В том же году был принят так называемый «аграрный закон», создавший благоприятные условия для организации крупных частных плантаций в Индонезии. Закон объявлял собственностью казны все земли, «на которые не могло быть доказано право частной собственности». На Яве это означало установление государственной собственности на все земли, за исключением феодальных владений в княжествах Джокджо-карты и Суракарты, а также земель, проданных европейцам и китайцам. За яванскими крестьянами закрепилось наследственное держание земель, которые ими обрабатывались в момент принятия закона.
Все остальные земли были объявлены «свободными». Под этим предлогом у крестьянских общин были отняты пастбища, выгоны и лесные участки. Наиболее плодородные участки «свободных» земель передавались в аренду европейским плантаторам. Закон запрещал европейцам приобретать землю в собственность. Целью этого запрета было ограничение превращения в землевладельцев капиталистов других, более мощных европейских государств.История Индонезии …
Крестьянство же от этих ограничений ничего не выиграло. Плантаторы добивались получения в аренду отдельных крестьянских участков или всей земли, принадлежавшей общине. Обычно крестьяне, сдав свою землю в аренду плантатору, могли пользоваться ею на кабальных условиях для посева скоровызревающих продовольственных культур в перерывах между посевами плантационных культур. За это они обязаны были отработать на плантации во время посева и уборки урожая.
После отмены системы принудительных культур усилился процесс дифференциации в индонезийской, в первую очередь в яванской, деревне. Зажиточные слон, а также чиновники, торговцы и ростовщики захватывали крестьянскую землю.
В конце XIX в. голландские колонизаторы начали создавать новые ирригационные сооружения, в которых нуждались плантаторы. Контроль над источниками орошения стал для колонизаторов новым мощным средством закабаления крестьян.История Индонезии …
Обезземеливание крестьян обеспечило предпринимателей дешевыми рабочими руками. Многие тысячи разоренных яванских крестьян вывозились в качестве законтрактованных кули в другие районы Индонезии.
В 80-х годах крупные банки начали подчинять себе плантации и промышленные предприятия в Индонезии. Особую роль играло Нидерландское торговое общество, превратившееся после ликвидации системы принудительных культур в крупный банк. Наряду с ним развивали свою деятельность и другие банки.
К 1875 г. Нидерландское торговое общество владело или контролировало множество различных плантаций, 27 сахарных заводов, 17 табачных, кофейных и других предприятий.