В современном мире как-то сложилось, что определенного возраста, с которого человек может считаться взрослым, нет. Кто-то измеряет степень взрослости в годах, кто-то – в государственных уставах и кодексах (прописанный возраст, с которого ребенок вступает в жизнь страны полноправным её членом со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями). Кто-то – в количестве перенесенных проблем и бед, кто-то считает знаком окончания детства выпускной. Но во всём этом теряется самое главное: критерий готовности будущего взрослого к взрослой же жизни.
Что значит – быть взрослым?
В древности, чтобы доказать роду и соседям, что ребенок уже вырос и имеет право на личное мнение как взрослый, проводились ритуалы посвящения. В разные времена, у разных народов и даже в разных поселениях, обряд происходил по-разному. Отголоски этих ритуалов дошли до нас в народных сказках, где через понятные народам символы, описывались условия этих ритуалов: и умение говорить со старейшими на равных (самые известные – разговор с бабой Ягой), и взаимодействие с различными духами, принимавшими облик зверей, птиц, вещей, и даже пребывание на границе жизни и смерти (общение с проводниками в иной мир).
Справившийся со всеми препятствиями мог занять достойное почетное место в роду и обществе. Магия, приобретшая сказочность в повестях, преследовала проходившего испытание на всё его пути, и умение ею пользоваться – тоже служило показателем зрелого человека.
Со временем, когда народные традиции были оттеснены поглубже, своеобразным показателем взрослости стали военная служба, а для девушек – свадьба. В некоторых случаях такое отношение к показателю взрослости гражданина сохранилось и до сегодняшнего дня.
Посвящение в жизнь – потеряно?
Посвящение в жизнь происходит и в настоящее время, но постепенно теряется основной его смысл – определить степень готовности человека к жизни в мире.
Особой инстанцией определения этой степени подготовленности можно считать институты девятнадцатого века, где действительно происходило выживание и подготовка к жизни: умение вызубрить огромный, но зачастую бессмысленный богословский текст (навык, необходимый судьям и адвокатам), ловкость в избежании наказания (полезен для всех), умение поддержать разговор на любую тему и т.д.
Более приближенным к посвящению была военная служба, но и здесь не обходилось без условностей: бездействие разлагало армию и солдат, долгая служба не позволяла приобретать навыки владения хозяйством.
Магия и посвящение.
Все эти потери приводили к одному: отношение людей к миру стало более безответственным. Если раньше для использования магии человеку необходимо было пройти специальное обучение, ритуал посвящения, то теперь любой может открыть книгу и прочитать заговор или провести простенький ритуал, совершенно не осознавая последствий этих действий. Всё это разрушает не только самого «практика», но и жизнь окружающих вокруг него.
Страшно подумать, но бездумно повторяемые вслед за регистратором слова клятвы на свадьбе ставят энергетическую печать на узы, и когда приходит время отвечать за эти слова, произнесший их просто не готов к этому. Естественно, высшие силы будут гневаться, а человек после удивляться: что же могло разрушить его брак? Наверное, кто-то со стороны порчу навел, не иначе.
Поразительно, но факт, люди, имеющие представление об особом взаимодействие с миром и воспитывающие в этом духе своих детей, не имеют проблем с посвящением членов своей семьи во взрослую жизнь: ещё детьми, будущие взрослые осознают и силу слова, и имеют представление о последствиях своих слов и поступков. И посвящением для таких людей может оказаться любой период жизни – они готовы.