Куда ушли русские Волхвы? - «Загадки Истории» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадки Истории

Добавлено: 04-дек-2018, 18:13

Куда ушли русские Волхвы? - «Загадки Истории»




Тайные знания и умения волхвов были притягательны, но страх перед их могущественной силой всегда был сильнее. Чур меня, чур! — истово крестились на Руси только при упоминании о чародеях, но в повседневной жизни все же прибегали к их услугам. Так кем были эти «не боящиеся могучих владык» люди? Почему даже после Крещения Руси волхвы-чародеи продолжали оказывать немалое влияние на умы не только простого народа, но и великих государей?



Против мага нет приёма


 



По мнению известного учёного-историка 19-го века профессора Забелина, во времена язычества магия и чародейство являлись для славян обычным делом. В старинной былине о Вольге Всеславьевиче отец отдал молодого Вольгу в учение к волхвам, где тот приобрёл умение оборачиваться буйным туром, а в случае надобности — и горностаем, и волком, и соколом. В повседневной жизни жрецы-язычники знали множество погодных примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз.


Влияние волхвов на народ было настолько сильным, что долгое время сохранялось и при христианстве. Так, волхвы продолжали существовать в русских городах и сёлах и после Крещения Руси. В XI-XII вв. на Руси периодически вспыхивали восстания под предводительством волхвов. В «Повести временных лет» под 1071 годом следует рассказ о выступлениях волхвов в Киеве, Новгороде и Суздальской земле, в частности в Белозерье.


Высшие представители православного духовенства употребляли все средства, чтобы изничтожить в народе доверие к колдунам.


Уже в Церковном уставе святого Владимира положено наказание волхвам и чародеям — сожжение, которое подтверждено и уставом князя Всеволода, княжившего в Новгороде с 1117 по 1132 год. Новгородская летопись от 1227 года сохранила известие о сожжении четырёх волхвов.


В 1410 году митрополит Фотий в послании к новгородцам сурово пенял им за веру в волхвов и занятия волхованием. Позже, в царской окружной грамоте 1648 года, и даже в знаменитой книге «Домострой», авторство которой некоторые историки приписывают царю Алексею Михайловичу, истинным христианам строго воспрещалось всякое общение с волхвами. Значит, спустя пятьсот лет после Крещения Руси, волхвы продолжали чародействовать.


Весьма показательно дело 1625 года по обвинению некоего Якова, переселившегося в Москву из Верхотурья, который прибег к помощи известного волхва по прозванию Козьи Ноги. Он уговорил кудесника извести своего врага купца Степанова. Властям донёс о сговоре узнавший об этом иностранец Ларионов.


Получив зелье, Яков дал его купцу, который впал в оцепенение. Когда по доносу Ларионова Якова подняли на дыбу, он признался во всём. Потянули к ответу и волхва Козьи Ноги. Перед угрозой пытки железом колдун приготовил новое зелье, которое дали больному, и тот ожил. Из страха перед волхвом его всего лишь выслали из города, зато Якова пороли кнутом и сослали на север, а доносчика Ларионова били батогами, «чтобы впредь неповадно было».


Вера в колдовство и чародейство была у русских монархов настолько сильна, что защита от тёмных происков даже специально оговаривалась в крестоцеловальных записях на верность царям Василию Шуйскому и Михаилу Фёдоровичу Романову.


Ушли, не прощаясь


При царе Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, созданный им самим Тайный политический сыск уже был на должной высоте для того времени. Когда невесту царя, красавицу Ефимию Всеволожскую, извели из зависти, то дело вели с пристрастием и сумели выявить виновного: им оказался чародей крестьянского происхождения Михаил Иванов. Знаменательно, что за «порчу» государевой невесты Мишка должен был лишиться головы, но его не обезглавили, а отправили под крепкой стражей в Кириллов монастырь. Не стерпев на дыбе, Иванов назвал заказчиков зелья, а хитрый Алексей Тишайший получил убийственный компромат на некоторые боярские роды. И, как знать, не пользовался ли он впоследствии тайно чародейскими зельями волхва в собственных интересах? В хрониках середины XVII века отыщется немало случаев неожиданных смертей близких к трону людей.


Петровские реформы буквально перевернули все вверх дном в России, но страх перед колдунами оказался живуч. В воинском уставе 1716 года, правленном лично Петром I, прямо сказано: «Если кто из воинов будет чернокнижник, заговорщик ружья и богохульный чародей, то наказывать его шпицрутенами и заключением в железах или сожжением».


Правда, к чести Петра и российского правительства, преследования волхвов вскоре совершенно прекратились, страх перед ними исчез. Со временем он уступил место праздному любопытству просвещённой публики и прозаическим бытовым нуждам низших сословий.


Вместе с волхвами исчезли и их знания. Практически все записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды.


via


Тайные знания и умения волхвов были притягательны, но страх перед их могущественной силой всегда был сильнее. Чур меня, чур! — истово крестились на Руси только при упоминании о чародеях, но в повседневной жизни все же прибегали к их услугам. Так кем были эти «не боящиеся могучих владык» люди? Почему даже после Крещения Руси волхвы-чародеи продолжали оказывать немалое влияние на умы не только простого народа, но и великих государей? Против мага нет приёма По мнению известного учёного-историка 19-го века профессора Забелина, во времена язычества магия и чародейство являлись для славян обычным делом. В старинной былине о Вольге Всеславьевиче отец отдал молодого Вольгу в учение к волхвам, где тот приобрёл умение оборачиваться буйным туром, а в случае надобности — и горностаем, и волком, и соколом. В повседневной жизни жрецы-язычники знали множество погодных примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. Влияние волхвов на народ было настолько сильным, что долгое время сохранялось и при христианстве. Так, волхвы продолжали существовать в русских городах и сёлах и после Крещения Руси. В XI-XII вв. на Руси периодически вспыхивали восстания под предводительством волхвов. В «Повести временных лет» под 1071 годом следует рассказ о выступлениях волхвов в Киеве, Новгороде и Суздальской земле, в частности в Белозерье. Высшие представители православного духовенства употребляли все средства, чтобы изничтожить в народе доверие к колдунам. Уже в Церковном уставе святого Владимира положено наказание волхвам и чародеям — сожжение, которое подтверждено и уставом князя Всеволода, княжившего в Новгороде с 1117 по 1132 год. Новгородская летопись от 1227 года сохранила известие о сожжении четырёх волхвов. В 1410 году митрополит Фотий в послании к новгородцам сурово пенял им за веру в волхвов и занятия волхованием. Позже, в царской окружной грамоте 1648 года, и даже в знаменитой книге «Домострой», авторство которой некоторые историки приписывают царю Алексею Михайловичу, истинным христианам строго воспрещалось всякое общение с волхвами. Значит, спустя пятьсот лет после Крещения Руси, волхвы продолжали чародействовать. Весьма показательно дело 1625 года по обвинению некоего Якова, переселившегося в Москву из Верхотурья, который прибег к помощи известного волхва по прозванию Козьи Ноги. Он уговорил кудесника извести своего врага купца Степанова. Властям донёс о сговоре узнавший об этом иностранец Ларионов. Получив зелье, Яков дал его купцу, который впал в оцепенение. Когда по доносу Ларионова Якова подняли на дыбу, он признался во всём. Потянули к ответу и волхва Козьи Ноги. Перед угрозой пытки железом колдун приготовил новое зелье, которое дали больному, и тот ожил. Из страха перед волхвом его всего лишь выслали из города, зато Якова пороли кнутом и сослали на север, а доносчика Ларионова били батогами, «чтобы впредь неповадно было». Вера в колдовство и чародейство была у русских монархов настолько сильна, что защита от тёмных происков даже специально оговаривалась в крестоцеловальных записях на верность царям Василию Шуйскому и Михаилу Фёдоровичу Романову. Ушли, не прощаясь При царе Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, созданный им самим Тайный политический сыск уже был на должной высоте для того времени. Когда невесту царя, красавицу Ефимию Всеволожскую, извели из зависти, то дело вели с пристрастием и сумели выявить виновного: им оказался чародей крестьянского происхождения Михаил Иванов. Знаменательно, что за «порчу» государевой невесты Мишка должен был лишиться головы, но его не обезглавили, а отправили под крепкой стражей в Кириллов монастырь. Не стерпев на дыбе, Иванов назвал заказчиков зелья, а хитрый Алексей Тишайший получил убийственный компромат на некоторые боярские роды. И, как знать, не пользовался ли он впоследствии тайно чародейскими зельями волхва в собственных интересах? В хрониках середины XVII века отыщется немало случаев неожиданных смертей близких к трону людей. Петровские реформы буквально перевернули все вверх дном в России, но страх перед колдунами оказался живуч. В воинском уставе 1716 года, правленном лично Петром I, прямо сказано: «Если кто из воинов будет чернокнижник, заговорщик ружья и богохульный чародей, то наказывать его шпицрутенами и заключением в железах или сожжением». Правда, к чести Петра и российского правительства, преследования волхвов вскоре совершенно прекратились, страх перед ними исчез. Со временем он уступил место праздному любопытству просвещённой публики и прозаическим бытовым нуждам низших сословий. Вместе с волхвами исчезли и их знания. Практически все записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды. via



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости