Мир Средневековья: Россия и европейские страны

Переход на новую ступень обучения, а именно поступление в шестой класс, привносит изменения в структуру изучаемых предметов. В частности изменяется преподавание исторической науки. Если в 5 классе дети целиком и полностью концентрировались на мировой истории — в 6 классе добавляется история нашей страны и родного края. На изучение исторического предмета по стандартной программе отводится 70 часов в год, то есть 2 часа в неделю. В школах, где история является одним из профильных предметов, количество часов может быть увеличено. Также преподавание истории родного края может быть вынесено в отдельный урок.
История шестого класса ориентирована на изучение средневековой истории, как отечественной, так и мировой (V — XV века). Правда, история России изучается с древнейших времен, поскольку аналогичный период в истории европейских и азиатских стран прошли в 5 классе, в курсе Древнего мира. Таким образом, по стандартной программе в 6 классе изучается:
- ИсторияОтечества с древнейших времен до конца XV века — 36 часов;
- История Средних веков (V — XV века) — 24 часа;
- История родного края с древнейших времен до конца XV века — 10 часов.
Необходимо оговориться, что приведенная программа является приблизительной, поскольку в государственных стандартах нет четкого указания на то, сколько часов отводится на тот или иной блок. Помимо этого, некоторые учебники, а значит и образовательные программы, включают в историю 6 класса период правления Ивана Грозного (1533-1584 года), продляя таким образом хронологические рамки изучаемого периода до конца XVI века.
Курс отечественной истории в шестом классе.
Весь учебный материал можно условно разделить на следующие блоки:
- Наша страна в древности.
- Киевская Русь.
- Раздробленность Руси и татаро-монгольское иго.
- Возникновение единого и независимого русского государства.
Изучение древнейшего периода нашей истории знакомит учеников с великим переселением народов, с тем, кто проживал на территории нашей страны в древнейшую эпоху. Рассматривается вопрос влияния географического местоположения и природы на деятельность и религиозные воззрения наших предков. Уделяется внимание знакомству с древними государствами на территории Евразии и народами, их населявшими: скифами, тюрками, хазарами, булгарами. Помимо этого изучаются религиозные верования древних народов. Следующий тематический блок посвящен непосредственно истории восточных славян в V-IX веках, то есть до образования Киевской Руси. Рассматривается образ жизни славян, религия, предпосылки образования государства. Приводятся летописные свидетельства об этом периоде в истории нашего народа.
Образование Древнерусского государства.[/u]
Блок «Киевская Русь» охватывает IX — XII века, с момента образования государства до политической раздробленности. Здесь ученики знакомятся с двумя крупнейшими славянскими племенными союзами: ильменьскими славянами с центром в Новгороде и полянами с центром в Киеве, а также узнают о знаменитом приглашении варягов во главе с Рюриком на княжение в Новгород. Следующие уроки посвящены тому, как князь Олег объединил Киев и Новгород под своей властью и образовал государство Киевская Русь, а также правлению первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава. Отдельные уроки посвящаются правлению Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого. Большое внимание им уделяется от того, что каждый из них внес большой вклад в развитие Киевского государства: при Владимире в стране было принято христианство, при Ярославе Мудром страна достигла своего расцвета, был принят первый свод законов «Русская Правда». Однако, как и все средневековые государства Русь не избежала периода феодальной раздробленности и с конца XI века страна погружается в пучину междоусобных войн, которые нанесли серьезной урон экономике и боеспособности отечества. Отдельно рассматривается русская культура домонгольского периода: особенности ее развития, фольклор, древнерусское зодчество, литература — знаменитое «Слово о полку Игореве».
Политическая раздробленность Руси и татаро-монгольское иго.
Третий раздел посвящен раздробленности Руси и ее поражению в борьбе с татаро-монголами. Ученики подробно разбирают причины междоусобицы, особенности развития трех главных и наиболее развитых земель: Новгородской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств. Особенно выделяется при этом Владимиро-Суздальская земля, поскольку именно здесь через несколько веков возникнет новый центр земли русской — Московское княжество. Рассматривается правление ее князей: Юрия Долгорукого, Александра Боголюбского и Всеволода Большое гнездо. Следом за этим следует изучение истории Монгольского государства и его основателя Чингис-хана, а также история покорения ими русской земли под командованием хана Батыя. Татаро-монголы совершили два похода на Русь, в результате чего была разгромлена и опустошена большая часть русских земель. Наши князья не смогли договориться и предпочли защищать свои земли только своими силами, за что и поплатились, поскольку освобождение от татаро-монгольского ига наступит только через долгих 240 лет. Угроза шла на наши земли не только с Востока, но и с Запада. Избежавшая разорения татаро-монголами Новгородская земля, оказала яростное сопротивление шведам и крестоносцам. Новгородцы во главе с Александром Невским сумели отразить удары врагов в ходе двух знаменитых сражений: Невской битвы и Ледового побоища — изучению этой страницы нашей истории отводится отдельный урок.
Объединение Руси под властью Москвы[u]
Последний раздел в данном курсе знакомит учеников с историей формирования единого и независимого государства с новым политическим центром в городе Москве. Начинается изучение этого раздела с истории возвышения Московского княжества среди остальных земель. Немалую роль в этом сыграли первые московские князья: Даниил Александрович, Юрий и Иван Даниловичи. Особое место отводится правлению Дмитрия Донского, поскольку при нем состоялась знаменитая Куликовская битва, в которой объединенные русские войска сумели нанести татаро-монголам под командованием Мамая серьезное поражение. Вслед за этим изучается правление великого князя Ивана III — «Великого», и по прозванию и по делам своим. Заслуги его перед Отечеством огромны: при нем завершился процесс объединения земель под властью Москвы; в его правление произошло сражение, положившее конец татаро-монгольскому игу; при нем был создан новый свод законов объединенного русского государства — Судебник.
Завершает изучение курса отечественной истории в шестом классе знакомство с русской культурой монгольского и московского периодов. Дети узнают о знаменитых живописцах: Андрее Рублеве, Феофане Греке, Дионисии. Знакомятся с жанровым разнообразием древнерусской литературы, разнообразными видами ювелирной техники: скань, зернь, эмаль. Особенного внимания заслуживает архитектура, поскольку все современные храмы, находящиеся на Соборной площади Московского кремля были построены именно в эту эпоху.
История Средних веков
Раздел, посвященный средневековой истории стран мира, также начинается с великого переселения народов, поскольку это событие отразилось на истории всей Евразии. Дети узнают о роли этого события в истории европейских народов, образе жизни германских племен. Узнают ответы на следующие вопросы:
- lКакова роль короля Хлодвига в истории франков?
- lКак и почему распалась империя Карла Великого и наступило время феодальной раздробленности?
- lКак образовалась Священная Римская империя и можно ли считать ее государством?
- lКак человек Средневековья представлял себе окружающий мир?
- lВ чем проявлялось Каролингское Возрождение?
Узнают значение слов: вестготы, остготы, франки, англы и саксы, скриптория, междоусобные войны, феодальная раздробленность, миссионеры, норманны. Знакомятся с такими историческими личностями, как: Аттила, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Великий, Артур, Альфред Великий, Алкуин.
Закончив изучение процесса становления средневековой Европы шестиклассники приступают к исследованию истории Византийской империи и Арабского халифата, а конкретно: правления и личности императора Византии Юстиниана, образования и науки в Византии, возникновения Болгарского, Великоморавского государства, Чехии и Польши. Узнают о мусульманской религии, о том как она возникла, распространялась, какие основные законы легли в ее основу, о мусульманских святынях. Следующий урок посвящен возникновению арабского государства, культурным достижениям этой страны. Школьники узнают новые слова: мозаика, фреска, бедуины, хиджра, шариат, халиф, эмир, везир, Сунна, медресе. Знакомятся с жизнью и деятельностью: Льва Математика, Болеслава Храброго, Василия II Болгаробойца, Кирилла и Мефодия, Мухаммеда, Харун-ар-Рашида.
Вслед за этим дети анализируют образ жизни средневековых феодалов и крестьян, то, как формировались города в эту эпоху и как жили горожане. Известно, что в средневековой Европе огромную роль играла церковь, поэтому несколько уроков посвящено ее изучению, а конкретно: какие источники доходов имела церковь, какова была цель крестовых походов, как они проходили и какие итоги принесли.
Большой блок тем посвящен этапу образования централизованных государств в Европе. Здесь дети узнают о том, как происходило объединение Франции, о создании в Англии парламента, о войне этих стран за земли, получившей название Столетней, поскольку длилась 116 лет. В ходе изучения этой войны ученики знакомятся с, наверное, самой героической женщиной в истории — Жанной д`Арк и ее ролью в спасении Франции.
Помимо Франции и Англии рассматривается история Германии и Италии. Школьники узнают ответы на следующие вопросы:
- В чем проявлялось усиление власти князей в Германии?
- Что означают понятия: «Золотая булла», гвельфы и гибеллины, тирания?
- Какие события связаны с такими историческими личностями как: Генрих Лев, Альбрехт Медведь, Лоренцо Великолепный?
- Как можно проиллюстрировать особенности тирании как способа управления на примере Медечи?
Закончив изучение истории основных европейских государств шестиклассники узнают о падении Византийской империи, о культурных достижениях стран Западной Европы, о том, какие особенности развития имели страны Азии,Африки и Америки в средние века.