Возникали стихийные выступления крестьян, забастовки рабочих в городах и на плантациях. Вновь развернулось крестьянское движение, руководителем которого стал крестьянин Самат, последователь умершего в 1914 г. в ссылке Самина. Самат проповедовал, что крестьяне являются избранным сословием и что они должны сами управлять страной. Он предсказывал скорое появление двух «справедливых» яванских царей — одного с запада и другого с востока, которые установят всеобщее равенство. Все иноземцы и их прислужники — индонезийские чиновники — будут убиты. В проповеди Самата учение Самина, отрицавшего насилие, сменилось призывом к вооруженной борьбе. Колониальные власти разгромили это движение.Война в Индонезии…
Революционизирование масс сказалось и на Сарекат исламе. Усилился приток новых членов из трудящихся. В руководстве все более заметную роль начали играть представители мелкой буржуазии. На конгрессе в июне 1916 г. было представлено более 80 отделений из. различных районов архипелага, объединявших свыше 360 тыс. членов. Конгресс принял название первого Национального конгресса Сарекат ислама. В Бандунг, где заседал конгресс, отовсюду прибывали делегаты и ходоки, приносившие свои жалобы и просьбы о защите руководителям Сарекат ислама.
Несмотря на то, что председательствующий призывал всех членов Сарекат ислама действовать только «законными» методами, в центре обсуждения на конгрессе стояли вопросы о политических правах коренного населения, отчетливо выступали требования предоставить самоуправление отдельным районам Индонезии, обеспечить участие представителей народа в правительстве.
После конгресса 1916 г. приток членов в Сарекат исламе еще более усилился. Организация на Суматре новых отделений явилась толчком к вооруженному выступлению в провинции Дьямби, где крестьяне восстали против непосильных налогов и принудительной государственной барщины, отнимавшей до 50 дней в году. Восставшие крестьяне убили многих европейских и местных чиновников. Для подавления восстания было брошено несколько батальонов солдат, жестоко расправившихся с повстанцами. Много крестьян было убито, много арестовано.
Серьезное влияние на процесс организации индонезийских трудящихся и на образование революционного крыла внутри Сарекат ислама оказывали революционные представители голландской социал-демокра-тии — трибунисты. По инициативе нескольких трибунистов, оказавшихся в Индонезии, в мае 1914 г. было образовано Социал-демократическое объединение, куда входили голландские и яванские интеллигенты, сочувствовавшие социализму. Состав этой первоначально немногочисленной организации был очень пестрым: наряду с революционными социал-демократами в него входили и явно оппортунистические элементы, включая фабианцев. Трибунисты, стоявшие за освобождение колоний, несмотря на сопротивление оппортунистического крыла, связались с массовыми яванскими организациями. Они разоблачали голландскую колониальную политику и реакционный, империалистический характер организованной властями кампании за оборону Индонезии, стремились привлечь к участию в социал-демократическом движении индонезийский пролетариат и мелкобуржуазную интеллигенцию.
Под влиянием революционного крыла социал-демократической организации социалистические идеи стали проникать и в Сарекат ислам. Во многих провинциальных его отделениях, особенно в городах со значительным пролетарским населением, складывалась оппозиция против законопослушной линии центрального руководства этой организации.