Вторжение кочевых племен привело к примечательному культурному и политическому синтезу. Первоначально после падения Греко-Бактрии на ее территории существовали мелкие политические образования, в том числе подчинявшиеся вождям кочевых племен, сокрушивших власть греко-бактрийских царей. Вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры, проявили себя рачительными и разумными хозяевами. Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, носивший имя Герай, чеканит серебряные монеты со своим изображением в виде вооруженного всадника, но с надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал—. кочевых традиций и эллинистической государственности. Еще более интересно этническое самоназвание этого правителя — он именует себя «кушанцем». Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел к созданию огромной Куша некой державы.
Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил себе четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, потеснил, а затем и покорил представителей последних греческих династий. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царь царей». Эти события предположительно приходятся на I в. н. э. Новая держава делала попытки расширения своих владений по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями показывает, что в состав его подданных вошло и индийское население. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства Кадфизе II. Он присоединил к своей державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно вплоть до Бенареса. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского божества Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет династии Кушан сре- ди населения покоренных областей.
I (аибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о датировке его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего оно приходится на первую треть II в. н. э. При Каиишке произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей Стал город Пурушапура (совр. Пешавер). Более всего Канишка известен как покровитель буддизма, одиако в этом скорее всего следует видеть трезвый расчет реального политика. На монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно редки. Зато в изобилии встречаются изображения самых различных богов других религий. Здесь и греческие Гелиос и Гефес, и авестийские Митра и Вретрагна, и многие другие.
Из наследников Канишки наиболее известны Хувишка и Ва- судева, правившие во II в. При них Кушанская держава сохраняла свое могущество.
Однако затем кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Особенно важными были события середины IV в., когда саса- нидские войска вторглись на территорию Бактрнн, а сасаннд- ские наместники на востоке носили титулы «царя кушан» или даже «великого царя кушан». Таков был закат некогда великой империи. Отдельные кушанские владения оставались независимыми, и в конце IV — начале V в. отмечается их некоторое возрождение. В это время происходит благоустройство городов, подправляются обветшавшие укрепления, строятся дворцы. Но единого кушанского государства, простиравшего свои границы от Ганга до Амударьи, уже не существовало. Вскоре вторжения кочевых племен и новое сасанидское давление приводят к упадку и этих позднекушанских правителей.
Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрни, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения. Интенсивное развитие торговли и ремесел способствовало дальнейшему подъему городской жизни. В торговле все большее значение приобретают денежные отношения. Об этом свидетельствуют многие сотни мелких медных кушанских монет, связанных с розничной торговлей и в изобилии находимых при раскопках как крупных центров, так и мелких поселений. Все это благоприятствовало возникновению новых городов и росту старых центров. Есть основания считать, что значительная часть жителей Бактрии жила в поселениях городского типа. Особенно интересны города прямоугольного плана, построенные под эгидой центральной власти. Здесь налицо четкие градостроительные и фортификационные каноны. Таковы городища Зар-тепе и Дальверзин на юге современного Узбекистана, Беграм и Дильберджин в Афганистане.
Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Большое значение имели торговые связи с западными странами — Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Эта торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индии. Сухопутная дорога уходила на север через Ферганскую долину в Китай. Многочисленные товары, двигавшиеся по этим торговым путям, были очень разнообразны. В Рим шли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость , сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом н чатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шелк,кожи и другие изделия. Крупнейшую международную торгое-.Г артерию того времени, как указывалось выше, иногда даже именовали «Великим шелковым путем». Из Рима доставляя ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия стекла и драгоценных металлов, статуи и различные ьншъ. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются аа территории Кушанской империи.
Сама Кушанская держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийний культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный государственный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие.
Как уже отмечалось, в кушаиский период широкое распространение получил буддизм, памятники которого известны во всех уголках обширного государства. Они, как правило, щедро декорированы скульптурами, рельефами и живописью, Около Термеза, бывшего столицей Северной Б а ктрнн, расположен буддийский пещерный монастырь Кара-тене. Здесь имелся целый ряд строений открытого типа и пещерных келий, Другой монастырь, также находившийся в округе Термеза, Фа яз-тене, наоборот, полностью наземный. Его центральную часть образует двор, по периметру которого шли кельи и молельни, а в центре находился зал общих собраний. Фаяз-тепе богато украшен глиняной раскрашенной скульптурой и живописью, в которой фигуры донаторов (дарителей) выполнены под явным воздействием эллинистического портрета. Буддийское святилище с гипсовой скульптурой открыто в пригороде Дальверзина. Обнаружены на территории Бактрии и руимы другого типичного вида буддийских памятников — ступы, монументальные постройки куполообразной формы, возводившиеся из сырцового кирпича.
Кушанские правители, покровительствуя буддизму, стремились вместе с тем утвердить и авторитет светской власти. Таким памятником династийиого культа являются святилища Сурх-котала, расположенные в Северном Афганистане, к югу от Пули-хумри. Главный храм с алтарем огня находился на высоком холме, укрепленном крепостной стеной. Наверх вела многоступенчатая лестница. В найденной здесь надписи приводится и название всего комплекса — «Храм Каиишка Победителя». Раннекушанский дворец в Халчаяне в Северной Бактрии также связан с династийным культом. Здесь скульптурный фриз воспроизводит героизированные образы знатных лиц, видимо членов местной правящей династии. В отдельных скульптурах ощущаются индивидуальные портретные черты, но без раскрытия внутреннего мира воспроизводимого персонажа.
Наряду с официальными культами и религиями в Путинском государстве бытовали и народные верования. Интереснейшими памятниками, связанными с этими представлениями, являются многочисленные терракотовые статуэтки. Среди них не так уж много буддийских образцов. Предпочтение отдавалось фигурам женских божеств в одеждах, ниспадающих тяжелыми складками, и с культовым сосудом или священным плодом в руке. Скорее всего это один из вариантов женского божества покравительницы плодородия и хранительницы домашнего очага. Недаром подобные фигурки встречаются в каждом доме. Другой характерной чертой массовой народной культуры являются терракотовые фигурки всадников, а то и просто оседланных коней—своеобразная память об основателях Кушанской державы и символ одной из основ ее вооруженных сил. Кушанская культура, тесно связанная с социально-экономически базисом и политической ситуацией, отражает расцвет древных цивилизаций. Кушанскне культурные эталоны оказали значительное влияние на соседние страны и народы.
Это, в частности, наблюдается в другой важной области Средней Азии, Согде, в состав которого входили плодородны: оазисы долин Кашкадарьи и Заравшана. Согд, судя по пшыу, входил в состав Селевкидской державы и Греко- Бактрийского царства. В его столице Мараканде, руины которой и деестны под именем Афрасиаб и расположены на окраине современного Самарканда, отрыты крепостные стены и другие сооружения этого времени. В культуре, даже в глиняной посуде, отмечено влияние греческих рбразцов, а на одном из кубков сделана и греческая надпись.
Видимо, Согд раньше Бактрии попал под власть кочевых племен, Во всяком случае, на его территории существовало несколько владений, правители которых чеканили монеты, подра- жа&шше монетам Греко-Бактрийского царства. В I в. до н. э. иадяиси на монетах стали делаться арамейским алфавитом, приспособленным к согдийскому языку. Трудно судить, насколько значительна была власть правителей, выпускавших эти монеты, ио по крайней мере один из них гордо именует себя «царем царей». В первые века нашей эры в культуре Согда прослеживается воздействие кушанских культурных эталонов; видимо, эта страна была политически зависима от могучего соседа.
Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-кала. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиняной скульптурой. Наряду со следами традиции эллинистической портретной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, и даже — в рельефах пасущихся оленей — воздействие художественного стиля кочевой степи. Сам город имеет четкую планировку. Продольные и поперечные улицы разделяли пространство внутри прямоугольника городских стен на правильные кварталы, состоявшие, в свою очередь, из отдельных домохозяйств. В дворцовом комплексе найдены и хозяйственные документы, сделанные распространенной на Востоке арамейской письменностью, приспособленной на этот раз к хо- резмийскому языку. В них, в частности, дан учет членов «домов-семей», т. е., видимо, большесемейных общин, занимавших отдельные домохозяйства топраккалинских кварталов. Численность таких общин колебалась от 20 до 40 человек. Имелись здесь и домашние рабы, причем число их достаточно велико — до 12 человек в отдельных домохозяйствах.
Таким образом, можно видеть, что основные достижения цивилизации западной части Центральной Азии связаны с развитием ряда конкретных культур — бактрийской, парфянской, согдийской, хорезмийской, хотанской. Возможно, в рамках этих стран шел процесс консолидации древних этнических групп в отдельные народности — бактрийскую, парфянскую, согдийскую, хорезмийскую и др. Основные достижения культуры были связаны с развитием городов. В V в. городские центры приходят в упадок, их сменяют укрепленные усадьбы и замки. Как считают советские историки, эти перемены были связаны не только с вторжением кочевых племен — хионитов и эфталитов, — но и с внутренним кризисом древней цивилизации, крушением ее социально-экономических основ.
История кушанов очень интересна.