тыс. тонн бетона, и при этом все оставалось незамеченным даже для жителей соседних домов. Как мы уже писали, возможно, это строительство шло по уже существующим подземным пустотам. Аналогичная история может наблюдаться и в Жигулях. В конце XIX века в Европе развернулась дискуссия о необходимости и возможности использования различных дорогостоящих сооружений — крепостей, фортов и батарей. В связи с развитием дальнобойной артиллерии, ракетных комплексов и авиации подобное строительство становилось совершенно бесполезным. Напомним, что хорошо зарекомендовали себя в борьбе с подземными сооружениями огнеметные системы. Сообщается, например, что немецкие огнеметчики 291-й пехотной дивизии сожгли более 150 бетонных советских дотов, охранявших подступы к Ленинграду. Но ряд генералов в Царской России придерживались совершенно иной концепции. «Обороняющийся заранее подготавливает определенный район местности. Он может изучить его значительно лучше, чем противник. Его крепостная артиллерия всегда в готовности, а высоты пристрелены», — учил генерал Ц.А. Кюи (1835-1918). Необходимость подобного оборонительного комплекса особо ощущалась на юго-восточных рубежах империи, где еще со времен крушения Хазарского каганата в степях к востоку от Волги не было спокойствия. А единственной преградой от ударов кочевников были казачьи станицы за Оренбургом, да старые оборонительные линии. Угроза с Востока нарастала по мере приближения Английской колониальной империи к российским границам. После поражения царизма в ходе неудачной Крымской войны в 1853-1856 годах было принято секретное решение о создании особых оборонительных комплексов на юго-востоке, востоке и юге. По непроверенной информации на Самарской Луке строительные работы были начаты в 1860-1866 годах (присоединение государств Средней Азии к Российской империи), активно продолжались в 1891-1895 годах в рамках особо секретной операции «Босфор». (_Операция «Босфор» — окончательный разгром Турецкой империи и овладение проливами и Константинополем_). В эти же годы было начато строительство так называемого Севастопольского Форта, или «четырехпушечной башенной батареи», для защиты города с моря с учетом опыта Крымской войны. Объекты возводились однотипные, на господствующих высотах, несколько изогнутой к реке/морю возвышенности, что обеспечивало орудиям круговой обстрел. Особо активно строительство велось в период с1912 по 1914 годы. На Севастопольском Форте к началу Первой мировой войны были подготовлены котлованы для орудийных башен, несколько подземных погребов и коридоров. По Самарской Луке информации нет. Хотя, возможно, работы там велись до 1917 года. Любопытно отметить, что не сохранилось царской документации на эти объекты. Возможно, их вывезли в зарубежье белогвардейцы или интервенты. Новое их проектирование пришлось начать с обмеров сооружений на местности. В конце 20-х годов строительство Севастопольского Форта было возобновлено. Оно шло с применением механизмов и частей демонтированных тяжелых боевых кораблей Царского флота. К 1933 году эта батарея береговой обороны по мощности залпа равнялась миноносцу. Эта подземная крепость в Крыму была введена в строй под именем Форт «Максим Горький-1». Можно предположить, что примерно в эти же годы были форсированы работы и на Самарской Луке, что явилось реакцией Советского Правительства на разработку Англией, Францией и Турцией так называемой Операции «Баку». Операция «Баку» планировалась группой западных стран на 1939-1940 годы и предусматривала ряд этапов, включая массовые бомбардировки нефтяных месторождений Азербайджана и Астрахани, вывод танковых десантов в направлении Астрахань-Сталинград-Самара, с их последующим закреплением на естественных рубежах обороны Дон-Волга-Кама. Цель операции — отрезать центральные районы от Сибири. Надежно противостоять этим планам могла лишь обширная сеть современных укрепрайонов. По непроверенной информации в те годы все подземные объекты курировались Военно-Морским Ведомством. Даже форма их гарнизонов была морская. (Возможно, отсюда и берут свое начало легенды о «подземных матросах» Жигулей?) Севастопольским Фортом к началу Второй мировой войны командовал капитан Г. Александер. Это был чрезвычайно секретный объект. Благодаря ему падение Севастополя было отсрочено более чем на полгода. До самого начала ведения огня ни фашисты, ни тактическое Советское Командование не знали о самом существовании Севастопольского Форта и его батареи. Так что же представляли собой эти батареи, расположенные в Мекензиевых горах? Калибр орудий — 305 мм. Дальность стрельбы до 42 км. Трехметровый слой бетона. Водоснабжение — по двум вводам из внешних систем и своя артскважина. К двум режимам вентиляционных систем (дежурный и боевой) был еще добавлен особый боевой-противохимический. Было прорублено в скалах искусственное ущелье для 75 тонного козлового крана. Огромные хранилища. Запасы продуктов.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости