Подвей — дух зимних ветров - «История» » «Территория Заблуждений»
Меню

История

Добавлено: 13-окт-2021, 00:00

Подвей — дух зимних ветров - «История»





Подвей (Посвист, Буревой, Буревик, Хладник) — гневливый и суровый, но отходчивый и задорный дух зимних ветров. Подвей может как наказывать людей за неправедные поступки, так и помогать им в быту и в личной жизни. Дух непредсказуем, поэтому обращаться с ним надлежит ласково.


Подвей — сын бога ветров Стрибога и суровой богини зимы Семарглы. Грозные родители передали наследнику крутой нрав и неуемный темперамент. Никем и ничем не управляемый, Подвей мог натворить много бед. Также отмечалось его крайнее нетерпение к людским жалобам на сильную пургу. На таких недовольных жалобщиков он напускает морок, гонит из домов и заставляет плутать в снежной круговерти.


Правда, есть и другое толкование происхождения Подвея. Дело было так: повстречал как-то угрюмый повелитель холода, морозов и мрака Карачун нежную богиню рассвета Зарю-Зареницу и полюбил ее. Ради нее притворился он добрым, задарил ее подарками, околдовал словами ласковыми. Отозвалась на его приветливость Зорюшка, дала согласие стать его женой. Но вот появился у них сын, тут-то Карачун и показал свой злобный нрав. Стал обучать он сына злобе и умению нагонять болезни и мор.


В противовес этой темной стороне характера Подвея Заря-Зареница развивала в сыне черты, присущие ей самой, — доброту, участливость и способность радоваться мелочам. И это все тоже проявлялось в характере будущего повелителя зимних ветров. Двойственной натурой стал отличаться Подвей, а людям оставалось только приспосабливаться к его противоречивому характеру.


В старину люди были убеждены, что любой ветер — это живое существо, наделенное огромной силой, несущее в себе то пользу, то опасность.


С особым почтением относились они к повелителю зимних ветров Подвею, ведь в гневе он был страшен, мог до смерти закружить-завертеть за плутавшего путника, а также хворь лютую навести. Не случайно в народе бытовало понятие о болезнях, приносимых злым студеным ветром. А еще наши предки знали, что могли напустить по ветру порчу. Поэтому приходилось думать о защите своего дома от злых поветрий. Так, начиная день, человек приговаривал: «Что к этому часу ветром надуло, то ветром и смахнуло».





Если замечали у кого-то из домашних болезнь, делали так называемый «относ» Подвею. На подоконник клали хлеб-соль и произносили заговор: «Хозяин ветер-батюшка, Подвеюшка, вот тебе хлеб, вот тебе соль, вот тебе низкий поклон. Что принес, унеси обратно на мороз, на стужу, из дому наружу. Аминь».


Заговор читали трижды. При третьем чтении отламывали от хлеба кусочек и обводили этим «крайчиком» голову больного, после чего клали его ему на живот. Через час выносили этот кусочек на перекресток и бросали там со словами: «Ветры перекрестные дуют-задувают, крайчик с хворью с собой забирают. Аминь». Хлеб отдавали птицам.


А еще Подвею задавали вопросы, стоя у входной двери или у окна: «Подвеюшка-свет, дай на мой вопрос ответ. Всюду летаешь, все знаешь, многое тебе известно, ответь мне честно (задать вопрос)». Дальше наступало ожидание «ответа». Если слышалось завывание ветра, это означало «да». Тишина после вопроса значила «нет».


Есть такое народное поверье: свистеть в доме — денег не видать. То есть денежки будут пущены на ветер. Но если не свистеть да еще пригласить в помощники духа зимних ветров, то деньги можно не профукать, а, напротив, привлечь. Надо дождаться, когда будет дуть с севера, выйти из дома, захватив с собой изображение Подвея и шелковую ленту, встать лицом к ветру (портрет духа можно положить в нагрудный карман). На ленте надо завязать 7 узлов, наговаривая на каждый: «С первым узлом колдовство начинается. Со вторым — дело ладится. С третьим — деньги спешат ко мне. С четвертым — капитал множится. С пятым — доходы становятся стабильными. С шестым — колдовство закрепляется. С седьмым узлом — это все мое и так тому и быть». Ленту с узлами следует убрать в укромное место.





Зимние ветры, которыми повелевает Подвей, — это чаще всего ветры студеные, пронизывающие. А потому их можно использовать в «остудах». В обряде участвует изображение Подвея, перед которым надо положить кусочек черного хлеба. Слова заговора таковы: «Как стыл и студен зимний ветер, так пусть и в сердце рабы Божьей (имя) станет стыло и студено, и не будет в нем места рабу Божьему (имя). Ни дневать больше с ним, ни думать, ни мечтать. Аминь». Хлеб после обряда скормить птицам.


Эту остуду можно применять к себе, если чувство разрушительно или безответно, а можно и к назойливому поклоннику, разлучнице. Следует лишь немного менять слова заговора в соответствии с конкретной задачей.


Подвей (Посвист, Буревой, Буревик, Хладник) — гневливый и суровый, но отходчивый и задорный дух зимних ветров. Подвей может как наказывать людей за неправедные поступки, так и помогать им в быту и в личной жизни. Дух непредсказуем, поэтому обращаться с ним надлежит ласково. Подвей — сын бога ветров Стрибога и суровой богини зимы Семарглы. Грозные родители передали наследнику крутой нрав и неуемный темперамент. Никем и ничем не управляемый, Подвей мог натворить много бед. Также отмечалось его крайнее нетерпение к людским жалобам на сильную пургу. На таких недовольных жалобщиков он напускает морок, гонит из домов и заставляет плутать в снежной круговерти. Правда, есть и другое толкование происхождения Подвея. Дело было так: повстречал как-то угрюмый повелитель холода, морозов и мрака Карачун нежную богиню рассвета Зарю-Зареницу и полюбил ее. Ради нее притворился он добрым, задарил ее подарками, околдовал словами ласковыми. Отозвалась на его приветливость Зорюшка, дала согласие стать его женой. Но вот появился у них сын, тут-то Карачун и показал свой злобный нрав. Стал обучать он сына злобе и умению нагонять болезни и мор. В противовес этой темной стороне характера Подвея Заря-Зареница развивала в сыне черты, присущие ей самой, — доброту, участливость и способность радоваться мелочам. И это все тоже проявлялось в характере будущего повелителя зимних ветров. Двойственной натурой стал отличаться Подвей, а людям оставалось только приспосабливаться к его противоречивому характеру. В старину люди были убеждены, что любой ветер — это живое существо, наделенное огромной силой, несущее в себе то пользу, то опасность. С особым почтением относились они к повелителю зимних ветров Подвею, ведь в гневе он был страшен, мог до смерти закружить-завертеть за плутавшего путника, а также хворь лютую навести. Не случайно в народе бытовало понятие о болезнях, приносимых злым студеным ветром. А еще наши предки знали, что могли напустить по ветру порчу. Поэтому приходилось думать о защите своего дома от злых поветрий. Так, начиная день, человек приговаривал: «Что к этому часу ветром надуло, то ветром и смахнуло». Если замечали у кого-то из домашних болезнь, делали так называемый «относ» Подвею. На подоконник клали хлеб-соль и произносили заговор: «Хозяин ветер-батюшка, Подвеюшка, вот тебе хлеб, вот тебе соль, вот тебе низкий поклон. Что принес, унеси обратно на мороз, на стужу, из дому наружу. Аминь». Заговор читали трижды. При третьем чтении отламывали от хлеба кусочек и обводили этим «крайчиком» голову больного, после чего клали его ему на живот. Через час выносили этот кусочек на перекресток и бросали там со словами: «Ветры перекрестные дуют-задувают, крайчик с хворью с собой забирают. Аминь». Хлеб отдавали птицам. А еще Подвею задавали вопросы, стоя у входной двери или у окна: «Подвеюшка-свет, дай на мой вопрос ответ. Всюду летаешь, все знаешь, многое тебе известно, ответь мне честно (задать вопрос)». Дальше наступало ожидание «ответа». Если слышалось завывание ветра, это означало «да». Тишина после вопроса значила «нет». Есть такое народное поверье: свистеть в доме — денег не видать. То есть денежки будут пущены на ветер. Но если не свистеть да еще пригласить в помощники духа зимних ветров, то деньги можно не профукать, а, напротив, привлечь. Надо дождаться, когда будет дуть с севера, выйти из дома, захватив с собой изображение Подвея и шелковую ленту, встать лицом к ветру (портрет духа можно положить в нагрудный карман). На ленте надо завязать 7 узлов, наговаривая на каждый: «С первым узлом колдовство начинается. Со вторым — дело ладится. С третьим — деньги спешат ко мне. С четвертым — капитал множится. С пятым — доходы становятся стабильными. С шестым — колдовство закрепляется. С седьмым узлом — это все мое и так тому и быть». Ленту с узлами следует убрать в укромное место. Зимние ветры, которыми повелевает Подвей, — это чаще всего ветры студеные, пронизывающие. А потому их можно использовать в «остудах». В обряде участвует изображение Подвея, перед которым надо положить кусочек черного хлеба. Слова заговора таковы: «Как стыл и студен зимний ветер, так пусть и в сердце рабы Божьей (имя) станет стыло и студено, и не будет в нем места рабу Божьему (имя). Ни дневать больше с ним, ни думать, ни мечтать. Аминь». Хлеб после обряда скормить птицам. Эту остуду можно применять к себе, если чувство разрушительно или безответно, а можно и к назойливому поклоннику, разлучнице. Следует лишь немного менять слова заговора в соответствии с конкретной задачей.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости