Вьетнам с середины XVII в. до 60-х годов XIX в.
В конце XVII в. Дайвьет (средневековое название Вьетнама) занимал территорию, близкую к современным государственным границам. Номинально в стране правила династия Ле; но фактически Дайвьет был разделен на северное государство, где правил тюа (главный сановник) из рода Чинь, и южное, где правил тюа из рода Нгуэн. Оба рода вели между собой кровопролитные войны.
Дайвьет представлял собой аграрную страну с высокоразвитым сельским хозяйством, основанным на поливном рисоводстве. Оно, наряду с разведением некоторых суходольных культур (кукуруза, просо, соя и др.), преобладало в долинах, населенных вьетнамцами. Вьетнамцы широко применяли плуг, имелась сложная система искусственного орошения, находившаяся под контролем государства. Значительную роль играло разведение шелковицы и хлопчатника. Жители гор занимались подсечно-переложным земледелием на неорошаемых землях, скотоводством и охотой. Города в основном представляли собой торгово-административные центры небольших размеров, разбросанные по провинциям. Крупные города с развитым ремеслом располагались по большим рекам и на побережье. В них большое развитие получили цехи и гильдии, впрочем, никогда не игравшие важной роли в городском управлении, осуществлявшемся правительственными чиновниками. Часть ремесленников, особенно в столицах, работала непосредственно на государство и находилась под его контролем. В целом Вьетнам снабжался почти полностью изделиями собственного ремесла (включая огнестрельное оружие), активная торговля велась только с европейскими державами (через морские порты) и Китаем (в основном через сухопутную границу). На втором месте во внешней торговле стояли страны Юго-Восточной Азии и горные народы вдоль западных границ страны.
Внутренняя торговля и товарно-денежные отношения развивались в XVII—XVIII вв. весьма интенсивно; этому способствовало наличие двух крупных центров сельскохозяйственного производства (дельта Красной реки и дельта Меконга), из которых второй поставлял недостающее продовольствие в первый и в центральные районы страны, а также то, что север был основным поставщиком полезных ископаемых, а юг — тропических культур. Важную роль играла торговля солью, добывавшейся на морском побережье и распространявшейся по всей стране.
С середины XVII в. во Вьетнаме быстрыми темпами шел распад общинного хозяйства, еще крепкого в XV в., возникало мелкое поместное феодальное землевладение наряду с ранее существовавшим крупным.
Ослабление общины было закономерным следствием роста производительных сил, создавшего объективные возможности ведения крестьянином самостоятельного хозяйства и ослаблявшего заинтересованность наиболее зажиточных слоев общинников во взаимопомощи. Прекращение переделов способствовало переходу части богатых крестьян в ряды чиновников и мелких феодальных землевладельцев, ускоряло разорение беднейших слоев общинников. Разорение значительных районов в годы войн 1627—1672 гг. привело к тому, что население массами переходило в новые районы, где оно становилось феодально зависимым. Были две крупные феодалы : на сёвере — Чиней, на юге — Нгуэнов.
Государство Чиней в XVIII в.
В северном государстве формально царствовала общевьетнамская династия Ле, а фактически власть уже около двухсот лет была сосредоточена в семье наследственных тюа (должность, дававшая право на значительные земельные владения) из рода Чинь. Тюа правили страной, опираясь на чиновников и армию, основу которой составляли мелкопоместные феодалы. Крестьянство в государстве Чиней в XVIII в. задыхалось под двойным гнетом помещиков и феодальной бюрократии* который был особенно силен на севере, где без изменений сохранился громоздкий чиновничий аппарат, созданный еще в XVI в., в период расцвета феодальной бюрократии. Частнопомещичье землевладение фактически развивалось с XVI в., но до появления закона 1723 г. оно не было официально признано. Община была задавлена мелочной регламентацией и бесконечными поборами. Невозможность для крестьян севера, в отличие от юга, уйти на новые земли также способствовала произвольному увеличению поборов со стороны помещиков.
Города и внутренняя торговля были достаточно развиты, внешняя торговля была незначительной. Быстрее других росли горнодобывающая промышленность, достигшая в богатых ископаемыми горах Северного Вьетнама большого развития.
Со второй четверти XVIII в. население государства Чиней вступила в полосу затяжных голодовок. Начались частые крестьянские восстания. Но феодальное государство пыталось удержать поступление риса и денег с крестьян на прежнем уровне. В 1728 г. был повышен поземельный налог, в 1744 г. государственные органы стали проводить принудительную закупку всего риса, сверх установленной крестьянам для прокормления нормы. Тем же целям служило запрещение всем подданным предпочитать какой-либо тип старой или новой монеты и отказываться от остальных видов монет. Все это лишь усиливало недовольство.
Наиболее сильным было восстание, возглавленное Нгуэн Хыу Кау, по прозвищу Куан Хе, который объявил себя в 1743 г. «великим полководцем, защитником народа». Конфискуя запасы богачей и государства, он организовал раздачу риса беднякам, что обеспечило ему массовую поддержку. Куан Хе создал дисциплинированную армию в несколько десятков тысяч человек, завладел цитаделью Кинь-бак, нанес поражение двум чиньским полководцам; его войска приблизились к столице и угрожали ей. Борьба Нгуэн Хыу Кау продолжалась восемь лет (1743—1751 гг.); лишь в 1751 г. полководец Фам Динь Фунг смог разбить крестьянские войска у моря в провинции Нге-ан.
Другой вождь восставших крестьян Нгуэн Зань Фыонг по прозвищу Куан Хео в течение одиннадцати лет (1740—1751) был фактическим правителем горных провинций Тай-нгуэн и Тюен-куанг.
Репрессии, с которыми феодалы государства Чиней обрушились на крестьян, обусловили временное (на тридцать лет) ослабление крестьянских движений в этой части Дайвьета.
Но так как правительство Чиней не провело сколько-нибудь значительных реформ, не сделало почти никаких уступок крестьянам, восстания сделались в дальнейшем еще более грозными. В обстановке крестьянских восстаний государство Чиней не могло осуществить большинства своих мероприятий. Закон 1744 г. о создании резервных запасов риса на случай голодовок не проводился в жизнь, и в 1751 г. тюа Чинь Зоань (1740—1767 гг.) прибег к другим финансовым мероприятиям. Возможно, приход его к власти был вызван неудачами предшествующего периода и поддержан теми силами, которые требовали реформ при предшествующем тюа. Чинь Зоань ввел налог на принявшую широкие размеры торговлю рисом (ранее запрещенную), и вскоре этот шаг стал источником значительных налоговых поступлений, отчего не менее значительным стало недовольство торговцев и крестьян. Были сделаны некоторые уступки крестьянам: заброшенные земли передавались военным колонистам и просто крестьянам близлежащих районов (1751 — 1756 гг.), но таких земель было мало и надолго их хватить не могло. Тем не менее 50-е и 60-е годы не были отмечены крупными восстаниями.
К концу 70-х годов XVIII в. феодалам севера удалось временно подавить и вооруженные выступления сторонников отстраненной от власти династии Ле. Но «спокойствие» было непрочным, как показала быстрая гибель государства Чиней под ударами повстанцев-тэйшонов в 80-х годах, во многом обусловленная поддержкой тэйшонов крестьянами и сторонниками Ле.
В последней четверти XVIII в. на севере страны расширилась деятельность испанских миссионеров, но особых успехов они не добились.
Государство Нгуэнов XVIII в.
Несколько иным было положение в южном государстве Нгуэнов. При аналогичном северу государственном устройстве социально- экономическая структура юга обладала некоторыми особенностями. Большая часть населения состояла здесь из недавних переселенцев, менее связанных общинными и иерархическими традициями, поэтому южновьетнамское общество быстрее восприняло то новое, что возникало в эти годы во Вьетнаме. Этому немало способствовало и обилие свободных земель, облегчавшее создание мелкопоместного феодального землевладения. Во многом изменению организации господствующего класса помогло то, что он, особенно военная каста, формировался на юге из различных слоев общества, в значительной степени из феодали- зирующейся верхушки богатого крестьянства, поскольку титулованные носители феодально-бюрократических традиций «золотого» XV в. в большинстве остались на севере. Важным фактором внутреннего развития государства, где правили тюа из дома Нгуэнов, были также крупные торговые города с многовековыми морскими связями, ставшие центрами международной торговли еще в более ранний период. Поэтому в государстве Нгуэнов, особенно в его южной части, значительную роль играли мелкопоместные феодалы и купечество торговых и ремесленных центров — городов Фанзянга, Сайгона (Зя-диня) и др. Имелась на юге и еще одна группа населения, отсутствующая на севере, а именно военные поселенцы-земледельцы, находившиеся в более благоприятных условиях, чем остальное крестьянство. Они несли военную службу во вновь присоединенных областях крайнего юга, платили меньше налогов, имели большую внутреннюю самостоятельность: в мирное время сохраняли военную организацию и оружие. Получив свою землю от Нгуэнов, причем в большем количестве, чем другие жители южного государства, они были наиболее надежной опорой тюа.
Связь внутри общинной организации, как на севере южного государства (современный Центральный Вьетнам), так, и особенно, на юге, в дельте Меконга, была более слабой, чем на севере Дайвьета, а выход из общины был облегчен. Указанные факторы особенно сильно действовали в южной части государства Нгуэнов, центром которой был крупный ремесленный и торговый город Сайгон. На старых землях Нгуэнов, в узких долинах Центрального Вьетнама, экономическое положение крестьян было близко к их положению на севере, у Чиней.
Экономический кризис середины XVIII в., затяжные голодовки, рост цен, восстания и ослабление центральной власти охватили и государство Нгуэнов. В правление тюа Во Выонга (1738—1765 гг.) в стране росла нищета, обесценивались деньги (покупательная способность их упала почти вдвое). Но в целом кризис не имел столь серьезных последствий и не привел в то время к таким крупным классовым битвам, как на севере. Зато среди самих феодалов юга в это время нарастали резкие противоречия, ослабившие государство не только внутри, но и во внешнеполитическом отношении. Все более усиливалась борьба между придворной группой сановника Чыонг Фук Лоаня, которому Во Выонг в последний период своего правления практически передал всю власть, и феодалами провинций, особенно южных, поддерживавших одного из •его сыновей. После смерти Во Выонга Чыонг Фук Лоань возвел на престол не старшего сына Во Выонга, а сына от наложницы, при котором был регентом, фактическим правителем страны.
Все это происходило в условиях учащавшихся крестьянских выступлений. Горожане также были крайне недовольны политикой регента. Ему приходилось вести напряженную борьбу с крестьянскими отрядами, феодальной и городской оппозицией. Контроль над чиновниками быстро ослабевал, особенно в провинциях.
На юг Вьетнама с конца XVII в. прибывало все большее число католических, в основном французских, миссионеров. Они способствовали колониальному проникновению, добивались создания прослойки вьетнамцев-христиан, на которых они хотели опереться, как это было сделано в Сиаме. Миссионеры собирали сведения, детально изучали положение в стране. Впоследствии они стали все более вмешиваться во внутренние дела Вьетнама, действуя как агентура Франции.
Восстание тэишонов
В середине 60-х годов XVIII в. центральные провинции государства Нгуэнов стали ареной действий многочисленных крестьянских отрядов, ведших борьбу с провинциальными войсками. Один из таких отрядов возник в 1771 г. в провинции Кюи-ньон, в Западных горах, откуда взяло свое название все движение (тэй шон — западная гора).
К 1776 г. восставшие контролировали уже две провинции, отрезав столицу — г. Фу-суан (совр. Хюэ) от южных областей. Повстанцы изгоняли чиновников, отнимали имущество у феодалов и делили его между крестьянами. Феодалов, оказывавших упорное сопротивление, они убивали. Некоторые из феодалов переходили в лагерь повстанцев.
Многие руководители тэйшонского движения были выходцами из горожан, из ремесленников и торговцев. Кроме того, были и представители господствующего класса, преимущественно мелкие чиновники.
В начале восстания во главе повстанцев стояли три брата: Нгуэн Ван Няк — мелкий чиновник, Нгуэн Ван Лы — буддийский монах и Нгуэн Ван Хюэ — мелкий торговец.
Надо отметить отсутствие какой-либо религиозной окраски движения. Основными экономическими лозунгами было уменьшение налогов, перераспределение имущества, освобождение общины от гнета поместных и.чиновных феодалов. В политической области повстанцы требовали передачи власти «законной» династии Ле и выдвижения своих вождей на высшие посты в государстве.
Воспользовавшись ослаблением власти Нгуэнов, Чини начали вторжение с севера. Нгуэны были вынуждены оставить столицу. Оставленные районы были заняты тэйшонами и войсками Чиней. В первое время между ними не было резких столкновений, поскольку ни одна сторона не обладала видимым перевесом. Тэйшоны формально подчинились династии Ле,’ а Чини роздали их вождям феодальные титулы, номинально включив занятые тэйшонами области в состав государства Чиней. Этот союз привел к быстрой феодализации руководящих слоев движения. Тэйшоны восстанавливали общинные порядки в деревне. Вместе с тем происходил рост налогов, увеличение чиновничьего аппарата. В процессе создания государственной организации значительная часть руководства тэйшонов превращалась в типичных представителей феодальной бюрократии. Возникали новые феодалы, земельные владения которых создавались в определенной степени за счет владений династии Нгуэнов и ее сторонников. Практически с начала восьмидесятых годов можно говорить о перерождении верхушки движения, о складывании феодального государства с сильной феодальной бюрократией.
Однако новым феодалам приходилось делать уступки крестьянам, отчего положение крестьян в государстве тэйшонов было несравненно лучше, чем в государстве Чиней.
Начавшаяся вскоре война тэйшонов с Чинями быстро окончилась победой тэйшонов, руководимых Нгуэн Ван Хюэ. Это было обусловлено поддержкой крестьян и наличием у тэйшонов сплоченной, закаленной в боях армии. После победы власть была формально передана Ле, но фактически сосредоточилась в руках Нгуэн Ван Хюэ и его окружения. В Центральном Вьетнаме правил старший брат — Нгуэн Ван Няк, на юге воевал с Нгуэнами средний брат — Нгуэн Ван Лы. На севере ряды тэйшонов пополнили чиновники Чиней и Ле, чья враждебность к движению ослабевала по мере его феодализации.
Вскоре между новыми правителями начались разногласия, которые приводили к частым военным столкновениям, разорявшим страну. Резко усилилось недовольство крестьян. Всем этим воспользовались Нгуэны, сохранившие некоторые позиции на юге. Под давлением тэй- шонских войск Нгуэны несколько раз оставляли Сайгон, но после отхода главных сил тэйшонов на север им удавалось снова овладевать этим городом.
Энергичный руководитель феодалов юга Нгуэн Фук Ань (будущий император Жя Лаунг) пользовался активной поддержкой мелкопоместных феодалов юга, чьи права были им расширены в 1780 г., и военных поселенцев (дондиенов). Опираясь также на поддержку сайгонского купечества и используя военную помощь французских купцов и миссионеров, активно проникающих во Вьетнам, он смог с 1788 г. перейти к активным действиям. За год до этого был подписан Версальский договор 1787 г., по которому Франция за территориальные и экономические уступки со стороны Нгуэн Фук Аня обещала ему военную помощь. Некоторое количество наемников и оружия было ввезено во Вьетнам- главой французских миссионеров, епископом Адранским, Пиньо де Беэ- ном. Реорганизованная европейцами и вооруженная современным оружием 150-тысячная армия феодалов юга начала наступление на ослабленных внутренними распрями тэйшонов, уже не пользовавшихся столь, широкой поддержкой крестьян, как раньше. К тому же силы тэйшонов были подорваны тяжелой войной с китайскими феодалами, пытавшимися помочь своим вьетнамским соседям в борьбе с восставшими крестьянами. Одноврехменно произошло изменение в отношении к восстанию купечества крупных городов, чья торговля сильно пострадала в период войн. Стремясь к внутреннему порядку, купцы юга видели возможность, его установления лишь в возвращении к власти Нгуэнов. И, наконец,, внутренняя политика тэйшонов все более восстанавливала против них. поместных феодалов, которые все решительнее поддерживают Нгуэн Фук Аня. В 1792—1802 гг. Нгуэн Фук Ань постепенно вытеснил тэйшонов из Центрального Вьетнама — родины и основной базы движения. Север, куда тэйшоны пришли уже после образования нового феодального государства, был им завоеван в течение нескольких месяцев. В 1802 г. Нгуэн Фук Ань стал императором единого Вьетнама под именем Жя Лаунга.