С усилившимся внедрением экспортных культур многие владельцы перепродали свои поместья акционерным компаниям. Крестьянские выступления имели место и в центральной части острова, где шел усиленный процесс захвата общинной земли сахарными и другими плантаторами, насильственно навязывавшими крестьянам «арендные» соглашения. Среди крестьян, как и в старину, объявлялись раджа адиль (справедливые цари). В проповедях они обещали своим последователям избавление от налогов, государственной барщины, освобождение от иностранного гнета и т. п.
В 90-х годах XIX в. в провинции Рембанг движение возглавил крестьянин-бедняк Самин. Самин проповедовал непризнание голландских властей и отказ от уплаты налогов. По его учению, вся земля, леса, выгоны должны были стать общей крестьянской собственностью. Обработка должна была производиться сообща, а урожай — передаваться в общее пользование. Каждый обязан был работать. Самин выступал против всякого насилия и наивно надеялся добиться освобождения от голландского господства путем бойкота колониальных властей.
Проповедь Самина, в которой отразился и крестьянский протест против империалистической и феодальной эксплуатации, и крестьянские мечты о земельном равенстве, нашла широкий отклик. Несмотря на идеализацию прежних общинных порядков и отказ от насильственной борьбы, это движение объективно было направлено против империализма и господства феодальных пережитков.Ява история : Индонезия …
С 1905 г. движение расширилось. Крестьяне захватывали земли, вступали в борьбу с чиновниками и сборщиками налогов. Последователи Самина стойко выдерживали преследования властей. Они упорно не отвечали при допросах следователям и судьям. Тюрьмы Рембанга были переполнены арестованными крестьянами. Самин и восемь его наиболее активных соратников были схвачены и сосланы в отдаленные районы Индонезии.