Кушаны-история - «История стран мира» » «Территория Заблуждений»
Меню

История стран мира

Добавлено: 02-дек-2018, 18:34

Кушаны-история - «История стран мира»



Кушаны-история - «История стран мира»
На территории Бактрии складывается круп­нейшее государство древнего мира — Кушанская держава. Са­ма история ее возникновения и развития была одним из прояв­лений взаимозависимости исторических судеб и воздействия культурных связей, объединявших различные страны и народы центральноазиатского региона. Выше упоминалось, что по сви­детельству античных авторов, Греко-Бактрия, этот естественный предшественник империи Кушан, была сокрушена во II в. до н. э. кочевыми племенами, вторгшимися из-за Сырдарьи. По-видимому эта мощная племенная группа, именуемая в древ­некитайских источниках юэчжами, обрушилась на Греко-Бакт- рию. Скорее всего в нашествии приняли участие и другие пле­мена, в частности потомки древних саков.

Вторжение кочевых племен привело к примечательному культурному и политическому синтезу. Первоначально после падения Греко-Бактрии на ее территории существовали мелкие политические образования, в том числе подчинявшиеся вождям кочевых племен, сокрушивших власть греко-бактрийских царей. Вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры, проявили себя рачительными и разумными хозяевами. Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии прово­дятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, носивший имя Герай, чеканит серебряные монеты со своим изображением в виде вооруженного всадника, но с надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал—. кочевых традиций и эллинистической государственности. Еще более интересно этническое самоназвание этого правителя — он именует себя «кушанцем». Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел к созданию огромной Куша некой держа­вы.


Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил себе четы­ре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, потеснил, а затем и покорил представите­лей последних греческих династий. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царь царей». Эти события предпо­ложительно приходятся на I в. н. э. Новая держава делала по­пытки расширения своих владений по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердить­ся в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями показывает, что в состав его подданных вошло и индийское на­селение. При Кадфизе I центр Кушанского государства состав­ляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сы­не и преемнике основателя государства Кадфизе II. Он при­соединил к своей державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно вплоть до Бенареса. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского божества Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет династии Кушан сре- ди населения покоренных областей.


I (аибольшую известность из числа кушанских правителей по­лучил Канишка, но по вопросу о датировке его правления су­ществуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего оно приходится на первую треть II в. н. э. При Каиишке произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей Стал город Пурушапура (совр. Пешавер). Более всего Каниш­ка известен как покровитель буддизма, одиако в этом скорее всего следует видеть трезвый расчет реального политика. На монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно редки. Зато в изобилии встречаются изо­бражения самых различных богов других религий. Здесь и гре­ческие Гелиос и Гефес, и авестийские Митра и Вретрагна, и многие другие.



Поскольку кушанские владения на западе непосредственно Граничили с Парфией, а на востоке — с городами-государствами на территории современного Синьцзяна, нередки были и воен­ные столкновения с этими государствами. В период, предшест­вующий возникновению Кушанского государства, парфянское проникновение в Бактрию было весьма значительным, что на­шло отражение и в распространении парфянских монет, и в культурных влияниях. Но затем отношения на западных грани­цах кушан на несколько столетий стабилизировалис. Зато упорная борьба развернулась на восточных границах. В 90 г. в Восточном Туркестане появилась кушанская армия. Однако ре­шающих военных успехов добиться кушанам не удалось. Мест­ные владетели, маневрируя между влиянием кушан, хуинов и Китая, в начале II в. полностью восстановили независимость.

Из наследников Канишки наиболее известны Хувишка и Ва- судева, правившие во II в. При них Кушанская держава сохра­няла свое могущество.


Однако затем кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Особенно важными были события середины IV в., когда саса- нидские войска вторглись на территорию Бактрнн, а сасаннд- ские наместники на востоке носили титулы «царя кушан» или даже «великого царя кушан». Таков был закат некогда вели­кой империи. Отдельные кушанские владения оставались неза­висимыми, и в конце IV — начале V в. отмечается их некоторое возрождение. В это время происходит благоустройство городов, подправляются обветшавшие укрепления, строятся дворцы. Но единого кушанского государства, простиравшего свои границы от Ганга до Амударьи, уже не существовало. Вскоре вторже­ния кочевых племен и новое сасанидское давление приводят к упадку и этих позднекушанских правителей.




Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрни, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения. Интенсивное развитие торговли и ремесел способствовало дальнейшему подъему городской жиз­ни. В торговле все большее значение приобретают денежные от­ношения. Об этом свидетельствуют многие сотни мелких мед­ных кушанских монет, связанных с розничной торговлей и в изобилии находимых при раскопках как крупных центров, так и мелких поселений. Все это благоприятствовало возникнове­нию новых городов и росту старых центров. Есть основания считать, что значительная часть жителей Бактрии жила в посе­лениях городского типа. Особенно интересны города прямо­угольного плана, построенные под эгидой центральной власти. Здесь налицо четкие градостроительные и фортификационные каноны. Таковы городища Зар-тепе и Дальверзин на юге со­временного Узбекистана, Беграм и Дильберджин в Афгани­стане.


Большие и малые кушанские города, как ранее существовав­шие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Большое значе­ние имели торговые связи с западными странами — Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Эта торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индии. Сухопутная дорога уходила на север через Фер­ганскую долину в Китай. Многочисленные товары, двигавшиеся  по этим торговым путям, были очень разнообразны. В Рим шли  пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость , сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом н чатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шелк,кожи и другие изделия. Крупнейшую международную торгое-.Г артерию того времени, как указывалось выше, иногда   даже  именовали «Великим шелковым путем». Из Рима доставляя ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия стекла и драгоценных металлов, статуи и различные ьншъ. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются аа территории Кушанской империи.


Сама Кушанская держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во гла­ве с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийний культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный государственный аппарат, в кото­ром существовало множество рангов и градаций. Известны ти­тулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «началь­ников границ» и некоторые другие.




Едва ли не наиболее значительным достижением кушанского времени является высокий уровень культуры, представляю­щий собой зенит в развитии древних цивилизаций западней части Центральной Азии. В кушанской культуре при всех ее локальных и временных различиях в творческом единстве были сплавлены достижения древней местной цивилизации древнево­сточного типа, животворные начала эллинизма, утонченность искусства Индии и порывистый стиль, принесенный кочевыми племенами из степных просторов Азии. Начальный этап этого синтетического кушанского искусства хорошо представлен ма­териалами из погребений знати, открытых советскими археоло­гами в Северном Афганистане на поселении Тилля-тепе. Усоп­шие были помещены в могилах в богатейших одеждах, расши­тых золотыми украшениями. Тисненые и литые золотые застеж­ки, бляшки, ножны кинжалов, подвески щедро украшены встав­ками из жемчуга, бирюзы и лазурита. Здесь прослеживается не­сколько художественных традиций, повлиявших на раннекушан- скую культуру. Так, сюжеты и манера исполнения сцен терза­ния зверей, сцепившихся в непрерывном клубке, фигуры живот­ных, полные напряженной экспрессии, крылатые драконы — все это уводит нас в мир художественной культуры кочевых пле­мен Азии. Другая группа сюжетов представляет чисто антич­ную линию. Таковы фигура воина в парадных доспехах маке­донского типа, женщина, сидящая на льве, веселящийся силен с ритоном в руках. Многие изображения сложны и пока не мо­гут быть должным образом интерпретированы; возможно, они воспроизводят местные, бактрийские образы, выступающие в сочетании с эллинистическими и индийскими воздействиями.


По находкам монет захоронения могут быть датированы 1 и. до н. э. — первой половиной I в. и, э. Это был уже ранний этап культурной интеграции, истоки замечательной кушанской куль­туры. Носителями новых культурных эталонов, дающих устой­чивый набор от бытовой носуды до предметов культа, стано­вятся кушанские города. Эта своего рода урбанизированная культура проникает, так же как и денежные отношения, в сель­ские поселения.

Как уже отмечалось, в кушаиский период широкое распро­странение получил буддизм, памятники которого известны во всех уголках обширного государства. Они, как правило, щед­ро декорированы скульптурами, рельефами и живописью, Око­ло Термеза, бывшего столицей Северной Б а ктрнн, расположен буддийский пещерный монастырь Кара-тене. Здесь имелся це­лый ряд строений открытого типа и пещерных келий, Другой монастырь, также находившийся в округе Термеза, Фа яз-тене, наоборот, полностью наземный. Его центральную часть обра­зует двор, по периметру которого шли кельи и молельни, а в центре находился зал общих собраний. Фаяз-тепе богато укра­шен глиняной раскрашенной скульптурой и живописью, в кото­рой фигуры донаторов (дарителей) выполнены под явным воз­действием эллинистического портрета. Буддийское святилище с гипсовой скульптурой открыто в пригороде Дальверзина. Об­наружены на территории Бактрии и руимы другого типичного вида буддийских памятников — ступы, монументальные пост­ройки куполообразной формы, возводившиеся из сырцового кирпича.


Кушанские правители, покровительствуя буддизму, стреми­лись вместе с тем утвердить и авторитет светской власти. Та­ким памятником династийиого культа являются святилища Сурх-котала, расположенные в Северном Афганистане, к югу от Пули-хумри. Главный храм с алтарем огня находился на высоком холме, укрепленном крепостной стеной. Наверх вела многоступенчатая лестница. В найденной здесь надписи приво­дится и название всего комплекса — «Храм Каиишка Победи­теля». Раннекушанский дворец в Халчаяне в Северной Бакт­рии также связан с династийным культом. Здесь скульптурный фриз воспроизводит героизированные образы знатных лиц, ви­димо членов местной правящей династии. В отдельных скульп­турах ощущаются индивидуальные портретные черты, но без раскрытия внутреннего мира воспроизводимого персонажа.




Наряду с официальными культами и религиями в Путин­ском государстве бытовали и  народные верования. Интересней­шими памятниками, связанными с этими представлениями, яв­ляются многочисленные терракотовые статуэтки. Среди них не так уж много буддийских образцов. Предпочтение отдавалось фигурам женских божеств в одеждах, ниспадающих тяжелыми складками, и с культовым сосудом или священным плодом в руке. Скорее всего это один из вариантов женского божества  покравительницы  плодородия и хранительницы домашнего оча­га. Недаром подобные фигурки встречаются в каждом доме. Другой характерной чертой массовой народной культуры являются  терракотовые фигурки всадников, а то и просто оседланных коней—своеобразная память об основателях Кушанской державы  и символ одной из основ ее вооруженных сил. Кушанская культура, тесно связанная с социально-экономиче­ски базисом и политической ситуацией, отражает расцвет древных  цивилизаций. Кушанскне культурные эталоны оказали значительное влияние на соседние страны и народы.


Это, в частности, наблюдается в другой важной области Средней Азии, Согде, в состав которого входили пло­дородны: оазисы долин Кашкадарьи и Заравшана. Согд, судя по пшыу, входил в состав Селевкидской державы и Греко- Бактрийского царства. В его столице Мараканде, руины кото­рой и деестны под именем Афрасиаб и расположены на окраи­не современного Самарканда, отрыты крепостные стены и дру­гие сооружения этого времени. В культуре, даже в глиняной по­суде, отмечено влияние греческих рбразцов, а на одном из куб­ков сделана и греческая надпись.


Видимо, Согд раньше Бактрии попал под власть кочевых племен, Во всяком случае, на его территории существовало не­сколько владений, правители которых чеканили монеты, подра- жа&шше монетам Греко-Бактрийского царства. В I в. до н. э. иадяиси на монетах стали делаться арамейским алфавитом, приспособленным к согдийскому языку. Трудно судить, насколь­ко значительна была власть правителей, выпускавших эти мо­неты, ио по крайней мере один из них гордо именует себя «ца­рем царей». В первые века нашей эры в культуре Согда про­слеживается воздействие кушанских культурных эталонов; ви­димо, эта страна была политически зависима от могучего со­седа.



Особое положение в древней истории Средней Азин занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна от­делилась от Ахеменидского государства еще в V в. до н. э., и хорезмийский царь Фарасман в 329—328 гг. до и. э. явился к Александру Македонскому для переговоров, имея отряд из 1500 всадников. В это время в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно во время продвижения кочевых союзов на юг в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хо­резм попадает под власть династии кочевого происхождения. Во всяком случае, когда в I в. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне помещено изображение кон­ного государя. Кушанскне монеты также встречаются на терри- тории Хорезма, но и местный чекан, видимо, полностью не пре­рывался.

Типичным городским центром древнего Хорезма является го­родище Топрак-кала. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиня­ной скульптурой. Наряду со следами традиции эллинистиче­ской портретной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, и даже — в рельефах пасущихся оленей — воздействие художественного стиля кочевой степи. Сам город имеет четкую планировку. Продольные и поперечные улицы раз­деляли пространство внутри прямоугольника городских стен на правильные кварталы, состоявшие, в свою очередь, из отдель­ных домохозяйств. В дворцовом комплексе найдены и хозяйст­венные документы, сделанные распространенной на Востоке арамейской письменностью, приспособленной на этот раз к хо- резмийскому языку. В них, в частности, дан учет членов «до­мов-семей», т. е., видимо, большесемейных общин, занимавших отдельные домохозяйства топраккалинских кварталов. Числен­ность таких общин колебалась от 20 до 40 человек. Имелись здесь и домашние рабы, причем число их достаточно велико — до 12 человек в отдельных домохозяйствах.


Таким образом, можно видеть, что основные достижения цивилизации западной части Центральной Азии связаны с раз­витием ряда конкретных культур — бактрийской, парфянской, согдийской, хорезмийской, хотанской. Возможно, в рамках этих стран шел процесс консолидации древних этнических групп в отдельные народности — бактрийскую, парфянскую, согдийскую, хорезмийскую и др. Основные достижения культуры были свя­заны с развитием городов. В V в. городские центры приходят в упадок, их сменяют укрепленные усадьбы и замки. Как счи­тают советские историки, эти перемены были связаны не толь­ко с вторжением кочевых племен — хионитов и эфталитов, — но и с внутренним кризисом древней цивилизации, крушением ее социально-экономических основ.


История кушанов очень интересна.


На территории Бактрии складывается круп­нейшее государство древнего мира — Кушанская держава. Са­ма история ее возникновения и развития была одним из прояв­лений взаимозависимости исторических судеб и воздействия культурных связей, объединявших различные страны и народы центральноазиатского региона. Выше упоминалось, что по сви­детельству античных авторов, Греко-Бактрия, этот естественный предшественник империи Кушан, была сокрушена во II в. до н. э. кочевыми племенами, вторгшимися из-за Сырдарьи. По-видимому эта мощная племенная группа, именуемая в древ­некитайских источниках юэчжами, обрушилась на Греко-Бакт- рию. Скорее всего в нашествии приняли участие и другие пле­мена, в частности потомки древних саков. Вторжение кочевых племен привело к примечательному культурному и политическому синтезу. Первоначально после падения Греко-Бактрии на ее территории существовали мелкие политические образования, в том числе подчинявшиеся вождям кочевых племен, сокрушивших власть греко-бактрийских царей. Вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры, проявили себя рачительными и разумными хозяевами. Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии прово­дятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, носивший имя Герай, чеканит серебряные монеты со своим изображением в виде вооруженного всадника, но с надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал—. кочевых традиций и эллинистической государственности. Еще более интересно этническое самоназвание этого правителя — он именует себя «кушанцем». Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел к созданию огромной Куша некой держа­вы. Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил себе четы­ре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, потеснил, а затем и покорил представите­лей последних греческих династий. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царь царей». Эти события предпо­ложительно приходятся на I в. н. э. Новая держава делала по­пытки расширения своих владений по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердить­ся в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями показывает, что в состав его подданных вошло и индийское на­селение. При Кадфизе I центр Кушанского государства состав­ляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сы­не и преемнике основателя государства Кадфизе II. Он при­соединил к своей державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно вплоть до Бенареса. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского божества Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет династии Кушан сре- ди населения покоренных областей. I (аибольшую известность из числа кушанских правителей по­лучил Канишка, но по вопросу о датировке его правления су­ществуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего оно приходится на первую треть II в. н. э. При Каиишке произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей Стал город Пурушапура (совр. Пешавер). Более всего Каниш­ка известен как покровитель буддизма, одиако в этом скорее всего следует видеть трезвый расчет реального политика. На монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно редки. Зато в изобилии встречаются изо­бражения самых различных богов других религий. Здесь и гре­ческие Гелиос и Гефес, и авестийские Митра и Вретрагна, и многие другие. Поскольку кушанские владения на западе непосредственно Граничили с Парфией, а на востоке — с городами-государствами на территории современного Синьцзяна, нередки были и воен­ные столкновения с этими государствами. В период, предшест­вующий возникновению Кушанского государства, парфянское проникновение в Бактрию было весьма значительным, что на­шло отражение и в распространении парфянских монет, и в культурных влияниях. Но затем отношения на западных грани­цах кушан на несколько столетий стабилизировалис. Зато упорная борьба развернулась на восточных границах. В 90 г. в Восточном Туркестане появилась кушанская армия. Однако ре­шающих военных успехов добиться кушанам не удалось. Мест­ные владетели, маневрируя между влиянием кушан, хуинов и Китая, в начале II в. полностью восстановили независимость. Из наследников Канишки наиболее известны Хувишка и Ва- судева, правившие во II в. При них Кушанская держава сохра­няла свое могущество. Однако затем кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Особенно важными были события середины IV в., когда саса- нидские войска вторглись на территорию Бактрнн, а сасаннд- ские наместники на востоке носили титулы «царя кушан» или даже «великого царя кушан». Таков был закат некогда вели­кой империи. Отдельные кушанские владения оставались неза­висимыми, и в конце IV — начале V в. отмечается их некоторое возрождение. В это время происходит благоустройство городов, подправляются обветшавшие укрепления, строятся дворцы. Но единого кушанского государства, простиравшего свои границы от Ганга до Амударьи, уже не существовало. Вскоре вторже­ния кочевых племен и новое сасанидское давление приводят к упадку и этих позднекушанских правителей. Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрни, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения. Интенсивное развитие торговли и ремесел способствовало дальнейшему подъему городской жиз­ни. В торговле все большее значение приобретают денежные от­ношения. Об этом свидетельствуют многие сотни мелких мед­ных кушанских монет, связанных с розничной торговлей и в изобилии находимых при раскопках как крупных центров, так и мелких поселений. Все это благоприятствовало возникнове­нию новых городов и росту старых центров. Есть основания считать, что значительная часть жителей Бактрии жила в посе­лениях городского типа. Особенно интересны города прямо­угольного плана, построенные под эгидой центральной власти. Здесь налицо четкие градостроительные и фортификационные каноны. Таковы городища Зар-тепе и Дальверзин на юге со­временного Узбекистана, Беграм и Дильберджин в Афгани­стане. Большие и малые кушанские города, как ранее существовав­шие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Большое значе­ние имели торговые связи с западными странами — Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Эта торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индии. Сухопутная дорога уходила на север через Фер­ганскую долину в Китай. Многочисленные товары, двигавшиеся по этим торговым путям, были очень разнообразны. В Рим шли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость , сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом н чатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шелк,кожи и другие изделия. Крупнейшую международную торгое-.Г артерию того времени, как указывалось выше, иногда даже именовали «Великим шелковым путем». Из Рима доставляя ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия стекла и драгоценных металлов, статуи и различные ьншъ. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются аа территории Кушанской империи. Сама Кушанская держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во гла­ве с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийний культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный государственный аппарат, в кото­ром существовало множество рангов и градаций. Известны ти­тулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «началь­ников границ» и некоторые другие. Едва ли не наиболее значительным достижением кушанского времени является высокий уровень культуры, представляю­щий собой зенит в развитии древних цивилизаций западней части Центральной Азии. В кушанской культуре при всех ее локальных и временных различиях в творческом единстве были сплавлены достижения древней местной цивилизации древнево­сточного типа, животворные начала эллинизма, утонченность искусства Индии и порывистый стиль, принесенный кочевыми племенами из степных просторов Азии. Начальный этап этого синтетического кушанского искусства хорошо представлен ма­териалами из погребений знати, открытых советскими археоло­гами в Северном Афганистане на поселении Тилля-тепе. Усоп­шие были помещены в могилах в богатейших одеждах, расши­тых золотыми украшениями. Тисненые и литые золотые застеж­ки, бляшки, ножны кинжалов, подвески щедро украшены встав­ками из жемчуга, бирюзы и лазурита. Здесь прослеживается не­сколько художественных традиций, повлиявших на раннекушан- скую культуру. Так, сюжеты и манера исполнения сцен терза­ния зверей, сцепившихся в непрерывном клубке, фигуры живот­ных, полные напряженной экспрессии, крылатые драконы — все это уводит нас в мир художественной культуры кочевых пле­мен Азии. Другая группа сюжетов представляет чисто антич­ную линию. Таковы фигура воина в парадных доспехах маке­донского типа, женщина, сидящая на льве, веселящийся силен с ритоном в руках. Многие изображения сложны и пока не мо­гут быть должным образом интерпретированы; возможно, они воспроизводят местные, бактрийские образы, выступающие в сочетании с эллинистическими и индийскими воздействиями. По находкам монет захоронения могут быть датированы 1 и. до н. э. — первой половиной I в. и, э. Это был уже ранний этап культурной интеграции, истоки замечательной кушанской куль­туры. Носителями новых культурных эталонов, дающих устой­чивый набор от бытовой носуды до предметов культа, стано­вятся кушанские города. Эта своего рода урбанизированная культура проникает, так же как и денежные отношения, в сель­ские поселения. Как уже



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика