Верхняя прослойка арендаторов стала земельными собственниками. Поскольку еще до реформ, в рамках системы заминдари, значительная часть земли оказалась сконцентрированной в руках сельской верхушки — привилегированных арендаторов, постольку и после ее проведения сохранилось глубокое неравенство в землепользовании. В Северной Индии в среднем 5% земельных собственников владеют свыше 30—40% всей земли, а 60% — мелкие и мельчайшие собственники — лишь 20—25%. Тем не менее отмена системы заминдари нанесла решительный удар по отжившей системе феодальных отношений. В Северной Индии докапиталистическая аренда в большинстве районов не превышает 5—10% всего землепользования, достигая 20—25% лишь в некоторых округах штатов Бихар и Бенгалия.
Проведение аграрных реформ сопровождалось комплексом мер, направленных на укрепление зажиточных хозяйств и форсирование развития капитализма в сельском хозяйстве. С помощью государства была создана система многоцелевых кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов, осуществлены громадные капиталовложения в комплексное развитие сельских районов, создание сельскохозяйственной инфраструктуры , включая ирригацию и энергоснабжение и т. д. .
Государство внедряло новую агротехнику на основе комплексного применения орошения, частичной механизации, высокоурожайного семенного материала, химизации. Однако с должным экономическим эффектом этот процесс проявился лишь в Пенджабе и западных округах штата Уттар-Прадеш, где в результате «зеленой революции» произошел значительный скачок в уровне сельскохозяйственного производства. В остальных же районах Северной Индии земледелие в основном велось традиционными методами. Хроническое отставание сельского хозяйства стало одной из главных социально-экономических проблем страны.
Сдвиги в социально-экономической структуре вызвали изменения как в социально-классовых отношениях, так и в политической жизни страны. Усиление буржуазии — в ее верхних и нижних слоях — вызвало укрепление буржуазности во всех сферах общественной жизни, с одной стороны, и обострение борьбы за дальнейший путь развития страны, включая судьбы госсектора, — с другой. Рост численности городского и сельского пролетариата, вообще лиц наемного труда обострил соци-ально-классовые конфликты в городе и деревне, усилил накал классовой борьбы. Все это отражалось в перегруппировках партийно-политических сил. В условиях буржуазной парламентарной системы эти перегруппировки четче всего проявлялись в период очередных всеобщих выборов в центральный парламент и в законодательные собрания штатов, прбходивших каждое пятилетие.