История Вьетнама : вторая часть - «История стран мира» » «Территория Заблуждений»
Меню

История стран мира

Добавлено: 02-дек-2018, 18:33

История Вьетнама : вторая часть - «История стран мира»


История Вьетнама : вторая часть - «История стран мира»
Реформы Жя Лаунга


(1802—1820) составляли прежде всего мелкопоместные частные землевладельцы, которым он передал власть на местах. Он продолжал использовать феодальную бюрократию, сильно ослабленную событиями конца XVIII в., и в значительной степени учитывал интересы городских кругов, прежде всего торговцев, сыгравших значительную роль в ходе борьбы с тэйшонами. Опираясь на эти социальные слои, Жя Лаунг приступил к осуществлению широкой программы реформ, отвечавших потребностям феодального Вьетнама. Определенное влияние на его деятельность оказывала новая внешнеполитическая обстановка, характеризующаяся усилением колониальной экспансии европейских держав и США на Дальнем Востоке в начале XIX в.

Жя Лаунг использовал европейцев как специалистов, не делая им серьезных уступок, условия неравноправного Версальского договора 1787 г. не были им выполнены. Вьетнаму удалось отразить попытки  европейской агрессии в первой половине XIX в. Страна переживала период экономического подъема. В этих условиях Жя Лаунг приступил к проведению реформ.


Первым мероприятием Жя Лаунга был перемер всей земли и учет населения. Были составлены новые карты.

После временных уступок крестьянам, связанных с опасениями повторения восстаний и с желанием привлечь их на сторону новой династии (отмена налогов в год восшествия на престол и т. д.), Жя Лаунг переходит к внедрению детализированной системы налогового гнета, тяжело легшей на крестьянство и городские низы. Новое законодательство полностью освобождало от налогов помещиков и чиновников, людей, сдавших экзамен на должность, и детей крупных вельмож. Некоторыми льготами пользовались крестьяне до 20 лет, семьи некоторых категорий чиновников и солдат. Основным эксплуатируемым населением были крестьяне и ремесленники от 20 до 50 лет, платившие подушный и поземельный налог, несшие трудовую повинность в пользу государства и обязанные служить в армии. Ремесленники и купцы отчисляли определенный процент от произведенной продукции и с торгового оборота. Налог этот взимался в денежной форме или натурой.

В сельском хозяйстве одновременно с усилением налогового гнета был проведен ряд мероприятий по устранению возможных злоупотреблений местных властей. Налоги стали более дифференцированными в зависимости от плодородия почвы, возделываемых культур. Эти показатели регулярно пересматривались. Несмотря на значительный общий размер налогов, отсутствие массовых злоупотреблений в период правления Жя Лаунга, когда государственный аппарат находился под строгим контролем, временно улучшило положение крестьян. Общинная организация деревни распалась и фактически была заменена административными объединениями податных крестьян. В эти объединения включались только мужчины от 18 до 60 лет. Различные категории лично зависимых находились вне этой организации.

Помещики в империи Жя Лаунга получили признание своих земельных владений. Это было крупное изменение в социальных отношениях во Вьетнаме. Новые законодательные положения были реализованы при составлении кадастра. Кадастровые списки составлялись раз в пять лет в трех экземплярах: для ведомства финансов, для провинциального управления и для деревенских властей.

Надежной гарантией прав помещиков было введение помещичьего  самоуправления на местах, изъятие из ведения государства ряда вопросов местного характера.


  Жя Лаунг убрал правительственных чиновников из волости и де­ревни. Местная администрация избиралась из среды помещиков. Чинов­ники были переведены на жалованье, они стали служащими государ­ства, перестав быть обязательно землевладельцами.

Все многообразие чиновничьих рангов конца XVIII в. в двух вьет­намских государствах было сведено к девяти рангам, каждый по два класса. Чиновники комплектовались из лиц, сдавших экзамены при различных государственных учреждениях. Лишь дети крупных вельмож наследовали чиновничье звание, но не отцовское, а гораздо ниже. Тео­ретически происхождение не было препятствием для сдачи экзаменов,., но на практике лишь дети помещиков, купцов, владельцев крупных, мастерских и чиновников да части богатых крестьян могли участвовать, в конкурсах. Причем после сдачи экзаменов чиновник направлялся на свободную вакансию, а не на место своего отца.


Центральный аппарат был построен следующим образом: главой’ государства был хоанг — император, не ограниченный никаким советом крупных феодалов или императорской семьи. Все дела были сосредото­чены в шести ведомствах. Ведомство чинов занималось назначением и сменой чиновников, раздачей наград, редактированием и составлением указов. Ведомство финансов — подсчетом доходов, поступлений, нало­гов, контролировало уровень цен. Ведомство обрядов руководило цере­мониями, конкурсами, следило за награждением выдающихся поддан­ных (не за служебные заслуги). Военное ведомство набирало офицеров,, проводило мобилизацию, руководило армией, контролировало внутрен­ний порядок в стране. Ведомство наказаний следило за выполнением законов, за наказаниями, контролировало исполнение судебных реше­ний. Ведомство общественных работ организовывало строительство* общественных зданий, крепостей, военных кораблей, набор рабочей силы и закупку строительных материалов. Каждое ведомство возглав­лялось коллегией из пяти человек. Если между ними не было единогла­сия, вопрос решался императором. Вся система контролировалась палатой цензоров, располагавшей своим центральным и местным аппа­ратом. Члены палаты пользовались правом личного доклада императо­ру. Помимо ведомств имелось управление водного транспорта, охрана государственной казны и т. д. Внешнеполитическими связями занима­лись в личной канцелярии императора.



Страна была разделена на 24 провинции и 4 столичные области. Провинции были объединены в северную, центральную и южную груп­пы с наместником во главе. Администрация провинции состояла из гу­бернатора, вице-губернатора, казначея и судьи. Мелкие административ­ные единицы управлялись только чиновниками низших рангов. В воло­стях и деревнях правили выборные из помещиков.



После смерти Жя Лаунга в 1820 г. вспыхнула острая борьба за власть между его сторонни­ками и противниками. Последним удалось посадить на трон своего ставленника, Минь Манга. В 1833 г. борьба перешла в вооруженное столкновение, окончившееся в 1835 г. победой Минь Манга. За этим по­следовала отмена многих реформ Жя Лаунга. Начались массовые пре­следования вьетнамских христиан. Минь Манг запретил въезд в страну иностранцам, стремился всячески укреплять традиционные конфуциан­ские устои, возобновил тесные контакты с Китаем. В области образова­ния, военного дела многие нововведения предшествующего правления были отменены.


В правление Минь Манга произошло ослабление позиций Вьетна­ма как в области внешней, так и внутренней политики.


Политика закрытой страны проводилась преемниками Минь Манга. Это проявлялось в отказе от контактов с европейскими державами и. США, в преследовании миссионеров и ограничении деятельности хри- стиан-вьетнамцев.


Во второй половине XIX в. Франция, ведшая при Наполеоне III активную колонизаторскую политику, начала войну в Индокитае.


Реформы Жя Лаунга (1802—1820) составляли прежде всего мелкопоместные частные землевладельцы, которым он передал власть на местах. Он продолжал использовать феодальную бюрократию, сильно ослабленную событиями конца XVIII в., и в значительной степени учитывал интересы городских кругов, прежде всего торговцев, сыгравших значительную роль в ходе борьбы с тэйшонами. Опираясь на эти социальные слои, Жя Лаунг приступил к осуществлению широкой программы реформ, отвечавших потребностям феодального Вьетнама. Определенное влияние на его деятельность оказывала новая внешнеполитическая обстановка, характеризующаяся усилением колониальной экспансии европейских держав и США на Дальнем Востоке в начале XIX в. Жя Лаунг использовал европейцев как специалистов, не делая им серьезных уступок, условия неравноправного Версальского договора 1787 г. не были им выполнены. Вьетнаму удалось отразить попытки европейской агрессии в первой половине XIX в. Страна переживала период экономического подъема. В этих условиях Жя Лаунг приступил к проведению реформ. Первым мероприятием Жя Лаунга был перемер всей земли и учет населения. Были составлены новые карты. После временных уступок крестьянам, связанных с опасениями повторения восстаний и с желанием привлечь их на сторону новой династии (отмена налогов в год восшествия на престол и т. д.), Жя Лаунг переходит к внедрению детализированной системы налогового гнета, тяжело легшей на крестьянство и городские низы. Новое законодательство полностью освобождало от налогов помещиков и чиновников, людей, сдавших экзамен на должность, и детей крупных вельмож. Некоторыми льготами пользовались крестьяне до 20 лет, семьи некоторых категорий чиновников и солдат. Основным эксплуатируемым населением были крестьяне и ремесленники от 20 до 50 лет, платившие подушный и поземельный налог, несшие трудовую повинность в пользу государства и обязанные служить в армии. Ремесленники и купцы отчисляли определенный процент от произведенной продукции и с торгового оборота. Налог этот взимался в денежной форме или натурой. В сельском хозяйстве одновременно с усилением налогового гнета был проведен ряд мероприятий по устранению возможных злоупотреблений местных властей. Налоги стали более дифференцированными в зависимости от плодородия почвы, возделываемых культур. Эти показатели регулярно пересматривались. Несмотря на значительный общий размер налогов, отсутствие массовых злоупотреблений в период правления Жя Лаунга, когда государственный аппарат находился под строгим контролем, временно улучшило положение крестьян. Общинная организация деревни распалась и фактически была заменена административными объединениями податных крестьян. В эти объединения включались только мужчины от 18 до 60 лет. Различные категории лично зависимых находились вне этой организации. Помещики в империи Жя Лаунга получили признание своих земельных владений. Это было крупное изменение в социальных отношениях во Вьетнаме. Новые законодательные положения были реализованы при составлении кадастра. Кадастровые списки составлялись раз в пять лет в трех экземплярах: для ведомства финансов, для провинциального управления и для деревенских властей. Надежной гарантией прав помещиков было введение помещичьего самоуправления на местах, изъятие из ведения государства ряда вопросов местного характера. Жя Лаунг убрал правительственных чиновников из волости и де­ревни. Местная администрация избиралась из среды помещиков. Чинов­ники были переведены на жалованье, они стали служащими государ­ства, перестав быть обязательно землевладельцами. Все многообразие чиновничьих рангов конца XVIII в. в двух вьет­намских государствах было сведено к девяти рангам, каждый по два класса. Чиновники комплектовались из лиц, сдавших экзамены при различных государственных учреждениях. Лишь дети крупных вельмож наследовали чиновничье звание, но не отцовское, а гораздо ниже. Тео­ретически происхождение не было препятствием для сдачи экзаменов,., но на практике лишь дети помещиков, купцов, владельцев крупных, мастерских и чиновников да части богатых крестьян могли участвовать, в конкурсах. Причем после сдачи экзаменов чиновник направлялся на свободную вакансию, а не на место своего отца. Центральный аппарат был построен следующим образом: главой’ государства был хоанг — император, не ограниченный никаким советом крупных феодалов или императорской семьи. Все дела были сосредото­чены в шести ведомствах. Ведомство чинов занималось назначением и сменой чиновников, раздачей наград, редактированием и составлением указов. Ведомство финансов — подсчетом доходов, поступлений, нало­гов, контролировало уровень цен. Ведомство обрядов руководило цере­мониями, конкурсами, следило за награждением выдающихся поддан­ных (не за служебные заслуги). Военное ведомство набирало офицеров,, проводило мобилизацию, руководило армией, контролировало внутрен­ний порядок в стране. Ведомство наказаний следило за выполнением законов, за наказаниями, контролировало исполнение судебных реше­ний. Ведомство общественных работ организовывало строительство* общественных зданий, крепостей, военных кораблей, набор рабочей силы и закупку строительных материалов. Каждое ведомство возглав­лялось коллегией из пяти человек. Если между ними не было единогла­сия, вопрос решался императором. Вся система контролировалась палатой цензоров, располагавшей своим центральным и местным аппа­ратом. Члены палаты пользовались правом личного доклада императо­ру. Помимо ведомств имелось управление водного транспорта, охрана государственной казны и т. д. Внешнеполитическими связями занима­лись в личной канцелярии императора. Страна была разделена на 24 провинции и 4 столичные области. Провинции были объединены в северную, центральную и южную груп­пы с наместником во главе. Администрация провинции состояла из гу­бернатора, вице-губернатора, казначея и судьи. Мелкие административ­ные единицы управлялись только чиновниками низших рангов. В воло­стях и деревнях правили выборные из помещиков. После смерти Жя Лаунга в 1820 г. вспыхнула острая борьба за власть между его сторонни­ками и противниками. Последним удалось посадить на трон своего ставленника, Минь Манга. В 1833 г. борьба перешла в вооруженное столкновение, окончившееся в 1835 г. победой Минь Манга. За этим по­следовала отмена многих реформ Жя Лаунга. Начались массовые пре­следования вьетнамских христиан. Минь Манг запретил въезд в страну иностранцам, стремился всячески укреплять традиционные конфуциан­ские устои, возобновил тесные контакты с Китаем. В области образова­ния, военного дела многие нововведения предшествующего правления были отменены. В правление Минь Манга произошло ослабление позиций Вьетна­ма как в области внешней, так и внутренней политики. Политика закрытой страны проводилась преемниками Минь Манга. Это проявлялось в отказе от контактов с европейскими державами и. США, в преследовании миссионеров и ограничении деятельности хри- стиан-вьетнамцев. Во второй половине XIX в. Франция, ведшая при Наполеоне III активную колонизаторскую политику, начала войну в Индокитае.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика