Эта декларация, провозгласившая Персидский залив монопольной сферой влияния британского империализма, была направлена против притязаний не только Германии, но также России и Франции. В этот период Россия и Франция организовали в Персидском заливе ряд совместных военно-морских демонстраций. Их суда посетили Маскат, Кувейт и другие порты, чтобы «придать смелость тем, кому угрожали английские пушки». Однако появление русских и французских судов в Персидском заливе было лишь временным эпизодом, в то время как английский флот располагал здесь постоянными базами. Демонстрируя господство Англии над заливом, вице-король Индии лорд Керзон посетил в конце 1903 г. прибрежные княжества. Он возвестил местным шейхам твердое намерение Англии сохранить свою власть над ними.
После заключения англо-французского соглашения 1904 г. и англорусского соглашения 1907 г. Франция и Россия отказались от борьбы с Англией за Персидский залив. Но англо-германская борьба вспыхнула с новой силой накануне первой мировой войны, когда строительство Багдадской железной дороги приближалось к концу, и в связи с этим вопрос о Персидском заливе вновь стал актуальным.
В результате этой борьбы Германия была вынуждена отказаться от продолжения Багдадской железной дороги к Персидскому заливу; Турция была вынуждена признать «особые соглашения» Англии с шейхом Кувейта и отказаться от притязаний на Бахрейн; турецкие войска были изгнаны с побережья Персидского залива, из Аль-Хасы, вассалом Англии ваххабитским эмиром Ибн-Саудом.
На Аравийском полуострове в период Пробуждения Ааии вспыхнул ряд восстаний племен против турецкого гнета. Наиболее крупным из них было восстание в Йемене, во главе, которого стоял духовный вождь мусульманской секты зейдитов — имам Яхья. Оно продолжалось несколько лет и закончилось в 1911 г. тем, что Турция была вынуждена признать внутреннюю автономию Йемена. Некоторые из восстаний племен, например восстание 1909 г. в Асире, были использованы Англией для ослабления турецкой власти и укрепления британских позиций в Аравии.
Англо-германская борьба за Персидский залив обострила империалистические противоречия на Ближнем Востоке; исход этой борьбы решила первая мировая война.