В 70-х годах начался колониальный раздел Африки. Теперь европейские колонизаторы не удовлетворялись барышами от суданской работорговли: они стремились подчинить себе страну целиком. Их привлекали и сырьевые ресурсы, и возможности грабежа трудолюбивого населения, и, главное, стратегическое значение Судана. Расположенная в бассейне Н;и1ла„ эта страна открывала путь в Центральную Африку. Кроме того, овладение верховьями Нила обеспечивало завоевателям важнейшее средство давления на Египет, сельское хозяйство которого целиком зависело от разливов Нила.
Авангардом иностранных колонизаторов в Судане были авантюристы, проникшие на службу к египетскому хедиву Исмаилу. Под фальшивым предлогом «борьбы» с работорговлей и распространения европейской цивилизации они захватили командные посты в Судане. Среди них были американцы, французы, немцы, австрийцы, итальянцы, датчане, бельгийцы, но наиболее рьяно действовали англичане.
В 1869 г. хедив назначил англичанина Бейкера губернатором Экваториальной провинции Судана. Бейкер распоряжался в этой провинции как в своей вотчине. Он грабил население и захватил доходную торговлю слоновой костью. Используя египетское войско, он завоевал независимую область Униоро в верховьях Нила.
В 1874 г. его сменил английский полковник Гордон — палач Тай-пинского восстания. Продолжая грабительские походы Бейкера, он завоевал всю область от истоков Белого Нила вплоть до оз. Виктория и установил протекторат над королевством Уганда.
В 1877 г., после того как державы подчинили Египет своему финансовому контролю, Гордон был назначен генерал-губернатором всего Судана. Офицеры его штаба — европейцы стали губернаторами провинций. Начался повальный грабеж населения страны. Налоги выкачивались и в интересах англо-французских банкиров — держателей египетского долга, и для обогащения европейских авантюристов, правивших страной. Этот грабеж, сочетавшийся с захватом новых провинций, вызвал в различных областях Судана восстания.
В 1879 г. Гордон, подавив восстание в областях Бахр аль-Газаль и Дарфуре, покинул страну. На его место был назначен египтянин. Но в провинциях по-прежнему оставались европейские губернаторы, и грабеж продолжался. Спустя два года весь Судан был охвачен восстанием против иностранных колонизаторов. Во главе восстания стал странствующий дервиш Мухаммед Ахмед, провозгласивший себя осенью 1881 г. махди (т. е. мессией).
Он звал народ к «священной» войне против иностранцев и отступников от ислама — турок (так называл он хедивские власти), «очищению» ислама, оскверненного владычеством «неверных»; к освобождению Судана и арабских стран от иноземного европейского и турецко-хедив-ского гнета; к отмене непосильных налогов; к установлению всеобщего равенства. Он проповедовал бедность, суровую, аскетическую жизнь. «Лучше тысячи могил, чем выплата одного дирхема налогов»—таков был его призыв.