Многобожие является одной из самых характерных черт индуизма — количество входящих в него культов не поддается исчислению. В то же время эту религию нельзя назвать типично политеистической. Для каждого индуса его личный бог — в центре мироздания, остальные оказываются второстепенными. Таким путем преодолевается дихотомия многобожие — единобожие и облегчается существование вполне монотеистических взглядов внутри индуизма. В новое время эта заложенная в индуизме черта помогла начать борьбу за реформацию индуизма.
Части индуизма и входящие в него культы олицетворяются группами людей, но это не секты в точном значении этого слова. Нет ортодоксального индуизма, поэтому нет и сектантства как уклонения от ортодоксии.
Широко признано, что все индусы делятся на два больших направления — шиваитов и вишнуитов, однако границу между ними провести не всегда Удается. Кроме того, имеются течения бхакти — шиваистские и вишнуитские, которые имеют больше точек соприкосновения друг с другом, чем с остальными культами соответствующих направлений. Наконец, тантризм, эзотерическое направление, связанное с оргиастичной практикой, тоже считается частью индуизма.