
Афганцы перешли от общинно-родового строя к феодальному, минуя рабовладельческий, рабовладение сохранилось в афганском обществе лишь как уклад. В процессе освоения новых территорий афганские племена, а часто и ветви одного и того же крупного племени занимали земледельческие оазисы и пастбища не сплошной массой, а чересполосно. Таким образом ветви и группы разных племен смешивались, создавались территориально-племенные объединения, в которых вожди и знать получали от дурранийских шахов земельные пожалования с правом налогового иммунитета (джагиры) и наделялись административной, военной и судебной властью. Отношения между многими племенами и внутри их все более четко начинали строиться на основе вассальной зависимости. По мере роста имущественного неравенства отдельные кланы и семьи обращались к более сильным с просьбой о покровительстве. Одновременно традиционные, патриархальные по форме общественные институты, в частности джирга (совет старейшин), постепенно изменяли свое социальное содержание, приспосабливались знатью для утверждения ее прав на эксплуатацию не только рабов и зависимых, но и формально свободных общинников.