Светлое будущее - «Гипотезы» » «Территория Заблуждений»
Меню

Гипотезы

Добавлено: 30-ноя-2018, 23:57

Светлое будущее - «Гипотезы»




Решила я вспомнить прочитанные за много лет фантастические книги, в которых речь идет о будущем. Написанные лет пятьдесят, а то и больше тому назад, они все повествуют о нашем времени.


И вот какая возникла мысль: практически все сюжеты мрачные. Неважно, описывал ли автор достижения научно-технического прогресса, приведшие к апокалипсису, или общественный строй будущего. То же самое могу сказать и о кинофильмах. Голливуд изобилует сюжетами на тему «светлого будущего», в котором рядовому гражданину уготована печальная участь.


Судите сами. Первым, кого я вспомнила, был Герберт Уэллс, ну куда ж без его «Машины времени». Если коротко: человечество выродилось и разделилось на две категории: изнеженных жителей «верхнего мира» и чудовищных порождений нижнего. Последние товарищи существовали исключительно за счет пожирания инфантильных существ, которые довольно спокойно относились к такому положению дел. Вот уж мрачная картина, страшней не придумаешь.


Следом на ум пришла антиутопия Евгения Замятина «Мы». И снова апокалипсис в природе и в головах. В результате какой-то катастрофы (причина остается за кадром повествования) люди разделились на два лагеря. Первые жили в пределах Зеленой стены, полностью подчиненные «любви» Благодетеля. У них не было имен, только числовые и буквенные обозначения, ходили строем на работу, носили одинаковую одежду, именуемую «юнифами». Слагали стихи в честь Благодетеля и считали, что жизнь одного, ничто по сравнению с величием Государства. Ничего не напоминает?


Вторые жители страны – мирно паслись за периметром, но были духовно и физически свободны. Но потом в стане ходящих строем зреет восстание против Благодетеля, его карательной машины и общественного порядка. Восстание, правда, жестоко подавляется. Как вдохновенно говорит потом главный герой, которому принудительно вырезали «фантазию»: «Разум должен победить».


Да, ироничный читатель возразит мне, что написанный в 20-е годы прошлого столетья роман «Мы» – это пародия на английское общество. Но я все-таки смотрю на вещи шире, автор придумал не Англию тех лет, он убедительно нарисовал последствия, к которым приводит тоталитаризм.


У Замятина была возможность издалека, с берегов туманного Альбиона наблюдать за тем, по какому пути направляет стопы его собственная родина. За несколько лет до появления Вождя он красочно описал черты, в которых легко угадывается главная личность эпохи. Увы, кому-то сегодняшний день кажется слишком пресным, а нынешние вожди, лишенными харизмы. Желание народа вернуть «твердую руку» достойно, чтобы очередной Замятин воспели его в новой антиутопии. Ничему мы не учимся на ошибках и классической литературе. Значит, придется повторить урок.


Но, вернусь к антиутопиям и фантастике.


Набившего оскомину Оруэлла не цитирует только ленивый. Движемся дальше. Кто там у нас? Ну конечно же, Хаксли и его «дивный новый мир». Будущее у Хаксли светло и прекрасно! Люди живут недолго, умирают молодыми, счастливыми, под веселую музыку. О чем еще можно мечтать. Новый мир встречает нас с распростертыми объятьями. На фоне Оруэлла и Замятина, мир, в котором ты не доживешь до старости, вполне радостный. Если выбирать между обществом, где правит Благодетель и перспективой умереть молодым, но счастливым, я выберу последнее.


А теперь немного о голливудских сюжетах. Там тоже будущее весьма неоднозначно и мрачновато. Помните фильм, где герой просыпается после многолетнего сна и с ужасом узнает, что алкоголь запрещен, курить нельзя, а за сквернословие начисляются штрафные баллы. Ох уж эти запреты!


Почему же будущее видится фантастам именно таким? Где счастливые лица, где люди, весело раскатывающие на авто с электрическими моторчиками? Почему сплошь одни жутковатые пейзажи: черные трубы, дым, ядерная зима. Общественный строй всегда один и тот же: четкое разделение на высших и низших, тоталитаризм в самых худших и уродливых формах. Насилие над личностью, преобладание государства над человеком, порабощение сознания.


Может быть, я не объективна. Но я старательно пыталась вспомнить хотя бы одни пример из литературы прошлого, в котором наша эпоха описывалась позитивно. И не нашла, представляете! Ни одного положительного примера. Более того, в последнее время, если судить по постам на развлекательных ресурсах, людей тема апокалипсиса и выживания живо интересует. Люди делятся схемами сбора «тревожных» рюкзаков; на полном серьезе рассуждают по поводу того, как себя вести в случае ядерной войны или нашествия зомби.


Да, вот еще одна «замечательная» тема: зомби апокалипсис или военное вторжение внеземного разума, она сегодня весьма популярна в широких кругах. Но объясните мне, почему?! Почему не фантазировать на какую-нибудь «светлую» тему! Почему игры разума в мрачных тонах так притягательны для человеческого воображения. Зачем готовить сухой паек и запас спичек на случай катастрофы, если можно просто жить и наслаждаться жизнью. Приближать счастливое будущее, а не планировать рацион семьи из трех человек на момент ядерного удара.


Почем так много людей «ведется» на посулы различных «пророков»? Они уходят в леса, роют землянки и ждут конца света, наслаждаются первобытным ужасом, смакуя подробности грядущих бед.


Кто-то считает их сумасшедшими, но при этом серьезно готовится к собственному концу света: складывает в вещевой мешок хозяйственное мыло, газовые баллоны, спички и прочие нужные в последнем походе вещи. И при этом считает себя нормальным человеком. Видимо, в самой природе человека заложено это желание – пугать себя, бороться с невидимым врагом, создавать и преодолевать трудности.


Но мне страшно другое: старательно рисуя образ мрачного будущего, мы таким его программируем! Перечитывая в очередной раз Замятина, я поражаюсь его прозорливости: строем, в одинаковых робах фабрики «Москвашвея» мы уже ходили, а машина справедливости Благодетеля работала днем и ночью. Теперь ждем нашествия зомби.


Решила я вспомнить прочитанные за много лет фантастические книги, в которых речь идет о будущем. Написанные лет пятьдесят, а то и больше тому назад, они все повествуют о нашем времени. И вот какая возникла мысль: практически все сюжеты мрачные. Неважно, описывал ли автор достижения научно-технического прогресса, приведшие к апокалипсису, или общественный строй будущего. То же самое могу сказать и о кинофильмах. Голливуд изобилует сюжетами на тему «светлого будущего», в котором рядовому гражданину уготована печальная участь. Судите сами. Первым, кого я вспомнила, был Герберт Уэллс, ну куда ж без его «Машины времени». Если коротко: человечество выродилось и разделилось на две категории: изнеженных жителей «верхнего мира» и чудовищных порождений нижнего. Последние товарищи существовали исключительно за счет пожирания инфантильных существ, которые довольно спокойно относились к такому положению дел. Вот уж мрачная картина, страшней не придумаешь. Следом на ум пришла антиутопия Евгения Замятина «Мы». И снова апокалипсис в природе и в головах. В результате какой-то катастрофы (причина остается за кадром повествования) люди разделились на два лагеря. Первые жили в пределах Зеленой стены, полностью подчиненные «любви» Благодетеля. У них не было имен, только числовые и буквенные обозначения, ходили строем на работу, носили одинаковую одежду, именуемую «юнифами». Слагали стихи в честь Благодетеля и считали, что жизнь одного, ничто по сравнению с величием Государства. Ничего не напоминает? Вторые жители страны – мирно паслись за периметром, но были духовно и физически свободны. Но потом в стане ходящих строем зреет восстание против Благодетеля, его карательной машины и общественного порядка. Восстание, правда, жестоко подавляется. Как вдохновенно говорит потом главный герой, которому принудительно вырезали «фантазию»: «Разум должен победить». Да, ироничный читатель возразит мне, что написанный в 20-е годы прошлого столетья роман «Мы» – это пародия на английское общество. Но я все-таки смотрю на вещи шире, автор придумал не Англию тех лет, он убедительно нарисовал последствия, к которым приводит тоталитаризм. У Замятина была возможность издалека, с берегов туманного Альбиона наблюдать за тем, по какому пути направляет стопы его собственная родина. За несколько лет до появления Вождя он красочно описал черты, в которых легко угадывается главная личность эпохи. Увы, кому-то сегодняшний день кажется слишком пресным, а нынешние вожди, лишенными харизмы. Желание народа вернуть «твердую руку» достойно, чтобы очередной Замятин воспели его в новой антиутопии. Ничему мы не учимся на ошибках и классической литературе. Значит, придется повторить урок. Но, вернусь к антиутопиям и фантастике. Набившего оскомину Оруэлла не цитирует только ленивый. Движемся дальше. Кто там у нас? Ну конечно же, Хаксли и его «дивный новый мир». Будущее у Хаксли светло и прекрасно! Люди живут недолго, умирают молодыми, счастливыми, под веселую музыку. О чем еще можно мечтать. Новый мир встречает нас с распростертыми объятьями. На фоне Оруэлла и Замятина, мир, в котором ты не доживешь до старости, вполне радостный. Если выбирать между обществом, где правит Благодетель и перспективой умереть молодым, но счастливым, я выберу последнее. А теперь немного о голливудских сюжетах. Там тоже будущее весьма неоднозначно и мрачновато. Помните фильм, где герой просыпается после многолетнего сна и с ужасом узнает, что алкоголь запрещен, курить нельзя, а за сквернословие начисляются штрафные баллы. Ох уж эти запреты! Почему же будущее видится фантастам именно таким? Где счастливые лица, где люди, весело раскатывающие на авто с электрическими моторчиками? Почему сплошь одни жутковатые пейзажи: черные трубы, дым, ядерная зима. Общественный строй всегда один и тот же: четкое разделение на высших и низших, тоталитаризм в самых худших и уродливых формах. Насилие над личностью, преобладание государства над человеком, порабощение сознания. Может быть, я не объективна. Но я старательно пыталась вспомнить хотя бы одни пример из литературы прошлого, в котором наша эпоха описывалась позитивно. И не нашла, представляете! Ни одного положительного примера. Более того, в последнее время, если судить по постам на развлекательных ресурсах, людей тема апокалипсиса и выживания живо интересует. Люди делятся схемами сбора «тревожных» рюкзаков; на полном серьезе рассуждают по поводу того, как себя вести в случае ядерной войны или нашествия зомби. Да, вот еще одна «замечательная» тема: зомби апокалипсис или военное вторжение внеземного разума, она сегодня весьма популярна в широких кругах. Но объясните мне, почему?! Почему не фантазировать на какую-нибудь «светлую» тему! Почему игры разума в мрачных тонах так притягательны для человеческого воображения. Зачем готовить сухой паек и запас спичек на случай катастрофы, если можно просто жить и наслаждаться жизнью. Приближать счастливое будущее, а не планировать рацион семьи из трех человек на момент ядерного удара. Почем так много людей «ведется» на посулы различных «пророков»? Они уходят в леса, роют землянки и ждут конца света, наслаждаются первобытным ужасом, смакуя подробности грядущих бед. Кто-то считает их сумасшедшими, но при этом серьезно готовится к собственному концу света: складывает в вещевой мешок хозяйственное мыло, газовые баллоны, спички и прочие нужные в последнем походе вещи. И при этом считает себя нормальным человеком. Видимо, в самой природе человека заложено это желание – пугать себя, бороться с невидимым врагом, создавать и преодолевать трудности. Но мне страшно другое: старательно рисуя образ мрачного будущего, мы таким его программируем! Перечитывая в очередной раз Замятина, я поражаюсь его прозорливости: строем, в одинаковых робах фабрики «Москвашвея» мы уже ходили, а машина справедливости Благодетеля работала днем и ночью. Теперь ждем нашествия зомби.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика