Под чудесами я подразумеваю различные «волшебные» явления: превращения, видения, свидетельства очевидцев о посещении ангелов.
Больше всего чудес случалось в Средние Века и на стыке эпох, при переходе от одного общественного строя к другому, перед и по окончании глобальных войн. Чудеса посещали человека в период разрухи, голода и болезней. Достаточно вспомнить легенду о том, как Орлеанской Деве явился архангел Михаил. Небесный воин возвестил простой, неграмотной девчонке, о ее избранном положении и высокой миссии.
Чуть раньше, на заре зарождения новой религии, ангел посетил никому не известную Марию, пообещав, что она родит Спасителя.
Мироточивые иконы, неопалимые кустарники и «неупиваемые чаши» — привычный атрибут жизни наших предков. Но научно-технический прогресс внес коррективы в сознание и восприятие людей. Как только большинство научилось мало-мальски читать и писать, чудеса практически прекратились. Почему «практически»? Да потому что и до сих пор есть люди, которым мерещатся плачущие образа. Помниться, технологию рыдающих икон уже давно разоблачили, если не ошибаюсь, это был один из русских царей-реформаторов. Не буду перегружать читателя ненужной информацией. Кому интересно, могут почитать технологию изготовления плачущих досок, она довольно проста.
Отсутствие чудес подрывает многовековые устои, лишает церковь власти. Ден Браун в книге «Ангелы и Демоны» прекрасно описывает эту ситуацию. Если чудес нет, их надо придумать и самостоятельно сотворить.
Удивительно, но до сих пор находятся наивные, готовые верить в то, что обычная доска, покрытая красками, пусть и в дорогой рамке, может истекать слезами. А уж если кровавыми, то это вообще предвещает конец света и прочие неприятности.
Лично я перестала верить в чудеса еще в дошкольном возрасте. И не нужно говорить, что мне было скучно жить. Вовсе нет. Материалистический подход к миру открывает для человека горизонты, которые и не снились верующим в сказки.
Я думаю, что со временем, необходимость в чудесах окончательно отпадет. Более того, у людей не будет поводов для слепой веры. То, что еще в начале прошлого века казалось невозможным, сегодня обыденно. Чем дальше продвигается наука, тем меньше шансов у мракобесия. Судите сами: меньше ста лет назад телефон был стационарным и проводным. Сегодня толщина и размеры трубки позволяют ей умещаться в ладони. Разве не чудо?! Нет, не чудо, а результат кропотливой, глобальной работы лучших мозгов человечества.
Путешествия по воздуху тоже чудо? И тут не угадали! Все, или почти все, что ранее казалось невозможным, сегодня реально потрогать, осязать, послушать, увидеть.
У Г. Уэллса в романе «Остров доктора Моро» шла речь об опытах над животными. Путем хирургических операций ветеринар-фанатик превращал несчастных бессловесных тварей в людей. Сегодня не надо кромсать живую плоть, чтобы повенчать белую розу с жабой. Моделирование новых качеств осуществляется на генетическом уровне, и, заметьте, без всякого волшебства, мошенничества, заговоров и приворотного зелья.
Вера в чудеса – это атавизм, который постепенно уйдет в небытие за ненадобностью, как отпал хвост у вставшей на задние лапы обезьяны.
Всю свою историю развития прогрессивное человечество шаг за шагом разоблачает чудеса. И это – правильно. Чем меньше непонятных событий, вызывающих суеверный ужас, тем проще и легче жить. Наших предков пугали такие явления природы, как затмение, миражи или гало. Они приписывали им сверхъестественную природу. На деле же – ничего удивительного и страшного не происходит. Но если не знать основ астрономии и оптики, то да – непонятно, опасно, «сказачно».
Другой вопрос, где наступит предел фантазии и возможности человечества развиваться дальше. Нет ли опасности, что на определенном этапе мы вновь вернемся к первобытной вере в чудеса. Ведь она очень удобна с точки зрения управления массами.
Страх порабощает, делает человека безвольным рабом. Знания дают свободу. Вот за эти знания, свет, которые они проливают на темную сторону жизни, и был наказан Прометей, а позже его последователь – Люцифер.
В глобальном смысле человечество развивается по единому принципу: от простого к сложному. Новорожденный может лишь бессмысленно водить глазами, не удерживая внимания ни на одном предмете. Становясь старше, человек начинает исследовать мир, познавать его, пугаться непонятного и радоваться открытиям. Тоже самое и с людьми. На заре эволюции мы были подобны бездумному младенцу, но каждый новый век обогащал нас знаниями, лишал иллюзий, развеивал мифы.
Впрочем, верить и ли не верить в чудеса – это личное дело каждого. До тех пор, пока оно не касается окружающих, не угрожает жизни и здоровью. Одно дело тихонько шептать молитвы и креститься на образа, другое – проповедовать отказ от мяса и лечить рак мочой! Таким «чудотворцам» надо решительно и бескомпромиссно давать по рукам.
И снова возникает опасение, что разгул мракобесия в последнее время набирает обороты.
Одни говорят, что прививки вредны и влияют на умственное развитие детей, другие – предлагают отказаться от традиционных методов лечения в пользу сомнительных препаратов. Список заблуждений и «чудесных» снадобий и пособий по жизнедеятельности можно продолжать до бесконечности. А разве не верой в чудо можно объяснить факт существования финансовых пирамид. Лавры Емели, сидящего на печи и получающего проценты от жизни, не дают покоя неграмотным обывателям.
Да, дорогой читатель, чудеса идут рука об руку с таким понятием, как невежество. Именно от недостатка культуры и знаний люди и бросаются во все тяжкие, устремляются вслед за финансовыми и духовными мессиями. Чем ниже уровень интеллекта, тем выше желание чуда. Увы, иногда сознание людей остается на уровне детсадовского развития. Как дошкольник ждет Деда Мороза, так наивный человек надеется получить выгоду из воздуха.
Но мне кажется, что несмотря на засилье мракобесия, надежда все-таки есть. Как говорили древние мудрецы: самая темная часть ночи перед рассветом.