Радонеж — Церковь Преображения Господня
Радонеж занимает особое место в истории славянской культуры. Основанный первыми славянскими переселенцами, он стал одним из духовных центров православия.
Там прошло детство Сергия Радонежского, основателя знаменитого Троицкого монастыря.
Древняя земля Радонежа до сих пор хранит удивительные тайны, легенды и поверья…
Десятивековую историю Радонежа можно разделить на три этапа: существование его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок (после 1989 года село Радонеж).
Радонежский край расположен на Клинско-Дмитровской возвышенности. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Причудливый ланшафт радонежской земли возник благодаря отступающему леднику. Основная водная артерия — река Воря с притоками Торгошей и Пажей.
Именно на берегах этих речушек появились первые переселенцы — финно-угорские племена меря и балты, а затем их сменили славяне (кривичи). В дальнейшем расселение славян шло вдоль Переславской дороги. С 1328 г. эта дорога стала одной из важнейших в Московском княжестве. К тому времени Радонеж входил в состав Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. — в состав Великого княжества Владимирского.
Во времена монголо-татарского ига Радонеж стал частью Золото-ордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения, обложив его данью, которую собирали баскаки. Память о тех временах хранят пустоши Ханская и Баскакова. Кроме того, в народных преданиях сохранились упоминания о капище Белые Боги, в котором баскаки совершали свои религиозные обряды.
Их святилище располагалось на одном из холмов, окружающих Радонеж. До сих пор не разгадана тайна возникновения этого древнего языческого сооружения. Некоторые ученые считают, что его основали славяне. Древние жрецы поклонялись здесь Белбогу — воплощению добра, вымаливая счастливую долю для своих соплеменников.
Согласно другой гипотезе, капище было основано первыми поселенцами финно-уграми и относится к финно-угорской культуре. До сих пор это место считается волшебным. Сейчас здесь растут дубы, а в овраге бежит ручей. Его вода обладает целебными свойствами, возвращая здоровье и силу даже тяжелобольным. Совсем недавно этот источник был освящен и рядом с ним построили часовню-купальню.
Во второй четверти XIV века Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники, в обязанности которых входило привлечение переселенцев на подвласную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, благодаря этому в 1332 г. в Радонежье переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл.
Епифаний Премудрый писал о нем: «Этот… раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством. Но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность». С родителями, Кириллом и Марией, в Радонеж приехали и их дети: старший Стефан и младший Варфоломей.
Во второй половине 1330-х гг. боярин Кирилл и его жена основали на Хотькове первый Пустынножительский Покровский монастырь, где и были похоронены. Их старший сын Стефан после смерти своей жены постригся в монахи и поселился среди леса на горе Макевец, положив основание монастырю нынешней Троицко-Сергиевой лавры в 1342 г.
После смерти родителей Варфоломей ушел вслед за братом на речку Кончуру, где они вместе «сделали постель и хижину, устроили над ней крышу, а затем келью и отвели место для церкви небольшой. И освящена была церковь во имя святой Троицы». Однако Стефан, поняв, «что трудна жизнь в пустыне», вскоре ушел в Москву.
Варфоломей же призвал игумена Митрофана, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ» и дал ему имя Сергия. Произошло это 7 октября 1342 г. Обращение Варфоломея к Богу не было случайным. Еще в детстве у Варфоломея произошла встреча, предопределившая его дальнейшую судьбу.
Ребенком Варфоломей никак не мог постичь грамоту и часто просил Бога в молитвах помочь ему. Однажды родители послали его найти пропавшую лошадь. По пути мальчик встретил старца-черноризца. Варфоломей попросил священника помолиться за него, чтобы он смог научиться грамоте.
Старец, пристально посмотрев на него, помолился и произнес: «С сего дня Господь дарует тебе знания большие, нежели имеют братья твои и соученики». Маленький Варфоломей тогда даже не догадывался, что это событие стало его посвящением на служение Богу и людям. (Эту судьбоносную встречу изобразил известный живописец М. В. Нестеров на своем полотне «Видение отроку Варфоломею».)
Монашеская жизнь святого Сергия была полна смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, удивительных видений и тяжелого физического труда. Сергий Радонежский не участвовал в политической жизни Московского княжества. Создав монастырь, он заложил основы духовного движения, которое оказало влияние на формирование национального самосознания. Это движение противопоставлялось татаро-монгольскому игу и тому нравственному «разорению», которое оно несло с собой.
Основной особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Троицкая лавра стала оплотом христианства. Бытует легенда, что именно Сергий Радонежский установил и освятил деревянный крест на месте поклонения древним идолам в капище Белые Боги, изменив энергетику древнего языческого святилища.
Люди свято верили в то, что его благословение всегда приносит удачу в делах, оберегает от зла и смерти. За это Сергий Радонежский был почитаем не только простым людом, но и князьями. Именно он освятил въезд в Переславль князя Владимира Серпуховского. Преподобный Сергий крестил сына Дмитрия Донского Юрия, даруя этим ему удачу и успех в делах. В 1380 г. он благословил Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского на Куликовскую битву, которая положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Сергий Радонежский обладал даром ясновидения. В 1390 г. святой Стефан Пермский проходил из своей северной епархии в Москву. Остановившись на Поклонной горе, он поклонился издали монастырю и благословил его игумена.
В это время Сергий сидел с братьями за трапезой. Неожиданно для всех он встал, низко поклонился, объяснив, что благословляет епископа Стефана, который следует в Москву и находится на Поклонной горе. Монахи, усомнившись, послали туда служку, который и застал там Стефана. В память об этом удивительном событии на Поклонной горе был установлен крест и часовня с изображением святых Стефана и Сергия. До революции это место так и называлось «У креста».
Внизу под горой располагается пруд. Согласно древнему преданию, он выкопан Сергием Радонежским. Тем, кто хоть раз окунулся в его воды, возвращаются жизненная сила и удача. Водой из него можно вылечить многие болезни.
За низиной и прудом расположено еще одно мистическое место, связанное с историей Москвы. Это гора Волкуша, от древнего названия «волковуша», что значит плакальщица. Карамзин об этом месте писал так:
«Верст за семь от Троицы открываются среди зелени лесов златые главы церквей ее вокруг огромной колокольни, подобно величественному столпу. Я взъехал на гору Волкушу… Русские патриоты, это место должно быть вам известно. Здесь архимандрит монастыря Троицкого благословлял крестом и кропил святой водой достойных сынов России, которые с вождем Пожарским и гражданином Мининым шли освобождать Москву от чужестранных тиранов».
29 мая 1988 г. в Радонежье установлен памятный знак Сергию Радонежскому работы скульптора В. М. Клыкова и архитектора Р. И. Семержиева.
Еще при жизни святого Сергия была установлена традиция паломничества в Троицко-Сергиевский монастырь, которому в 1744 г. было присвоено звание лавры. Совершать паломничество разрешалось только пешком, потому что сам святой Сергий никогда не ездил на коне, иначе желание или заветные просьбы не будут услышаны или исполнены.
С Радонежем связаны роковые и трагические события. С 1425 по 1453 г. длилась великая междинастическая война между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыном последнего Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. Некий Брунко предупредил Василия II о грозящей ему опасности.
Но тот не поверил, проявив беспечность, за которую поплатился. Великий князь был схвачен на Переясловской дороге слугами Ивана Можайского, сторонника Дмитрия Шемяки, и ослеплен на холме, прозванным в дальнейшем Убогой горкой.
С тех пор, согласно рассказам очевидцев, в ясную лунную ночь можно увидеть черную фигуру человека, который, спотыкаясь, почти на ощупь спускается с Убогой горки, тихо проклиная жестокость своего врага Шемяки. Это призрак князя Василия II, прозванного с той роковой ночи Темным, вот уже несколько сот лет ищет своего врага.
Помнит древняя радонежская земля и хованщину — времена борьбы царевны Софьи со своим братом Петром 1. В 1682 г. князья Хованские, воспользовавшись народным восстанием против самодержавия, пытались захватить царский трон. После того как на престол взошла царевна Софья, князь Иван Андреевич Хованский потребовал от нее добровольно отказаться от власти, угрожая новыми стрелецкими бунтами.
Спустя некоторое время в день именин правительницы Софьи московские бояре выехали в Воздвиженское, чтобы поздравить царевну. Вместе с ними отправились князь Хованский и его сын Иван, не подозревая об уготованной им участи. Верные Софье люди схватили предателей и доставили к ней. Царевна, не дав пленникам даже оправдаться, приказала их казнить.
Вместе с ними она казнила и заподозренных в измене стрельцов. Князьям Хованским отсекли головы на площади у большой Московской дороги. По приказу Софьи казненных было запрещено погребать. Их тела просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино. Так царевна Софья отпраздновала свои именины.
Есть неподтвержденные сведения, что Хованские все-таки были погребены на кладбище соседнего троицкого села Городок (Радонеж). По рассказам очевидцев, ночью отец и сын Хованские выходят на старую Московскую дорогу и просят прохожих похоронить их по-людски. Свои просьбы они сопровождают низкими поклонами, опуская шапки. Вместе с ними князья снимают и отрубленные головы.
Об этой древней легенде рассказал в своей книге «Бронзовая птица» А. Рыбаков. Часто видят отца и сына Хованских и на старом мосту через реку Ворю. Они пугают своими стонами и криками ночных прохожих.
Радонежье — край застывшей истории. Древняя земля продолжает хранить предания и легенды наших предков, связывая незримой нитью прошлое и будущее.