История Вьетнама : вторая часть - «История стран мира» » «Территория Заблуждений»
Меню

История стран мира

Добавлено: 02-дек-2018, 18:33

История Вьетнама : вторая часть - «История стран мира»


История Вьетнама : вторая часть - «История стран мира»
Реформы Жя Лаунга


(1802—1820) составляли прежде всего мелкопоместные частные землевладельцы, которым он передал власть на местах. Он продолжал использовать феодальную бюрократию, сильно ослабленную событиями конца XVIII в., и в значительной степени учитывал интересы городских кругов, прежде всего торговцев, сыгравших значительную роль в ходе борьбы с тэйшонами. Опираясь на эти социальные слои, Жя Лаунг приступил к осуществлению широкой программы реформ, отвечавших потребностям феодального Вьетнама. Определенное влияние на его деятельность оказывала новая внешнеполитическая обстановка, характеризующаяся усилением колониальной экспансии европейских держав и США на Дальнем Востоке в начале XIX в.

Жя Лаунг использовал европейцев как специалистов, не делая им серьезных уступок, условия неравноправного Версальского договора 1787 г. не были им выполнены. Вьетнаму удалось отразить попытки  европейской агрессии в первой половине XIX в. Страна переживала период экономического подъема. В этих условиях Жя Лаунг приступил к проведению реформ.


Первым мероприятием Жя Лаунга был перемер всей земли и учет населения. Были составлены новые карты.

После временных уступок крестьянам, связанных с опасениями повторения восстаний и с желанием привлечь их на сторону новой династии (отмена налогов в год восшествия на престол и т. д.), Жя Лаунг переходит к внедрению детализированной системы налогового гнета, тяжело легшей на крестьянство и городские низы. Новое законодательство полностью освобождало от налогов помещиков и чиновников, людей, сдавших экзамен на должность, и детей крупных вельмож. Некоторыми льготами пользовались крестьяне до 20 лет, семьи некоторых категорий чиновников и солдат. Основным эксплуатируемым населением были крестьяне и ремесленники от 20 до 50 лет, платившие подушный и поземельный налог, несшие трудовую повинность в пользу государства и обязанные служить в армии. Ремесленники и купцы отчисляли определенный процент от произведенной продукции и с торгового оборота. Налог этот взимался в денежной форме или натурой.

В сельском хозяйстве одновременно с усилением налогового гнета был проведен ряд мероприятий по устранению возможных злоупотреблений местных властей. Налоги стали более дифференцированными в зависимости от плодородия почвы, возделываемых культур. Эти показатели регулярно пересматривались. Несмотря на значительный общий размер налогов, отсутствие массовых злоупотреблений в период правления Жя Лаунга, когда государственный аппарат находился под строгим контролем, временно улучшило положение крестьян. Общинная организация деревни распалась и фактически была заменена административными объединениями податных крестьян. В эти объединения включались только мужчины от 18 до 60 лет. Различные категории лично зависимых находились вне этой организации.

Помещики в империи Жя Лаунга получили признание своих земельных владений. Это было крупное изменение в социальных отношениях во Вьетнаме. Новые законодательные положения были реализованы при составлении кадастра. Кадастровые списки составлялись раз в пять лет в трех экземплярах: для ведомства финансов, для провинциального управления и для деревенских властей.

Надежной гарантией прав помещиков было введение помещичьего  самоуправления на местах, изъятие из ведения государства ряда вопросов местного характера.


  Жя Лаунг убрал правительственных чиновников из волости и де­ревни. Местная администрация избиралась из среды помещиков. Чинов­ники были переведены на жалованье, они стали служащими государ­ства, перестав быть обязательно землевладельцами.

Все многообразие чиновничьих рангов конца XVIII в. в двух вьет­намских государствах было сведено к девяти рангам, каждый по два класса. Чиновники комплектовались из лиц, сдавших экзамены при различных государственных учреждениях. Лишь дети крупных вельмож наследовали чиновничье звание, но не отцовское, а гораздо ниже. Тео­ретически происхождение не было препятствием для сдачи экзаменов,., но на практике лишь дети помещиков, купцов, владельцев крупных, мастерских и чиновников да части богатых крестьян могли участвовать, в конкурсах. Причем после сдачи экзаменов чиновник направлялся на свободную вакансию, а не на место своего отца.


Центральный аппарат был построен следующим образом: главой’ государства был хоанг — император, не ограниченный никаким советом крупных феодалов или императорской семьи. Все дела были сосредото­чены в шести ведомствах. Ведомство чинов занималось назначением и сменой чиновников, раздачей наград, редактированием и составлением указов. Ведомство финансов — подсчетом доходов, поступлений, нало­гов, контролировало уровень цен. Ведомство обрядов руководило цере­мониями, конкурсами, следило за награждением выдающихся поддан­ных (не за служебные заслуги). Военное ведомство набирало офицеров,, проводило мобилизацию, руководило армией, контролировало внутрен­ний порядок в стране. Ведомство наказаний следило за выполнением законов, за наказаниями, контролировало исполнение судебных реше­ний. Ведомство общественных работ организовывало строительство* общественных зданий, крепостей, военных кораблей, набор рабочей силы и закупку строительных материалов. Каждое ведомство возглав­лялось коллегией из пяти человек. Если между ними не было единогла­сия, вопрос решался императором. Вся система контролировалась палатой цензоров, располагавшей своим центральным и местным аппа­ратом. Члены палаты пользовались правом личного доклада императо­ру. Помимо ведомств имелось управление водного транспорта, охрана государственной казны и т. д. Внешнеполитическими связями занима­лись в личной канцелярии императора.



Страна была разделена на 24 провинции и 4 столичные области. Провинции были объединены в северную, центральную и южную груп­пы с наместником во главе. Администрация провинции состояла из гу­бернатора, вице-губернатора, казначея и судьи. Мелкие административ­ные единицы управлялись только чиновниками низших рангов. В воло­стях и деревнях правили выборные из помещиков.



После смерти Жя Лаунга в 1820 г. вспыхнула острая борьба за власть между его сторонни­ками и противниками. Последним удалось посадить на трон своего ставленника, Минь Манга. В 1833 г. борьба перешла в вооруженное столкновение, окончившееся в 1835 г. победой Минь Манга. За этим по­следовала отмена многих реформ Жя Лаунга. Начались массовые пре­следования вьетнамских христиан. Минь Манг запретил въезд в страну иностранцам, стремился всячески укреплять традиционные конфуциан­ские устои, возобновил тесные контакты с Китаем. В области образова­ния, военного дела многие нововведения предшествующего правления были отменены.


В правление Минь Манга произошло ослабление позиций Вьетна­ма как в области внешней, так и внутренней политики.


Политика закрытой страны проводилась преемниками Минь Манга. Это проявлялось в отказе от контактов с европейскими державами и. США, в преследовании миссионеров и ограничении деятельности хри- стиан-вьетнамцев.


Во второй половине XIX в. Франция, ведшая при Наполеоне III активную колонизаторскую политику, начала войну в Индокитае.


Реформы Жя Лаунга (1802—1820) составляли прежде всего мелкопоместные частные землевладельцы, которым он передал власть на местах. Он продолжал использовать феодальную бюрократию, сильно ослабленную событиями конца XVIII в., и в значительной степени учитывал интересы городских кругов, прежде всего торговцев, сыгравших значительную роль в ходе борьбы с тэйшонами. Опираясь на эти социальные слои, Жя Лаунг приступил к осуществлению широкой программы реформ, отвечавших потребностям феодального Вьетнама. Определенное влияние на его деятельность оказывала новая внешнеполитическая обстановка, характеризующаяся усилением колониальной экспансии европейских держав и США на Дальнем Востоке в начале XIX в. Жя Лаунг использовал европейцев как специалистов, не делая им серьезных уступок, условия неравноправного Версальского договора 1787 г. не были им выполнены. Вьетнаму удалось отразить попытки европейской агрессии в первой половине XIX в. Страна переживала период экономического подъема. В этих условиях Жя Лаунг приступил к проведению реформ. Первым мероприятием Жя Лаунга был перемер всей земли и учет населения. Были составлены новые карты. После временных уступок крестьянам, связанных с опасениями повторения восстаний и с желанием привлечь их на сторону новой династии (отмена налогов в год восшествия на престол и т. д.), Жя Лаунг переходит к внедрению детализированной системы налогового гнета, тяжело легшей на крестьянство и городские низы. Новое законодательство полностью освобождало от налогов помещиков и чиновников, людей, сдавших экзамен на должность, и детей крупных вельмож. Некоторыми льготами пользовались крестьяне до 20 лет, семьи некоторых категорий чиновников и солдат. Основным эксплуатируемым населением были крестьяне и ремесленники от 20 до 50 лет, платившие подушный и поземельный налог, несшие трудовую повинность в пользу государства и обязанные служить в армии. Ремесленники и купцы отчисляли определенный процент от произведенной продукции и с торгового оборота. Налог этот взимался в денежной форме или натурой. В сельском хозяйстве одновременно с усилением налогового гнета был проведен ряд мероприятий по устранению возможных злоупотреблений местных властей. Налоги стали более дифференцированными в зависимости от плодородия почвы, возделываемых культур. Эти показатели регулярно пересматривались. Несмотря на значительный общий размер налогов, отсутствие массовых злоупотреблений в период правления Жя Лаунга, когда государственный аппарат находился под строгим контролем, временно улучшило положение крестьян. Общинная организация деревни распалась и фактически была заменена административными объединениями податных крестьян. В эти объединения включались только мужчины от 18 до 60 лет. Различные категории лично зависимых находились вне этой организации. Помещики в империи Жя Лаунга получили признание своих земельных владений. Это было крупное изменение в социальных отношениях во Вьетнаме. Новые законодательные положения были реализованы при составлении кадастра. Кадастровые списки составлялись раз в пять лет в трех экземплярах: для ведомства финансов, для провинциального управления и для деревенских властей. Надежной гарантией прав помещиков было введение помещичьего самоуправления на местах, изъятие из ведения государства ряда вопросов местного характера. Жя Лаунг убрал правительственных чиновников из волости и де­ревни. Местная администрация избиралась из среды помещиков. Чинов­ники были переведены на жалованье, они стали служащими государ­ства, перестав быть обязательно землевладельцами. Все многообразие чиновничьих рангов конца XVIII в. в двух вьет­намских государствах было сведено к девяти рангам, каждый по два класса. Чиновники комплектовались из лиц, сдавших экзамены при различных государственных учреждениях. Лишь дети крупных вельмож наследовали чиновничье звание, но не отцовское, а гораздо ниже. Тео­ретически происхождение не было препятствием для сдачи экзаменов,., но на практике лишь дети помещиков, купцов, владельцев крупных, мастерских и чиновников да части богатых крестьян могли участвовать, в конкурсах. Причем после сдачи экзаменов чиновник направлялся на свободную вакансию, а не на место своего отца. Центральный аппарат был построен следующим образом: главой’ государства был хоанг — император, не ограниченный никаким советом крупных феодалов или императорской семьи. Все дела были сосредото­чены в шести ведомствах. Ведомство чинов занималось назначением и сменой чиновников, раздачей наград, редактированием и составлением указов. Ведомство финансов — подсчетом доходов, поступлений, нало­гов, контролировало уровень цен. Ведомство обрядов руководило цере­мониями, конкурсами, следило за награждением выдающихся поддан­ных (не за служебные заслуги). Военное ведомство набирало офицеров,, проводило мобилизацию, руководило армией, контролировало внутрен­ний порядок в стране. Ведомство наказаний следило за выполнением законов, за наказаниями, контролировало исполнение судебных реше­ний. Ведомство общественных работ организовывало строительство* общественных зданий, крепостей, военных кораблей, набор рабочей силы и закупку строительных материалов. Каждое ведомство возглав­лялось коллегией из пяти человек. Если между ними не было единогла­сия, вопрос решался императором. Вся система контролировалась палатой цензоров, располагавшей своим центральным и местным аппа­ратом. Члены палаты пользовались правом личного доклада императо­ру. Помимо ведомств имелось управление водного транспорта, охрана государственной казны и т. д. Внешнеполитическими связями занима­лись в личной канцелярии императора. Страна была разделена на 24 провинции и 4 столичные области. Провинции были объединены в северную, центральную и южную груп­пы с наместником во главе. Администрация провинции состояла из гу­бернатора, вице-губернатора, казначея и судьи. Мелкие административ­ные единицы управлялись только чиновниками низших рангов. В воло­стях и деревнях правили выборные из помещиков. После смерти Жя Лаунга в 1820 г. вспыхнула острая борьба за власть между его сторонни­ками и противниками. Последним удалось посадить на трон своего ставленника, Минь Манга. В 1833 г. борьба перешла в вооруженное столкновение, окончившееся в 1835 г. победой Минь Манга. За этим по­следовала отмена многих реформ Жя Лаунга. Начались массовые пре­следования вьетнамских христиан. Минь Манг запретил въезд в страну иностранцам, стремился всячески укреплять традиционные конфуциан­ские устои, возобновил тесные контакты с Китаем. В области образова­ния, военного дела многие нововведения предшествующего правления были отменены. В правление Минь Манга произошло ослабление позиций Вьетна­ма как в области внешней, так и внутренней политики. Политика закрытой страны проводилась преемниками Минь Манга. Это проявлялось в отказе от контактов с европейскими державами и. США, в преследовании миссионеров и ограничении деятельности хри- стиан-вьетнамцев. Во второй половине XIX в. Франция, ведшая при Наполеоне III активную колонизаторскую политику, начала войну в Индокитае.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости