Демянский бор, расположенный в живописном урочище Новгородской губернии, издавна слывет местом, где происходит нечто странное, запредельное.
Еще в 1862г. управляющий здешними мыловаренными артелями Николай Прохорцев писал своему хозяину Алексею Юрскову о том, что эта природная территория, похожая по рельефу на огромный котел, обильна разнообразными растениями, плодами и естественными ароматами, идеальными для парфюмерных целей. Вот только есть одно «мистическое дельце»: в месте сём развивается у человека отвратительное самочувствие, когда некое чудится «в неких обличьях» (управляющий называет это мороком). К примеру, чьи-то взгляды, уставленные на путника сзади, способные повалить его с ног… Или же потеря ориентации в пространстве, когда из «правильного места» вдруг попадаешь в «неправильное». И если при этом тебе никто не поможет – сгинешь, назад не воротишься.
По вечерам в ненастье непременно увидишь здесь огненного лешего. Вырастет перед тобою из земли эдакий «туманный сверток» да и начнет светиться, пока не облепит всего огнистой мокрой ватой. Компасы тут бездействуют. Словом, одинокому человеку в этом борку лихо будет, случается, что и костей его не найдут, резюмировал обстоятельный Прохорцев.
Содержание
- 1 Загадочный бор с сюрпризами
- 2 Находки поисковиков в Демянском бору
- 3 Демянский бор до сих пор пугает людей
Загадочный бор с сюрпризами
Минуло полвека, и в 1912г. петербургским геологом Афанасием Забродовым (кстати, выходцем из здешних мест) по периметру котла Демянского бора была выявлена аномально высокая намагниченность, а также электропроводность почвы (вот почему стрелка компаса указывала в лесу ложное направление). Забродов применял для своих исследований самые совершенные по тому времени приборы.
Есть еще одно очень интересное свидетельство о чудесах Демянского бора, принадлежащее красному командиру Николаю Савельеву. В 1926г. Савельев находился в здешних местах на побывке и рассказывал своему брату Василию о том, как он ходил по грибы в загадочный бор.
Опят, по словам Николая, было на трухляке столько, что не хватило тележного короба. Лошадь не трогалась с места и дрожала. Вскоре стало понятно, чего она боится: низкие облака наполнились изнутри красным зловещим светом, и из них на землю посыпалась ледяная крупа, а затем — полетели клочья какой-то серой колючей ваты. Этой ватой Николай набил мешок.
В ранних осенних сумерках облака горели, подобно большим фонарям, и освещали все вокруг. Что еще удивляло: трава, кусты, хвойник, трухлявые вывалы, даже грибы, лежащие в коробе, мерцали и переливались зеленым дрожащим светом. От всякого рубящего взмаха руки красный воздух прочерчивала зеленая трассирующая линия. Николай, невзирая на творившуюся чертовщину, решил развести костерок и потом наблюдал, как пламя, котелок и то, что в нем варилось, пульсировало и светилось попеременно то красным, то зеленым цветом.
Савельев отправился было за хворостом, но вдруг увидел призрак, который в точности повторял его, Николая, движения. Это был световой двойник мужчины, идущий поодаль. Когда оробевший Савельев вернулся к костру, двойник от него отшатнулся и по воздуху поплыл в чащу. Там он превратился в белый шар и рассыпался на разноцветные искры.
Наутро ничто не напоминало Николаю о приключениях вчерашнего вечера. Лишь мешок, куда он набивал вату с неба, был очень грязным и мокрым. Впрочем, как говорил Савельев, он, кажется, ошибся: это была не грязь, а деготь. Только откуда взялся деготь в чистом сухом мешке?..
Находки поисковиков в Демянском бору
До 60-х годов прошлого столетия официальная наука не занималась изучением данной аномальной зоны, считая все слухи и свидетельства очевидцев вымыслами и суеверием.
Во время войны в здешних местах шли ожесточенные бои; только с советской стороны в «демянском котле» погибло более десятка тысяч воинов…
В 60-е годы сюда прибыли саперы, которые частично обезвредили и ликвидировали мины и неразорвавшиеся снаряды, а также ученые. Последние сделали вывод, что для местности действительно характерны «активные отклонения», пагубно влияющие на человеческое здоровье и вызывающие галлюцинации и немотивированные поступки.
Захоронением останков погибших красноармейцев занялась общественность. Люди немало сделали, но могли бы сделать и больше, если б не дьявольский нрав Демянского бора. Этот лес, по-видимому, не переносит незваных гостей и блокирует все их начинания. Руководитель поисковиков Левченков, человек, несомненно, смелый и решительный, в своем письме признавался в бессилии перед тайнами этого места.
Он писал, что незахороненных, выбеленных солнцем и дождями человеческих костей в лесу много, и иногда они светятся в темноте. Над порушенными блиндажами и осыпавшимися окопами конденсируется туман, принимая при этом форму человеческих тел. Это можно было бы посчитать природным курьезом, если б не ночные встречи с призраками в болотистых низинках – там, где остались хорошо сохранившиеся тела красноармейцев и немцев.
Левченков пишет, что он и еще трое очевидцев (колхозники Николаев, Троценко и Милованов) стали свидетелями того, как с появлением подобного призрака самопроизвольно загорелась свежая растительность и затем так же самопроизвольно огонь потух. Иногда гнетущий беспричинный страх так одолевал людей, что вынуждал искать другие места для ночлега.
Вывод, который делает Левченков, однозначен: в местах, где имеются непогребенные человеческие останки, царит мертвая энергетика, чуждая жизни. Даже речная вода там мертвая, она отнимает силы у людей. А вот за бором вода «оживает» и уже дарит силу. Безусловно, кости павших воинов необходимо предать земле. Ученым же глава поисковиков посоветовал забыть об научной гордыне и взяться за разгадку тайн Демянского леса.
Демянский бор до сих пор пугает людей
К сожалению, ученые по-прежнему отказываются признавать данную антинаучную «бесовщину». Ну а число жертв Демянского бора продолжает тем временем расти. Не секрет, что сюда частенько наведываются «черные следопыты» с целью отыскать немецкие наградные знаки, солдатские и офицерские жетоны, вполне исправное оружие, которое можно с выгодой продать. Нередко эти любители риска подрываются на ими же потревоженных проржавевших боеприпасах. Аномальная зона наводит свой морок даже на самых опытных «черных копателей»…
Приехала, к примеру, группа таких «сталкеров» поискать здесь награды и немецкое оружие. Вначале одного из них кто-то на болоте едва не придушил, а дальше – еще хуже: повадился кто-то приходить к ним в полночь из бора и так напугал, что парни эти и из автомата «отстреливались», и гранаты бросали!.. А после все равно сбежали.
У Юрия Николаева, художника и конструктора, путешественника и коллекционера, — свои «страшные истории» о пребывании в Демянском бору.
Юрий заметил, что в одном и том же месте на болоте он чувствует чей-то преследующий взгляд. Оглянется – вроде нет никого, а отвернется – снова кто-то буравит глазами спину. Опасаясь насмешек, мужчина никому об этом не говорил. Но однажды прибежавший в лагерь племянник Юрия также сообщил, что следил за ним на болоте, а храбрая лайка до того перепугалась, что прижалась к ногам и принялась жалобно повизгивать…
Один раз Юрий со своим племянником нашел снаряд и хорошую винтовку, которые было решено увезти в Москву в качестве сувениров. Мы, говорит Юрий, сфотографировали друг дружку с находками, после чего я взглянул на часы: было 12:06. Что произошло дальше, ни дядя, ни племянник не помнили. Очнулись они в высоченных зарослях камыша в 16:10. Головы у обоих гудели, словно с похмелья, а ведь мужчины пили только чай. Самое же странное заключалось в том, что следов их нигде не было: камыш вокруг стоял стеной, только пятачок под ногами был вытоптан. «Трофеи», кстати, неизвестным образом исчезли. Юрий и его племянник пытались вспомнить, каким образом они попали в эти заросли, но не сумели. При этом чувствовали они себя так, словно их кто-то одурачил.
А однажды, едва только они вошли в лес, началась другая чертовщина. Доходишь, говорит Юрий, до некой черты, а дальше ни шагу ступить не можешь: тело цепенеет, наливаются тяжестью ноги, и такой ужас охватывает, что волосы дыбом встают, испарина по всему телу выступает. И только когда путники молча повернули обратно и спустились к речке, страх отпустил их. Правда, коленки еще некоторое время дрожали…
Вот такой он, демянский бор – загадочный и страшный, и никому не дано разгадать его тайны, даже хотя бы слегка приблизиться к этой разгадке…