Испанское население на Филиппинских островах никогда не было очень значительным, и на архипелаге не сложился влиятельный слой креолов, претендующих на господство и власть. Испанские завоеватели издавна смешивались с местным населением, результатом чего явилось образование довольно значительного слоя метисов. Богатая верхушка метисов играла на Филиппинах роль, экономически и политически сходную с ролью креолов в испанской Америке.
Большинство крупных помещиков на Филиппинах были метисы, из среды метисоБ выходили купцы и ростовщики, из их среды выделялись и элементы постепенно складывавшейся буржуазии. Но и относительно привилегированные, эксплуататорские слои метисов испытывали национальное угнетение испанской колониальной администрации и монашеских орденов.
После потери американских владений Испания пыталась сохранить свою крупную колонию — Филиппины и укрепить ее сзязи с метрополией. Под натиском более мощных держав Испания вынуждена была открыть филиппинские порты для иностранных кораблей, и иностранные торговые фирмы получили доступ на архипелаг. Американский капитал, проявлявший исключительный интерес к странам и рынкам Восточной Азии, устремился на Филиппины. Иностранные капиталисты действовали на Филиппинах либо под видом испанских фирм, либо через посредство филиппинских помещиков и зарождавшейся буржуазии.Экономика Филиппин…
Кредитование торговли и контрактация продукции сельского хозяйства иностранными фирмами, в первую очередь американскими и английскими, способствовали развитию торгового земледелия и росту местной буржуазии, но одновременно превращала часть филиппинской имущей верхушки в агентуру этих фирм. К 1858 г. в Маниле действовало уже 14 иностранных фирм. Вывоз манильской пеньки, составлявший в 1830 г. менее 350 тонн, возрос к этому времени до 27,5 тыс. тонн. Около двух третей этого количества шло в США. Значительно возрос вывоз сахара, какао, табака и манильских сигар, высоко ценившихся на мировом рынке.
С ростом обрабатывающей промышленности возникал промышленный пролетариат. Предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья (примитивные сахарные заводики, сигарные фабрики Манилы) основывались на ручном труде, без применения механических двигателей. В связи с проведением первых железных дорог на о. Лусон и развитием пароходства возникли ремонтные мастерские. В Кавите на правительственных арсеналах работали рабочие-металлисты.